Социально-педагогическое сопровождение школьников в деятельности классного руководителя

Должность классного руководителя в образовательном учреждении предполагает выполнение таких видов деятельности, как воспитательная и управленческая. В качестве руководителя класса учитель выполняет четыре основные управленческие функции: планирования, организации, мотивации и контроля. Педагог как воспитатель классного коллектива и учащихся выполняет следующие функции: аналитическую и оценочную, функцию целеполагания и планирования воспитательной работы, методическую и координационную, функцию социально-педагогического сопровождения и ресурсного обеспечения воспитательного процесса и др.

Социально-педагогическое сопровождение школьников в деятельности классного руководителя. В словаре В.Даля термин «сопровождать» определяется как «сопутствовать, идти вместе». В Современном русском языке «сопровождение» означает быть «вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого, следовать вместе, охраняя или указывая путь». Видов сопровождения человека на различных этапах его жизнедеятельности достаточно много: медицинское, педагогическое, экономическое, социальное, юридическое и пр.

В педагогике под сопровождением понимается особый вид взаимодействия, где проявляется субъектная позиция ребенка, актуализирован его личностный потенциал развития, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него социального окружения. Сопровождать, в отличие, например, от «направлять» воспитанника – означает активно взаимодействовать в целях разрешения жизненных проблем развития сопровождаемого. Сопровождать – это не значит решать проблемы за детей, это означает вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций. Сопровождение – это педагогический метод, направленный на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром (Е.Чепурных).[54]

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение – это комплекс превентивных, просветительных, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации ребенка и определение перспектив его личностного роста.

В процессе социально-педагогического сопровождения учащихся у каждого специалиста, работающего в школе, есть свои функции и содержание деятельности. Например, социальный педагог работает с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, выявляет семьи группы риска, проводит профилактическую работу по правовому воспитанию и др. В чем специфика социально-педагогического сопровождения в деятельности классного руководителя?

Целью социально-педагогического сопровождения в деятельности классного руководителя является создание социально-педагогических условий для развития личности каждого учащегося, его успешной социализации, воспитания и обучения.

Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные потребности и достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.

Виды и способы социально-педагогического сопровождения школьников. По содержательному признаку, специфика социально-педагогического сопровождения детей в деятельности классного руководителя заключается в том, что он реализует один из видов сопровождения – педагогическое сопровождение, которое несет в себе черты социального взаимодействия. Педагогическое сопровождение направлено на развитие личности сопровождаемого ребенка, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, социализации, воспитания, обучения, подготовки) в условиях образовательных и социальных институтов (ученического коллектива школы, детского общественного объединения, органов самоуправления, детско-взрослых сообществ и др.)

Другие виды социально-педагогического сопровождения, по признакам субъект-объектного взаимодействия, по временным и пространственным показателям (В.П.Сергеева):[55]

непосредственное сопровождение (организация коммуникативного процесса с самими детьми, совместный поиск решения ситуации);

опосредованная поддержка (организация косвенного влияния, исключающего прямые наставления, посредством литературных примеров, анализа сходных жизненных ситуаций, посредством организации влияния группы сверстников или коллектива класса);

опрережающее сопровождение (организация работы с информацией, связанной с потенциально сложной ситуацией, которая может возникнуть в будущем, и отработка способов поведения в такой ситуации);

своевременное сопровождение (осуществляется в момент возникновения затруднений, симптомы которых можно наблюдать, или по просьбе ученика);

единовременное сопровождение (используется в ситуации, когда нужна минимальная помощь педагога, и учитель уверен, что ребенок справится сам);

пролонгированное сопровождение (на протяжении длительного времени и в условиях цикла педагогических мер);

дискретное сопровождение (осуществляется фрагментарно, время от времени, когда педагог видит необходимость в коррекции ситуации).

Способы социально-педагогического сопровождения в деятельности классного руководителя определяются на основе учета структуры этапов педагогической деятельности (от цели – к результату):

- педагогическая и психолого-педагогическая диагностика учащихся, их уровня воспитанности, и уровня развития коллектива класса; педагогический мониторинг;

- педагогическое целеполагание, выдвижение задач;

- планирование воспитательной работы; организация коллективного планирования в классе;

- организация воспитательной работы в классе (фронтальной, групповой, индивидуальной), опора на органы ученического самоуправления, детский коллектив и родительскую общественность;

- изучение и анализ процесса социально-педагогической поддержки, результативности и эффективности проделанной воспитательной работы; рефлексивный анализ собственной педагогической деятельности, организация коллективной оценочной деятельности в классе.

