Методика изучения произведений различных жанров
Программа и книги для чтения предлагают текстовой материал разных жанров: рассказы, стихотворения, басни, загадки, пословицы, сказки, народные песни. Каждый жанр литературного произведения, имея свои особенности, определяет методику его изучения.
Рассказ
Рассказ как жанр повествования предлагает читателю картины из жизни людей, изображение природы, человеческих характеров. В рассказах, включенных в учебники для школ глухих и слабослышащих, упрощен сюжет, количество действующих лиц ограничено, что облегчает восприятие произведения.
Осмысление сюжета (пространственно-временная последовательность событий, мотивируемая поступками персонажей), характеров литературных героев, выражение авторского и собственного отношения к событиям и людям, прочувствованное восприятие красоты описаний, своеобразия художественной модели (особенностей стиля, языка) — составные эстетического восприятия рассказа.
С учетом тематической вариативности (рассказы морально-этического, общественно-политического направления, рассказы-описания, деловые статьи) каждый вид рассказа
предполагает некоторые отличительные особенности методики его изучения.
Работа с рассказами морально-этического характера предполагает осмысление сюжета, характера персонажей, сопоставление прочитанного с житейскими наблюдениями, определение своего эмоционального отношения к прочитанному, к его автору. Например, работу с рассказом М. Зощенко «Калоши и мороженое» можно провести следующим образом: предварительная беседа о хороших и плохих поступках (введение лексики), слово учителя о писателе, чтение рассказа учителем или учениками, беседа об эмоциональных средствах выражения, используемых автором, повторное чтение рассказа учениками, беседа с выборочным чтением со словарно-стилистическими упражнениями, рассматривание иллюстраций, их списывание, сопоставление с рассказом, аналитическая беседа о персонажах, словарно-стилистические упражнения по закреплению морально-этической лексики, чтение по ролям, пересказ от лица детей, родителей Лели и Миньки, дяди Коли и тети Оли, итоговая беседа о поступке детей, перенос к реальным событиям каждого ученика класса.
Работа над рассказом-описанием предполагает умение школьников увидеть и почувствовать картины природы, акцентированные чтением учителя, установить их последовательность, выразительность и эмоциональность, определить собственное отношение к этим картинам. Полезно проводить сопоставление картин рассказа с личными наблюдениями учащихся, с известными им произведениями изобразительного искусства. Методика чтения подобных рассказов предполагает многократное обращение к отдельным описаниям и рассказу в целом, словесное рисование с опорой на данную педагогом лексику, сопоставление рассказа и иллюстрации (нахождение общего и различного), определение выразительности рассказа-описания и иллюстрации. Завершается работа над рассказом детскими устными пересказами фрагментов текста, выяснением того, чем (почему) понравилось авторское описание природы.
Чтение рассказов общественно-исторического характера требует большой подготовительной работы по расширению и уточнению знаний школьников из истории страны, ознакомления с общественно-политической лексикой. «Введение в эпоху» и ее проблемы может осуществляться в рассказе учителя о том или ином общественном событии (имеющем отношение к читаемому тексту). После чтения и освоения содержания рассказа выясняется отношение автора к описываемым событиям, определяется позиция читателей.
Деловая статья в книгах для чтения предназначена для ознакомления школьников с признаками, особенностями того или иного природного или общественного явления. Эти статьи расширяют кругозор, совершенствуют знания школьников. Методика чтения деловых статей предполагает обозначение конкретного содержания, осмысления того, что нового узнали дети, сопоставление нового материала с ранее усвоенным и увиденным в окружающем мире (личные наблюдения).
Выбор методов изучения рассказа зависит не только от тематической направленности произведения, но и от особенностей композиции рассказа.
В теории литературы выделяют несколько видов сюжетов рассказа: последовательное повествование, описательно-повествовательное, диалоговое, сказовое и непоследовательное повествование. Каждый вид предполагает использование в работе различных методов и приемов.
Последовательное повествование дает возможность читателю постепенно ознакомиться с событиями, фактами, их деталями. Примером такого композиционного построения являются рассказы «Мильтон и Булька» Л. Толстого, «Слепая лошадь» К. Ушинского, «Ранние гости» Г. Скребицкого и многие другие. В них события раскрываются последовательно, логично, что позволяет с наименьшими трудностями установить связи между фактами и явлениями, облегчает ученикам составление плана и пересказа.
При изучении рассказов с последовательной композицией целесообразно использовать такие методы, как со-
ставление плана рассказа, обучение школьников подробному пересказу.
