Особенности изучение результатов и эффективности воспитательного процесса
Что является результатом воспитательного процесса? Вероятно, достижение целей и задач, которые ставились в процессе планирования. Цели и задачи, являясь планируемым результатом, могут быть отнесены к различным группам: воспитательные задачи (направленные на изменения личностных качеств, на личностный рост ученика); задачи деятельности (связанные с созданием чего-либо, имеющего материальную, практическую, социо-культурную ценность); управленческие задачи (ориентирующие на совершенствование структуры, упорядоченность в организации, повышение качества и т.д.) Отсюда, и результаты могут быть различного уровня.
Особенности изучения результатов и эффективности воспитания.Воспитательные результаты проявляются в знаниях детей о социальных нормах поведения, в системе отношений к социальным нормам и желании следовать им, в реальных поступках и опыте поведения в соответствие принятым нормам. Результаты воспитания трудно выявлять в «чистом виде», их можно обнаружить опосредованно, с помощью специальных методик. Кроме того иногда сложно разделить, что именно оказало решающее влияние на позитивные изменения в личности – школа или семья, педагог или друзья.
Результаты деятельности, напротив, можно видеть, пользоваться ими, они имеют количественные характеристики: создан школьный музей, проведен двухдневный поход, выпущено десять газет, проведено пять спортивных матчей, посажено сто деревьев и др.
Результаты управления воспитательным процессом выражены в улучшении условий и способов организации работы, базы деятельности и оборудования, в создании или развитии структурных подразделений детско-взрослого коллектива и пр.
Под эффективностью воспитательного процесса следует понимать степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами. Большое значение в решении этой проблемы имеет разработанность критериев, показателей, индикаторов результативности и эффективности.
Критерий – (от греч. kriterion - средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки (Большой Энциклопедический Словарь).
Показатель –методологический инструмент, обеспечивающий возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают качественные (фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства) и количественные П. (фиксируют меру его выраженности, развития) (Социологический словарь).
Индикатор –доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию (Социологический словарь).
Единых для всех школ, педагогов, детей характеристик и шкал оценок не существует, поэтому важно проводить анализ в сравнении, в динамике личностного роста и развития классного коллектива.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.
Изучение воспитанности школьников.
Воспитанность – интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально требовательное – к самому себе. Портрет воспитанного человека составляют совокупность качеств, как гражданская идентичность, патриотизм, нравственность, культура поведения, социальная активность, толерантность, бережливость, гуманность, целеустремленность, совестливость, честность, воля и т.д.
Чтобы управлять процессом воспитания, надо иметь возможность отслеживать динамику личностного роста школьников, ступени развития коллектива класса. Абсолютно воспитанных людей не бывает. Поэтому за точку отсчета при изучении воспитанности школьников принимается модель (образ) желаемых характеристик и исходный уровень сформированости обозначенных в модели качеств.
В процессе изучения школьников выявляются разные уровни воспитанности школьников, от невоспитанности – к высокому уровню воспитанности. Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации саморегуляции.Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями. Для среднего уровня свойственны удовлетворительно сформированные качества, хотя проявления качеств ситуативны и требуется сопровождение ребенка в самоорганизации, самоопределении. Признак высокого уровня воспитанности – наличие устойчиво и положительно проявляющегося качества в деятельности и поведении, на основе активной жизненной позиции.
Разработанность в плане целевого блока, результатов и критериев предстоящей оценки и диагностики упрощает последующую аналитическую работу классного руководителя.
Например, классный руководитель представил в своем плане раздел «Цели и задачи, критерии и показатели развития самостоятельности школьников», где предполагалось оценивать воспитанность самостоятельности по трем критериям – знаниям (представлениям), отношению к данному качеству, опыту деятельности, в частности:
по совокупности представлений о качествах самостоятельного человека (ответственный, доводит дело до конца, действует без напоминания и помощи взрослых, владеет организаторскими умениями и навыками и опытом самоорганизации);
по отношению к самостоятельности, как к личностной ценности, желанному качеству, по настойчивому овладению опытом организации и самоорганизации;
по поступками занимаемой позиции в процессе деятельности в классе, группе (наблюдатель (зритель) – участник – активный участник – организатор – лидер).
В качестве показателей самостоятельности были определены проявления, выражающие разную степень отклонения от принятой модели воспитанности (знает – не знает, имеет представление – не имеет, позитивно относится – негативно, умеет – не умеет, часто пользуется помощью – делает сам и др.) и условно отнесенные к разным уровням сформированности желаемого качества: низкому, среднему, выше среднего и высокому.
Индикаторами являлись полнота знаний (измеряемая в баллах, %), количество случаев усложнения позиции в деятельности (участник – организатор – лидер), частота случаев выполнения работы без помощи взрослых (%).
Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса. Эффективность воспитательной работы можно изучать по состоянию и уровню развития детского коллектива, сформированности у школьников коллективистских качеств, системы взаимоотношений между детьми, педагогом и учащимися.
В отечественной педагогической и психологической литературе теория и методика формирования коллектива разработана достаточно тщательно: выявлены стадии становления и развития коллектива, уровни и характеристики уровней его развития, проблематика руководства и социально-педагогического сопровождения детского коллектива, разработаны показатели развития и методики изучения коллектива учащихся школы и класса (И.П.Иванов, А.Т.Куракин, А.Н.Лутошкин, А.С.Макаренко, Л.И.Новикова, Л.И.Уманский и др.)
Организация диагностики классного коллектива – это серьезная исследовательская деятельность. Начинать ее необходимо с создания программы (комплексной или специальной, посвященной изучению наиболее важных показателей), которая включает обоснование актуальности, сущностные характеристики коллектива, теоретические модели, описание позиции педагога, цели, задачи, объект и предмет изучения, обоснование методик и приложения с инструкциями по применению методик и интерпретации полученного эмпирического материала.
Классный руководитель может использовать различные методики в зависимости от задач исследования: методику «Наши отношения»[63] (Л.М. Фридмана) и социометрического обследования (социометрию); диагностическую программу изучения развития классных коллективов М.И.Шиловой[64]; а также методику перекрестных характеристик, неоконченного предложения «Я хотел бы сидеть за одной партой с…», наблюдения за организаторской деятельностью и самоуправлением учащихся, микро-социологический опрос «Что думаю я и другие люди о нашем классе?», методы ранжирования значимых для учащихся характеристик личности и коллектива и т.д.
Завершается процесс изучения коллектива и отношений в педагогическом процессе созданием таблиц и диагностических карт, описанием результатов диагностики, выводами, определением рекомендаций относительно дальнейшего развития коллектива и корректировкой плана воспитательной работы.
Требования к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса. Как отмечалось выше, результаты воспитательной работы – это достигнутые цели и задачи; эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных, результатов с целями и прошлыми достижениями в практике. Рассмотрим требования к организации процесса изучения результатов и эффективности воспитания.
Известно, что принципиальными особенностями воспитания, в отличие от обучения, является «разделенный характер авторства результатов воспитания; незавершенность воспитания; отсроченный характер проявления результатов воспитания; заданная обществом гуманистическая направленность воспитания, требующая рассматривать его результаты в динамике». [65]
Изучение результативности и эффективности воспитательного процесса ведется в следующих основных направлениях:
изучение динамики личностного роста ребенка (усвоения социальных и духовно-нравственных норм, системы позитивных отношений к общечеловеческим ценностям, опыта самостоятельного социально значимого действия);
изучение качества организации педагогом процесса воспитания (реализация воспитательного потенциала учебной и внеурочной деятельности, развитость самоуправления и детского коллектива);
изучение качества созданных в образовательном учреждении ресурсов и условий для воспитательного процесса (средовых, нормативно-правовых, кадровых, мотивационных, материально-технических, инновационных и др.)
Основными требованиями к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса является совокупность методологических подходов и принципов.
Во-первых, методологической основой исследования является гуманистический и личностно-ориентированный подходы, что предполагает рассматривать личность ребенка как цель, субъект и результат процессов развития, воспитания, обучения, социализации. Кроме того, любое исследование личности следует с позиции ее гуманистической направленности.
Во-вторых, следует учитывать следующие принципы: системности, научности, детерминизма ,адекватности, непрерывности, интерпретации, профессионализма.
Принцип системности при изучении результатов и эффективности воспитания предполагает, что исследование проводится во взаимосвязи целей, содержания, форм и методов воспитания и управления воспитательным процессом.
Принцип научности ориентирует на учет современных достижений педагогической науки, на научную этику, достоверность и добросовестность в проведении исследования.
Принцип детерминизма связан с учетом общих условий, в которых воспитывается ребенок (социальный слой, конкретно-исторический период), частных (тип и вид образовательного учреждения, семьи), единичных (индивидуальных особенностей).
Принцип адекватности предполагает, что методики изучения выбраны или разработаны в соответствии целям и задачам исследования, что исключен произвольный выбор.
Принцип непрерывности определяет регулярность, периодичность, цикличность проведения исследований на различных ступенях обучения и воспитания ребенка в образовательном учреждении.
Принцип интерпретации основан на необходимости глубокого анализа полученной статистической информации с последующим выявлением противоречий развития, закономерностей, причинно-следственных связей, наличия выводов и рекомендаций.
