Формирование у младших дошкольников представлений о количестве
Математическое развитие детей четвертого года жизни осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.
Главная задача математического развития детей в младшей группе — ознакомление их с множеством. Работа с детьми этого возраста направлена в основном на формирование представлений о границах множества и его элементах, о равенстве и неравенстве групп по количеству элементов, умений и навыков в поэлементном сравнении контрастных и смежных множеств, на овладение приемами накладывания и прикладывания.
Содержание знаний о множестве включает:
— понимание того, что несколько предметов, игрушек,
находящихся рядом, обозначаются словом много, одиноч
ные предметы — словом один;
— понимание вопроса сколько?, выражений столько-
сколько, поровну, по одному, больше—меньше;
— умение составлять группу из отдельных предметов (один,
еще один, еще один — это много), разложить группу на
отдельные предметы;
— знание о равенстве или неравенстве групп по количе
ству элементов (кубиков и кирпичиков поровну, кубиков
больше, чем кирпичиков, и наоборот), умение последова
тельно накладывать один предмет на другой или приклады
вать один предмет к другому и именно так сравнивать одну
группу с другой; ознакомление с тем, как образуется равен
ство из неравенства путем добавления или отнимания одно
го предмета (единицы).
Основными методическими приемами формирования представлений о множестве служат дидактические игры и упражнения с конкретными множествами (предметами, игрушками, геометрическими фигурами). Широко используются различные карточки.
В начале учебного года в этой возрастной группе необходимо повторить с детьми, как выделяются отдельные предметы в однородной группе. Например, на подносе много цветных карандашей. Обращаясь к детям, воспитатель предлагает им взять по одному карандашу. «Сколько ты взял?» — спрашивает воспитатель. «Один». — «А сколько ты взяла?» — «Один». — «И ты, Оля, возьми один карандаш».
С целью повышения познавательной активности детей в процессе обучения рекомендуется давать им задания найти один или много предметов вокруг себя. При этом следует помнить, что совокупности этих предметов должны быть пространственно объединены в одну группу, так как дети этого возраста не могут делать одновременно пространственно-количественного анализа и синтеза. Для этого воспитатель заранее группирует предметы и размещает их в разных местах комнаты для занятий: на столах, полках, подоконниках. Сначала можно помочь детям найти множество: «Посмотрите на полочку и скажите, каких игрушек много, акакая одна?», затем воспитатель дает задание: «Принеси одного зайчика», «Принеси много петушков». При этом следует учить детей рассказывать о выполненных действиях: «Я принес одного зайчика», «Я принес много петушков». Потом эти игрушки убирают и детям предлагают аналогичные задания с другими игрушками (задание можно повторить 7-8 раз).
Воспитатель планирует решение подобных задач на интегрированном занятии по математике с аппликацией (закрепление знаний о количестве к геометрических фигурах).
Математические задачи: закрепить знания детей о том, что несколько предметов, расположенных рядом, обозначаются словом много, единичные предметы — словом один; понимать вопрос «Сколько?», уточнить понятия больше, меньше, один, много.
Задачи по аппликаци и: продолжать учить детей выкладывать и наклеивать готовые изображения предметов, складывать из них красивые композиции, аккуратности в работе с клеем, развивать в играх внимание и наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.
Рассмотрим детальнее такое занятие.
Оборудование и материал для занятия: три ключа, «экран телевизора» (лист бумаги), иллюстрации, относящиеся к содержанию, на которых нарисованы полянки с цветами по количеству детей, клей, кисточки, салфетки.
Ход занятия. Воспитатель приглашает детей зайти в «дом» и посмотреть «телевизор». Но в комнату дети не могут войти сразу, потому что она закрыта. Необходимо подобрать соответствующий ключ. У воспитателя несколько ключей, но на некоторых метки не подходят. Дети подбирают необходимый «ключ», заходят в «дом». На столе стоит «телевизор» — панно с иллюстрациями.
Дети садятся на ковер или на стулья.
