Ситуация № 1.10. Вхождение в должность 2 страница
A. Независимо от своего опоздания сразу же потребую объяснений об опозданиях на работу.
Б. Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.
B. Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, чего можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?»
Г. Заботясь об интересах дела, отменю беседу и перенесу ее на другое время.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.39 «Строптивый новобрачный»
Вы работаете бригадиром уже второй год. Молодой рабочий обращается к вам с просьбой, чтобы Вы отпустили его с работы на четыре дня в связи с бракосочетанием.
– Почему же на четыре? – спрашиваете вы.
– А когда женился Иванов, вы ему разрешили на четыре, – невозмутимо отвечает рабочий и подает заявление. Вы подписываете на три дня, согласно действующему положению.
Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня. Как вы поступите?
A. Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит.
Б. Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу «Иванов тоже отработал».
B. Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся нечасто) ограничусь публичным замечанием.
Г. Возьму ответственность за его прогул на себя. Просто скажу: «Так поступать не следовало». Поздравлю, пожелаю счастья.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.40 «Наломали дров»
Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать? Как вы ответите на звонок?
A. «Действуйте согласно инструкции. Прочтите ее, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется».
Б. «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся».
B. «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь».
Г. «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызывайте врача».
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.41 «Реорганизация»
Вы – начальник цеха. После реорганизации вам срочно необходимо переукомплектовать несколько бригад согласно новому штатному расписания.
По какому пути вы пойдете?
A. Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников цеха, предложу свой проект на собрании коллектива.
Б. Предложу решить этот вопрос отделу кадров. Ведь это их работа.
B. Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создам комиссию по комплектованию новых бригад.
Г. Сначала определю, кто будет возглавлять новые бригады и участки, затем поручу этим людям подать свои предложения по составу бригад.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.42 «Оптимальное решение»
В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как вы поступите в данном случае?
A. Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.
Б. Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением «сократить» эту единицу.
B. Предложу коллективу обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступать с этим человеком.
Г. Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль над его работой.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.43 «Эффективный менеджер»
На прием психологу приходит молодой человек 25-ти лет, с просьбой помочь ему найти выход из сложившейся негативной ситуации на работе.
Суть ситуации в следующем: мужчина работает в весьма известном в городе автомобильном центре менеджером по продажам. Он помогает людям найти автомобиль, подходящий их социальному и финансовому статусу. В последнее время, дела шли достаточно хорошо, однако, только у него. Остальные менеджеры одаривали его бесконечными косыми взглядами, портили документацию, обзванивали его клиентскую базу, таким образом, делая работу просто невыносимой.
Похвала начальства на всеобщее обозрение еще больше усугубила ситуацию. Что же делать, как разрешить данную конфликтную ситуацию? Уходить с работы молодой человек не хочет, так как у него семья, недавно родился ребенок. Попытка поговорить с начальством свелась к высказыванию: «Вы же не хотите, чтобы мы усомнились в ваших коммуникативных способностях?! Хороший менеджер сам найдет выход из данной ситуации!».
Проанализируйте ситуацию и предложите варианты ее решения.
Ситуация № 1.44 «Новые порядки»
Светлана Петровна (55 лет) - инженер, длительное время работает в организации. В работе она скрупулезна, ответственна. Привыкла доводить любое дело до логического конца.
Сергей Иванович (39 лет) - новый руководитель отдела (работает в должности один год). Вступив в должность, он изменил подход к работе в отделе – дает новые объемы работ, в то время, когда отделом еще не выполнены предыдущие. В процесс выполнения работы сотрудниками он особо не вникает. Из-за этого, зачастую, на работе сотрудникам приходиться задерживаться допоздна. За ненормированный рабочий день сотрудникам идет прибавка дней к отпуску.
У Светланы Петровны из-за перегрузки на работе, случаются стрессы, нервные срывы. Это иногда отражается на результатах ее работы.
