Технологии традиционного обучения
Традиционный тип обучения реализуется в основном через классно-урочную систему обучения, которая была создана около 400 лет назад.
Традиционное обучение характеризуется обязательным элементом – уроком, который представляет собой одновременное занятие с целым классом. При этом преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение учащимися, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Преподаватель является единственным инициативно действующим лицом. Главное усилие преподавателя при этом направлено на то, чтобы наилучшим образом представить учебную информацию. Учащийся также должен предъявить преподавателю усвоенное содержание учебного материала.
Основным способом традиционного обучения является объяснительно-иллюстративный. Традиционное обучение требует внесения изменений, способствующих адаптации условий к каждому учащемуся. Одним из путей модернизации заключается во введении в его организацию элементов развивающего обучения. То есть формирование учебной деятельности, включающей в себя учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки степени усвоения знаний. Другой путь совершенствования традиционного обучения представляется на основе интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Традиционная технология.
Действия учителя и учащихся:
1. Этап постановки целей, актуализация
Учитель сам ставит перед учащимися цели, определяет, что «правильно», а что «не правильно». Ученики принимают цели и установки учителя.
2. Этап изучения нового материала
Учитель излагает новую информацию (чтение, просмотр); выбирает пути достижения поставленных целей. Ученик их принимает.
3. Этап подведения итогов. Учитель формулирует немногочисленные вопросы:
«Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали?»
К достоинствам традиционных технологий можно отнести:
· научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
· организационная чёткость педагогического процесса;
· постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя;
· оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении;
· упорядоченная, логически правильная подача учебного материала;
· ориентация на развитие памяти (запоминание и воспроизведение);
· доступность;
· учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
· сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд).
· Вместе с тем, традиционным технологиям присущи и недостатки:
· субъект - объектный характер отношений между учителями и учениками, ориентация на формирование шаблонного мышления;
· отсутствие ориентации на развитие творческого потенциала учащихся, подавление инициативы учащихся;
· уравнительный подход ко всем учащимся.
Современные технологии: (по Хуторскому)
1. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося:
· Игровые технологии
· Технология проблемного обучения
· Технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (Шаталов)
· Технология уровневой дифференциации
· Технология индивидуализации обучения
· Технология программированного обучения
· Информационные технологии обучения
· Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования)
· Технология решения интеллектуальных задач
2 Альтернативные технологии
· Технология свободного труда (Френе) (Надо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы. Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями)
· Технология проектного обучения
· Технология мастерских (ниже подробное описание)
· Дальтон-технология (сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество)
· Кейс-технология (в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ).
3.Природосообразные технологии
· Технология сбережения и укрепления здоровья
· Технология обучения детей с признаками одаренности
4.Технологии развивающего обучения
· Технология развивающего обучения Занкова
· Личностно-ориентированное развивающее обучение ( Якиманская) –во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого вначале раскрывается, а затем согласовывается с содеражанием образования)
· Технология саморазвивающего обучения (Селевко) - подлинное учение охватывает целиком всю личность человека. Опыт учения помогает ему, во-первых, установить свои личностные особенности, а во-вторых, обнаружить в себе мысли, действия и переживания, носящие общечеловеческий характер, способные, с одной стороны, размыкать его индивидуальность, а с другой - связывать его со всем человечеством.
Технологии обучения педагогов-новаторов:
Методические системы таких авторов, как Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, В.В. Давыдов, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, включают в себя технологии обучения в более или менее полном виде.
Система Л.В, Занкова была создана в конце 1950-х гг. Она возникла в ответ на идею Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. Обучение преломляется через внутренний мир ребенка, его особенности и способности и позволяет достигать ему своей ступени развития. Занковым было также введено понятие общего развития ребенка как общей цели обучения в начальной школе.
Система Занкова построена на следующих принципах:
1. Ведущая роль в обучении отдается теоретическим знаниям.
2. Само обучение ведется на высоком уровне трудности.
3. Обучение протекает в быстром темпе.
4. Происходит общее развитие как слабых, так и сильных учеников.