Воспитатель: «Дети, давайте включим телевизор. Вот досада, звука не стало. Что же делать? Нам остается только смотреть на иллюстрации и догадываться о том, что говорят персонажи».
Первая картинка «Ежики». «Вам знакомы эти милые ежики? Что вы можете о них рассказать? Мы видим, что ежики остановились и о чем-то ведут речь. Как вы думаете, о чем? (Дети отвечают по-разному.)
Правильно, они о чем-то веселом говорят. Смотрите, они смеются. Ежики не могут посчитать, сколько елочек и сколько птиц на экране телевизора. Давайте мы поможем ежикам.
Сколько елочек? (Одна.) А сколько птичек? (Много.)
Чего больше: елочек или птичек? Правильно, птичек много, а елочка одна».
Потом можно провести игру с обручами. Дети кладут обручи на пол. В первый обруч ставят одну машину, а в другой кладут много шишек.
Вторая картинка: зеленая полянка, украшенная цветами, и на ней один жук (солнышко). Можно провести игру «Жук». Дети поют песенку:
«Я веселый, добрый жук, Я всегда жужжу, жужжу, По лесам, полям летаю, Смело крылья расправляю, Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Крылышки сложил и жду».
Дети имитируют движения жука.
— Сколько жуков на экране телевизора? Правильно, один.
А вы посмотрите, сколько жуков спряталось у нас в комна
те, они лежат под салфетками на столах.
Дети собирают жуков.
— Давайте мы их всех поместим на полянках, наклеим
вот на эти картинки.
На ковре появилось три «полянки», дети наклеивают жуков на листах—полянках.
Воспитатель: «Молодцы, дети, какие красивые стали у нас картины».
После того как дети научатся выделять отдельные элементы в множестве и сравнивать контрастные по количеству множества (много—один), воспитатель начинает подводить их к сравнению множеств, которые отличаются на один элемент; такие множества можно назвать смежными. Смежными множествами называются такие, которые характеризуются смежными числами натурального ряда (1и2;2иЗ;Зи4и т.д.). С этой целью детям предлагается наложить элементы одного множества на элементы другого. Например, посадить кукол на стульчики и найти соответствие. Одной кукле не хватило стульчика, это означает, что кукол больше, чем стульев. Об этом самом можно сказать по-другому: «Стульев меньше, чем кукол».
— На сколько больше кукол? — спрашивает воспитатель.
— На одну.
— Как сделать, чтобы кукол и стульев было поровну?
— Принести еще один стульчик.
На этих занятиях особое значение приобретают практические действия детей. Занятия, цель которых — сформировать у детей понятие больше—меньше по количеству и установить взаимно однозначное соответствие между двумя множествами, можно провести так.
На занятие к детям «приходят» медведь и кукла Оксана, они приносят много игрушек. Воспитатель спрашивает детей, кто больше принес игрушек — медведь или кукла? — Дети по-разному отвечают на вопрос.
Воспитатель: «Вот Оля и Саша говорят, что больше игрушек принес медведь, а Костик и Аленка — что кукла. Как же мы узнаем, кто из детей правильно ответил? Где больше игрушек?»
Это и есть проблемная ситуация. Создание такой ситуации — весьма важный элемент на занятии.
Все игрушки, принесенные медведем, дети выставляют в ряд. Потом детям предлагается к каждой игрушке, которую принес медведь, ниже или выше ее поставить одну игрушку, принесенную куклой. Игрушки ставят попарно. Теперь видно, где игрушек больше, а где меньше. «Кто принес больше игрушек? Кто принес меньше игрушек?»
Итог занятия: чтобы узнать, каких предметов больше (меньше), надо их сравнить путем накладывания или прикладывания.
В конце занятия дети благодарят медведя и куклу за подарки.
Можно разыграть аналогичную ситуацию: в гости к детям прибежали из леса лисичка и зайчик. Во время выполнения упражнений воспитатель следит за тем, чтобы дети использовали слова: много, один, по одному, ни одного, поровну, больше, меньше, столько—сколько и др.
В работе с детьми на коллективных и индивидуальных занятиях по математике воспитатель использует различные (в соответствии с программными задачами) карточки: с нарисованными на них предметами, карточки, поделенные на клетки, а также с одной или двумя полосками (рис. 15—17).
Рис. 15 |
Сначала воспитатель использует карточки с нарисованными на них предметами и предлагает положить на каждый
Рис. 16 | |||
рисунок один предмет. Чтобы облегчить задачу детям, к карточкам на нитках прикрепляется столько предметов-фишек, сколько их на карточке. Существенным в этой работе является обучение практическим умениям — накладыванию. Ребенок, если он не левша, должен уметь брать предметы (игрушки) правой рукой, закрывать рисунки по порядку, слева направо или справа налево, не пропуская ни одного.
На следующем занятии детям предлагается карточка, на которой нарисованы предметы и отдельно для каждого ребенка на подносе дается столько же предметов — фишек. Необходимо помнить, что в первых заданиях количество предметов, которые дают детям, и рисунков на карточке должно быть одинаково. Это облегчает выполнение задания детьми и контроль воспитателя.
С целью повышения качества знаний детей в дальнейшей работе в предлагаемых заданиях предусматривается неравенство элементов в сравниваемых множествах. Дети определяют, где больше, где меньше предметов. Воспитатель показывает детям разные способы установления равенства — увеличение или уменьшение элементов одного из множеств. В таких упражнениях воспитатель предусматривает сравнение элементов однородных множеств, которые отличаются по размеру: на карточку с нарисованными большими кружочками дети накладывают меньшие и устанавливают, что маленьких кружочков больше, а больших — меньше. Такие упражнения привлекают внимание детей к количеству, т.е. к тому, сколько элементов включает данное множество.
Сначала дети накладывают элементы одного множества на элементы другого, а потом каждый элемент второго множества снимают и подкладывают его внизу, под элементами первого множества. На этом этапе работу облегчают карточки, поделенные на клетки. Они как бы освобождают ребенка от дополнительной задачи — делать пространственный анализ множества. В каждой клетке, как в гнездышке, вмещается один элемент (предмет, рисунок).
Именно в этой возрастной группе дети должны уметь свободно сравнивать множества прикладыванием предметов, размещая их попарно: напротив большой матрешки — одну маленькую и т.д.
Организуя занятия, воспитатель должен позаботиться о разнообразии наглядного материала, а также приемов обучения, использовать игровые ситуации. Приемы практического сравнения в единстве со словом создают условия для осозна-
Рис. 17
5 Заказ 1392
накладывания |
ния получаемых детьми знаний. Постепенно воспитатель учит их выполнять задания лишь по устной инструкции.
В работе с детьми четвертого года жизни следует обращать внимание на разнообразие множеств по своему содержанию и возможность восприятия их разными анализаторами. Еще не зная чисел, не умея считать, малыши сравнивают множество звуков с множеством предметов, движений. Так, воспитатель дает задание постучать по барабану столько раз, сколько игрушек стоит на столе. А.М.Леушина предлагает эти упражнения выполнять в такой последовательности: воспитатель стучит один раз и ставит на стол игрушку, стучит еще раз и снова ставит игрушку; вызванный ребенок смотрит на эти предметы и стучит столько же раз, все остальные у себя на столе выкладывают игрушки по одной в соответствии с каждым стуком; вызванный ребенок (с места) хлопает в ладоши столько раз, сколько у него игрушек; воспитатель хлопает в ладоши, а ребенок, воспринимая звуки на слух, хлопает столько же раз.
Итак, сравнение множеств осуществляется на основе чувственного восприятия. Дети не считают элементы множества, а сопоставляют их поэлементно, устанавливают взаимно однозначное соответствие между ними. Обязательное условие в этих упражнениях — ограниченность количества элементов (один—три).
Сравнение двух множеств с участием слухового и двигательного анализатора дошкольники воспринимают как игровой прием. Такие операции с множествами являются подготовительным, необходимым этапом в овладении ими счетом с помощью числительных.
Упражнения для самопроверки
В процессе обучения детей четвертого
года жизни с целью повышения их позна
вательной ... рекомендуется давать ... в на- активности задания
хождении одного или(группы) ... предме- много
тов. При этом следует помнить, что дети
лучше ориентируются, если эти ... можно предметы
объединить в одну группу.
После того как малыши научатся... кон- сравнивать
трастные по количеству ... , воспитатель множества
начинает подводить их к ... множеств, от- сравнению
личающихся на ... элемент (на один ..., или один больше
на один меньше).
При этом используются приемы прикладывания.
§ 2. Ознакомление детей с величиной предметов
В процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети четвертого года жизни учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы. Они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный—короткий, высокий—низкий, широкий—узкий. Именно в этой группе дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами накладывания и прикладывания (длиннее—короне, равные по длине).
Для сравнения сначала используются предметы, контрастные по размеру. Разница в размере демонстрационного и раздаточного материала не менее 10—15 см. Предметы размещают так, чтобы выделенный параметр было хорошо видно.
На первых занятиях, когда дети выделяют размер предмета в целом, они сравнивают на глаз. Предметы размещают в одной плоскости, рядом. Сравниваются однородные предметы: большой и маленький мячи, большая и маленькая матрешка. Для удобства и лучшей ориентировки детей предметы подбирают так, чтобы они отличались по размеру и цвету. Например, синий мяч большой, а красный — маленький; большая матрешка в синей косыночке, а маленькая — в белой.
После того как у малышей будут сформированы навыки сравнения предметов по величине, отличие в предметах по этому признаку постепенно уменьшается. Они сравнивают предметы, которые мало отличаются по размеру. Для этого используется прием накладывания или прикладывания.
В качестве раздаточного материала можно использовать знакомые геометрические фигуры и силуэты разных предметов, игрушек. Дети овладевают приемами непосредственного сравнения накладыванием. Они сравнивают большой и маленький круг, большую и маленькую елочку. Для того чтобы дети действовали осознанно, педагог ставит перед ними вопрос: «Что надо сделать, чтобы узнать, какой из предметов больший (меньший)?»
При сравнении предметов по величине большое значение имеет двигательный анализатор — жест руками. Показывая высоту, ребенок делает жест рукой снизу вверх, от основания до верхнего края предмета.
Рассмотрим возможный конспект занятия, основная цель которого — научить сравнивать два предмета, контрастных по высоте, пользуясь приемом прикладывания; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий.
Игра-занятие «Что делают матрешки?»
Цель занятия. Познакомить детей с новым качеством предмета — размером. Закрепить знания о цвете и форме. Предусмотреть эффект неожиданности, сюрпризности. Приобщить детей к созданию эмоционального настроения, формируя интерес к занятию.
Материал. Комплект матрешек (сувенирный), который вмещает 6—8 предметов. Если его нет, можно использовать два набора обычных трех- пятиместных матрешек; брусок или полоска бумаги для отделения одной группы матрешек от другой.
Ход занятия. Воспитатель ставит на стол большую матрешку и говорит:
— Посмотрите, какая красавица к нам пришла! (Все лю
буются матрешкой, разглядывают ее.)
Воспитатель спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, косыночка и т.д. Полюбовавшись матрешкой, поднимает ее и удивленно говорит:
— Что-то она тяжелая. Может, там что-нибудь есть? Да
вайте посмотрим!
Воспитатель открывает матрешку, проговаривая с детьми такие слова: «Матрешка, матрешка, откройся чуть-чуть!»
Открывая большую матрешку и увидев в ней следующую, удивляются и любуются ею. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста, разные по высоте. Он спрашивает:
— Какая из матрешек выше? Какого цвета косыночка у
высокой, а какая — у низкой?
Потом, взяв в руки меньшую матрешку, снова предлагает угадать, не спрятано ли там еще чего-нибудь. Дети снова говорят хором те же самые слова: «Матрешка, матрешка, откройся чуть-чуть!» Так продолжается до тех пор, пока не раскроют все матрешки.
Поставив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка ниже предыдущей. После этого он разделяет матрешек на две равные группы и говорит:
— Все матрешки, как и вы, ходят в детский сад, но толь
ко высокие матрешки пойдут в старшую группу, а малень
кие — в младшую.
На столе выделяется место для старшей и для младшей групп (отгораживаются палочкой, бруском, чертой).
Воспитатель вызывает детей по одному и дает каждому желающему задание — отвести какую-нибудь матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Остальные вместе с воспитателем проверяют правильность действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог:
— Матрешки, которые попали в старшую группу, —
высокие, а низкие матрешки попали в младшую группу,
они еще маленькие, вот подрастут и пойдут в старшую
группу. А теперь пусть наши матрешки немного поводят
хоровод, а мы споем песенку!
Воспитатель зовет к себе нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, которые стоят рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки одна за другой. Одни дети изображают матрешек, а другие вместе с воспитателем поют песенку.
Матрешек ставят в круг и на столе появляется два хоровода.
— Давайте и мы поиграем с вами в «Каравай» и научим
матрешек, — предлагает воспитатель остальным детям.
Малыши образуют хороводы и играют в знакомую игру.
— А теперь наши матрешки пойдут гулять, старшие пове
дут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте
соберем на прогулку матрешек из старшей группы.
Воспитатель поручает одному ребенку поставить больших матрешек по росту одну за одной. Потом дает новое задание: для каждой матрешки найти соответственно ее росту пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, воспитатель предлагает ему взять самую высокую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти сестричку, самую высокую из матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обе матрешки на другой конец стола. Первая пара готова к прогулке. Так подбираются другие пары матрешек.
Потом воспитатель вызывает остальных детей, которые водят матрешек по столу (играют с ними). Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают. В конце прогулки их снова ставят по росту. Это делают уже другие дети, а остальные следят и, если нужно, исправляют ошибки.
— А теперь поиграем по-другому, — говорит воспитатель.
— Матрешки будут друг друга прятать.
Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и будто от ее имени просит:
—Сестричка, сестричка, спрячь меня!
—А ты скажи, какого цвета у меня косыночка, — отве
чает матрешка, — тогда спрячу.
Маленькая матрешка отвечает, а та, которая больше, открывается и прячет ее.
Воспитатель вызывает двух детей и поручает им такое же задание с двумя следующими по росту матрешками. Несколько детей внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек играет новая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну.
— Вот она, наша самая высокая красавица, — говорит
воспитатель. Подводя итог, педагог подчеркивает, что сегод
ня они учились сравнивать матрешек по росту, находить,
которая матрешка выше, а которая ниже. Матрешку ставят
на видное место, и занятие на этом заканчивается.
Особое значение в формировании представлений о размере приобретают дидактические игры и упражнения. Это прежде Бсего игры и упражнения на усвоение соотношения предметов по размеру в целом и по отдельным параметрам (длине, ширине и высоте). Можно организовать игры «Большой и маленький», «Спрячь шарик в ладони», «Соберем пирамидку из колец» и другие, а также игры и упражнения на развитие глазомера: «Найди такое же кольцо», «Построим дом», «Собирание фруктов» и др.
Выделению данного признака-размера способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности признака и требует ее учитывания, например, дети сами выбирают, под какую елочку спрятался большой медведь, а под какую — маленький зайчик.
Размеры предметов сравнивают по принципу парности. Например, красное кольцо больше, чем синее, но одинаковое по размеру с зеленым; синее кольцо меньше, чем красное и зеленое.
Умение сравнивать предметы по размеру закрепляется в процессе продуктивной деятельности: аппликации, лепке, рисовании, а также в процессе организации самостоятельной игровой деятельности. Дети строят маленькую машину для зайчика и большую — для медведя, маленький диван — для Андрея и большой — для куклы Маши.
Упражнения для самопроверки
длину высоту сравнении двигательный шириной плоские |
На четвертом году жизни дети учатся выделять ... , ширину и ... как отдельные параметры. При ... предметов по (размеру) большое значение имеет ... анализатор — жест руками.
