Тема №37. Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста

2. Цели: дать определение компрессии научного текста, общее представление о видах компрессии текста-первоисточника: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, резюме, о приёмах компрессии, основных правилах компрессии текста; воспитание у студентов профессионально-деловых качеств, развитие интереса к творческому представлению учебного материала.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

-совершенство­вать умения выделять микротемы, опреде­лять в них главное, существенное, отсе­кать второстепенное, отбирать лексиче­ские и грамматические средства для более крат­кой передачи полученной информации

Студент должен уметь:

-формировать умения определять принадлежность фрагмента текста к определенному виду компрессии;

  1. Основные вопросы темы:

1. Что такое компрессия?

2. Какие виды компрессии вам знакомы?

3. Каковы приёмы компрессии?

4. Каковы основные правила компрессии текста?

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме.

В результате смысловой компрессии, образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ.

Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.

Компрессия текста основана на трех главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца. Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.

2.Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.

3.В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.

Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.

Таким образом, основными операциями с текстом-источником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.

Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта.

5. Методы обучения и преподавания:презентация, работа в малых группах, работа с текстом, терминологическая разминка, ситуационная задача.

Работа в малых группах.

Задание 1. Прочитайте предложения, рассказы­вающие об истории происхождения не­которых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:

а) только значение крылатого выраже­ния;

б) только информацию об истории про­исхождения этого выражения.

1. Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основа­но на свойстве металла при нагревании све­титься по-разному в зависимости от темпера­туры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

2. Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил вы­ражение, употребляемое сейчас в тех случа­ях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универ­сальный ключ к решению многих задач.

3. Выражение «цепная реакция», обозначаю­щее сейчас любой процесс, над которым че­ловек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередую­щихся химических реакций.

Задание 2.

1) Запишите придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы получить - …; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы сообщить - ...; для того чтобы распределить - …; для того чтобы рассмотреть - …; для того чтобы объяснить - …; для того чтобы поддержать - … .

Образец: для того чтобы осуществить — для осуществления

2) Замените выражения синонимами.

Привести доказательство - …; проводить исследование - …; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения - … ; совершать колебания - …; прийти в соприкосновение -…;

иметь отличие - …; иметь значение - …; дать подтверждение - …; сделать отступление - …

Образец: дать подтверждение – подтвердить

2. Работа с текстом.Работа с текстом. Прочитайте текст.

АНГИНА

Общее острое инфекционное заболевание с выраженными воспалительными изменениями в глотке, преимущественно нёбных миндалин. Заболевание ангиной встречается очень часто, особенно при холодной и сырой погоде осенью и весной. При первых признаках ангины следует обратиться к врачу, так как даже самая лёгкая форма её может привести к осложнениям. Ангина может быть одним из проявлений таких сложных заболеваний, как дифтерия, скарлатина, грипп, коклюш, а также некоторых болезней крови. При слабом заболевании горла рекомендуется полоскать горло слабыми дезинфицирующими растворами. При отсутствии аптечных средств можно полоскать горло настоем корня алтея, солёной водой, смесью соли, борной кислоты и питьевой соды; вдыхать свежеприготовленную кашицу из лука репчатого. При ангине полезно также есть больше лука и пить сок клюквы болотной.

Задания к тексту:

1. Чтение текста (комментированное);

2. Определение основной мысли текста;

3. Вычленение микротем текста;

4. Компрессия текста, определение приёмов сжатия;

5. Написание сжатого текста;

6. Пересказ текста.

Задание 1. Объясните значение медицинских терминов, переведите их на казахский язык.

Инфекционное заболевание, ангина, глотка, миндалина, дифтерия, скарлатина, грипп, коклюш, болезнь крови, дезинфицирующий раствор, аптечка.

3. Работа в малых группах.Прочитайте текст. Определите основную мысль текста.

Подростковый возраст психологи называют самым трудным. В это время многое меняется в человеке. Он осознаёт, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые. Но сам ещё не может чётко определить жизненные ориентиры. Он хочет войти в большой мир, найти в нём собственное место и в то же время подвергает этот мир жёсткой критике. Мысли и желания подростка в этот период противоречивы, непонятны ему самому.

Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности подростка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Ребенок искренне утверждал, что «чашка сама упала», а задача «не решилась». Единственным желанием при этом было, чтобы буря поскорее миновала и родители перестали сердиться. Зато теперь, даже если не случилось никаких неприятностей, начинается мучительный процесс переживаний, обдумывания своих действий.

Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от уверенности в своей гениальности до неверия в себя.

Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьезные решения. Он приобретает опыт общения с окружающими и выходит во взрослую жизнь с ценнейшими качествами личности: чувством ответственности, совестливостью, осознанием собственной неповторимости.

Послетекстовые задания:

1. Озаглавьте текст.

2. Выделите в тексте смысловые части.

3. Запишите опорные фразы каждого абзаца.

4. Составьте простой (назывной и вопросный), сложный планы.

5. Выпишите из текста термины. С помощью терминологического словаря дайте им определения.

4. Терминологическая разминка (проводится с целью активизации внимания). Работа в малых группах. Студентам даются 4-5 понятий из текста. Задача студентов, записать несколько определений каждого понятия и доказать свою точку зрения.

5. Ситуационная задача. Написание подробного и краткого изложения «Моя специальность».

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

Тема №38. Жанры научного стиля. План и его составление в научной сфере.

2. Цели: определение понятия «план», ознакомление с различными видами плана, последовательностью действий при составлении плана, с требованиями, предъявляемыми к плану.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:

-развитие навыков и умений переработки научного текста в виде плана; закрепление навыков формулировки основной авторской мысли

  • Студент должен уметь:

-умений свертывать информацию, трансформировать предложения; развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе.

4. Основные вопросы темы:

1.Что такое план?

2. Какие виды плана вы можете назвать?

1. В словаре Д.Н. Ушакова говорится, что план - это «расположение, взаимная связь отдельных частей чего-то излагаемого или изложенного, тот или иной порядок, в котором что-либо излагается, компо­зиция». Последнее слово в этом определении - композиция - очень сущест­венно и ко многому обязывает: имеется в виду, что план должен всегда отражать структуру текста, вскрывать структурные отношений.

План помогает понять текст. Вместе с тем составление плана помогает и запомнить материал. Особенно велика роль плана, когда воспроизведениетекста во времени отодвинуто от чтения. Тогда даже беглый взгляд на план дает возможность ответить на его пункты, восстановить в виде рассказа содержание давно проработанного текста.

Восстанавливая содержание текста по плану, мы проверяем, насколько хорошо и правильно запомнился текст. Таким образом, план является еще и средством для самоконтроля и самооценки.

При составлении плана необходимо соблюдать определенную последовательность действий:

1. Выделить существенные мысли.

2. Выделить главную мысль;

3. Разделить текст на части, сгруппировать его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавить каждую часть.

Составляя план, надо помнить требования, предъявляемые к плану:

1. В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа.

2. Пункты плана должны быть краткими.

3. Они должны быть связаны между собой по смыслу.
Формулировка пунктов плана может быть дана в назывной форме, а также в виде вопросительных и повествовательно-утвердительных предложений.

2.Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада.

Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.

При составлений простого плана нужно сформулировать основную мысль каждого абзаца: найти ключевое слово и преобразовать его в абстракт­ное существительное, нанизывая к нему зависимые слова, и получится план в назывной форме. Назывной план легко преобразовать в вопросительный, и наоборот.

При составлении сложного плана текст необходимо разделить на композиционные части: вводную, основную и заключительную. Затем в каждой композиционной части необходимо сформулировать основную мысль, которая и будет заголовком. Каждая из композиционных частей могут объединять в себе два и более абзацев, в которых отражаются (раскрываются) отдельные аспекты отраженной в заголовке (каждой из композиционных) частей проблемы.

3.Конструкции для выражения желательности:

- стараться (постараться, пробовать, попытка, цель, желание, намерение, задача) сделать (делать, решить, помочь);

- стремиться (стремление) сделать (делать, решить, помочь);

- стремиться (стремление) к чему (тому, чтобы);

- рассчитывать (надеяться, надежда, расчет) на что (на то, чтобы);

- рассчитывать (надеяться) сделать (делать, решить, помочь).