В условиях введения и реализации ФГОС нового поколения социально-педагогическое сопровождение детей в деятельности классного руководителя направлено на организацию выполнения государственной Программы социализации и воспитания.

Далее рассмотрим процесс и этапы воспитательной работы и социально-педагогической поддержки в деятельности классного руководителя.

Планирование воспитательной работы. Назначение и функции плана

Вопросам планирования в деятельности классного руководителя ученые-исследователи, педагоги-практики, авторы статей и пособий всегда уделяют большое внимание. Их интересуют традиционные темы: научные подходы к планированию воспитательной работы, формы и способы организации процесса планирования, виды и типы планов, вариативность структуры плана, затруднения учителей в процессе планирования воспитательной работы. Авторы также касаются современных проблем, продиктованных новейшими нормативно-правовыми документами системы образования, например: в чем отличие плана воспитательной работы от программы воспитания школьников; каково соотношение плана и проекта в процессе планирования? И другие вопросы. Общей точкой зрения разных исследователей на планирование воспитательной работы классным руководителем является совокупность следующих идей:

1) планирование воспитательной работы необходимо для осуществления профессиональной педагогической деятельности (в отличие, например, от семейного воспитания), так как позволяет строить прогноз личностного роста ребенка на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей; координировать действия всех взрослых и различных сообществ, влияющих на становление детского коллектива класса;

2) планирование имеет большое значение для эффективной организации рабочего времени учителя, его самоорганизации, рационального распределения сил и времени;

3) планирование – процесс, имеющий определенный жизненный цикл, технологию и этапы организации; процесс планирования не завершается оформлением документа (плана воспитательной работы класса) и его последующим утверждением администрацией образовательного учреждения; с планом учитель работает на протяжении всего учебного года;

4) планирование – творческий процесс, так как педагог использует различные приемы и средства его организации, разрабатывает новые способы привлечения родителей к определению перспектив развития классного коллектива, интересные для детей формы организации коллективного планирования (И.П.Иванов)[56] и определения «перспектив завтрашней радости» (А.С.Макаренко).[57]

Итак, планированиев деятельности классного руководителя – это процесс разработки различных планов воспитательной работы и организации их своевременного выполнения всеми субъектами на основе педагогически обоснованного выбора приоритетных целей и конкретных задач, адекватных форм и методов воспитательной деятельности в определенном классе.

Качество разработанного документа – плана воспитательной работы – зависит от педагогической и специальной подготовки учителя, правильной организации каждого этапа планирования. В процессе планирования классный руководитель может испытывать затруднения различного характера. Наиболее распространенными ошибками организации процесса планирования воспитательной работы являются:

- недооценка изучения новых нормативно-правовых документов, пропуск некоторых этапов планирования;

- формальное отношение классного руководителя к планированию и последующему выполнению планов, отсутствие у него представлений о планируемых результатах воспитательной работы; игнорирование мнения родителей, учащихся класса, учителей-предметников, социальных партнеров; сведение планирования к банальной работе «для галочки»;

- низкое качество разработанных в процессе планирования документов – планов (необоснованность актуальности для каждого конкретного класса выдвигаемых целей и задач и сроков их достижения, неадекватность педагогических задач и средств их достижения, несогласованность планов класса и школы).

Назначение и функции плана. Классный руководитель как профессиональный организатор воспитательного процесса должен понимать различия между программойвоспитания школьников, педагогическим проектом и планомвоспитательной работы.

Так, программа предназначена для представления научно-обоснованной концепции воспитания детей (того или иного региона, социального слоя, возраста и т.д.), моделей изменений в развитии личности или детского коллектива, системы педагогических взглядов авторов и разработчиков; для изложения актуального содержания и описания педагогических технологий, направленных на достижение воспитательных целей независимо от календарных сроков. Программа может содержать многочисленные методические приложения в виде циклов классных часов, разработок воспитательных мероприятий, диагностических методик и т.д. Общешкольная программа воспитания, как правило, создается педагогическим коллективом в сотрудничестве с научными учреждениями, общественными организациями, родителями, органами управления образования. На основе общешкольной программы классный руководитель разрабатывает программу воспитания учащихся своего класса или создает собственную, авторскую программу, проявляя свои профессиональные способности и компетенции.

