Интеграционные процессы в сфере образования
Интернационализация разных сфер общественной жизни современного мира захватывает и область образования. Международный опыт повышения социальной и экономической эффективности образования, модернизации содержания и методов обучения и воспитания используется в той или иной мере разными странами. Лучшие труды теоретиков образования, где бы они ни создавались, пополняют общую сокровищницу мировой педагогической мысли. Вместе с тем сохраняющаяся национальная и региональная специфика историко-культурных традиций, социальных институтов, политических режимов выступает серьезным препятствием на пути глобальной образовательной интеграции. Естественно поэтому, что наиболее интенсивно интеграция осуществляется в
рамках геополитических регионов, объединяющих страны с относительно сходными условиями исторического развития и более или менее аналогичной социально-политической структурой. Возникли несколько региональных интеграционных объединений: НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли (США, Канада, Мексика), АСЕАН — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины), МЕРКОСУР — Южно-американский общий рынок (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), ЭКОВАС — Экономическое сообщество государств Восточной Африки, ЮДЕАК — Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки.
Среди этих регионов первое место по масштабам и глубине интеграции бесспорно занимает Западная Европа. Проблемы образовательной интеграции именно этого региона и будут находиться в центре нашего внимания.
Идея "единой Европы" имеет глубокие исторические корни. Ее первым прообразом можно считать христианский мир, противостоявший иноверцам. Но в XI в. христианская Европа разделилась на Западную и Восточную по вероисповедному признаку (католицизм и православие) и затем на протяжении многих веков понятие "европейская цивилизация" относилось преимущественно к Западной Европе. Уже в эпоху позднего Средневековья выявились ее специфические черты — города, противостоящие феодалам, университеты, известная независимость церкви от светских властей. В дальнейшем по мере становления и развития капиталистических отношений усиливалась экономическая взаимосвязь европейских стран, интенсифицировались их научные и культурные контакты, идеи Ренессанса и Просвещения находили в той или иной мере отклик во всем регионе, складывались предпосылки создания гражданского общества и индивидуальных свобод.
Западная Европа сыграла уникальную роль в истории человечества. В течение ряда веков она лидировала в развитии экономики, техники и науки, а влияние сложившейся там системы ценностей и идей не ограничивалось лишь рамками данного региона. Этому влиянию нельзя дать однозначную оценку. Европа— прародитель как христианских гуманистических идей, так и человеконенавистнических расовых теорий; попытки реализовать сложившиеся именно в Западной Европе утопические планы создания идеального общества, "рая на земле" обернулись в ряде стран жестокими социальными экспериментами, принесшими неисчислимые жертвы и страдания многим миллионам людей.
В последние десятилетия уменьшается удельный вес западноевропейских стран в системе мирового хозяйства. Тем не менее социальное, политическое и культурное воздействие стран Западной Ев-
ропы на развитие современного мира трудно переоценить. Там сосредоточены огромные производственные мощности, крупные научные силы, высококвалифицированные кадры в разных отраслях народного хозяйства; западноевропейские писатели, художники, музыканты по-прежнему вносят большой вклад в планетарную сокровищницу гуманитарной культуры.
Противоборство разных общественных сил, конфронтация политических группировок в Западной Европе достигают большого накала. Вместе с тем для большинства стран этого региона характерно наличие развитой системы социального обеспечения, относительно высокий уровень образованности населения, мировоззренческий плюрализм.
В течение многих веков Западная Европа была ареной многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды. Экономические и политические противоречия, соперничество между разными европейскими державами не исчезли и в наши дни, подчас проявляются довольно остро. Можно, однако, констатировать, что в последние десятилетия межгосударственные противоречия в Западной Европе идут на убыль, а центростремительные тенденции безусловно преобладают над центробежными.
Меняются представления о национально-государственном суверенитете. Все большее признание получает тезис, согласно которому добровольное делегирование значительной части прав и прерогатив национальных властей международным объединениям и структурам не только не умаляет независимость государства, а, напротив, может обеспечить ему более надежную гарантию, тогда как "парад суверенитетов" и сепаратистские тенденции ведут к нестабильности, разрушают сложившиеся государственные и геополитические структуры; в Восточной Европе это привело к войнам в Югославии и на Кавказе. На фоне кровавых этнических войн в разных регионах мира, дезинтеграции ряда государств, острых национальных кризисов Западная Европа выглядит сейчас как зона относительного спокойствия и благополучия, где противоречия удается постепенно сглаживать без потрясения основ социальной стабильности, чему способствует утвердившийся после Второй мировой войны принцип незыблемости и территориальной целостности государств и отсутствие такой противоречивой категории, как право наций на самоопределение. Это, однако, сочетается с учетом специфических интересов этнических меньшинств, признанием их культурной самобытности.
Не удивительно, что именно этот регион стал своеобразной международной лабораторией, опытным полем, где складываются и проходят испытание на прочность новейшие формы и методы экономической, политической и культурной интеграции.
В отличие от дезинтеграции, которая порой может развиваться как бы стихийно, интеграционные процессы, чтобы быть эффективными, непременно требуют организованных целенаправленных действий. Это, в свою очередь, вызывает необходимость создания наднациональных органов координации, наделенных значительными полномочиями. Два главных европейских интеграционных объединения — Совет Европы и Европейский Союз. И оба они, хотя и разными методами, способствуют развитию интеграционных процессов.
Совет Европы рассматривает самые разные вопросы общественной жизни. Только собственно военные проблемы не входят в сферу его компетенции. Поле его деятельности теперь не ограничивается, как в прошлом, только Западной Европой, а принимает во все большей степени общеевропейский характер. В 1996 г. 39-м его членом стала Россия.
Членство в Совете Европы стоит недешево. Ежегодный взнос России (как и других крупных стран) составляет около 25 млн долларов. Но часть этой суммы возвращается к нам в виде различных стипендий, грантов, программ помощи, в том числе и в области образования. Главное же— Совет Европы должен служить инструментом взаимного культурного и гуманитарного сближения стран Западной Европы, Восточной Европы и республик, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. И хотя эти задачи далеко не всегда реализуются, а сам Совет не наделен властными функциями, все же его деятельность оказывает значительное моральное воздействие на умонастроения европейской общественности.
Главную роль в определении основных направлений общей социально-экономической и политической стратегии западноевропейских государств играет другое объединение— Европейский Союз (до 1994 г. — Европейское Сообщество). Входящие в него теперь 15 государств, включая Францию, Великобританию, Германию, Италию, Испанию, согласовывают важнейшие вопросы внешней и оборонной политики, формируют единую стратегию научно-технического развития; созданы условия для свободного движения через государственные границы товаров, капиталов, граждан, наконец, введена общеевропейская валюта. Валовой продукт Европейского Союза в 2000 г. составлял почти 20 % мирового, т.е. примерно сравнялся с американским. Европейский Союз явился первым успешным примером реальной и глубокой интеграции независимых индустриальных стран.
Национальная специфика государственного строя членов Союза сохраняется: семь стран являются монархиями, восемь стран— республиками. По мере расширения Союза усиливается его социально-экономическая гетерогенность, выявляются значительные различия интересов отдельных государств. Отсюда постоянный поиск ком-
промиссов и стремление к достижению консенсуса, порой даже ценой отказа от некоторых национальных устремлений или амбиций. В Союзе создан действенный механизм регулирования процессов интеграции. Несмотря на отдельные неудачи, он демонстрирует преимущества системы совместного управления на основе делегирования государствами-членами части своих полномочий наднациональным органам.