для выражения необходимости:

- кто должен (обязан, вынужден) сделать (делать, решить, помочь) что;

- кому нужно (следует, пришлось) сделать (делать, решить, помочь) что;

- стоит (не стоит, есть смысл, нет смысла, имеет смысл, не имеет смысла)

- нужен (требоваться, понадобиться) кому на что (для чего);

- нуждаться в чем на что (для чего);

- требовать (просить) чего на что (для чего).

5. Методы обучения и преподавания:презентация,работа с текстом, работа в малых группах

Работа с текстом.Прочитайте текст. Определите, почему он так называется.

Секрет образованности

Часто встречается у студентов-первокурсников наивный взгляд, будто чтение, как дыхание, дается каждому грамотному само собой… Чтение настоящей книги должно быть взаимодействием с ней, то есть, ничего не вкладывая в читаемое от себя, вы рискуете и не получить ничего от книги. Но это касается творческого чтения. А самый процесс чтения, его технология, тоже не дается сразу. Одно дело – читать дома, другое – в библиотеке. А чтение в библиотеке похоже на своеобразную школу.

Сначала мое чтение было хаотичным. Читаемая по теме книга включала в сносках и примечаниях ссылки на другие источники. Роясь в каталогах, чтобы найти их шифры и заказать себе эти другие источники, я сплошь да рядом наталкивалась на интригующие названия. Не нужно по теме – а знать так хочется! И чтение разветвлялось, непрерывно множилось – главная его магистраль переходила во встречные дороги, дороги – в улицы, улицы – в переулки, переулки – в тропинки, тропинки – в необъятную даль бездорожья…

Главная тема окружалась спиралями знаний, объяснений, переходов в новые и новые проблемы, связанные с основной темой. Я пробиралась по лесу знаний, заходя в разные стороны. И чтоб не забывать прочитанное, стала конспектировать его в тетрадку. Конспектирование сначала велось вслепую, от-до; потом я научилась отличать существенное от случайного и записывать только существенное. Не только о самом тексте – о его языке, стиле, удачном и неудачном месте, верной или неверной мысли – и конспект стал превращаться в разговор с книгой. Нельзя было писать на полях – книга библиотечная! И впечатление, ответная мысль, резкое несогласие неизбежно вторгались в конспект.

Шли дни, месяцы, годы такого чтения. И вырастала привычка. Замечательная привычка, сделавшаяся моей «подругой» на всю долгую жизнь. Привычка находить нужную книгу; а в книге находить ее самое нужное место; а нужное место правильно конспектировать, ставя номер страницы. Привычка вдумчивого чтения, открытия цитатной мысли у автора; усвоение побочных мест, могущих пригодиться; привычка чувствовать себя в книге не как в гостях, а как дома. Словом, привычка хорошо понять и оставить в записях для памяти нужную тебе книгу. Пусть она потом забудется. Но память хранит ее в своей кладовой до первого нужного случая. Постепенное приобретение простого опыта, что изолированной науки в мире нет и все познанное человеком перекликается, - оно-то и составляет секрет образованности. Хаотическое мое чтение первых лет оказалось исключительно полезным, научило искать и находить связь .

(М. Шагинян.)

Задания к тексту

1. Объясните, почему автор считает, что чтение в библиотеке – это своеобразная школа.

2. Разделите текст на пять частей по назывному плану.

а) творческое чтение;

б) технология чтения в библиотеке;

в) разговор с книгой;

с) привычка вдумчивого чтения;

д) секрет образованности.

3. Прочитайте повествовательный план текста. Объясните, как вы понимаете главную мысль каждой из его частей.

а) чтение настоящей книги должно быть взаимодействием с ней;

б) чтение в библиотеке похоже на своеобразную школу;

в) конспект стал превращаться в разговор с книгой;

с) вырастала привычка хорошо понять и оставить в записях для памяти нужную тебе книгу;

д) постепенное приобретение простого опыта, что изолированной науки в мире нет и все познанное человеком перекликается, - и составляет секрет образованности.