Проект (от лат. – брошенный вперед) является продуктом процесса проектирования. В отличие от творческого характера планирования проектирование является технологией, требует строгого соблюдения алгоритма, последовательности всех технологических этапов. Проектирование тесно связа­но с наукой и инженерной деятельностью по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого яв­ления, прототипа, прообраза предполагае­мого объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте, или проектирование - это продумывание того, что должно быть (В.П.Сергеева).[58]

В процессе планирования классный руководитель разрабатывает различные планы: перспективные, тематические, рабочие и др. Основное назначение плана – представить перечень дел по достижению определенных результатов к конкретному сроку. В этот перечень могут войти меры по реализации Программы воспитания учащихся класса, основные дела совета класса или родительского комитета, общешкольные праздники, мероприятия по разработке и реализации целевых проектов (например, педагогического проекта «Трудный подросток» или общеклассного проекта «Весенний поход»), а также мероприятия классного руководителя по самообразованию как педагога-воспитателя и т.д. План воспитательной работы предназначен для профессионального пользования, является административным документом. Родители, учащиеся, общественники могут получить от классного руководителя фрагменты или выписки из плана.

Отсюда, наиболее общими для плана являются функции целеполагания и прогнозирования, регулирования и координации, ресурсораспределения и контроля.

Функция целеполагания и прогнозирования предполагает представление в плане образа (модели) будущей деятельности и ее планируемых результатов, фиксирование мер, форм и способов работы по выдвижению и достижению целей и конкретных задач.

Функция регулирования и координации связана с определением лиц, ответственных за различные участки работы, и делегированием им полномочий по выполнению намеченных дел, установление сроков выполнения дел и информирование об объемах и этапах воспитательной работы.

Функция ресурсораспределения и контроля требует, чтобы план отражал меры по предварительному выявлению и учету комплекса имеющихся и необходимых в предстоящей деятельности ресурсов (временных, кадровых, технических, инновационных, методических, правовых, финансовых, мотивационных и др.), а также распределения всех ресурсов для достижения конечных и промежуточных целей и задач.

Требования к планированию. К процессу планирования предъявляются определенные требования, воплощенные в общих принципах педагогического моделирования.

Принцип научности требует опоры на научные представ­ления о сущности, движущих силах и за­кономерностях процесса воспитания и развития ребенка, на теоретические поло­жения современных педагогических кон­цепций о воспитании, на технологические разработки отечественных и зарубежных ученых (Е.Н.Степанов).[59]

Принцип системно­сти предполагает рассматривать воспитательную работу как систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Изменение одного компонента влияет на состояние других и на всю систему в целом.

Принцип не­прерывности означает отношение к планированию как к жизненному циклу, содержащему не только этапы разработки и утверждения плана, но и корректирования его в соответствие с новыми законами, стандартами, с новыми интересами и потребностями учащихся и педагогов, государства и общества, с новыми состояниями природы и региона.

Принцип оптимальности нацеливает на поиск и выбор наиболее эффективного и обоснованного варианта структуры плана, адекватности целей, форм и методов организации жизнедеятельности детей и взрослых.

Принцип конкретности требует разработки плана с учетом социального состава, условий и особенностей жизнедеятельности каждого конкретного класса, не допускает унифицированных планов и общих фраз и положений в плане.

Принцип диа­лога означает, что все планы (школы, классов, детских сообществ) взаимосвязаны и скоординированы, на всех этапах создания и организации выполнения плана воспитательной работы учитываются мнения всех участников воспитательного процесса, формируется обратная связь.

Принцип индивидуальности пред­полагает опору на индивидуальные способности, интересы и осо­бенности детей и взрослых при органи­зации воспитательной деятельности в классном коллективе.

Помимо требований к процессу планирования предъявляются определенные требования и к самому документу – плану воспитательной работы. Так, план должен иметь четкую структуру, включать следующие разделы: характеристику класса, анализ воспитательной работы за прошедший год, анализ уровня воспитанности обучающихся и развития классного коллектива, целевой блок, содержание воспитания, формы и методы, планируемые результаты и критерии их достижения.

Требования могут предъявляться и к содержанию плана воспитательной работы, если образовательное учреждение является специализированным, или школа имеет профильное обучение. Тогда в плане может отразиться специфика учреждения в виде особенных направлений воспитательной деятельности: работа с одаренными детьми, работа по профессиональной ориентации на педагогическую деятельность, разработка индивидуальных образовательных маршрутов учащихся спортивного класса и т.д.

