Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития
Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:
Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).
Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).
Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно - корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.
Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций. В структуре дефекта очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Разграничить первичный и вторичные нарушения в нервно-психическом развитии возможно посредством оценки двигательных нарушений Каждый вид двигательных реакций обеспечивается вполне определенными системами нервных центров и проводящих путей. Состояние моторики ребенка является как бы косвенным объективным показателем зрелости различных отделов ЦНС. Многие моторные акты возможны лишь при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов.
Исключительная роль двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека подтверждается многочисленными исследованиями (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А. Ухтомский, Н.И.Жинкин и др.). Первой, доминирующей врожденной формой деятельности человека является двигательная. Движение, по мнению М.М.Кольцовой, рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга.
Разработка научно-методических основ физического, трудового воспитания и вопросов профориентации учащихся специальных школ требует, по мнению Е.М.Маспоковой (1987), тщательного анализа как структуры основного дефекта, так и двигательных особенностей и возможностей аномальных детей. Двигательные нарушения препятствуют коррекции и компенсации основного дефекта, затрудняют трудовую адаптацию.
Оценка двигательных нарушений, с позиций первичных и вторичных нарушений в развитии, имеет исключительно важное значение в аспекте дифференциальной диагностики различных аномалий развития и, что очень важно, определения профиля специального коррекционного учреждения.
Е.М.Мастюкова (1987) выделяет четыре аспекта дифференциальной диагностики в связи с различными вариантами двигательных нарушений.
Первый — двигательные нарушения являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Это может быть моторная недостаточность при неосложненной форме олигофрении. Двигательные нарушения определяются теми же механизмами, что и основной дефект, а именно — недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга (корковых зон двигательно-кинестетическо го анализатора).
Второй — двигательные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту. Это может быть нарушение моторики у слепых и слабовидящих детей, что обусловлено слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.
Третий — двигательные нарушения являются ведущими в структуре сложного дефекта. Видами таких сложных дефектов являются сочетания олигофрении и ДЦП, нарушений слуха и ДЦП. Выраженность двух дефектов может быть неодинаковой. В этом случае основной дефект осложняется дополнительным.
Четвертый — двигательные нарушения выступают в качестве основного дефекта. Это дети с детским церебральным параличам (ДЦП). Патогенез ДЦП определяется нарушениями взаимодействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений. Мастюкова Е.М. (1987) выделяет позитивные и негативные синдромы при ДЦП. Доминантные очаг — низжлежащие мозговые структуры, обладая повышенной возбудимостью, тормозят работу других нервных центров более высоких уровней. Нейрофизиологические предпосылки для развития произвольных движений и ряда психических функций, в связи с этим, при ДЦП отсутствуют.
Известно, что аномалии развития проявляются в своеобразных отклонениях формирования ряда нервно-психических функций. Эти отклонения могут быть первичными (вследствие органического поражения ЦНС) и вторичными (как следствие основного дефекта). Оценка двигательных нарушений позволяет определять и разграничивать первичные и вторичные отклонения. Это обстоятельство обусловлено, тем что состояние моторики ребенка, по мнению Е.М.Мастюковой, косвенным образом свидетельствует о степени зрелости различных отделов ЦНС или о нарушении созревания ее отделов. Большинство моторных актов осуществляется при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов. Развитие двигательного анализатора отражает уровень интегративности, достигнутый в развитии.
Закономерностью любого аномального развития является своеобразная моторная недостаточность и-несформированность тонких, целенаправленных дифференцированных движений, зрительно-моторной координации и ручного праксиса.
Знание общих закономерностей и этапов нормального моторного развития позволяет выявлять отклонения в развитии двигательных функций и выбрать адекватные пути их коррекции. На основе нейроонтогенетического подхода Е.М.Мастюкова выделила несколько этапов закономерных норм моторного развития от рождения до 30 месяцев жизни ребенка.
Е.М. Мастюкова формулирует общие закономерности нормального моторного развития, которые присущи и детям с аномальным развитием.
Первая — развитие двигательных функций осуществляется по пути преемственности и стабильности.
Вторая — последовательные стадии в развитии функций перекрывают одна другую. В коррекционной работе важно не только укреплять наиболее интенсивно формирующиеся функции, но и стимулировать развитие функций следующего возрастного этапа.
Третья — по мере общего моторного созревания возникает все большая и большая возможность дифференциации и изоляции отдельных движений.
Четвертая — развитие двигательных функций происходит по цефалокаудальному принципу — развитие произвольных движений начинается с головы к верхним, а затем к нижним конечностям. Координация двигательных навыков совершенствуется в этой же последовательности. Произвольные движения формируются в последовательности: голова, руки, ноги.
Пятая — развитие двигательной функции совершенствуется от проксимального в дистальном направлении, то есть движения частей тела, расположенные ближе к средней линии тела, формируются раньше, чем движения в более удаленных областях.
Таким образом, специфика двигательного развития является общей закономерностью аномального развития, которая имеет свои особенности в зависимости от вида аномалии.