Принцип профессионализма связан с соблюдением условий конфиденциальности в организации педагогических исследований, выполнением требований и процедур проведения педагогических диагностических методик, учета возрастных особенностей детей, использования полученной информации в целях улучшения положения детей.
Технология изучения результатов и эффективности воспитательного процесса может быть представлена следующим алгоритмом, этапами:
1) постановки целей и конкретизации задач исследования;
2) обоснование сущности исследуемых качеств и модели изменений;
3) разработка критериев, показателей, индикаторов, определяющих результаты и эффекты воспитательного процесса;
4) отбор или разработка методик изучения;
5) подготовка диагностического инструментария на бумажных или электронных носителях;
6) проведение методик, в том числе среди респондентов (детей и взрослых);
7) обработка результатов исследования, подготовка таблиц, графиков;
8) анализ, оценка, интерпретация полученной информации;
9) оформление и обсуждение результатов исследования.
Ориентация на данные требования в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитательным процессом: планирование воспитания, организация воспитательной работы, мотивация педагогов-воспитателей и контроль их деятельности.
Способы диагностики результатов воспитания. Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую.
Способы организации и методики педагогической диагностики должны быть адекватны (соответствовать) целям и задачам исследования. В противном случае, проведя громоздкий тест или анкету, можно не получить нужной информации.
Для изучения знаний о социальных нормах, представлений, уровне овладения понятиями целесообразно использовать методы анкетирования, опроса, интервью, беседы, теста. С помощью методики «цветописи», метода наблюдения можно изучать проявление отношения учащегося к тому или иному качеству личности, эмоциональные оценки и волевые поступки, поведение в процессе деятельности. Методы анализа результатов деятельности, документации, отзывов, портфолио, метод перекрестных характеристик и экспертной оценки помогут составить представление о качестве выполненной или организованной учеником работы.
Наиболее интересны методики, имеющие диагностическую и игровую направленность: дети в игре не чувствуют себя испытуемыми, а педагог получает обратную связь. Например, о ценностных ориентациях детей можно узнать, анализируя их письма Деду Морозу или Золотой рыбке, «Задания самому себе» и др.
В процессе реализации плана воспитательной работы, выполнения различных дел педагог накапливает эмпирический материал (анкеты детей, экспертные оценочные листы, фотоматериалы и т.д.), ведет дневник классного руководителя и диагностическую карту, что позволит впоследствии подготовить анализ воспитательной работы и охарактеризовать новое состояние воспитанности учащихся класса.
Так как классный руководитель чрезвычайно загружен, его требования к диагностическим методикам – информативность, нетрудоемкость, простота в проведении и обработке, интересные для детей.
Требования к методу анкетирования. Опросные методы заимствованы из социологии и позволяют составить представление о мнениях личности и группы, знании норм и правил, о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать один ответ из предложенных вариантов). Закрытые анкеты обрабатываются быстрее, чем открытые. Методика анкетирования предполагает постановку цели, отбора понятных ученикам вопросов, на которые можно ответить за один урок. Достоинство метода в том, что он позволяет собрать объемный массив материала. Недостатком методики считается то, что ответы детей могут быть формальными, лживыми, порой, хулиганскими. Потому проведение анкетирования требует определенного настроя, мотивации детей и их стремления помочь в улучшении работы школы, класса. В последнее время среди детского и взрослого населения проводится большое количество всевозможных опросов и анкет, что вызывает негативное отношение к анкетированию.
Разнообразить метод анкетирования можно с помощью экспресс-анкет, проведения референдума (задается только один вопрос), игровые методики – пресс-конференция, «Закончи предложение», «впиши нужное слово» и др.
Требования к методу беседы. Беседу считаю более гибкой формой опроса, она может быть стандартизованной (вопросы задаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать) и свободной (это позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений). Разработка методики проведения беседы с диагностической направленностью также начинается с постановки цели и задач, с обдумывания, как и что спросить у учеников, родителей, педагогов школы чтобы они не обиделись и ответили искренне. Не следует превращать беседу-опрос мнений в воспитательную, назидательную беседу. Стиль беседы учителя с респондентами должен быть непринужденным, заинтересованным, уважительным. В процессе беседы важно фиксировать в памяти не только вербальную, но и невербальную информацию (интонации, жесты, мимику, положение тела и т.д.) В процессе беседы не надо ничего записывать, фиксировать результаты надо коротко, оставшись наедине со своими мыслями.
Требования к методу изучения результатов деятельности. Предметом изучения с помощью данного метода могут стать поделки с выставки, рисунки, газеты, сочинения, отчет о выполнении проекта, документация ученика (портфолио, библиотечный формуляр, медицинская карта) и др. С помощью этого метода можно получить информацию о творческих способностях ученика, читательских вкусах, состоянии здоровья, аккуратности, культуре организации труда, внимании и т.д.