Виды и структура планов воспитательной работы. Сколько должно быть планов у классного руководителя? Скорее всего здесь дело не в количестве, а целесообразности того или иного документа и удобстве пользования планом.

Чтобы иметь представление о содержании и объемах работы в течение одного учебного года, учителю понадобится перспективный план воспитательной работы. Наиболее опытные педагоги составляют такой план на два года, чтобы отслеживать результаты развития, воспитания и социализации каждого ученика и классного коллектива. Охватить взглядом учебные и каникулярные периоды поможет план воспитательной работы на каждую четверть. Учесть большие и малые дела и равномерно распределить организационную нагрузку позволит план на месяц. Ничего не забывать и эффективно распределять рабочее время позволит план работы на каждый день. Такой план современный учитель ведет в ежедневнике или с помощью электронных приборов (планшетов, мобильных устройств, компьютера). Как видим, в процессе планирования воспитательной работы может быть создан комплекс различных планов.

Четкой классификации планов воспитательной работы нет, но они различаются по некоторым характерным признакам:

по целям – комплексный план, план внеурочной деятельности, план проведения каникул и др.;

по субъекту воспитательной деятельности – план воспитательной работы классного руководителя, план работы класса (ученического коллектива), план родительского комитета класса, план воспитательной работы школы, совместный план работы с советом ветеранов школьного музея и др.;

по срокам реализации – перспективный план (на один-два года), план на четверть, план-сетка на месяц, ежедневный план;

по содержанию воспитания – тематический план (например, план профилактики детского травматизма), план подготовки к празднованию Дня Победы, план цикла классных часов по духовно-нравственному воспитанию, план на тематический период (цикл) и др.;

по структуре – по направлениям воспитания, по видам деятельности, по задачам;

по времени осуществления работы – урочная и внеурочная деятельность; воспитывающее обучение, внеклассная и внешкольная работа;

по оформлению - план-карта, план-сетка, графический план (матричный), электронный план т.д.

Перспективный план воспитательной работы. Как правило, структуру плана может выбирать сам классный руководитель. Часто на заседании методического объединения классных руководителей педагоги договариваются о единой структуре перспективного плана на учебный год, чтобы в образовательном учреждении были общие и удобные для всех участников воспитательного процесса подходы к планированию.

Вариантов структуры перспективных планов воспитательной работы великое множество, так как педагоги по-разному подходят к созданию плана. Одни отталкиваются от анализа достигнутых результатов и изучения личности (планирование на основе мониторинга). Другие в основу планирования ставят выявленные проблемы, затруднения, которые испытывают ученики (проблемный подход). Третьи выбирают такую структура плана, которая максимально учитывает выполнение должностных обязанностей классного руководителя (планирование по функциям). Четвертые для удобства планирования отталкиваются от масштаба дел: участие в городских и районных конкурсах и мероприятиях, участие в общешкольных делах, фронтальная работа с классом, групповая работа, индивидуальная работа с учениками и др.

Однако, есть структурные части плана воспитательной работы общие для всех вариантов планирования:

- социальная и психолого-педагогическая характеристика класса;

- анализ воспитательной работы, проведенной в истекший период, и воспитательные результаты, выраженные в уровне воспитанности учеников и развитии классного коллектива;

- целевой блок (воспитательные цели, задачи);

- содержание воспитательной работы (направления воспитания или виды деятельности), формы и методы, сроки и ответственные за выполнение воспитательной работы.

В плане воспитательной работы могут быть структурные части, которые более постоянны, например, раздел, касающийся социальной или демографической характеристики класса. Эту часть плана можно не писать каждый год заново, а дополнять или корректировать, по мере изменений в социальных ситуациях учеников. Цель воспитательной работы также может приниматься не на один год, но декомпозиция цели на задачи будет производиться ежегодно в зависимости от возрастных особенностей детей и достигнутого ими уровня воспитанности.

Наиболее интересен в контексте педагогического творчества раздел плана «Содержание, формы и методы воспитательной работы». В рекомендациях ученых и практиков встречаются различные варианты отражения современного содержания воспитания и социализации личности.