Но если процесс сближения западноевропейских государств в целом развивается довольно успешно, то проблема отношений между людьми разных этносов оказывается значительно более сложной. Историческая память сохраняет стереотипы взаимных обид, недоверия, неприязни, предубеждений против соседей. Не избавлена Западная Европа и от проявлений сепаратизма, ставящего под угрозу целостность исторически сложившихся жизнеспособных государств. Планы сепаратистов порой выглядят абсурдом, например, требования отделить Бретань от Франции или разделить Испанию на несколько самостоятельных государств по этническому принципу. Казалось бы, очевидно, что осуществление таких планов неизбежно нанесет урон экономическому и социальному развитию страны, разорвет разнообразные межличностные связи, разрушит многие семьи. Распад любого долго просуществовавшего государства неизбежно чреват трагедиями и потрясениями. Известно, однако, что в отношении к национальным проблемам у многих людей нередко доминируют иррациональные мотивы, подсознательные импульсы, лежащие за гранью реальных экономических и политических интересов, а порой и элементарного здравого смысла.
Все это представляет серьезную угрозу дальнейшему развитию интеграционных процессов. Поэтому важнейшее значение приобретает задача формирования "европейского сознания", что должно способствовать духовному сближению европейских народов.
Главная роль в достижении этих целей отводится системе образования. Координационные органы европейской интеграции уделяют соответствующим проблемам большое внимание. Создание единого экономического -пространства закономерно усиливает импульсы к формированию общего образовательного пространства при всех сложностях и противоречиях этого процесса.
С 1961 г. функционирует постоянная Конференция министров образования государств, входящих в Совет Европы. Она проводится один раз в два-три года и рассматривает важнейшие вопросы развития образования в общеевропейском масштабе. Под эгидой Совета или в тесной связи с ним находятся Европейский фонд культуры (создан в 1954 г.), Европейская ассоциация преподавателей (создана в 1956 г.), Европейская сеть по исследованиям в области образования (создана в 1985 г.), Центр документации по образованию в Европе (создан в 1965 г.), Евро-
пейское общество сравнительной педагогики (создано в 1961 г.) и ряд других организаций. В рамках парламентской Ассамблеи Совета Европы действует Комитет по культуре и образованию, а в структуре Секретариата Совета Европы видное место занимает департамент образования.
В одном из документов Совета Европы, принятом еще в конце 1950-х гг., были так сформулированы задачи этой организации в области образования: "Помочь правительствам европейских стран сблизить национальные системы образования в целях подготовки их сограждан к жизни в той Европе, какой она станет через 20 лет; опираясь на данные сопоставительных исследований, сделать общим достоянием положительные результаты проводимых экспериментов, создать условия, позволяющие установить подлинную эквивалентность учебных программ и дипломов об образовании и обеспечивающие свободное перемещение из страны в страну студентов и педагогического персонала, способствовать созданию европейской системы научных и технологических исследований"[27. Р.264].
Теоретики интеграции полагают необходимым добиться того, чтобы жители западноевропейского региона осознавали себя не только немцами, французами или англичанами, но прежде всего европейцами, которых связывает общность западноевропейской цивилизации с присущими ей уникальными чертами, сложившимися в результате длительного совместного культурного развития и взаимодействия народов.
Все это объективно требует сближения национальных систем образования и выработки некоторых общих принципов воспитания и обучения молодежи. Возникло и получило значительное распространение в западной литературе и в документах интеграционных органов новое понятие: "европейское измерение в образовании".
В этой области цели Совета Европы и Европейского Союза во многом близки. Ряд мероприятий проводятся ими совместно. Но в отличие от Совета Европы, являющегося преимущественно консультативным органом, некоторые интегративные программы Европейского Союза представляют собой не только рекомендации и пожелания, но и конкретные планы с четким указанием сроков исполнения и размеров финансового обеспечения.
Принятая Европейским Сообществом программа "Эразмус" предусматривала расширение обмена студентами между высшими учебными заведениями европейских стран. На это были выделены сотни миллионов долларов, предназначенные для стипендий иностранным студентам, на организацию лингвистической подготовки, на транспортные расходы и т.п. В результате реализации программы "Эразмус" с 1988 по 1995 г. около 400 тыс. студентов получили возможность учиться, а
50 тыс, преподавателей — работать определенное время в учебных заведениях зарубежных стран.
