Примерная схема анализа урока проблемного типа
1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя).
2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку.
3. Организационные действия учителя (при необходимости).
4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока.
5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.
6. Испоьзованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).
7. Применение проблемных методов.
8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.
9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.
10. Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.
11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.
12. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.
13. Владение способами создания проблемных ситуаций.
14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.
15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним.
16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения.
17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.
18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.
19. Умение учащихся осуществлять логические операции.
20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает).
21. Затруднения, возникшие у всего класса, у отдельных школьников. Причины и способы решения.
Приложение № 2
Схема педагогического анализа урока
Тип, структура урока, её целесообразность
Содержание урока:
- Гуманистическая направленность
- Системность, связь с предыдущими и последующими уроками
- Связь с практикой, с жизнью и опытом учащихся
- Связь с другими предметами
- Полнота и доступность по содержанию и объёму
- Соответствие материала образовательным, развивающим и воспитывающим задачам урока, его научно-теоретический уровень
Методы учебной работы:
- Адекватность методов и приёмов, которые использовал учитель для изучения нового материала, #закрепления, контроля и оценки ЗУНов;
- Эффективность использования наглядных пособий и ТСО;
- Сочетание фронтальной и индивидуальной работы с учащимися;
- Разнообразие форм работы на уроке;
- Соотношение воспроизводящей и творческой мыслительной деятельности школьников;
- Что побуждало учащихся на уроке к активной мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, дискуссия, эвристическая беседа и т.д.)
Методы и приёмы формирования навыков учебной деятельности
(обучение приёмам восприятия, организация успешного понимания и запоминания материала, обучение приёмам чтения, ведения записей, самоконтроля и т.д.)
- Дифференцированный подход, организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся
- Обучающий и воспитывающий характер контроля и оценки знаний и умений
- Характеристика уровня знаний и умений учащихся
- Умение учителя вызвать познавательный интерес и активность учащихся
- Как учитель стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся
Характеристика воспитательных отношений учителя с классом по содержанию, форме и стилю, отношение учащихся к учителю
(доброжелательность, требовательность, умение доказывать и убеждать, использовать свою эрудицию, манера держаться, речь, педагогический такт, внешний вид учителя),
- Педагогическая культура учителя
- Общая оценка урока. Степень достижения целей. Логическая стройность и законченность урока. *Элементы творчества учителя. Рекомендации учителю.
Психолого-педагогический анализ урока
Общие сведения об уроке
- Тип и структура урока
- Содержание и структура урока
- Качество знаний учащихся
- Методы и приёмы проведения урока
- Деятельность учащихся на уроке
- Деятельность учителя на уроке
- Выводы и предложения по совершенствованию урока
- Дата, школа, класс, предмет, количество учащихся по списку, сколько присутствует
- Какой урок по расписанию, какой урок предшествовал, какой будет следующий
- Какая смена занятий
- Где проводится урок: в классе, в кабинете, в лаборатории и т.д.
- Обстановка в классе: чистота, освещение, проветрена ли комната, порядок в классе, готовы ли ученики к уроку
- Общая реакция учащихся на начало урока (интерес, безразличие, негативизм). Организация учителем начала урока: создание установки на восприятие, осмысление работы. Восприятие им психологического состояния учащихся
- Оборудование (подготовлено ли всё необходимое)
- Тема урока: правильность и полнота определения целей урока (обучающей, развивающей, воспитывающей), как учащиеся узнали о цели урока
Тип и структура урока
- Целесообразность их выбора
- Место урока в системе занятий по курсу
- Как осуществлялась связь данного урока с предыдущим
- Соответствует ли структура данному типу урока, чем вызваны отклонения от структуры
- Обеспечение целостности и завершённости урока. Как подведены итоги
Содержание и структура урока
- Научно-методический уровень урока, его место в формировании мировоззрения
- Полнота и чёткость определений понятий, формулировок, законов
- Объединение знаний вокруг ключевых идей, выделение главного объекта прочного усвоения
- Включение в содержание темы современных достижений науки, техники, раскрытие значения знаний для практики, их применения в быту, на предприятиях, в сфере общественных отношений
- Как осуществлялись межпредметные связи, развивались интеллектуальные способности, нравственные, эстетические чувства, трудовые умения учащихся
Качество знаний учащихся
- Степень достоверности и доказательности ответов учащихся, соответствие их знаний современному уровню содержания предмета
- Степень самостоятельности мышления учащихся, умения оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять знания в конкретной ситуации
Методы и приёмы проведения урока