Новый директор организации (возраст 40 лет, в должности директора 2 года) интересуется только результатом работы сотрудников. Мыслит масштабно, не привык интересоваться проблемами и трудностями должностных лиц организации.
На общем собрании трудового коллектива по итогам работы за квартал, директор сделал замечания нескольким специалистам за допущение брака в работе. Была названа фамилия и Светланы Петровны. Директор сказал, что в перспективе те, кто допускает брак, будут штрафоваться.
Когда Светлана Петровна назвала причины, из-за которых допускается брак, основной она назвала перегрузки. Директор сказал, что никакого брака быть не должно. Он сказал, что по вопросам перегрузок надо обращаться непосредственно к руководителю отдела или в профсоюзный комитет.
После собрания руководитель отдела сказал Светлане Ивановне, что она не права, что сверхнормативные часы работы оплачиваются по повышенному тарифу и стимулируются дополнительными днями к отпуску. Он обратил внимание на то, что она не выдерживает необходимых темпов работы только из-за своего пенсионного возраста, и что если ей трудно, то она всегда может уйти на пенсию.
Светлану Петровну последние фразы Сергея Ивановича огорчили. Она обратилась за помощью к психологу, чтобы он ей помог разобраться в ситуации и разрешить создавшуюся проблему.
Проанализируйте ситуацию и предложите варианты ее решения для Светланы Петровны.
Ситуация № 1.45 «Моббинг»
К вам за помощью обратилась Ольга - работник известной рекламной фирмы, работающая на данном месте 3 года. Начальство её считает ответственным и добросовестным работником, своевременно выполняющим все задания. Однако её коллеги (коллектив из 9 человек, 4 мужчин и 5 женщин, примерно одинакового возраста) на протяжении совместной трехлетней работы на фирме в упор не замечают девушку, не обращают внимания на её идеи, замечания и просьбы, ей так же достается самая тяжелая работа. Против Ольги образовалась «коалиция» из сотрудников по инициативе женской половины коллектива.
Одна из сотрудниц, как показалось Ольге, расположена к ней дружелюбно. Но эта сотрудница аутсайдер в коллективе и сама боится выступить в её защиту, чтобы не навлечь гнев других сотрудниц на себя. Все попытки наладить отношения с коллегами оказались провальными. Ольгу это очень беспокоит, и она даже готова уволиться работы, однако большая заработная плата удерживает её от принятия такого решения, т.к. у неё маленький ребенок, с мужем уже как два года в разводе.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы: Как вы считаете, с чем может быть связано такое отношение коллег? Как Ольге завоевать расположение коллег или что необходимо предпринять для разрешения данной проблемы?
Ситуация № 1.46 «Подлость коллеги»
К вам за помощью обратилась девушка Нина (23 года), работник туристической фирмы. В фирме работает 25 человек (женщины в возрасте от 22 до 40 лет). В туристической фирме в отделе по продаже путёвок за рубеж Нина работает недавно, однако добросовестно выполняет все свои обязанности, так как зарплату помимо оклада составляют % от продаж.
Однажды, когда Нина рассказывала супружеской паре о преимуществах тех или иных стран, её коллега Татьяна (36 лет), которая работает в данной фирме уже несколько лет, узнала в этих людях постоянных клиентов фирмы, всегда заказывающих очень дорогие путёвки. Татьяна, воспользовавшись тем, что раньше ей уже доводилось работать с этими клиентами, переманила их к себе, сказав, что Нина – новый, не достаточно компетентный работник, который не сможет им помочь. В присутствии клиентов между сотрудницами завязалась словесная перепалка, слухи о которой дошли до директора фирмы. В силу своего авторитета Татьяна смогла убедить директора в своей невиновности, списав всё на неопытность Нины, из-за чего та была оштрафована. Нина сначала хотела уволиться, но ей жалко работы, которая ей нравится и не хочется терять высокую зарплату.
Проанализируйте ситуацию. Предложите конструктивные варианты дальнейшей линии поведения Нины на фирме.