Повествовательно-описательная композиция предполагает, что повествование прерывается различными описаниями (природы, ситуации, портрета и пр.). В книгах для чтения представлены: «Осина» И. Тургенева, «Осень» К. Ушинского, «Весна в лесу» И. Соколова-Микитова и др. Рассказы с повествовательно-описательной композицией поддаются как полному, так и выборочному пересказу, а описания — словесному рисованию и иллюстрированию.
Сказовая и диалоговая композиция произведений требует применения иных методов: драматизации, составления сценария воображаемого фильма, чтения в лицах, пересказа с изменением лица.
Непоследовательное повествование в рассказе — самая сложная композиция для осмысления читателя. При такой композиции в рассказе имеются отступления, вставки, воспоминания о событиях, происходивших в прошлом. Примером такого построения является рассказ «Ванька» А. Чехова. В работе с таким произведением важно помочь ученикам установить последовательность событий, осмыслить мотивы таких отступлений. Для этого используется метод составления плана, пересказ эпизодов, составление рассказа о герое или теме повествования. Приведем возможные варианты уроков по изучению рассказов во 2-м классе.
Н. Сладков
Волчата
Волчата еще такие маленькие, что и на волков совсем не похожи: кривоногие, головастые. Играют около логова-норы, за бабочками гоняются, возятся, а услышат — ветка хрустнет, сразу прячутся в норе.
Как волчата подрастут, волки будут брать их с собой на охоту, пока не станут они настоящими волками.
Лисята
Лисята возятся у норы, ждут мать-лисицу. Придет лиса, принесет им мышь. Ящерица попадется, ящерицу притащит.
Лисята мышь треплют, с ящерицей играют, приучаются охотиться. Лисы, ведь, что попадается в лесу, все ловят, все едят.
Лягушонок
Чего только не делают обитатели леса наедине. Вытворяют, что только в головушку взбредет. Играют, поют, танцуют. А то купаются и загорают, как этот лягушонок. Нашел сыроежку с дождевой водой и давай в ней плескаться, словно в тазу. А теперь сидит на краешке и загорает. Дышит целебным воздухом. После водных процедур принимает воздушные ванны.
Уроки 1, 2
Тема: Рассказы Н. Сладкова «Волчата», «Лисята», «Лягушонок»
Задачи: учить определять эмоциональный тон и настроение рассказов, оценивать персонажей, рассуждать; познакомить с понятием «диалог»; учить осмыслять прочитанное; прививать интерес к чтению; развивать наблюдательность.
1. Вопросы к организации начала урока: Какой сейчас урок? Какое сейчас время года?
2. Сообщение темы урока. Учитель сообщает ученикам, что сегодня они будут читать рассказы Николая Сладкова. 11едагог показывает ученикам портрет, книги Н. Сладкова и сообщает, что писатель очень любил природу, любил наблюдать за животными и рассказывал об этом в своих книгах для детей.
3. Чтение учителем или учениками рассказа «Волчата».
4. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: О ком говорится в рассказе? Рассмот-
рите рисунок. Покажите на нем волка и волчат. Как называется жилище волков?
Учитель предлагает ученикам рассмотреть картинку, на которой изображены дикие животные и их детеныши.
5. Чтение учениками труднопроизносимых слов.
6. Чтение рассказа учениками вслух.
7. Беседа с выборочным чтением, направленная на выяснение содержания рассказа. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: Где играют волчата? Что они делают?
Дополните предложения: Волчата (что делают?).......,
..., .... Волчата (какие?) ..., ....
Когда волки будут брать их с собой на охоту?
8. Чтение учителем или учениками рассказа «Лисята».
9. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: О ком говорится? Рассмотрите рисунок. Покажите на нем лису и лисят.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть картинку, на которой изображены дикие животные и их детеныши.
10. Чтение учениками труднопроизносимых слов.
11. Беседа с выборочным чтением, направленная на выяснение содержания рассказа. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: Как называется жилище лис? Что делают лисята у норы? Чем кормит лиса лисят? Прочитайте. Кого ловят и что едят лисы? Найдите и прочитайте об этом в рассказе.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть картинку, на которой изображены мышь и ящерица.
Как лисята приучаются охотиться?
Дополните предложения: Лиса приносит лисятам (кого?)...,.... Лисята (что делают?)............
12. Чтение детьми самостоятельно друг другу (в парах) рассказа «Лисята».
13. Знакомство учащихся с понятием «диалог» и составление диалога между лисятами. Учитель сообщает ученикам, что диалог — разговор двух или нескольких
лиц. Затем учитель предлагает детям пофантазировать и придумать разговор между лисятами, когда лиса приносит им пищу. В случае затруднения можно предложить учащимся добавить в диалог парные реплики из числа данных в словаре для справок:
— Это моя мышка! Отдай!
— Давай играть дружно!
Словарь для справок:
— Нет! Это моя мышь. Отдай мне!
— Давай.
— Я согласен.
— А я буду играть с ящерицей.
14. Самостоятельное чтение учащимися про себя рассказа «Лягушонок».
15. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: О ком говорится в рассказе? Что вам запомнилось?
16. Чтение учениками труднопроизносимых слов.
17. Беседа с выборочным чтением, направленная на выяснение содержания рассказа. В ходе беседы учитель объясняет ученикам слова и выражения: наедине — быть одному, без других; обитатели леса — жители леса; вытворять — делать; в головушку взбредет — окажется в голове; целебный воздух — полезный воздух; водные процедуры — водное лечение; сидеть на краешке — сидеть на кончике.
Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: Чем занимаются лесные жители наедине? Прочитайте.
Дополните предложения: Лесные жители наедине (что делают?)....................
Что нашел лягушонок? Что стал делать лягушонок? Рассмотрите рисунок к рассказу. Выполните задания:
а) задайте вопрос к рассказу по рисунку;
б) прочитайте строчки из рассказа к рисунку.
18. Чтение детьми самостоятельно друг другу (в пэрах) рассказа «Лягушонок».
19. Составление учащимися рассказа. Учитель предлагает детям пофантазировать и придумать несколько предложений о том, что думает лягушонок после водных процедур: Вот я накупался! Как мне.... Как...! Хорошо бы …
20. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, которые учитель задает учащимся на слух (за экраном): Какие рассказы Н. Сладкова вы прочитали? О ком в них говорится? Что нового вы узнали о волчатах, лисятах и лягушонке.
20. Домашнее задание: составление рассказов о волчатах, лисятах, лягушонке.
Стихотворение
Лирическое произведение как особый род литературного творчества имеет свою специфику: в нем нет сюжета, детального и развернутого воспроизведения событий и поступков, т. е. главное в лирике — это эмоционально окрашенные описания и размышления автора. Содержание лирических произведений весьма разнообразно: политическая лирика, пейзажная, любовная, философская. В школьной программе во 2—6-х классах основное место занимает пейзажная лирика и стихотворения о дружбе детей, их учебе и труде в школе; стихотворения на общественно-историческую тематику малочисленны.
Тематико-содержательная направленность стихотворений диктует свою методику их изучения. Пейзажная лирика (к примеру, стихотворения «Береза» С. Есенина, «Весна» Ф. Тютчева, «Люблю дорожкою лесною...» А. Майкова) предлагает средствами словесно-художественной изобразительности фрагментарное описание обобщенного образа. Работа над лирическими произведениями должна помочь школьникам увидеть, понять и почувствовать суть изображаемого поэтом, сопереживать прочитанному, оценить авторское мастерство, выразительность используемых им языковых средств. Основной путь изучения пейзажной
лирики — расширение сенсорного опыта детей, позволяющего соотнести реальную действительность с поэтическим описанием, содействовать развитию творческого и воссоздающего воображения учащихся, что в свою очередь помогает пониманию прочитанного произведения.
При изучении пейзажной лирики рекомендуются следующие методические приемы: чтение стихотворения педагогом, учениками, выборочное чтение отдельных фрагментов (картин), их соотнесение с иллюстрациями, словесное рисование. Каждый из этих приемов целесообразно сочетать со словарно-стилистическими упражнениями. Завершается работа выразительным чтением учащихся, их оценочным суждением (чем взволновало стихотворение, какие мысли и чувства возникли и т. д.).
В процессе изучения пейзажной лирики педагог должен учитывать, как создает поэт образ-пейзаж. В литературоведении принято считать, что поэтический образ может быть создан индуктивно или дедуктивно. При индуктивном способе создания поэтического образа поэт уточняет содержание картины, выделяя отдельные детали, яркие и выразительные. Например, в отрывке из романа А.Пушкина «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета...» читатель воспринимает картину зимы через совокупность различных выразительных деталей: блистает речка, льдом одета, коньками звучно режут лед (мальчишки), скользит и падает (гусь, вступивший на лед).