Данные о численности иностранных студентов в развитых государствах современного мира представлены в табл. 11.
Таблица 11
ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТЫХ ГОСУДАРСТВАХ МИРА
Страна | Год | Кол. иностранных студентов, тыс | Доля в общей численности студентов страны, % | % для региона | |||||
Африка | Северная Америка | Южная Америка | Азия | Европа | Океания | ||||
США | 1995/96 | 453,8 | 3,2 | 4,6 | 10,7 | 4,9 | 64,1 | 14,8 | 0,9 |
Великобритания | 1996/97 | 198,8 | 10,5 | 7,1 | 7,8 | 1,2 | 34,2 | 46,2 | 0,9 |
Германия | 1996/97 | 166,0 | 7,8 | 9,1 | 3,3 | 2,3 | 36,2 | 47,2 | 0,2 |
Франция | 1995/96 | 138,2 | — | 51,7 | 3,6 | 2,7 | 13,4 | 27,2 | 0,1 |
Япония | 1995/96 | 53,5 | 1,4 | 0,8 | 2,7 | 1,2 | 92,1 | 2,5 | 0,6 |
Италия | 1996/97 | 24,9 | 1,3 | 12,2 | 2,7 | 3,8 | 12,1 | 65,9 | 0,2 |
Россия | 1995/96 | 73,0 | 1,6 | 5,1 | — | 0,7 | 54,0 | 40,0 | — |
С 1995 г. "Эразмус" включена в новую программу "Сократ", охватывающую разные направления учебы под девизом "Европейское образование для всех".
Сближение западноевропейских народов, развитие разнообразных контактов между ними серьезно осложняется языковыми проблемами. Между странами этого региона государственные границы становятся все более прозрачными, но остаются жесткими границы языковые. Поэтому задача существенного повышения эффективности изучения иностранных языков вышла далеко за рамки педагогики и приобрела важное политическое значение; ее решение является существенным условием формирования "европейского сознания". На многочисленных семинарах и коллоквиумах обсуждаются вопросы содержания языковых курсов, методики преподавания, усовершенствования подготовки преподавателей.
В 1990 г. вступила в действие долгосрочная программа "Лингва", направленная на стимулирование изучения иностранных языков, считающихся государственными в западноевропейских странах. В большинстве стран статус государственного имеет один язык, но в некоторых странах — два (в Ирландии — ирландский и английский, в Бельгии — нидерландский и французский). Некоторые страны Европы про-
являют большую заботу о языках своих национальных меньшинств и даже придают им статус государственных. Образцом может служить Швейцария, где немецкий язык является родным для 65 % граждан, французский — для 20, итальянский — для 12 %, но все эти три языка являются государственными, и граждане имеют право обращаться на любом из них в официальные инстанции страны.
Языковые проблемы рассматриваются в широком историко-культурном контексте. Конференция министров образования европейских стран, состоявшаяся в Норвегии в 1997 г., одобрила обширный проект "Изучение иностранных языков и формирование европейской гражданственности"; по ее рекомендации 2001 г. был назван "европейским годом языка". На саммите ЕС в Барселоне (2002) принято решение ввести с 2003 г. в школах обязательное изучение двух иностранных языков.
В Европейском Союзе особую остроту приобретает вопрос о "главном" языке межгосударственного и межнационального общения. Он имеет длительную историю. В Средние века таким языком был латинский, затем на смену ему пришел французский, а теперь английский язык прочно занимает первое место в межнациональных контактах на самых разных уровнях — от научных конференций до обслуживания в отелях и ресторанах. Чаще всего именно он избирается для изучения в качестве первого иностранного языка большинством школьников во Франции, Германии, Италии, Испании.