Ситуация № 1.47 «Родственные связи»
К вам обратилась менеджер среднего звена аудиторской фирмы Олеся (26 лет).
По просьбе Людмилы Вадимовны – главного бухгалтера фирмы, Олеся взяла на работу в их аудиторскую фирму её дочь Женю (21 год), выпускницу экономического факультета КНЭУ. Она приняла в свой штат на выполнение плановых проектов аудитором первого года (АС 1). Директор подписывает приказы на зачисление сотрудников с подачи менеджеров, полностью им доверяя. Но девушка оказалась проблемная: очень любит сплетни, достаточно агрессивная в общении с коллегами и клиентами, некачественно выполняет свою работу. Стали поступать жалобы, как от клиентов, так и от коллег. Они отказываются с ней работать. Подопечная Женя стала жаловаться маме и чернить Олесю, при этом выдумывала различные ситуации. Всяческие разговоры с Женей не дали никакого результата. Людмила Вадимовна, как главный бухгалтер, стала отыгрываться на сотрудниках, грозила не выдать премию, и даже угрожала пойти с жалобами на штат Олеси к директору, чтоб тот сам разобрался с ними. За качество работы подчиненных и психологический климат в отделах полную ответственность несут менеджеры.
Проанализируйте ситуацию. Предложите варианты решения конфликта для Олеси.
Ситуация № 1.48 «Роковая ошибка»
В организации ЧП «Свежая пресса» произошел неприятный инцидент: секретарь допустила ошибку при приеме рекламного текста у заказчика. Тот в свою очередь, после выхода газеты пришел в редакцию и в ультимативной форме потребовал компенсации за ущерб, при этом сильно завысив размер компенсации. В противном случае, он угрожал обращением в суд. Директор в грубой форме переложил все притязания на секретаря. Та, в свою очередь, возмутилась ненормированной продолжительностью дня и тяжелыми условиями труда (работа с компьютерной техникой старого образца сказывалась на здоровье).
Председатель профсоюзной организации обратился к вам – организационному психологу с просьбой помочь разрешить конфликтную ситуацию.
Осуществите анализ ситуации и предложите варианты погашения конфликта.
Ситуация № 1.49 «Нерадивая коллега»
Нина Александровна работает в отделе охраны торгово-развлекательного центра с графиком сутки через трое. Все четверо сотрудницы женщины пенсионного возраста. С одной из них, Верой Андреевной, постоянно возникают проблемы: неубранная комната, хамство и скандалы, постоянные жалобы и доносы начальству и прочее. Остальные женщины работать с ней категорически не желают и не раз подходили с этой проблемой и к самой работнице, и к директору. Вера Андреевна ответила лишь хамством и угрозами на претензии женщин. Директор сначала отнекивался и не желал решать проблему и разговаривать с Верой Андреевной, надеясь, что сотрудницы сами разберутся между собой. Но потом, когда в очередной раз с жалобой пришли сотрудницы, сказал: "Пишите заявления — уволю немедленно без разговоров".
Женщинам стало жалко коллегу. Они надеялись, что директор примет меры, но не такие жестко радикальные. Они в недоумении, что им делать. Они вовсе не хотят, чтобы Вера Андреевна лишилась работы, т.к. на одну пенсию прожить тяжело. Они хотят, чтобы та стала толерантна в общении, опрятна и добросовестно относилась к обязанностям.
Работницы отдела охраны обратились за советом к вам – психологу организации.
Проанализируйте ситуацию. Каково будет содержание вашей беседы с женщинами.
Ситуация № 1.50 «Друг»
Борис, достаточно давно работающий в крупном салоне мобильной связи охранником по графику сутки через трое, порекомендовал начальству кандидатуру своего друга Алексея на освободившееся рабочее место, когда один из его напарников уволился.
Алексей показал себя ответственным и добросовестным работником. Однажды, Алексею нужно было уехать из города на пару дней к родителям, помочь им в оформлении документов на приватизацию жилья. По старой дружбе он попросил Бориса выручить его и отработать за него смену, на что Борис ответил согласием. Однако Борис не вышел на работу, потому что у его маленькой дочки случилось обострение аппендицита, и нужно было срочно везти ее в больницу. Он, переживая за дочь и находясь в стрессовом состоянии, все забыл.
Начальник негодовал по поводу отсутствия на рабочем месте охранника, обещая уволить виновника. Он вызвал Бориса. Борис признал свою вину, объяснил обстоятельства. Но о договоренности с Алексеем не сказал ни слова. Начальник наказал Бориса штрафом в половину зарплаты.
Борис ничего не сказал Алексею и тот о происшедшем узнал лишь через 15 дней в день зарплаты. Он увидел в ведомости маленькую сумму, которую получил его друг, и кассир рассказала ему, почему это произошло. Только тогда Алексей вспомнил свое обещание и проанализировал произошедшие события.
Как бы вы поступили на месте Алексея в данной ситуации. Ответ аргументируйте.
Ситуация № 1.51 «Сварливая»
В поликлинике работает врач терапевт, специалист высшей категории (женщина, 50 лет, стаж работы 25 лет). На проводимых аттестациях она отмечается как отличный специалист. Пациенты отзываются о ней хорошо, ее лечение приносит всегда успешные результаты. Но по характеру она сварливая, склочная, с большим самомнением о себе.
Ввиду особенностей ее сложного характера с ней не может никто работать больше полугода ни одна медицинская сестра. Начмед поликлиники вынужден менять медсестер в кабинете терапии. Это создает нервозную обстановку в поликлинике. В отделении возникают частые конфликтные ситуации и инциденты.
При проверках СЭС работа кабинета имеет нарекания, т.к. бывают периоды, когда одна медицинская сестра увольняется, а на замену ей никто не хочет идти. Всё это доставляет немало хлопот руководителю.
Проанализируйте ситуацию и предложите варианты решения.
Ситуация № 1.52 «Сергей и Юрий»
Сергей (35 лет) менеджер по продажам фирмы «Н», он на хорошем счету у руководства. Юрий (25 лет) его помощник, работает с ним вместе третий год.
Сергей увлекается волейболом, играет в городской волейбольной команде, поэтому часто уходит с работы раньше, берет отгулы, при этом перекладывает свои обязанности на Юрия. Юрий, не желая портить отношения с Сергеем, поначалу охотно выполняет его поручения. Но постепенно это его начинает беспокоить такое положение вещей. Он устает, у него практически не остается свободного времени, вынужден переносить или отменять свидания с собственной девушкой и т.п.
Проанализируйте ситуацию и предложите Юрию варианты решения ситуации.
Ситуация № 1.53 «Поручения»
Игорь (45 лет), руководитель фирмы. Вячеслав (35 лет), его заместитель. Наталья (29 лет) работник фирмы.
Перед отъездом в командировку Игорь дает Наталье поручение, которое необходимо срочно выполнить. Вячеслав, пользуясь тем, что Игорь в командировке и сославшись на то, что по приказу он теперь исполняет обязанности руководителя, требует от Натальи исполнения ее распоряжений. На все возражение Натальи о том, что руководителем предприятия ей поручено очень важное и срочное дело, которое не терпит отлагательств, Вячеслав твердит одно: «В данный момент я руководитель фирмы и только я решаю, что надо делать сотрудникам».
Проанализируйте ситуацию и предложите Наталье варианты решения ситуации.
Ситуация № 1.54 «Петр угодник»
Руководитель фирмы Олег (44 года), терпеливый и сдержанный человек, его трудно вывести из себя. Его заместитель Андрей (40 лет), любит, чтобы все было сделано «как надо», при малейшем сбое в работе фирмы начинает паниковать и искать виновных.
Петр (34 года), экономист. Он хорошо справляется со своими обязанностями и качественно выполняет работу, однако поддается манипулированию со стороны Андрея и часто идет ему на уступки, даже тогда, когда тот не прав.