5. Осознание учащимися процесса обучения.
Шесть элементов системы Занкова:
1. Главная задача обучения – общее развитие ребенка, его воли, ума, чувств. На основе этого развития и происходит собственно обучение, формирование умений и навыков.
2. Начальное образование должно давать ребенку общее представление о картине мира на основе ценностей науки, искусства, литературы, а также теоретические и эмпирические знания об окружающем мире. Оно реализуется через введение естествознания в первом классе, получение знаний вне школы, обогащение содержания обычных предметов из житейского опыта детей.
3. Организационные формы обучения должны быть гибкими, с увеличением самостоятельной деятельности, экскурсий, большим числом наблюдений. Поделок, вопросов к взрослым в домашнем задании.
4. Методика обучения должна быть вариативна и многогранна, ориентирована, на вовлечение в процесс обучения воли, интеллекта, эмоций, других сторон личности, что позволило бы в разных классах менять стиль работы, темп, задания.
5. Отношения между учеником и учителем полны положительных эмоций, чувства успеха от интеллектуальной деятельности.
6. Контроль результатов обучения направляется не только на прохождение программы, но и на выявление сдвигов в общем развитии ребенка, его воли, мышления, ценностей.
Эта система эффективна, так как благодаря ей дети становятся более развиты, они показывают тяготение к умственной, интеллектуальной деятельности, у них культивируются высокие эмоционально-волевые качества, критичность мышления, формируется чувство сотрудничества, осознания ценности личности.
Хотя система Занкова и содержит технологию обучения, все же она не в полной мере разработана, как это необходимо с точки зрения именно технологии. В первую очередь эта система ориентирована на развитие личности учеников, но в настоящие время проблема диагностики уровня развития педагогикой далеко не решена, нет к тому же и надежных измерительных инструментов. В данной системе невысокая воспроизводимость обучения, что подтверждается относительно малым количеством учителей, работающих сегодня в соответствии с ней.
В системе Эльконина-Давыдоваученик рассматривается как самоизменяющийся субъект обучения, а не как объект. Целью образования ученика становится его развитие и воспитание субъекта собственной жизни. То есть ученик должен уметь ставить перед собой задачи и находить способы их решения. Основой содержания образования должна быть система научных понятий, определяющая общие способы решения задач.
Методика обучения организует такую учебную деятельность учеников, которая обеспечивает поиск способов решения возникающих задач. Поэтому в системе широко применяются творческие и поисковые методы обучения, исключаются объяснение и показ в обычном их понимании.
Объяснение и показ в учебной деятельности считаются непригодными, потому что они лишают ее смысла. Ведь если способ действия уже показан, то ученикам нечего искать. Поэтому начальным этапом учебной деятельности является постановка учебной задачи. Существенным моментом этой методики является то, что работа учителя направлена на нахождение общего способа решения такого класса задач, а не на организацию поиска частного решения конкретной задачи.
Постановка учебной задачи, совместное ее решение, оценка найденного способа действия — вот три составляющие развивающего обучения, которые можно выделить в системе Эльконина-Давыдова.
А вот каково взаимодействие учащихся в учебном процессе:
♦ учебно-поисковая деятельность, при которой учитель создает предпосылки для поиска, а ученик их реализует;
♦ совместная деятельность, скоординированная учителем;
♦ сотрудничество, при котором ученик вступает во взаимодействие не только с учителем, но и со своими одноклассниками.
Необходимым условием развивающего обучения является именно организованное взаимодействие учащихся. Ведь любая поисковая исследовательская деятельность всегда должна сопровождаться диалогом с оппонентами, с другими исследователями и учениками. В этом диалоге особая роль принадлежит учителю. Он должен найти в нем свое место, уметь направить его в нужное русло.
В ходе масштабных экспериментов была продемонстрирована эффективность системы Эльконина-Давыдова. Ее главным результатом стало возникновение и развитие теоретического мышления у младших школьников.
