Процесс обучения, сущность, движущие силы, закономерности обучения
Преподавание – деятельность учителей по организации усвоения материала
Процесс обучения:
1 двусторонность (учитель, преподаватель)
2 активное взаимодействие (учитель - учащийся)
3 организация учебной деятельности, стимулирование
4 целостность и единство
5 соответствие возрастным критериям
Преподавание- передача учащимся готовых знаний, а также руководство их научно-познавательной деятельностью.
Определяющие условия обучения как деятельности – цели и задачи, а также содержание и мотивы.
Процесс обучения – целенаправленный , двусторонний процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которых происходит образование, воспитание учащегося.
Без педагоческого руковдства нет процесса обучения
Эффективность зависит от способов подачи информации:
-рассеивающий
- дифференцированный,
- индивидуальный
- Хорошо подготовленный урок
- создание проблемной ситуации
- разнообразие методов работы
- групповая работа
Функции процесса обучения:
- образовательнаявыполняется посредством приобретения знаний, умений и навыков.
Знание – сохранение и понимание
Умение – способность (владение способами применения знаний на практике)
Навык- умение, доведенное до автоматизма
- воспитательная – функция процесса обучения, формирование определенного мировозренич, эстетических взглядов. Важен микроклимат она реализуется при становлении необходимых в современной самостоятельной жизни качеств индивида. К основным следует отнести волевые, эстетические, нравственные и другие качества. При этом формируется диалектико-ма-териалистическое мировоззрение, в результате чего складывается всесторонне и гармонично развитая личность.
Результатом/ншивающеи функции считается умственное развитие школьников, становление их познавательных качеств.
Стили общения:
Авторитарный
- демократический
- либеральный
- развивающая функция: «Обучение ведет за собой развитие»
Познавательные качества: природные способности, логика, способность к умозаключению.
- побудительная
- организующая
Этапы процесса обучения:
- постановка педагогом цели учащегося и принятие этой цели учеником
- организованное восприятие новой информации и ее осмысление. «индуктивный» способ
- закрепление воспринятого и первично усвоенной информации – прямое
- проверка
- обобщение изученного
Методологический подход к процессу обучения:
1 бехевиаристский: стимул реакции. Процесс обучения – искусство управления стимулами. Умение – совокупность реакций на стимулы. Сознательная деятельность объясняется физиологически
2 прагматисты: нужно расширять личный опыт ученика
Цель: научить ребенка жить: приспосабливаться к среде. Обучение – сугубо индивидуальный процесс. Умолялась роль учителя – лишь консультант. Обучение возможно, если ученик что-то делает.
_____________
Процесс обучения имеет ряд внутренних противоречий, которые считаются его движущей силой. Парадоксально, но они обеспечивают его движение иразвитие. Таких противоречий много, но мы перечислим лишь некоторые из них.
1. Противоречие, связанное с выдвигаемыми познавательными задачами и существующим уровнем знаний, умений и навыков учеников, а также с их умственным развитием.
2. Противоречие, связанное с личным опытом школьника до начала процесса обучения и с его переоценкой в период обучения.
3. Противоречие, связанное с необходимой в обучении схемой размышлений и с привычкой ученика к структурному мышлению
4. Противоречие, связанное с наукой и с учебным предметом.
5. Противоречие, связанное с соотношением как чувственного и рационального познания, так и конкретного и абстрактного.
Итак, главной целью учителя должно стать выявление, формирование и применение всех перечисленных противоречий. Это даст возможность активизировать познавательную деятельность школьников.
Существует еще одно структурное деление процесса обучения, согласно которому принято выделять следующие элементы:
-целевой; включает в себя требования программы. При этом должен учитываться уровень развития школьников. Более того, нельзя забывать о целях и задачах изучения предмета, урока или темы,
-Стимулирующе-мотивационныйкомпонент выступает в роли стимулятора как положительных мотивов учения и интереса, так и потребностей решать поставленные задачи. Этот компонент связан с деятельностью учителя. В . процессе обучения он применяет различные методы и средства.
-содержательный; . связан с созданием учебных планов, программ, учебников, а также с конкретным уроком
-операционно-деятельный; является совместная работа учителя и ученика в процессе обучения с целью передачи социального опыта старших поколений. На практике он находит свое выражение в виде методов, средств обучения.
--контрольно-регулировочный; дает возможность установления обратной связи в процессе обучения. Этот компонент также выступает в виде корректирующего и регулирующего средства в процессе обучения. Его реализация происходит в совместной деятельности учителя и ученика. К примеру, после написания диктанта учитель проверяет ошибки учеников, а те впоследствии работают над ними
- Оценочно-результативный компонент связан соценкой результатов обучения и соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам.
Одной из функций дидактики как науки является познание процесса обучения. Результат этого познания — выявление объективно существующих законов и закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса.
Закономерностямиявляются существенные, устойчивые, объективные, повторяющиеся связи между компонентами учебного процесса. Законом же называют строго зафиксированную закономерность, когда точно выявлены ее характер, форма и пределы ее проявления. Законы и закономерности — главное содержание любой научной теории, науки.
Особенность закономерностей процесса обучения прежде всего состоит в том, что связи компонентов учебного процесса носят преимущественно вероятностно -статистический характер. Часть закономерностей действует всегда независимо от условий процесса и действий его участников. Но ряд из них оказывает влияние не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, т.е. во множестве случаев.
Обучение может строиться на опыте. Но усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств и построю ение эффективных систем обучения требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения.
Закономерности бывают внешними и внутренними. Внешние закономерности характеризуют зависимость процесса обучения от общественных условий: политической, социальной, экономической ситуаций, потребностей общества, уровней культуры и образования.
Под внутренними закономерностями процесса обучения рассматривают связи между его компонентами: между содержанием, средствами, методами, формами, целями. Проще говоря, эта закономерность рассматривает связь между преподаванием, учением и изучаемым материалом.
Две основные закономерности обучения состоят в следующем.
1. Обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие обучения зависит от ряда усло вий. Частные проявления указанной закономерности зависят от этих условий.
2. Существует зависимость между воздействием учителя на ученика и результатами обучения. Эта закономерность говорит о том, что без взаимообусловленной деятельности участников процесса обучение само по себе состояться не может. Иначе можно
сказать, что высокое качество обучения зависит от интенсивности сознательной учебно-познавательной деятельности учащегося.
Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал. Закономерности процесса обучения делятся на дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные..
Дидактические, или, как их еще часто называют, содержательно-процессуальные, закономерности определяют собственно дидактические характеристики, такие как зависимость результативности обучения от содержания, средств, целей, методов, форм процесса обучения. Вот каковы эти характеристики.
1. Если детей обучать путем «делания», то они усвоят материал в 6, а то и 7 раз лучше, чем если бы их обучали путем «слушания».
2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.
3. Результативность усвоения заданного объема умений и знаний обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала.
4. Результативность усвоения заданного объема умений и знаний обратно пропорциональна объему изучаемого материала.
5. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства преподавателя.
6. Закономерность, сформулированная Л.В. Занквым: «Результаты обучения зависят от способатвключения учащихся в учебную деятельность».
7. Результаты обучения прямо пропорциональнытзначимости для учащихся усваиваемого учебноготматериала.