Например, следуя требованиям ФГОС, в данный раздел можно включить актуальные направления воспитания: «Духовно-нравственное воспитание школьников», «Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений», «Развитие социальной активности» и др. В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Другой вариант структуры раздела «Содержание, формы и методы воспитательной работы» может представлять виды деятельности: «Познавательная деятельность и учение», «Ценностно-ориентировочная деятельность», «Общение», «Художественно-творческая деятельность», «Досуговая деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность», «Труд и самообслуживание», «Общественно значимая деятельность», «Игра» и др.

Классный руководитель, выбравший эти, ставшие традиционными, варианты планирования, должен глубоко изучить сущность каждого направления воспитания или вида деятельности, формы и методы их реализации, специфику задач и результатов воспитания для каждого возраста детей.

Реже педагоги пользуются такой структурой, когда план составляется «по задачам». Этот вариант планирования представляется разумным, фокусирующим внимание педагога на достижении поставленных трех-четырех задач, отслеживании желаемых и планируемых результатов воспитательной работы. Подобная форма плана отличается краткостью, порой эта часть плана занимает всего три-четыре страницы (по количеству задач). Допустим, воспитательные задачи подразумевают достижения результатов трех уровней: знания о социальной норме поведения, позитивного отношения к данной норме, опыта поведения и деятельности в соответствие с принятой социальной нормой. Тогда в разделе «Содержание, формы и методы воспитательной работы» появятся разделы, соответствующие задачам:

1 задача. «Развитие представлений учащихся о гражданском и патриотическом долге человека»;

2 задача. «Воспитание мотивации долга и чувства сопричастности в решении социальных проблем сообществ людей ближайшего окружения»;

3 задача. «Формирование опыта социальной пробы и участия в проектах, имеющих гражданско-патриотическую направленность».

В таком плане нужен раздел «Приложения», в котором будут собраны и пронумерованы тематические планы или перечни обязательных для выполнения дел, не вошедших в основные разделы, например:

«Приложение № 1. Программа мониторинга выполнения воспитательных задач»;

«Приложение № 2. Планы работы на каждую четверть (триместр)»;

«Приложение № 3. Участие класса в традиционных общешкольных делах» и т.д.

Приложений может быть столько, сколько необходимо для успешной работы классного руководителя.

В трех обозначенных выше вариантах планирования перечень мероприятий может быть представлен в достаточно удобной таблице: Таблица № 4

№№ Форма и методы работы Сроки выполнения Ответственные и исполнители Отметки о выполнении
  1. Направление воспитания, вид деятельности или задача и т.д.  
1.1.        
1.2.        

Удобно пользоваться любым документом, если он начинается с оглавления (содержания) и указанием страниц каждого раздела.

План-сетка на месяц– особенный вид плана, который не может заменить перспективный план воспитательной работы. Назначение плана сетки – учесть все большие и малые дела календарного периода. Матрица плана-сетки содержит, например: по вертикали – семь строк по количеству дней недели; по горизонтали – четыре-пять столбцов по количеству недель в месяце. В каждой клетке проставляется соответствующее число, и записываются необходимые дела, мероприятия, поручения и пр.

У плана-сетки есть два секрета. Во-первых, информативность такого плана повысится, если записи делать разноцветными ручками: красным цветом обозначать массовые мероприятия; зеленым – работу актива класса; синим – дела педагогического коллектива и т.д. Во-вторых, план-сетку можно выполнить на листе достаточно большого формата, но в свернутом положении она может быть удобно вклеена в рабочую тетрадь или еженедельник.

Конечно, при наличии электронного или мобильного устройства многие процедуры планирования упрощаются. Возможно создание интерактивных планов на электронных носителях, которыми можно пользоваться в удаленном доступе, но это перспективные направления совершенствования планирования.

План работы на каждый деньспособствует самоорганизации. Максимум рабочего дня классного руководителя составляет перечень дел, куда входят: уроки, встречи с активом класса, индивидуальная беседа с учеником, беседа с родителями ученика, встреча с учителем-предметником, оформление документации класса, подготовка к воспитательному мероприятию (чтение специальной литературы, составление плана его проведения), проведение внеурочных мероприятий с учащимися. Важно, особенно молодым учителям, научиться в плане на день не только рационально распределять время, но фиксировать воспитательные задачи каждой беседы с учениками и записывать в одном-двух предложениях результаты этих встреч. Постановка конкретных задач позволит педагогу сосредоточиться на конструктивных педагогических действиях, а эмоциональные, интуитивные и заведомо назидательные отодвинуть на второй план. Кроме того ежедневные записи о результатах воспитательного влияния бесед станут своеобразным педагогическим дневником и помогут накапливать данные к анализу воспитательной работы. Каждый педагог вправе вырабатывать свой стиль и привычки в организации своего труда.

Этапы планирования работы в классном коллективе. Классный руководитель должен быть убежден в том, что необходимо обеспечивать участие детей и их родителей, учителей-предметников и социальных партнеров-друзей класса в процессе планирования воспитательной работы класса. И тому есть причины, теоретически и практически обоснованные в педагогике.

Участие школьников в процессе планирования создает условия для мотивации к последующей активной деятельности, так как дети гордятся своими идеями и начинают с нетерпением ждать предложенных ими дел, как важных событий. Кроме того план работы класса для каждого учащегося – это программа личностного роста, в реализации которой можно проявить себя в качестве субъекта деятельности – участника, организатора или даже лидера; это основа для создания коллективного или группового проекта; это перспектива интересных дел и «завтрашняя ра­дость».

Опора на мнения и предложения родителей в процессе создания плана работы классного коллектива влияет на развитие системы государственно-общественного управления в образовательном учреждении. Родители становятся не только помощниками школы, но и ее социальными партнерами, способными участвовать в формировании социального заказа школе на воспитание и выбирать приемлемые для семьи варианты организации жизнедеятельности детей. Кроме того участие в планировании работы класса повышает ответственность родителей за воспитание детей, влияет на формирование детско-взрослой общности.

Участие учителей-предметников, директора и его заместителей в планировании работы класса – это показатель сплоченности, уровня профессиональной зрелости педагогического ансамбля, готовность к разделению ответственности за планируемые и реальные результаты воспитательной работы в каждом классе.

Естественно, мера участия детей в процессе планирования зависит от их возраста, жизненного опыта и организаторской подготовки. На каждом возрастном этапе мера участия школьников в планировании должна повышаться, усложняться виды и формы организации их деятельности, расширяться круг прав и обязанностей. Для развития субъектной позиции ребенка важно включение его в активную коллективную деятельность на каждом этапе процесса планирования: подготовительном; этапе целеполагания; выбора способов достижения поставленных задач; принятия и фиксирования решения; реализации плана; оценки результатов.

На подготовительном этапе ученики класса индивидуально или по группам собирают материалы для плана работы. Одна группа готовит фотомонтаж о проделанной работе, чтобы напомнить учащимся пройденный ранее путь. Другая группа знакомится с календарем исторических и памятных событий будущего учебного года, третья – узнает, какие традиции есть в школе, четвертая группа – изучает с опыт работы соседнего класса или сверстников из других школ города, и даже с помощью интернета «заглядывает» в другие регионы страны и т.д.

Этап целеполагания – важен и сложен для коллективной организации, поэтому его часто пропускают, переходя сразу к составлению перечня дел. Однако понимание и принятие общих для классного коллектива целей и задач сплачивает учащихся, способствует развитию самостоятельности школьников, социальной активности на разных ступенях обучения.

Известно, что уже восьмилетним детям доступно понимание цели работы и отличие понятий «цель» и «задача» деятельности. Разъясняют эти понятия ученики с помощью образов: «Взобраться на гору – это цель, но сразу это не получится. Путь надо разделить на части, чтобы иногда отдыхать, и прохождение каждой части дороги станет цепочкой задач».

Обучение целеполаганию младших школьников в процессе планирования предстоящей работы можно осуществлять различными способами. Самый главный – учить детей разъяснять цели своей деятельности, искать вместе ответы на вопросы «зачем будем делать?», «почему будем делать?», «кого порадуем?», «кому будет польза от наших действий?», «чему мы научимся?», «что узнаем?», «кому поможем?», «что изменится, если мы не станем участвовать, например, в школьном празднике?» План класса в начальной школе целесообразно составлять на небольшой отрезок времени, который дети в силу своего возраста смогут осознать и держать в зоне внимания, например, на четверть. Важно, чтобы в классном уголке план выглядел красочно, как цепочка дел, карта-путешествия, символ тематического периода. С таким планом можно играть и работать: отмечать разноцветными знаками выполненное, показывать стрелками направления подготовки и т.д.

