По каким признакам можно это определить?
Общая психология
1. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.
В каком случае в деятельности проявляются умения, навыки, привычки?
Как формируются навыки?
2. О каких видах ощущений здесь идет речь? Как они возникают?
Здесь было прохладно, пели птицы. Полина наклонилась над алой розой, вдыхая аромат, погладила ствол, взяла листик губами и ощутила его вкус.
3. Проанализировать особенности организации восприятия детей в первом и втором случае. В каком случае организация оказалась неэффективной. Какие принципы организации восприятия здесь были нарушены?
На уроке ботаники учитель организовал восприятие нового материала, объясняя его и показывая рисунок стебля растения. Дети сделали зарисовки, а когда они увидели растение в натуре не могли узнать – не нашли разницы между верхушечными и боковыми, листовыми и цветочными почками.
У другого учителя строение почки и образование побегов началось иначе.
Учащимся были розданы стебли различных растений. Они увидели стебель и почку в натуре, расчленили почку, рассмотрели под чешуйкой листочки, ознакомились с их величиной. Формой окраской, запахом, практически познали разницу между верхушечными и боковыми, листовыми и цветочными почками. На примере работы садовника учащиеся познакомились со значением обрезков сучьев. После этого дети рассмотрели плакаты и гербарии постепенного развития побегов, а дома должны были изготовить гербарий
4. Ученики знают, что они должны продолжать работу до тех пор, пока учитель скажет: «Урок окончен. Можно идти», - даже если звонок прозвенел раньше. Однако очень часто звонок в конце урока сразу вызывает у школьников двигательное возбуждение, и они прекращают работу, пытаясь выйти из класса. (По И. М. Палею)
Как это явление называется и как оно формируется?
Этот же учитель настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.
Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?
5. О каких видах мышления здесь идет речь?
Ребенок, играя на ковре, говорит о том, что сейчас он убирает лопаткой снег,
грузит его в машину и везет его на улицу (за ковер). Другой ребенок - ученик смотрит на рисунок в учебнике и рассказывает о том, как этот рисунок помогает ему понять содержание задания, а третьему нужно сделать не только выводы из прочитанного, но и собственное умозаключение.
6. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация, литола) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?
А. М. Горький говорил о писателях: «…Они берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, "Отелло и т.д....»
Н. А. Некрасов. (Кому на Руси жить хорошо) иначе рисует своих героев
Старый старичок, худой, как зайцы зимние, …
Нос клювом, как у ястреба, усы седые, длинные …
В литературе описаны и вовсе сказочные герои
Поглядел богатырь в руку правую,
Увидал тут Илью Муромца.
Он берет Илью за желты кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырской...
«Илья Муромец и Святогор»
7. Выделите отрывки, которые изображают преимущественно познавательные процессы, и отрывки, изображающие преимущественно эмоции и чувства.
По каким признакам можно это определить?
На дорогу выскочила лягушка.
Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние... а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но, сколько оттенков: желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная.
Мальчишка смотрит на нее с любопытством, женщина - с брезгливостью, ее дочь –с ужасом, отец равнодушно, а старичок биолог с восхищением: "Какой красивый экземпляр, обратите внимание на нежность тонов, на богатство окрасок, на форму тела, идеально приспособленную к жизни в воде и на суше одновременно".
8. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.
Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.
Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.
9. Укажите, какие этапы волевого действия проявляются в описанных ситуациях.
… Ну, Фросенька, — сказала Гуля, — не сойду с этого места, пока не пройду всю физику. И Гуля сев за свой стол, углубилась в учебник. В дверь постучали, вошла Надя. Гулька, — сказала она, едва переводя дух,— бросай все! Лемешев в Киеве! Есть два билета! А физика? Физика подождет. Но ведь осталось еще 50 страниц. Сиди, зубри! До вечера просидела Гуля над физикой, не вставая. (По Ф. Н. Гоноболину.)
10. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.
Ира Н. восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если ей в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной. (По П. М. Якобсону)
11. Укажите, зависит ли успех или неуспех от способностей, по каким признакам способностей это можно установить?
Студенту М., окончившему школу с золотой медалью, без всяких усилий, почти без домашних занятий, давалась математика. Она сама укладывалась в голове, все, связанное с ней в других науках — астрономии, физике, — понимал без труда, запоминал и формулы, и законы, и ряды сложных отношений. А мечтал в вузе от нее «убежать», поступив на факультет, где бы не было и намека на математику.
(По А. В. Ярмоленко.)