При ознакомлении детей с длиной и ... предметов лучшим наглядным материалом являются ... предметы (ленточки, полоски бумаги и др.). при ознакомлении с высотой — объемные.
§ 3. Ознакомление с формой предметов
Именно в этой возрастной группе формируются достаточно определенные знания о форме предметов и геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами обследования этих фигур с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов. Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элементами строительного материала: кубиками, кирпичиками, пластинами, призмами, брусками.
Разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это? Какого цвета шары? Какой из них меньше?»
По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой — большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр уточняются особенности шара — он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.
Аналогично уточняются и обобщаются знания о кубе. Малыши берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и грани, он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.
Самые важные моменты при ознакомлении с формой — зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, раз-
нообразные практические действия, развивающие сенсорные способности детей. Обследование детьми формы предмета включает такие действия: показ (демонстрация) геометрической фигуры, обследование с помощью конкретных практических (обводятся по контуру) действий; сравнение фигур, разных по цвету и размеру; сравнение геометрических фигур с предметами, схожими по форме; закрепление особенностей геометрической фигуры во время рисования, лепки, аппликации.
В организации работы по ознакомлению с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать его в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру. Чтобы ребята лучше выделяли особенности геометрических фигур, модели следует сравнивать попарно: шар и куб, круг и квадрат, куб и квадрат. Фигуры обязательно нужно брать разные по размеру и цвету, чтобы их легче было воспринимать на ощупь, находить по образцу, а в заключение — правильно называть их отличительные признаки (рис. 18).
в мешочке аналогичную той, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру). Можно и левой рукой помогать. При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур.
В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в составлении формы предметов по геометрическим образцам. Такие задания трудны, но в целом доступны им. Они развивают у детей способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при обозначении формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).
Такие геометрические фигуры, как круг и квадрат, используются на занятиях по математике как раздаточный материал.
Дети этого возраста при проведении соответствующей целенаправленной работы с ними могут анализировать сложные формы. Так, они создают орнамент из цветных геометрических фигур. При этом анализируют рисунок, вьщеляют в нем отдельные геометрические фигуры, обследуют их по контуру, называют, а потом отображают этот рисунок.
В свободное от занятий время ребята данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.
Упражнения для самопроверки
Рис. 18
Для развития у дошкольников навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др.
В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые им геометрические фигуры, и в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит
У детей четвертого года жизни формируются определенные знания о форме предметов и ... фигурах как... формы. Дети учатся различать шар и куб,..., квадрат и
Главным в обучении является прием ... этих фигур... и зрительным способом. Значительное место в этом процессе занимает ... (демонстрация) самой..., а также показ ... его обследования.
Для развития у детей навыков обследования ... предметов и накапливания соответствующих ... организуются разные игры и упражнения.
геометрических эталонах круг треугольник обследования тактильно-двигательным показ фигуры способов
формы представлений
§ 4. Ориентировка детей в пространстве
Детей четвертого года жизни учат различать пространственные направления: от наблюдателя (от себя); вперед (впереди); назад (сзади); вверх, вниз; различать правую и левую руки; пользоваться обозначением пространственных направлений.
Особенностью формирования пространственной ориентировки в младшей группе является опора на чувственную основу, накопления практического опыта. В обучении широко используются объяснения, указания, упражнения, игры-занятия, дидактические и двигательные игры. Ознакомление со взаимообратными направлениями осуществляется попарно: вверх — вниз; слева — направо и т.д.
Вследствие многократных восприятий одних и тех же пространственных свойств становится возможным отделение пространственных способностей от самих предметов. Под влиянием обучения у детей формируется способность воспринимать группу предметов во взаимосвязи их разных размеров.
Необходимым условием успешного обозначения пространственного размещения предметов является их территориальная общность.
В процессе ознакомления детей младшей группы с пространственным размещением предметов применяются игры-занятия типа «Прятки» с игрушками, флажками и другими предметами. Так, в игре-занятии «Где медведь искал свой мяч?» место действия ограничено групповой комнатой. Основная цель игры состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к разным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи использование предлогов: под, на, за, около. Во время занятия воспитатель организует диалог, обращается к ним с вопросами: «Что медведь делает? Где он садит? Куда пошел медведь? Где он ищет мяч?»
Воспитатель уточняет детские ответы, учит их менять окончания существительных при использовании разных наречий и глаголоз.
После того как мяч найден, воспитатель предлагает детям вспомнить и самостоятельно рассказать, где же медвежонок искал мяч.
Оправдывают себя и игры-занятия типа инсценированных рассказов. Примером может быть инсценирование рассказа «Куриное семейство» (Т.А.Мусейибова). Сначала вос-
питатель читает рассказ: «Петушок и курочка приходят на зеленую поляну. Они ходят по траве, а потом зовут цыплят». Рассказывая, педагог вызывает отдельных детей к столу и предлагает разместить игрушки: поставить курочку впереди петушка, а между ними цыпленка и т.д.
Удачным может быть выбор приема установления связи между чувственным и логическим в обучении детей пространственной ориентировке. Например, ребенку предлагается разместить игрушки так, чтобы напомнить какую-нибудь жизненную ситуацию: будто куклы идут на музыкальное занятие (поставить их одну за другой); или они встретились и разговаривают (разместить напротив друг друга); или поссорились и отвернулись одна от другой (повернуть спинами друг к другу); или они играют в «Кошки-мышки» (разместить по кругу).
Во время таких игр и упражнений дети знакомятся с разнообразными вариантами пространственных отношений, подводятся к элементарным обобщениям.
Особое внимание уделяется формированию представлений о действиях правой и левой рук. Воспитатель уточняет характер действий каждой руки: в правой руке держат ложку, а в левой — хлеб, в правой — карандаш, а левой придерживают лист бумаги. На занятиях по математике воспитатель учит детей брать раздаточный материал только правой рукой, размещать его слева направо. До того как дети начнут выполнять задание, воспитатель просит их показать левую, а потом правую руку; поддерживая левой рукой конец карточки, правой провести слева направо (как следует раскладывать кружочки).
Часто в конце занятия по математике предлагаются такие упражнения: возьми бумагу в правую руку, подними ее вверх, опусти вниз, протяни вперед, спрячь назад; топни правой, а потом левой ногой; левой рукой дотронься до левого уха, правой — до правого.
Почти на каждом занятии по математике дети работают с карточками. Качество этой работы во многом связано с умением ориентироваться на ограниченной площади (в двухмерном пространстве). На протяжении года организуются разнообразные игры, связанные с ориентировкой: например, на верхней полочке карточки поместить кружочки, а на нижней — квадратики. С верхней полочки убрать один кружочек к поместить его на нижнюю. После таких действий дети объясняют, что вверху кружочков больше (меньше), чем внизу.
Уточнению и закреплению пространственной ориентировки способствуют физкультурные и музыкальные занятия, где в процессе активного передвижения малыши обозначают направление, учатся изменять его соответственно сигналу или инструкции воспитателя.
На занятиях по рисованию педагог называет направление движения руки: сверху вниз, слева направо и т.д.
Во время завтрака, обеда, выполнения режимных моментов воспитатель акцентирует внимание детей на таком: «На какую ногу надеваешь ботинок? Какой рукой удобнее застегивать пуговицу? В какой руке держишь чашку, а в какой — булочку?» Постепенно дети овладевают не только ориентировкой в пространстве, но и «пространственной» терминологией (активизируется словарь ребенка). Но для этого необходимо, чтобы воспитатель тщательно следил за своей речью и речью дошкольников, своевременно исправлял неточности. Таким образом, четырехлетки переходят от непосредственного восприятия и действенного отражения пространственных отношений к осмыслению их логики.