Теоретическое мышление возникает и развивается случайно, независимо от обучения. Благодаря механизмам непроизвольной памяти, за счет обращения к теоретическому мышлению, осмысления связей учебного материала и включения знаний, хранящихся в памяти, у детей происходит принципиально иной путь развития восприятия, памяти, воображения. Этот путь развития обеспечивает эффективное взаимодействие двух форм памяти — произвольной и непроизвольной.
У учащихся происходит формирование содержательных мотивов учения и переход к самооценке, а также к изменению тех качеств личности, которые препятствуют ее развитию. Существенным становится содержательная оценка способов и результатов деятельности своими одноклассниками и учителем, а не школьная отметка как стимул. Уже к концу обучения в начальной школе ученики все более переходят к самооценке.
Благодаря развитию эмоционально-нравственной сферы учеников в процессе развивающего обучения появляется чувство уважения к другим людям, их мыслям, позиции. Рождается чувство ответственности за общее дело, которое стимулирует развитие нравственности.
В системе Эльконина-Давыдова созданы все элементы технологии развивающего обучения. Хотя авторами этой системы и их последователями был подготовлен и выпущен комплект учебников для начальной школы, надо сказать, что не все элементы этой системы прописаны на процедурном уровне. Поскольку освоение учителями технологии развивающего обучения дело трудное, то оно требует формирования способностей к педагогическому творчеству.
Развивающее обучение оказывается развивающим не только для учеников, но и для учителей.
В начале 70-х гг. XX в. Народный учитель СССР Шаталов Виктор Федоровичразработал оригинальную новаторскую систему обучения и воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах мира. Шаталов актуализировал и развил установленные наукой закономерности, которые ранее не были востребованы педагогикой. Шаталов разработал в своей методической системе 7 принципов, часть из которых он заимствовал у Л.В. Занкова.
1. Обучение на высоком уровне сложности.
2. Бесконфликтность.
3. Быстрое движение вперед.
4. Открытые перспективы.
5. Сверхмногократное повторение.
6. Ведущая роль теоретических знаний.
7. Гласность.
Система Шаталова включает в себя 6 элементов: организацию сверхмногократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шаталова именно с опорными конспектами, сам педагог в своей системе отводил им последнее место.
Система Шаталова охватывает все стороны обучения и воспитания школьников, что может подтвердить перечень названных выше элементов. Шаталов и его последователи разработали систему обучения в полном виде и даже в мелких деталях. Так, если ученик пропустил один урок, то в технологии заложены дидактические средства, которые позволят ему усвоить новый материал, и опорный конспект, что даст возможность успешно подготовиться к его воспроизведению.
Эта технология обучения предусматривает такие приемы и средства работы, которые способствуют экономии трудовых затрат и времени педагога. Например, после проверки опорных конспектов на самом конспекте не ставится отметка, а они раскладываются по стопкам, каждая из которых соответствует определенной отметке. Затем по этим стопкам выставляются отметки в журнал и ведомость открытого опроса. Это позволяет экономить секунды, но ведь из них затем набегают минуты, которые учитель может потратить на продуктивную работу с классом.
Контроль результатов обучения в системе Шаталова эффективно решается благодаря письменному опросу всех учащихся по опорным сигналам, проведению рубежного контроля после прохождения крупных разделов курса. Например, при обучении какому-нибудь предмету за 35 уроков каждый ученик вполне может получить около 30 отметок. Это позволяет по ведомости открытого опроса, в которой имеются все отметки, сразу же выявить все пробелы в знаниях и удалить их.
Все эти приемы и средства обучения носят название «инспекции знаний*. Это ежеурочная проверка. Но такая проверка очень быстро становится привычной и даже желанной для всех учеников, потому что растут их успехи и желание лучше учиться. Вот почему нередки случаи, когда в ведомости открытого опроса у всего класса стоят только пятерки.
Самой трудной дидактической задачей считается обучение школьников решению задач. Шаталову в своей системе удалось разработать такие технологические приемы, благодаря которым не только происходит успешное обучение решению всех задач, но ученики делают это с охотой и интересом. В начале учебного года каждому ученику раздают специальную плашку, на которой отмечены номера нужных задач. На этой плашке школьник отмечает те задачи, которые он уже смог решить. Некоторые задачи из этой плашки выносятся на контрольные, названные Шаталовым релейными.
