ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том
«Текст»
2 занятие
же. Предложения в тексте как бы держатся за руки — расположены в определенном порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассыплется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор.
Итог занятия
— Что называется текстом?
— Что такое тема текста?
Текст. Основная мысль текста. • формировать умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологиче скую речь; • обобщать знания о грибах; • развивать умение подбирать слова по данному последнему слогу. загадки, тексты, запись на доске. |
ТЕМА.
ЦЕЛИ:
ХОД ЗАНЯТИИ: 1. Организационный момент Игра «Слоговой аукцион. Кто больше?» Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СА: Полоса, коса, оса. Все слова со слогом СЫ: Косы, бусы и весы. |
ОБОРУДОВАНИЕ:
— Кто больше придумает слов, заканчивающихся на слог
СОК:
Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СОК: Лесок, носок, песок, кусок...
Беседа-повторение
— Отгадайте загадки и определите, для какого вида речи
необходимы эти предметы.
Поле белое, овцы черные.
(Бумага, буквы — письменная речь.)
Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет.
(Ручка — письменная речь.) Без языка живет.
Не есть и не пьет. .
А говорит и поет.
(Радио—устная речь.)
Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел — письменная речь.)
Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей.
(Газета — письменная речь.)
Через поле и лесок Раздается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон — устная речь?)
— Чем отличается устная речь от письменной?
— Как вы думаете, какой вид речи появился раньше?
— Из чего состоит речь?
— Что называется текстом?
— Что такое тема текста?
«Текст»
3. Диалог. Монолог. Стихотворный текст. Тема текста
На доске:
Сыроежка с белой ножкой
Притаилась у дорожки,
Опустила шляпку вниз, !
Мол, попробуй, приглядись.
А заметишь — поспеши
И в корзинку положи.
— Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Что значит притаилась? (Спряталась.)
— Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите. (Во
всех предложениях сообщается о сыроежке. Предложения
связаны по смыслу, на одну тему.)
— Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Моно
лог — речь одного лица.)
— О чем это стихотворение? Какова его тема?
На доске:
ЛЮБОПЫТНЫЙ СУСЛИК
Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки:
— Где вы были?
— У Лисички!
— Чтовы ели там?
— Лисички!
(Я. Козловский)
— Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)
— Что я прочитала? (Текст.) Объясните свой ответ. (Пред
ложения связаны по смыслу, на одну тему.)
— О чем это стихотворение? Какова его тема?
— Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Диа
лог — это речь двух или нескольких лиц.)
— Назовите слова, которые употреблены в переносном зна
чении. Что они означают?
— Перечислите участников беседы. (Суслик. Норка.)
т
2 занятие
— Разыграйте сценку, используя этот диалог. (Вырази
тельное чтение по ролям.)
5. Запись числа, темы занятия
6. Текст. Признаки текста. Тема. Основная мысль текста
— Послушайте. (Учитель-логопед читает текст.)
Осенью мы ходили в лес за грибами. Крепкие рыжики спрятались под сухими листьями. А вот на старом пне большая семья опят. Подберезовик, на длинной ножке под березкой. И только мухомор не прячется: стоит на самом видном месте.
— Что я прочитала? (Текст. Рассказ.)
— Докажите. (Во всех предложениях сообщается о грибах.
Предложения связаны по смыслу, на одну тему.)
— О чем этот рассказ? Какова тема текста? (Это рассказ о
грибах, которые растут в лесу.)
— Озаглавьте текст. (Грибы)
«В каждомпараграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе —
Ты только вдумайся,
Только всмотрись —
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой —
Ты только вдумайся,
Только всмотрись —
Откроется самая главная мысль».
(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)
— Ребята, о грибах можно рассказать разное: как они вы
глядят, где растут, что можно из них приготовить и многое
другое. А что я выбрала для своего рассказа? (Где растет
каждый из грибов).
— Это и есть основная мысль текста.
— Какие грибы спрятались под сухими листьями? (Ры
жики.)
— Какие грибы выросли на старом пне? (Опята.)
— А какой гриб вырастает под березами? (Подберезовик.)
«Текст»
2 занятие
— Какой гриб не прячется, стоит на самом видном месте?
(Мухомор.)
— Определите основную мысль этого текста. (Где растут
грибы.)
— Запишите определение в тетрадь (орфографическая дик
товка учителя-логопеда.)