Анна (30 лет), отличный специалист, главный бухгалтер филиала фирмы, вспыльчивая, любит доказывать свою правоту.
В период, когда Олег уезжает в командировку в одном из филиалов фирмы при самопроверке обнаруживается недостача в восемнадцать тысяч гривен. Андрей, не проведя ревизию и не разобравшись в проблеме до конца, начинает обвинять Петра и Анну в обнаружившейся недостаче.
Петр, идя на уступки начальству, готов погасить из собственных средств возникшую недостачу и предлагает Анне внести свою лепту (каждый по половине суммы). Анна не согласна с обвинениями начальства, считает, что никакой недостачи нет и, что комиссия ошиблась в расчетах. Анна предлагает Петру доказать Андрею свою правоту. Петр отказывается это делать.
Проанализируйте ситуацию и предложите Анне варианты решения ситуации.
Ситуация № 1.55 «Два друга»
Два друга Петр и Павел (возраст 48 и 47 лет соответственно), дружат тридцать лет. Оба отучились на одну и ту же военную профессию, но по разным специальностям. По окончанию вуза Петр через год был переведен в свой родной город Севастополь, работать по специальности на руководящую должность. В этот момент Павел обратился к Петру с просьбой помочь ему после окончания вуза по распределению попасть работать в Севастополь, в котором женился, как и Петр. У Павла рождается ребенок. Он просит друга стать его крестным отцом.
По истечении четырех лет Павел предлагает Петру перевестись на предприятие, на котором он работает на равноценную по статусу должность. Петр сначала не соглашается, т.к. специальность и специфика работы отличается. К тому же оба интуитивно чувствуют, что на почве работы могут ухудшиться их отношения, ибо эти должности по функциональным обязанностям пересекаются. Но Павел уговаривает Петра, обещая помочь ему разобраться. Подучить. Поразмыслив, Петр согласился. Он очень быстро освоился на новом месте и был отмечен руководством, в короткий срок дорос до заместителя директора предприятия.
Будучи на должности заместителя директора, Петр узнает, что должность Павла подлежит сокращению. Эту информацию он передает другу. По своим связям Петр узнает о вакансии руководителя в вышестоящей организации и вносит предложение кандидатуру Павла на рассмотрение в министерство. Он уговаривает Павла перейти на эту должность. Павел соглашается и в результате занимает должность более высокую, чем у Петра.
Однако у Павла не получается найти общий язык с коллегами в вышестоящей организации и подстроиться под их стиль работы. Ему приходится работать больше и дольше, чтобы соответствовать должности. В это же время у него начинаются проблемы в семейной жизни. Так получилось, что и должность, с которой он в свое время ушел, так и не сократили. Павел начинает во всех своих неудачах винить Петра. Последний разговор между друзьями произошел на повышенных тонах и очень эмоционально. После этого друзья прекратили общение.
Петр тяжело переживает этот разрыв с другом и не хочет его терять. Но он не знает, каким образом разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию.
Проанализируйте ситуацию и предложите Петру варианты решения ситуации.
Ситуация № 1.56 «Сокращение»
В воинской части прошли организационно-штатные мероприятия. Сократили технический отдел, в том числе бухгалтера. Бухгалтер – Юлия, 26 лет, студентка, заканчивает учебу в техникуме по специальности бухгалтерский учет, проработала в части 7,5 лет, вела материальный учет технического имущества.
В это же время в части организовывается расчетно-кассовый отдел, куда набирают работников из финансового отдела части, а также со стороны. Командование не предложило Юле работу в новом отделе. Главный бухгалтер мотивировала отказ отсутствием специального высшего образования и опытом работы в должности бухгалтера расчетно-кассового отдела в частности опыта в начислении денежного довольствия военнослужащим, и предложила устроить аттестацию.