Подобный способ создания образа-пейзажа наиболее доступен ученикам в начале обучения чтению пейзажной лирики. Педагог в процессе изучения произведения учит школьников выделять отдельные картины, обращает внимание на выразительность языковых средств, которыми созданы эти картины, на интонационную окрашенность описания каждой картины. Все, вместе взятое, позволяет ученикам увидеть многообразную, но единую картину природы.
При дедуктивном способе создания поэтического образа-пейзажа читателю видится обобщенная картина природы, нарисованная автором с помощью выразительных средств
сочетания эпитетов, метафор, сравнений). Например, «Закружилась листва золотая...» С. Есенина или «Осень» А. Толстого создают выразительную картину золотой осени. Восприятие таких произведений сложно для школьников. Обучающая работа с произведениями подобного построения отличается от работы с пейзажной лирикой индуктивного построения образа. В этом случае необходимы ассоциации с увиденным ранее, подкрепление житейского опыта учеников рассматриванием художественных картин, близких по своему содержанию к картине, описанной поэтом. Словесное рисование единой картины, рассказ об увиденном ранее с использованием образной лексики произведения, описание произведения изобразительного искусства — все это позволит целостно воспринять стихотворение, не разрушив его поэтического образа.
Чтение и изучение стихотворений о дружбе детей, их школьных годах требует предварительного анализа житейского опыта школьников (суждения учеников о своих друзьях, о различных школьных ситуациях). Чтобы помочь слабослышащим и глухим выразить отношение к тем или иным житейским ситуациям, можно привлечь иллюстративный материал, детские диафильмы и фильмы о школе и школьной жизни. Например, до чтения стихотворения О. Высотской «Мы мороза не боимся...» детям предварительно предлагается вспомнить о зимних забавах, рассказать о них или нарисовать несколько рисунков о занятиях детей зимой. На уроке до чтения стихотворения учащиеся делятся своими впечатлениями (в качестве опоры на доске могут быть записаны словосочетания, предложения, а также помещены детские рисунки). После обмена впечатлениями, чтения стихотворения педагогом и учениками рисунки соотносятся со строчками стихотворения (читаются отдельные фрагменты и все стихотворение). Возможна беседа с выборочным чтением о зимних занятиях школьников, а также словарно-стилистические упражнения типа:
Дополни: Мы не боимся (кого?)... Нам не нужно (чти?)... Кто любит мороз, тот ... и ...».
Урок заканчивается выразительным чтением стихотворения и выражением своего отношения к прочитанному: «Мне понравилось стихотворение, потому что оно (какое?) .,., ... о. Ученик должен выбрать слова из предложенных: веселое, радостное, смешное, грустное.
Если стихотворение содержит нравственную оценку ситуации, поступка (например, стихи А. Барто о детях), то необходима аналитическая беседа о поведении героя. Ученики предлагают свою оценку поступкам персонажа и соотносят ее со своим жизненным опытом.
Среди поэтических произведений, включенных в книги для чтения в 5—6-х классах, в незначительном объеме представлены лироэпические произведения («Крестьянские дети» Н. Некрасова, «Сказка о царе Салтане ...» А. Пушкина). Опыта чтения и изучения лироэпических произведений у школьников 5—6-х классов еще нет, поэтому они нуждаются в значительной помощи педагога.
Особенностью лироэпических произведений является сочетание специфических черт обоих родов, что обязывает педагога тщательно продумывать методы и приемы работы при изучении этих произведений. От особенностей лирики проистекает требование широкого использования различных видов чтения, что позволяет добиться большей выразительности и эмоциональности восприятия произведения школьниками. От специфики эпического рода исходят требования составления плана главы или всего произведения, включение пересказов, составление элементарной характеристики персонажей.
Оба произведения, представленные в книгах, даны в сокращении. После их чтения целесообразно познакомить школьников со всем произведением в целом. Большой интерес вызовет у учащихся сравнение литературных произведений с художественной иллюстрацией и фильмом-мультипликацией.
Таким образом, методика работы над стихотворениями, несмотря на различие их тематики и жанровое разнообразие, исходит из общего положения: ориентировка на ши-
рокое использование разнообразных видов чтения, позволяющих создать у школьников заинтересованное эмоционально выраженное восприятие. Предлагаем возможный вариант урока во втором классе.
А. Пушкин
«Уж небо осенью дышало...»
...Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Урок /, 2