4. Сопоставьте назывной и вопросительный планы текста. В чем между ними разница?

5. Прочитайте текст вслух по частям. Определите, к какой части текста относится каждый из вопросов. Ответьте на них.

1) Какое чтение можно назвать творческим? 2) Какие навыки необходимы для чтения в библиотеке? 3) С чем автор сравнивает чтение? 4) Как вы понимаете мысль автора: «Я пробиралась по лесу знаний, заходя в разные стороны»? 5) С какой целью необходимо конспектировать прочитанное? 6) Каким должен быть конспект? 7) Какой привычке научило М.Шагинян чтение первых лет в библиотеке? 8) С чем автор сравнивает привычку хорошо понять и оставить в записях нужную книгу? 9) В чем, по мнению автора, состоит секрет образованности?

2. Работа в малых группах.Прочитайте текст. Выделите в тексте смысловые части и озаглавьте их. Составьте вопросный план.

Остеопороз (ОП) относится к дегенеративно-метаболическим заболеваниям скелета, являясь прогрессирующим системным заболеванием, характеризующимся снижением массы кости и нарушением микроархитектоники костной ткани, приводящими к увеличению хрупкости кости и риску переломов. По данным ВОЗ остеопороз занимает 4-е место в структуре смертности от неинфекционных заболеваний (после заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологической патологии и сахарного диабета). По прогнозам экспертов, к 2050 г. в мире частота переломов шейки бедра, связанных с остеопорозом, возрастет с 1,7 млн случаев в год до 6,3. Последствия ОП в виде переломов позвоночника и трубчатых костей (бедра, костей предплечья) обусловливают значительный подъем заболеваемости, смертности, инвалидности. Как правило, диагноз остеопороза появляется у пациента уже после случившегося первого перелома, т.е. уже тогда, когда риск повторных переломов в течение ближайшего года увеличивается в 5 раз. Как было указано выше, экономические затраты на лечение перелома и ОП после перелома чрезвычайно высоки, а значимость терапевтического эффекта антирезорбтивной терапии приближается к значимости риска повторных переломов, то бесспорно, что задача врача и наибольшая обоснованность лечебных мероприятий возникают задолго до возникновения переломов. Большие зарубежные эпидемиологические исследования указывают, что у каждой второй женщины после 50 лет и каждого пятого мужчины выявляется остеопенический синдром, о котором они не знают. Только адекватная медицинская помощь на отрезке времени от возникновения остеопенического синдрома до перелома может играть ведущую роль в снижении распространенности и смертности от данного заболевания.

Профилактика остеопороза в настоящее время является приоритетным направлением здравоохранения большинства стран мирового сообщества (официальное заключение Европейского общества по остеопорозу). ВОЗ видит необходимость в разработке глобальной стратегии контроля заболеваемости остеопорозом, выделяя в качестве главных следующие направления: профилактика, скрининговое обследование, лечение и обучение, как специалистов здравоохранения, так и пациентов.

Высокая распространенность заболевания, высокий уровень летальности, а также сложности ранней диагностики диктуют необходимость разработки и внедрения более универсальных программ раннего выявления и профилактики остеопороза.

Многофакторный анализ значимости различных причин развития остеопороза показал, что наиболее значимо для развития остеопороза и остеопении наличие соматической патологии, в том числе в сочетании с факторами риска и/или дефицитом половых гормонов, т.е. 64,2% пациентов терапевтического профиля имеют ненормально низкую минеральную плотность костной ткани и нуждаются в профилактике или лечении остеопороза .

Необходимо иметь в виду, что у лиц с нормальной минеральной плотностью кости в молодом и среднем возрасте (пиковая костная масса) ее снижение в пожилом возрасте может никогда не достигнуть такой выраженности, чтобы это привело к существенному риску остеопоротических переломов. Напротив, у лиц с низкой минеральной плотностью кости остеопоротические переломы могут развиваться даже несмотря на относительно небольшое снижение этого показателя с возрастом.

Как уже подчеркивалось выше, при остеопорозе нет характерной клинической картины, кроме уже развившихся переломов, что является лишь "верхушкой айсберга". При этом выполнение костной денситометрии, являющейся по сути единственным надежным диагностическим методом исследования плотности костной ткани и соответственно диагностики остеопороза, экономически не оправдано для всего населения. Назначение фармакологической коррекции низкой

Выявление факторов риска ОП по своей прогностической значимости равна измерению АД для прогнозирования коронарных и церебральных катастроф, учитывая высокую распространенность и высокий уровень летальности при остеопоротических переломах, выявление факторов риска ОП должно стать таким же рутинным методом, как и измерение артериального давления.

Алгоритм работы:

1. Прочитать текст.

2. Выделить смысловые части.

3. Найти главное в каждой части.

4. Составить план, дав краткое название смысловых частей.

5. Прочитать пункты плана, выделив те, которые не являются важными и могут быть сокращены.

6. Опираясь на текст, в соответствии с планом запишите коротко основные положения, заключенные в каждой части.

Задание 1. Объясните значение медицинских терминов, переведите их на казахский язык.

Остеопороз, дегенеративно-метаболическое заболевание скелета, костная ткань, перелом, перелом шейки бедра, трубчатая кость, бедро, кость предплечья, инвалидность, пациент, перелом, скрининг, половые гормоны.

6. Литература:

Ос новная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

Тема №39. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи

2. Цель:определение понятия «план», ознакомление с различными видами плана, последовательностью действий при составлении плана, с требованиями, предъявляемыми к плану.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:

-развитие навыков и умений переработки научного текста в виде плана; закрепление навыков формулировки основной авторской мысли

  • Студент должен уметь:

-умений свертывать информацию, трансформировать предложения; развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе.

4. Основные вопросы темы:

1.Что такое план?

2. Какие виды плана вы можете назвать?

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.

Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст - его содержание и композицию, поскольку план всегда отражает структуру текста и вскрывает структурные отношения между частями текста. Восстановление содержания текста по плану является еще и средством самоконтроля и самооценки.

Работа над планом предполагает следующие этапы: осмысление темы, определение микротем и их следования.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий. Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, образуют сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект текста.

5. Методы обучения и преподавания:работа с текстом,работа в малых группах

1. Работа с текстом.Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы.

Что такое речевой этикет- из­вестно всем. А что такое сетевой этикет?Сетевым этикетомназы­вают правила поведения в компью­терной Сети, обеспечивающие бес­конфликтное общение людей. Сино­нимами этого нового понятия в русском языке являются не-тикет (из англ. пеt«сеть» и еti-quette«этикет») и электронный эти­кет. Это новый тип этикета, рожда­ющийся на наших глазах, поэтому его правила еще только формируют­ся.

Многое в сетевом этикете склады­вается стихийно, поскольку Интер­нет существует в мировом простран­стве, а речевой и поведенческий этикеты в разных уголках мира разные. И в то же время Интернет является «экспериментальным по­лем» для межнационального этике­та: это прекрасная возможность для эксперимента в мировом масштабе.

Билл Гейтс, один из руководителей компании «Майкрософт», в книге «Дорога в будущее» вспомина­ет историю изобретения телефона и те новые этикетные правила, кото­рые пришлось усваивать людям. Сначала телефон казался просто му­чением; психологически это вполне объяснимо - когда этикетных фор­мул еще не было, даже простой звонок требовал эмоционального на­пряжения: как привет­ствовать, как поддерживать разго­вор, как прощаться... Сейчас при­шло время сетевого этикета, и, как и в эпоху внедрения телефона, в этом новом типе обще­ния еще много неустоявшегося. Тем не менее одно ключевое положение сетевого этикета уже очевидно: общайся с другим в виртуальном мирекак с живым собесед­ником. Это является самым глав­ным требованием нового типа этике­та: бесконфликтно совместить два мира - виртуальный и реальный.

Что же следует знать о самых простых этикетных правилах в Сети? Приветствия в сетевом этике­те обычно редуцированы; очень редко используются вежливые формы здравствуйте, уважаемый, дорогой, называние по имени-отчест­ву и т. п. Вместо них - привет или привет, как дела?, после чего сразу переход к сути дела. В официальной и деловой переписке используются Вы-формы, но в форумах обычны Ты-формы. Это связано с тем, что сетевой «собеседник» не виден и зачастую придумывает себе псевдоним, изменяет возраст, пол, на­циональность, внешность и т. п. Формулы прощания также эконом­ны: пока, до встречи, спокойной ночи и др. Если человек обращает­ся к кому-либо за помощью, то в этом случае используются обычные выражения благодарности (спасибо) и ответа на нее (пожалуйста).

Категория вежливости в сетевом этикете имеет специфические прояв­ления, например, при создании интернет-страницы считается вежливым сделать так, чтобы она быстро «загружалась», на ней не было слишком много графических изображений и т. д. В электронной почте вежливым счи­тается отправить письмо с указани­ем темы сообщения (в форумах обычно в реальном режиме, или on-line), вклю­чить небольшие фрагменты из полу­ченного электронного письма в от­ветное, чтобы посылавший мог вспомнить, о чем шла речь. Это так называемое квотирование(англ. quote«цитировать»), иногда в одном послании (мессидже, мессиге <англ. messige«послание, письмо») может содержаться до 5-7 предше­ствующих сообщений.

Невежливость в сети также встречается, причем формы ее весьма разнообраз­ны. Многим пользователям Интернет как будто «раз­вязывает руки», и люди могут выра­жаться грубо, даже оскорбительно. Некоторые посетители не оставля­ют в гостевых книгах имен и обрат­ных адресов своей электронной почты. В гостевых книгах встречаются записи типа Здесь был Вася (Коля, Петя...) или надписи, аналогичные привычным нам граффити на заборах. Коммен­тарии, подписанные прохожий, вни­мательный, доброжелатель, поря­дочный, посторонний, честный и т. п., воспринимаются как некор­ректные.

Что еще считается выходящим за рамки сетевого этикета? Не­вежливо оставлять в госте­вых книгах или в форумах записи, не соответствующие обсуждаемым те­мам. Невежливо посылать вмес­те со своим сообщением какую-либо рекламу. Невежливо оставлять в гостевых книгах записи, выполненные в другом электронном формате или написанные большими буквами (в Интернете это восприни­мается как КРИК О ПОМОЩИ). Роль графики в письменном тексте велика, поэтому использование рас­тянутых слов (типа помогиииииите! или помоги-и-и-и-и-и-те!) тожесчитается некорректным. Также не приветству­ется написание слов курсивом или жирным шрифтом, обычно использу­емым для редакторской работы. Бедой многих форумов стали флеймы (< англ. flame«пламя») - эмоциональные комментарии, заме­чания и оценки. Обычно людей, посы­лающих такие замечания, интересу­ет не столько тема беседы, сколько болтовня ради болтовни или реакция со стороны «собеседников» на свое зачастую беспардонное высказывание.

Как известно, в устной речи чрез­вычайно важна роль интонации, ми­мики, жестов, Письменная речь этого лишена. В обычной почтовой переписке мы используем знаки пре­пинания (или их комбинацию), при­бегаем к графическому выделению слов, речевых фрагментов, чтобы подчеркнуть мысль, но все равно часто бываем не удовлетворены. Сетевой этикет предлагает целую сис­тему значков, призванных отразить эмоциональное состояние. Это смайлики (<англ. smile«улыб­ка, улыбаться»), которые напомина­ют лицо человека при повороте голо­вы налево набок. Например: :-) или : ) (улыбка), :-( или : ( (грусть, сожаление, разочарование), ;-) или ; ) (подмигивание, ирония), :-< (грусть, озабоченность). Существуют сотни раз­личных вариантов смайликов, цель которых - передать жестикуляцию, мимику. Эта наход­ка быстро завоевала сетевое про­странство.

Другим новшеством электронной переписки является использование аббревиатур с целью экономии места и времени. Обычно это аббревиату­ры, созданные на базе английского языка: AFAIK(англ. AsfarasIknow«насколько я знаю»), ИМХО (англ. inmyhumbleopinion «по моему скромному мнению») и др. В деловой переписке подобные аббревиатуры, конечно, неуместны.

Сетевой этикет - новый вид эти­кета, формирующийся на наших глазах. Анг­лийские этикетные формулы и моде­ли во многом послужили образцом для многих национальных Интернетов, в том числе и для Рунета. Заметим, что сначала в Рунете преобладала раз­вязность «собеседников», продикто­ванная, как многие ошибочно полагали, полной анонимностью элек­тронной почты и форумов. Сейчас Рунет постепенно осваивает новую стадию - создание взаимоприемле­мых формул словесного «общения». В русском сетевом этикете ведущими признаками вы­ступают: демократичность (упрощен­ность системы приветствий, проща­ний, обращений), деловитость (ин­формационная достаточность сооб­щений), оператив­ность (быстрый ответ на полученное сообщение), элементарная вежли­вость (выражения благодарности и ответа на нее; сообщения о цели, назначении электронного письма, подпись и обратный адрес). Эти мо­дели перенесены из реального мира в виртуальный, но в редуцирован­ном виде. Разнообразие форм этике­та, свойственных устному и пись­менному общению, в сетевом этикете рассматривается как «информацион­ный шум», создающий «помехи» в общении и заслоняющий объект или тему обсуждения, поэтому этикетные формулы упрощаются до минимума. Их цель - обеспечить быстрый переход от клишированного привет­ствия к теме «разговора», минуя прочие формы словесно-психологи­ческой адаптации собеседников.

Какие новшества в этикетном пове­дении людей в виртуаль­ном мире произойдут в дальней­шем, будет зависеть от пользователей, их возраста, образования и культурного уровня и, ко­нечно же, - от состояния русского речевого этикета и культуры поведе­ния вообще в реальном мире (По А. Зеленину).

Вопросы и задания к тексту:

1.Озаглавьте текст и мотивируйте выбор заголовка.

2.Разделите текст на смысловые части. Составьте простой план текста. Разверните один из пунктов плана.

3.Напишите памятку по сетевому этикету для пользователей Интернета.

4.Разделите её на несколько смысловых частей, например:

- обращение к пользователям,

- рекомендации по речевому поведению (разрешено/ вежливо/ допустимо/ приветствуется и т. п.),

- запреты на определенные типы речевого поведения в Сети (не разрешено/ невежливо/ недопустимо/ не приветствуется и т. п.),

- заключение.

3. Работа в малых группах.Прочитайте текст, составьте план. Изложите основную информацию по плану.

Наружное ухо

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода[1]. Ушная раковина — сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей, его нижняя часть, называемая мочкой, — кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям, поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована. В свою очередь, ушная раковина состоит из мочки, козелка и противокозелка, завитка и его ножек, противозавитка. Примерно у 10% людей на задней стороне одного или двух ушей присутствует дарвинов бугорок — рудиментарное образование, оставшееся со времён, когда у предков человека уши были ещё острыми. Также у всех людей есть ушные мышцы — развитые, например, у лошадей, они почти атрофировались у человека, в результате чего подавляющее большинство людей их не использует.

Ушная раковина у живых организмов работает как приемник звуковых волн, которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата. Значение ушной раковины у человека намного меньше, чем у животных, поэтому у человека она практически неподвижна. Но вот многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука. Складки человеческой ушной раковины вносят в поступающий в слуховой проход звук небольшие частотные искажения, зависящие от горизонтальной и вертикальной локализации звука. Таким образом мозг получает дополнительную информацию для уточнения местоположения источника звука(en). Этот эффект иногда используется в акустике, в том числе для создания ощущения объёмного звука при использовании наушников.

Функция ушной раковины — улавливать звуки; её продолжением является хрящ наружного слухового прохода, длина которого в среднем составляет 25—30 мм. Хрящевая часть слухового прохода переходит в костную, а весь наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные, а также серные железы, представляющие собой видоизмененные потовые. Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделен барабанной перепонкой. Уловленные ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают её колебания. Для предотвращения разрыва барабанных перепонок от ударной волны взрыва, солдатам рекомендовали по возможности заранее открывать рот, когда ожидается взрыв. В свою очередь, колебания барабанной перепонки передаются в среднее ухо.

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

7. Контроль:тесты

Наши рекомендации