Юля считает, что командование части могло предложить ей работу в расчетно-кассовом отделе из расчета ее квалификации и имеющегося опыта работы. Она решила подать на командование в суд. Главный бухгалтер ей ответила, что это пустая затея. Она указала на тот факт, что даже положительное для Юли решение вопроса в суде, не облегчит ей работу в коллективе, в котором она пошла на создание конфликта. Она рекомендует Юле сначала попытаться пройти квалификационную комиссию.
Проанализируйте ситуацию. Каким образом надо поступить Юле и почему?
Ситуация № 1.57 «Отставники»
События происходят на большом гражданском судне, прикомандированном к базе ВМФ. Судно готовится к боевой службе. Набран значительный состав работников, множество должностей, но распределение по должностям еще окончательно не осуществлено. Этот вопрос будет решаться по мере готовности судна. Многим пока приходится выполнять разные виды работ. Радиооператор (48 лет, бывший офицер управления тыла) не привык ходить в подчинении и не хочет выполнять работу, которую выполняет рядовой состав. Подчиненных он на данный организационный период еще не имеет. Он уклоняется от выполнения, вменяемых ему капитаном судна, временных обязанностей и требует привилегий по службе, снижения для себя фронта и объема работ. Вступает в постоянные конфликты с капитаном: «почему я?». Грозится написать жалобы, опираясь на всякие поводы (например, несоблюдение КЗОТ и других руководящих документов). Поскольку капитан (мягкий по характеру, стиль руководства демократический) имеет не высокий авторитет среди подчиненных, радиооператор пытается настроить коллектив против него. Судно готовится к боевой службе, у всех большие объемы работ (в т.ч. проверка оборудования, «бумажная работа» и др.), приходится перерабатывать сверх нормы, а иногда выходить на работу в выходные дни. Коллектив, тем не менее, работа устраивает. Все настроены на работу положительно, даже на переработки, т.к. получают высокую зарплату (все в возрасте, отставники старше 45 лет, получающие военную пенсию), систематические надбавки за сверхурочную работу и премиальные. Кроме того достойную работу с аналогичной зарплатой в городе найти маловероятно. Они понимают, что перед боевой службой всегда такая суматоха. Тем не менее, отдельных работников радиооператор сумел настроить против капитана.
Вышестоящее руководство знает о сложившихся обстоятельствах.
Проанализируйте ситуацию. Предложите ее конструктивное решение:
а) с позиций капитана судна;
б) с позиций командования.
Ситуация № 1.58 «Премиальный фонд»
В конце года в учреждении образовался существенный премиальный фонд, который распределялся первичными комиссиями в отделах, а окончательное решение принималось центральной комиссией учреждения. Система премирования осуществлялась по баллам. Многие начальники отделов, не желая обсуждения дифференциации трудового вклада своих подчиненных, поставили своим сотрудникам одинаковое количество баллов, хотя не все работники имеют одинаковую квалификацию и выполняют свои должностные обязанности не одинаково по разным субъективным причинам.
На заседании центральной комиссии вызывались начальники отделов для пояснения выставленных ими баллов для премирования. Членам комиссии свои действия они вразумительно объяснить не смогли. В результате тем отделам и их руководителям, представившим вариант «уравниловки» была выдана одинаковая, но предельно минимальная премия, в разы меньшая, чем в других отделах, в которых обсуждение трудового вклада и дифференциация премиального фонда осуществлялась.
В коллективах, где непосредственные руководители подошли недобросовестно к распределению коэффициента трудового участия, начались конфликты как вертикального, так и горизонтального характера.
Проанализируйте ситуацию. Объясните, психологическую причину стратегии «уравниловщины» руководителей некоторых подразделений. Каким образом можно было предотвратить конфликт на разных этапах его потенциального развития? Какие действия надо предпринять, чтобы снизить остроту создавшихся в коллективе конфликтных отношений?
Ситуация № 1.59 «Водка»
Во время организационного периода военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, были переведены на казарменное положение (в обычной жизни они проживают дома).