Упражнения для самопроверки
пространственных ориентировки чувственном практического пространстве дидактические утренняя конструирование изобразительной пространстве занятиях музыкальных деятельности |
Формирование ... представлений у детей и их ... в пространстве основывается на ... восприятии, накоплении ... опыта.
В конце года дети должны четко ориентироваться в....
В этом им помогают специально подобранные ... игры, упражнения, ... гимнастика, ..., занятия по ... деятельности.
Формирование у детей младшей группы представлений о... происходит систематически в процессе осуществления обучения на... по математике ... и физкультурных занятиях, а также на занятиях по изобразительной ... и в повседневной жизни.
§ 5. Ориентировка детей во времени
В математическом развитии младших дошкольников большое значение имеют понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и называние частей суток: утро, день, ве-
чер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах.
Формированию этих представлений способствует прежде всего четкий распорядок дня, в определенное время подъем детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры и др.
Младшие дошкольники характеризуют время прежде всего по событиям, которые происходили непосредственно с каждым из них в течение дня и вызвали сильные эмоции. Постепенно они отходят от такого понимания времени и начинают связывать его с действиями, происходящими в окружающей жизни. Характерным для детей этого возраста является восприятие времени как предмета, существующего отдельно: «Куда деваются дни? Куда ушло вчера? Откуда пришло завтра?» — спрашивают дети.
На индивидуальных и коллективных занятиях по математике, развитию речи, а также при ознакомлении с окружающим в свободное от занятий время воспитатель предлагает картинки с изображением действий детей, природных явлений той или иной части суток, организует упражнения с применением иллюстративного материата и без него, беседы с детьми, чтение рассказов, сказок.
Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и использования временных терминов происходит чаще всего на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Например, воспитатель демонстрирует перед детьми две карточки и объясняет, что из показанного длится долго, а что недолго, что будет скоро, что не скоро, что уже было и т.д.
Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день—ночь, утро—вечер. Работе предшествует рассматривание картинок, на которых изображены определенные, характерные для отдельных частей суток, явления. При этом воспитатель опирается на детский опыт, активизирует их воспоминания о той или иной деятельности. Детей спрашивают: «Что нарисовано на картине? Когда солнце светит ярко? Что вы делаете днем в детском саду? А что в это время делают ваши родители?»
На этом самом занятии можно предложить рассмотреть картинку с изображением ночи. Воспитатель подводит детей к тому, что ночью темно, на небе бывают звезды и месяц, как правило, ночью все спят.
Аналогично воспитатель знакомит и с другими частями суток: утро—вечер. Можно также использовать картинки с ярко выраженными признаками той или другой части суток в природе и деятельности людей. Малыши анализируют картинки и соотносят определенные природные явления и определенную деятельность людей с частями суток. Закрепить эти знания можно в дидактической игре «Когда это бывает?» Суть игры заключается в том, что воспитатель перечисляет деятельность взрослых и детей, а дети узнают, когда это бывает. Например: «Встает солнышко. Мама и папа идут на работу, а дети — в детский сад». — «Это утро», — говорят дети. «Солнышко поднялось выше. Дети играют на участке детского сада». — «Это день».
Чтобы сформировать у дошкольников начальные представления об одной из особенностей времени — о его сменяемости, надо, начиная с младшей группы, упражнять их в правильном понимании и назывании времени действий и других событий. Например, во время завтрака или на занятии по математике, на прогулке воспитатель может спросить: Что делаем сейчас? Что будем делать потом? (Сейчас мы завтракаем, а потом будем играть.)
Когда солнце встает, — это утро, а что наступает за утром? Когда солнце садится, на улице темнеет, — это вечер. А что будет потом? Что мы делаем утром? Что мы делаем днем? А что будем делать вечером?
Во время выполнения таких упражнений педагог следит, насколько дети понимают те или другие задания, применяют слова, понятия, ассоциируют их с нужными действиями и конкретными событиями.
Ориентировка детей во времени тесно связана с их активной оперативной деятельностью. Упражнения на ориентировку во времени требует многократного повторения, пока каждый из них не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией и указаниями воспитателя.
Вопросы изадания