Когда известны цели и задачи, класс переходит к определению дел, которые будут способствовать их решению. В процессе групповой работы ученики готовят предложения по решению каждой задачи, а затем всем классом обсуждают мнения групп. На этапе выбора дел в план работы класса можно провести конкурс «Лучшее предложение в план коллективной работы и отдыха класса», деловую игру «аукцион идей» или «биржа идей», «мозговой штурм», «забор мнений» и т.д. Фиксировать план работы можно разными способами (текст, плакат, маршрутный лист, круг дел, летопись класса), но обязательно должны быть определены способы отслеживания и оценки выполнения плана, что позволит накапливать мнения для будущей аналитической работы и подведения промежуточных и окончательных итогов.

Взаимосвязь анализа, целеполагания и планирования. Практически все процессы развиваются в следующей последовательности этапов или периодов: подготовительный, основной, заключительный. Педагогические процессы, в том числе и процесс планирования воспитательной работы, также имеет циклический характер, состоит из последовательных этапов и составных частей (компонентов).

На подготовительном этапе процесса планирования осуществляется сбор мнений и анализ о результатах выполненной работы и степени приближения к ранее поставленным целям; проводится диагностика состояния изучаемого объекта (воспитательной системы класса, условий и ресурсов, среды и др.); производится прогнозирование изменений и проектирование ожидаемых моделей изменений; выдвижение целей и задач и выбор средств их достижения.

Основной этап предполагает реализацию плана, в процессе чего организуется педагогическое взаимодействие с детьми, организуется обратная связь (накопление эмпирических и аналитических материалов), ведется координация, регулирование и коррекция процесса совместной деятельности, осуществляется текущий контроль.

Заключительный этап связан с выявлением ошибок, недоработок и отступлений от поставленных задач; с проектированием мероприятий по устранению отклонений; итоговым контролем и изучением достигнутого уровня и состояния объекта и субъектов взаимодействия; и переходом к процессу выдвижения новых целей и планирования.

Взаимосвязи между этапами и компонентами педагогического процесса не устанавливаются автоматически, а требуют организации и управления. Исследователи обозначают следующие связи, которые существуют между анализом, целеполаганием и планированием воспитательной работы: информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции, причинно-следственные связи, генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании). Так, например, основой практически всех связей является обращение к целям и задачам на всех этапах педагогического процесса.

Связи проявляются в процессе педагогического взаимодействия между учителем и детьми, педагогами и родителями. Целостность педагогического процесса, где установлена взаимосвязь между его компонентами и этапами, свидетельствует о высокой управленческой, педагогической, профессиональной культуре классного руководителя.

Опыт работы с целями и задачами эффективно формируется в процессе технологии проектирования.

3.1.3 Метод проектов в воспитательной работе со школьниками

Проектно-организаторская функция классного руководителя в воспитательной деятельности. Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Метод проектов позволяет сочетать познавательные задачи с практическими; содействует развитию самостоятельности и организаторских качеств школьников; открыт творчеству и видоизменениям; может использоваться индивидуально, группой и коллективом; предполагает реализацию основных этапов организаторской деятельности.

Внимание к методу проектов педагогов-современников определено тем, что он позволяет гармонично сочетать лучшие педагогические традиции, закрепившиеся на современном этапе в массовой школьной практике, с идеями модернизации воспитательной системы школы:

- воспитание в коллективе с духовно-нравственным самоопределением личности;

- созвучие популярной методики коллективного творческого дела с технологией проектирования;

- познавательный результат воспитательного мероприятия с актуализацией идеи социального результата урока;

- субъектную позицию ребенка с позицией педагогического сопровождения;

- самоорганизацию, последовательность организаторской деятельности с идеями технологического образования современной школы.

Надо заметить, что «проектный метод» активно используется в современной дидактике. В практике воспитания школьников метод проектов используется значительно реже.

Основой проектирования, пишет в своих трудах В.П.Сергеева, являются следующие идеи:

идея опережения (бросок вперед), идея разности потенциалов (актуальное состояние и желаемый результат), идея пошаговости, этапности, идея совместимости (членов команды), идея разветвляющей активности;

идея автодидактизма (в процессе работы над проектом происходит усвоение новых знаний), идея самосовершенствования (главный смысл проектной деятельности – проявление самостоятельности, самоорганизации); мозаичность проектирования (включает в себя дополнительные виды активной деятельности: диагностику, прогнозирование, оценочные действия), идея результативности (включающая внешний результат, то, что можно увидеть, осмыслить, организовать, и внутренний результат, рассматриваемый как опыт деятельности, включающий теоретические знания, умения и организаторские навыки).[60]

Виды, типы и структура проекта. За последние годы в системе образования широко используется метод проектов в обучении и воспитательной деятельности, который предполагает как групповую (командную), так и индивидуальную формы организации обучащихся, но следует отметить, что метод проектов становится ещё и нормой развития педагогического и управленческого знания.

Виды проектов используемые в образовательных учреждениях:

- Учебный проект реализуется в ходе совместной деятельности обучащихся (учебно-познавательные, исследовательские, игровые) носит характер партнерства;

- Монопредметный проект – организуется в рамках одной учебной дисциплины, вполне укладывается в классно – урочную систему, может быть, как проектный урок, проектная неделя, т.е. 2 – 3 урока в неделю, на которых проектирование будет как целый урок или часть урока;

- Межпредметный проект (на основе интеграции) – это проект предполагающий использование знаний по двум или более предметов, необходимых для разработки избранной проблемы, чаще используется во внеучебной, или воспитательной деятельности

- Надпредметный проект – рассматривается как внепредметный проект, выполняется на стыках разных областей знаний, выходит за рамки школьных дисциплин. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер научного исследования или как досуговый в воспитательной деятельности. Особенностью использования метода проектов в воспитательной деятельности является позиция педагога «не для детей, а вместе с детьми».

В настоящее время на базе проектного метода в педагогике развивается технология социального проектирования, заимствованная из сфер, далеких от педагогики. Например, социальное проектирование в 20—30-х г.г. ХХ века, ставившее своей целью создание новой культуры и нового человека, реально позволило создать не новые социальные отношения или человека, а новые заводы, дома-коммуны, клубы, дворцы культуры. А в 60—70-х г.г. ХХ века были созданы проекты городских микрорайонов или экспериментальных жилых домов, что привело не к новым формам общения и социализации (как замышлялось), а всего лишь к новым планировкам и благоустройству.[61]

Технология социального проектирования в современных условиях приобретает особое значение для социализации и развития социальной инициативы подрастающего поколения и отвечает оформившейся в общественном сознании наших современников идеологии и философии «маленькой пользы» (Д.Б.Богоявленская).[62]

Использование метода проектов в начальной школе сплачивает семью, детей и родителей всего класса, становится основой становления детско-взрослых сообществ и проектно-организаторская функция классного руководителя в воспитательной деятельности рассматривается как комплекс структур и механизмов, освоенных педагогом и направленных на формирование у обучаемых активности, самостоятельности, сотрудничества, творчества и осознание ответственности за полученные результаты. Данная функция рассматривается, как непрерывная смена этапов проектной деятельности совместно с детьми, девизом данной функции является: «ни для детей, а вместе с детьми», которая представляет общий цикл:

1. Проблема (вопрос темы, раздела, курса или воспитательного мероприятия, по которому определяется цель, гипотеза (предположения), задачи и план направления поиска информации, определение ответственных по каждому направлению, планирование деятельности);

2. Поиск информации по намеченным направлениям, (анализ, обобщение полученной информации)

3. Проект (оформление проекта в виде научного доклада, статьи, журнала, сценария, макета и др.);

4. Презентация может быть организована (в классе, школе, районе, округе, городе, на республиканском уровне). Защита проекта особый вид деятельности, требующий от участников глубоких знаний по исследуемой проблеме, выразительности, артистизма, творчества, наглядности;

5 Портфолио – это пакет документов, полученных учащимся за представленные проекты: дипломы, сертификаты, грамоты, свидетельства и др.

6. Реализация проекта это главная цель проектной деятельности;

7. Рефлексия - оценка своей деятельности и других, что способствовало успеху и в чем причины неудачи.

Алгоритм этапов проектно-организаторской функции рассматривается как условие получения эффективного результата: последовательная сменяемость этапов; каждый этап нацелен на общий результат; каждый этап отличается от предыдущего тем, что является обогащением, как в личностном, так и в коллективном развитии: расширение знаний, культуры общения становится основополагающим для последующего этапа; каждый этап проектно-организаторской деятельности исходит из предыдущего посредством обогащения на новом уровне; каждый предыдущий этап входит в последующий; кульминацией проектно-организаторской деятельности является его реализация и рефлексия.

Условием реализации проектно-организаторской функции является – совместимость членов команды учащихся, классного руководителя – учащихся и родителей, которые активно принимают участие в проектировании жизнедеятельности класса.

Наши рекомендации