Военнослужащие матрос Свирский, сержант Топоров и старший сержант Фирсов решили в вечернее время употребить в казарме спиртное. Топоров купил и принес в казарму две бутылки водки. В тот же вечер при осмотре казармы спиртные напитки были обнаружены командиром роты капитаном Грачевым. На вопрос командира роты, кто принес спиртное, все военнослужащие промолчали.
Командир роты не стал далее ничего выяснять, а приказал через полчаса доложить ему фамилию военнослужащего, который принес спиртные напитки.
Военнослужащие, понимая, что провинившегося накажут, решили сказать, что водку принес сержант Попов, который прибыл в подразделение два дня назад и его фактически никто не знает (мол «выставился» за прибытие).
Сержант Попов понимает, что один он всех не переспорит и, в принципе, мог бы взять вину на себя. Но он только что подписал контракт, у него идет трехмесячный испытательный срок и в случае получения взыскания контракт с ним может быть расторгнут, а у него на содержании жена и дочь. С другой стороны, начинать службу с «закладывания» сослуживца к хорошему не приведет.
Проанализируйте ситуацию. Каким образом целесообразнее всего поступить сержанту Попову.
Ситуация № 1.60 «Организационный конфликт»
Данная конфликтная ситуация сложилась в бухгалтерии небольшого по численности работающего персонала коммерческой организации.
Когда стало очевидно, что два человека, работающие в отделе, не справляются с объемом работ, директором было решено ввести для отдела дополнительную ставку - должность технического секретаря для выполнения достаточно простой работы (копирование, распечатка необходимых бумаг, набор текста).
Руководитель отдела - главный бухгалтер – Игорь Сергеевич (35 лет), работает в фирме с ее основания, в хороших отношениях со своей подчиненной бухгалтером Еленой Андреевной. Вопрос о принятии на работу секретаря решал он.
Бухгалтер – Елена Андреевна (26 лет) второй год работает в компании, первоклассный специалист. Её ценят и уважают в компании. Её слабой стороной является то, что упорность, свойственная ей при решении деловых вопросов, пропадает в те моменты, когда затрагиваются ее личные интересы, а не интересы компании.
В качестве новой сотрудницы (технического секретаря) приняли на работу студентку третьего курса экономического факультета (20 лет) Ирину. Она не смогла принять предложение руководства на полный рабочий день. Так как она вполне подходила фирме, было решено ее оформить на неполный рабочий день (на 0,5 ставки).
Ирина действительно ловко и умело обращалась с необходимой ей техникой и сразу почти всем понравилась: коллективу – приветливостью, главному бухгалтеру - работоспособностью. Только с Еленой Андреевной отношения не были налажены.
С самого начала бухгалтер Елена Андреевна заметила, что многие её задания остаются невыполненными и исполняются только при повторном напоминании. Особенно это было заметно на фоне того, что все просьбы руководителя отдела она выполняла молниеносно. Сначала Елена Андреевна думала, что Ирина действительно не успевает выполнять все работы (хотя она злилась, потому что ее задания вовсе не были менее важными для отдела, чем поручения Игоря Сергеевича). Но после того как она несколько раз заметила секретаря, увлеченную пасьянсом, несмотря на скопившиеся задания, поняла, что ее просто игнорируют. Бухгалтер вспылила и стала в достаточно эмоциональной форме излагать свои претензии Ирине. Выяснить у секретаря причины такого отношения к работе не удавалось, поскольку в ответ та только обиженно смотрела и говорила. Что она весь день работала и вот только на минуточку решила отдохнуть. И еле слышно буркнула под нос: «Ну не нравишься ты мне…». Елена Андреевна сделала вид, что, что ничего не слышала. Когда же через пару дней Елена Андреевна, не выдержав, пришла к своему начальнику, тот сказал, что ей просто кажется, а дел у секретаря действительно много. После очередной устной жалобы, он решил подойти к Ирине, но теперь она даже не оправдывалась, а просто отрицала, что вообще умеет включать игры.