Опорные конспекты Шаталова являются замечательным дидактическим средством, которое облегчает процесс обучения. Сами конспекты и содержащиеся в них опорные сигналы вызывают у учащихся появление ассоциативных образов, обеспечивающих логическое запоминание и успешное воспроизведение учебного материала.
Система начального обучения Софьи Николаевны Лысенковойтакже называется «Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом». Лысенкова разработала уникальную методику развития мышления детей младшего школьного возраста. Эта система позволяет им успешно, радостно и легко учиться. В ней выделяются элементы технологии, которые позволяют осуществлять успешное опережающее обучение детей.
Опорные схемы — это первая движущая сила в методике Лысенковой. Технология их использования четко разработана. Опорные схемы включают в себя собственно схемы, условные знаки, таблицы, дидактические карточки и т. п. Опорная функция этих схем состоит в организации и управлении мыслительной деятельностью учеников. Такие опорные схемы — хороший способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Эти схемы становятся не просто иллюстрацией учебного материала, а опорами, наглядным закреплением логических рассуждений учителя.
Комментированное управление обучением — это вторая движущая сила в системе Лысенковой. Оно направлено на развитие логики рассуждений, доказательности суждений, творческой самостоятельности. Технология использования комментированного рассуждения обеспечивает включение всех учеников в устные рассуждения, учит детей мыслить вслух, объяснять свои действия и вести за собой одноклассников в процессе выполнения учебных действий.
Различные приемы комментированного управления, направленные на обеспечение четкого и непрерывного контроля процесса восприятия и усвоения учебного материала, являются важным моментом технологии Лысенковой. Детей всегда учат думать только вслух, чтобы каждое их действие сопровождалось словом.
Рассуждение — это доказательное комментирование, которое применяется при решении задач, выполнении упражнений и сложных грамматических заданий.
В структуре урока по методу Лысенковой выделяют три этапа.
1. Предварительный, связанный с введением порции новых знаний.
2. Этап уточнения новых понятий и их применения.
3. Заключительный, связанный с открытием дальней
шей учебной работы, формированием быстроты
мыслительных приемов и учебных действий.
Работа над ошибками, приемы коррекции знаний в методике Лысенковой основываются на том, что главное — это не работа над уже допущенными ошибками, а предупреждение самих ошибок.
По выражению Лысенковой, опережающее обучение — это первый «кит» ее системы. Такое обучение состоит в опережении учебной программы. Увеличение времени на усвоение трудных вопросов, тем и разделов программы — вот какова цель такого опережения. Оно достигается целой системой приемов, методов и средств.
1. Ученики освобождены от механического зазубривания формулировок и правил, так как они их осмысленно усваивают в процессе выполнения практических задач.
2. У учеников складывается иное отношение к домашней работе. Такг они получают домашнее задание,рассчитанное на 30 и более уроков от начала работы по теме. В этом случае домашнее задание становится доступным для самостоятельного выполнения каждым ребенком.
3. В один блок объединяют однородный и нетрудный материал. ,
Опережающее обучение позволило Лысенковой проходить за один год программу двух классов. За три четверти ученики завершали программу каждого года обучения, а с апреля им не задавалась домашняя работа. За оставшееся время ребята проходят программу следующего класса, а в следующем году они опять повторяют ее. Но при этом Лысенкова не спешит за программой, не подгоняет учеников, а добивается усвоения каждой темы.
Технология педагогических мастерских (почитайте, может это тоже надо?)
Мастерская — это иная форма организации учебного процесса. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
В самом общем виде ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка. Данная цель опирается на глубоко обоснованную фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию.
Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:
Личность с новым менталитетом.
Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
Все способны.
Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности
Интенсивные методы обучения и развития личности.
Для методов ЖФЕН характерны:
а) отношение учителя к ученику, как к равному себе;
б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач;
в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.
4. Новый тип педагога.
Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.
В начале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.
Принципы: