ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том


ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru «Текст»

2 занятие



           
    ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru
 
    ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru
 
  ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru

ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru же. Предложения в тексте как бы держатся за руки — рас­положены в определенном порядке. Каждое очередное пред­ложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассы­плется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор.

Итог занятия

— Что называется текстом?

— Что такое тема текста?

Текст. Основная мысль текста. • формировать умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологиче­ скую речь; • обобщать знания о грибах; • развивать умение подбирать слова по данному последнему слогу. загадки, тексты, запись на доске.

ТЕМА.

ЦЕЛИ:

ХОД ЗАНЯТИИ: 1. Организационный момент Игра «Слоговой аукцион. Кто больше?» Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СА: Полоса, коса, оса. Все слова со слогом СЫ: Косы, бусы и весы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

— Кто больше придумает слов, заканчивающихся на слог
СОК:

Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СОК: Лесок, носок, песок, кусок...

Беседа-повторение

— Отгадайте загадки и определите, для какого вида речи
необходимы эти предметы.

Поле белое, овцы черные.

(Бумага, буквы — письменная речь.)

Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет.

(Ручка — письменная речь.) Без языка живет.

Не есть и не пьет. .

А говорит и поет.

(Радио—устная речь.)

Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел — письменная речь.)

Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей.

(Газета — письменная речь.)

Через поле и лесок Раздается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон — устная речь?)

— Чем отличается устная речь от письменной?

— Как вы думаете, какой вид речи появился раньше?

— Из чего состоит речь?

— Что называется текстом?

— Что такое тема текста?

ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru «Текст»

ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru 3. Диалог. Монолог. Стихотворный текст. Тема текста

На доске:

Сыроежка с белой ножкой

Притаилась у дорожки,

Опустила шляпку вниз, !

Мол, попробуй, приглядись.

А заметишь — поспеши

И в корзинку положи.

— Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Что значит притаилась? (Спряталась.)

— Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите. (Во
всех предложениях сообщается о сыроежке. Предложения
связаны по смыслу, на одну тему.)

— Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Моно­
лог — речь одного лица.)

— О чем это стихотворение? Какова его тема?

На доске:

ЛЮБОПЫТНЫЙ СУСЛИК

Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки:

— Где вы были?

— У Лисички!

— Чтовы ели там?

— Лисички!

(Я. Козловский)

— Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)

— Что я прочитала? (Текст.) Объясните свой ответ. (Пред­
ложения связаны по смыслу, на одну тему.)

— О чем это стихотворение? Какова его тема?

— Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Диа­
лог — это речь двух или нескольких лиц.)

— Назовите слова, которые употреблены в переносном зна­
чении. Что они означают?

— Перечислите участников беседы. (Суслик. Норка.)

т

2 занятие

ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru — Разыграйте сценку, используя этот диалог. (Вырази­
тельное чтение по ролям.)

5. Запись числа, темы занятия

6. Текст. Признаки текста. Тема. Основная мысль текста

— Послушайте. (Учитель-логопед читает текст.)

Осенью мы ходили в лес за грибами. Крепкие рыжики спрятались под сухими листьями. А вот на старом пне большая семья опят. Подберезовик, на длинной ножке под березкой. И только мухомор не прячется: стоит на самом видном месте.

— Что я прочитала? (Текст. Рассказ.)

— Докажите. (Во всех предложениях сообщается о грибах.
Предложения связаны по смыслу, на одну тему.)

— О чем этот рассказ? Какова тема текста? (Это рассказ о
грибах, которые растут в лесу.)

— Озаглавьте текст. (Грибы)

«В каждомпараграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Откроется самая главная мысль».

(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)

— Ребята, о грибах можно рассказать разное: как они вы­
глядят, где растут, что можно из них приготовить и многое
другое. А что я выбрала для своего рассказа? (Где растет
каждый из грибов).

— Это и есть основная мысль текста.

— Какие грибы спрятались под сухими листьями? (Ры­
жики.)

— Какие грибы выросли на старом пне? (Опята.)

— А какой гриб вырастает под березами? (Подберезовик.)

ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru «Текст»

2 занятие



ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том - student2.ru Какой гриб не прячется, стоит на самом видном месте?
(Мухомор.)

— Определите основную мысль этого текста. (Где растут
грибы.)

— Запишите определение в тетрадь (орфографическая дик­
товка учителя-логопеда.)

Наши рекомендации