Многие представители интеллигенции и общественные деятели высказывают обоснованное опасение, что огромное расширение сферы применения английского языка содействует усилению американского "культурного империализма", подтачивает традиционные основы европейской цивилизации, несет угрозу национальной самобытности ее народов. Во Франции предпринимаются даже на государственном уровне попытки противодействовать неограниченному распространению английского языка. Употребление в учебных заведениях и в средствах массовой информации английских слов и выражений вместо существующих французских карается теперь значительным денежным штрафом. Вводятся жесткие ограничения на показ англоязычных фильмов по государственному телевидению. В практической результативности этих мер можно усомниться, но в принципе стремление сохранить чистоту родного языка и по возможности оградить его от неоправданных иноязычных вторжений представляет несомненный интерес.
Формирование "европейского сознания" молодежи в немалой степени зависит от содержания и направленности учебных курсов литературы, философии, граждановедения, географии.
Особенно велика роль исторического образования. В идеале оно должно способствовать развитию национального самосознания и патриотизма учащихся и вместе с тем внушать им уважение к истории и культуре других стран и народов. Однако содержание курсов истории может вызывать порой и противоположный эффект, взращивать семена ксенофобии и агрессивного национализма.
Эта проблематика привлекает большое внимание политических и общественных деятелей, историков, педагогов. Вопросы изучения истории в школах Европы рассматриваются на самом высоком уровне. Главы государств-членов Совета Европы на своей встрече в Вене в 1993 г. указали на необходимость существенно перестроить учебные курсы истории, исключить материалы, которые могут питать расовые или националистические предрассудки, и, напротив, ярко показывать позитивное взаимовлияние стран Европы в их историческом развитии.
В целях совершенствования школьного исторического образования развивается сотрудничество Совета Европы и России. В 1995 г. по инициативе Министерства образования РФ в Смоленске прошел международный семинар Совета Европы "Преподавание истории и развитие доверия между странами". В последующие годы в ряде городов России и в странах СНГ были проведены с участием экспертов Совета Европы семинары и конференции, посвященные реформам исторического образования в школах России и восточноевропейских стран — новых членов Совета Европы.
Постоянная конференция министров образования европейских стран на своей сессии в 1997 г. рекомендовала национальным властям интенсифицировать работу по сближению программ и учебников истории разных стран. В то же время резолюция Конференции подчеркнула: "Министры категорически отвергают саму идею навязать единую стандартную версию истории Европы в школах стран-членов Совета Европы". Предпринимавшиеся попытки создать общий учебник истории для школ европейских стран пока ни разу не увенчивались успехом.
Некоторые западноевропейские ученые и публицисты предрекают, что в предвидимом будущем в их регионе отомрут национальные государства, да и само понятие государственно-национального суверенитета станет лишь достоянием истории. В действительности, однако, нет оснований говорить о торжестве космополитических идей в сознании основной массы европейцев. Напротив, искусственное форсирование процессов интеграции вызывает обратную реакцию общественности и нередко ведет к усилению националистических настроений.
Национальная идентичность для жителей любой европейской страны сохраняет большое значение, и они убеждены, что нельзя считать себя европейцами, не оставаясь при этом немцами, французами или итальянцами. Более того, этнические границы сохраняются и внутри отдельных государств. Например, большинство жителей Бельгии считают себя не бельгийцами, а фламандцами или валлонами, в Испании, где главным этносом являются кастильцы, упорно отстаивают свою этническую идентичность каталонцы, галисийцы и баски, в Великобритании остаются различия между англичанами и шотландцами, не говоря уже об ирландцах.
И это — глобальное явление. Показательно, что даже в США, где длительное время предпринимались большие усилия с целью "переплавки" разных национальностей в новое надэтническое образование, многие поколения иммигрантов из европейских стран, как правило, никогда не обрывали свои этнические корни. В наши дни это становится настолько очевидным, что значительная часть американских ученых и общественных деятелей отказываются от прежде господствовавшей установки рассматривать США как "плавильный котел", в котором полностью растворяются все национальности, и теперь предпочитают сравнивать свою страну с "салатницей", где смешано много разных "национальных ингредиентов", но каждый из них сохраняет свой вкус и аромат.
В Западной Европе имеет определенное распространение концепция, согласно которой, используя опыт наиболее эффективных реформ образования в отдельных странах, можно создать стандартизированную модель системы образования и воспитания, общую для всего региона. Такие "ультраинтеграционные" идеи встречают сопротивление, поскольку национальное своеобразие организации образования традиционно считается важным атрибутом государственного суверенитета и культурной самобытности, чем европейские страны и народы весьма дорожат. Поэтому европейские наднациональные координационные органы проявляют большую осторожность при подходе к проблемам интеграции в этой сфере. Указывая на важность поисков общеевропейских путей повышения эффективности деятельности образовательных институтов, документы Совета Европы и Европейского Союза не предусматривают, однако, растворение национальных систем образования в некоей единой общеевропейской структуре, не стремятся к жесткому регламентированию и оставляют большой простор для национального педагогического творчества.
К сожалению, тогда как на Западе Европы интенсивно развиваются интеграционные процессы, на Востоке с начала 1990-х гг. превалировали дезинтеграционные тенденции. И главная из них — распад великого
12 Зак. 106
геополитического пространства, веками складывавшегося вокруг России. В некоторых государствах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, утвердились режимы, далекие от подлинно демократических принципов организации общества и власти, там нередки проявления агрессивного национализма, ксенофобии, острой вражды к соседям, доходящей в отдельных случаях до вооруженных конфликтов. Это находит определенное отражение и в направленности воспитания молодежи.
Созданное Содружество Независимых Государств (СНГ) пока представляет собой весьма аморфное объединение: в его рамках подписаны сотни разнообразных соглашений, но значительная часть их фактически не реализуется. Однако, уступая по ряду интеграционных параметров Европейскому Союзу, Содружество обладает и потенциально сильными сторонами в сфере культуры и образования. В то время как между западноевропейскими государствами сохраняются жесткие языковые границы, серьезно затрудняющие культурное сотрудничество, в странах СНГ общим средством межнационального общения пока безусловно остается русский язык. Им владеет не только вся социально-политическая и культурная элита, но и большинство населения, а в вузах преподавание ряда предметов до сих пор идет на русском языке; он остается важнейшим каналом приобщения народов этих стран к мировым культурным ценностям. Отметим, наконец, что миллионы людей, относящихся к коренному населению постсоветских республик, хорошо помнят, что еще совсем недавно они были гражданами великой страны, простирающейся от Черного и Балтийского морей до Тихого океана, естественным центром которой являлась Россия. Государство может разрушиться, распасться очень быстро, почти мгновенно, но исторические традиции, культурное наследие обладают большой внутренней устойчивостью. Это имеет прямое отношение к образованию. "За многие десятилетия, — пишут российские исследователи, — на постсоветском пространстве сформировалось немало общих организационных, содержательных элементов, многочисленных инвариантных характеристик и проблем, единых закономерностей и принципов, научных и методических подходов, ценностных ориентиров, которые позволяют говорить о внутреннем консолидирующем образовательном потенциале стран, входящих в СНГ" [28. С. 3].
Приходится, однако, признать, что на волне националистической эйфории, охватившей известную часть "титульных" народов, разрушаются их исторически сложившиеся органические связи с русской культурой, под угрозу ставится существование учебных заведений для многочисленного русскоязычного населения, внезапно оказавшегося на по-
ложении дискриминируемого национального меньшинства. Это не может не вызывать глубокой озабоченности.
У России сегодня нет достаточных средств для крупномасштабных инвестиций в экономику стран Содружества, но есть уже инвестированная великая культура. Не вызывает сомнений важность сохранения и приумножения этих инвестиций разными способами, в частности, путем постоянной помощи русскоязычным учреждениям культуры и образования. Столь же важно систематическое сотрудничество соответствующих структур СНГ по воспитанию населения и в первую очередь молодежи в духе доверия, дружбы и осознания органической общности долговременных интересов государств Содружества.
В последние годы появились некоторые признаки того, что положение в этой области может измениться к лучшему. В июне 1996 г. был издан Указ Президента РФ "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств". Он предусматривал ряд конкретных мероприятий, среди которых — разработка учебников для русскоязычных школ государств Содружества, проведение совместных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований учащихся и педагогов СНГ, учреждение информационного бюллетеня "Вестник образования в СНГ". В январе 1997 г. Совет глав правительств СНГ утвердил Концепцию формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств, а в ноябре 2001 г. Межгосударственную программу реализации этой концепции. Она предусматривает:
создание нормативной базы поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования;
согласование государственных образовательных стандартов всех уровней образования;
обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;
согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства.
Конечно, принятие тех или иных решений отнюдь не гарантирует их полной и скорой реализации. Тем не менее утверждение такой программы на высоком правительственном уровне имеет безусловное позитивное значение и дает основание надеяться, что на значительной части территории бывшего Советского Союза общее образовательное пространство возродится, хотя и в новых формах. И этому в какой-то мере может способствовать использование позитивного опыта развития западноевропейской интеграции.
12* |
I79
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Укажите на основные различия в состоянии образования в разви
тых и развивающихся странах.
2. Какое влияние на количественное развитие образования оказыва
ют демографические факторы?
3. Определите плюсы и минусы жестко централизованных и децен
трализованных систем образования.
4. Каковы социальные и педагогические функции частных школ на
Западе? Целесообразно ли, по вашему мнению, расширение сети част
ных школ в России?
5. По каким направлениям модернизируется содержание общего об
разования в странах Севера и Юга?
6. Какое место занимает научно-исследовательская работа в дея
тельности западных университетов?
7. Проанализируйте факторы, обусловившие развитие международ
ной образовательной интеграции.
8. Охарактеризуйте успехи и трудности процесса формирования
"общеевропейского сознания" молодежи.
9. Как реализуются задачи образовательной интеграции в странах
СНГ?
Л и т е р а т у р а
1. Доклад о развитии человека за 1999 г.
2. Rassekh S., Vaideanu G. Les contenus de l'education. Perspectives mondiales d'ici a l'an.
P., 1987.
3. Федоренко Н. Скоро будет поздно // Известия. 2001. 6 июля.
4. Республика Корея: становление современного общества. М., 1996.
5. Красилъников В.А. Латинская Америка в постиндустриальном мире // Мировая
экономика и международные отношения. 1999. № 9.
6. Ермольева Э.Г. Проблемы и контрасты бразильского образования // Педагогика.
1998. №2.
7. Лебедева Э.Е. Тропическая Африка на пороге XXI века // Мировая экономика и
международные отношения. 1999. № 9; Френкель М.Ю. Африка: взаимодействие циви
лизаций // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 5.
8. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М., 2001.
9. Российский статистический ежегодник 2000. М., 2000.
10. L'Espace educatif european. P., 1992.
11. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago, 1982.
12. Суд над системой образования: стратегия на будущее / Пер. с англ. М., 1991.
13. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.,
1999.
14. Международная конференция по планированию образования 6—14 августа 1968 г. /
Пер. с англ. Париж, 1968.
15. HoltJ. Instead of Education. N.Y., 1976.
16. Phi Delta Kappan. 1994. № 7.
17. Le Monde. 1970.9.04.
18. Долженко О.В. Бесполезные мысли, или еще раз об образовании // Философия
образования для XXI века. М., 1992.
\9.Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.
20. Образование: сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по обра
зованию для XXI века. ЮНЕСКО, 1997.
21. UNESCO Planification et gestion du developpement de l'education / Congres interna
tional. Mexico, 1990. P., 1991.
22. Никандров Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной по
литики и культуры в современной России // Социал.-полит, журн. 1997. № 2.
23. Казакевич Н. Проблемы плюрализма в образовании Центральной и Восточной
Европы // Перспективы. 1993. № 2.
24. Общественные науки и современность. 2002. № 2.
25. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Пе
дагогика. 2000. № 6.
26. Известия. 2002. 18 февр.
27. Manuel du Conseil de l'Europe. P., 1970.
28. Развитие образования в странах СНГ: Сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Мясникова.
М., 2000.
Глава IV