Методы диагностики мышления у младших школьников
Были проведены диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала и диагностика уровня развития логического мышления. В эксперименте участвовал 3 класс, 153 школы города Челябинск в количестве 19 человек.
Были проведены тесты:
1. «Группировка».
Цель. Определение способностей к смысловой обработке запоминаемого материала.
Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).
Инструкция. Для первого воспроизведения: Я сейчас прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!
Для второго воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты первый раз говорил и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!
Для третьего воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты говорил первый и второй раз и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!
Солнце Шапка Липа Небо
Тополь Медведь Блюдце Елка
Чашка Сосна Звезда Белка
Заяц Ложка Лиса Кружка
Луна Юбка Платье Кофта
Обработка. Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединенность в группы.
Нормативы. Ограничение объема кратковременного запоминания сказывается обычно при первом и втором воспроизведении. Первое воспроизведение характеризуется нижним пределом нормального распределения, т. е. 3 слова для 6-7 лет и 5 слов для 14 лет. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы и при третьем - 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп. В старшем -четыре группы.
Данные по исследованию приведены в таблице № 1.[стр.20]
2. Таблица Равена
Назначение методики. С помощью теста Равена исследователи судят о способности систематизированной, планомерной, методической, интеллектуальной деятельности. Методика состоит из невербальных заданий, следовательно, можно считать, что она меньше учитывает приобретенные обследуемые в жизненном опыте умения. Методика помогает определить уровень интеллекта, интеллектуальную инициативу, уровень обучаемости школьников. Учащимся были предложены 30 таблиц (четные номера) из 5-й серии: А, В, С, Д, Е. Проверяли уровень интеллекта младших школьников. Данные по исследованию приведены в таблице № 2.
3. Для определения уровня развития логического мышления учащихся начальной школы использовалась методика «Четвёртый лишний».
Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Cтимульный материал: 11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее:
· стол, кровать, пол, шкаф;
· молоко, сливки, сало, сметана;
· ботинки, сапоги, шнурки, валенки;
· молоток, топор, пила, гвоздь;
· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
· берёза, сосна, дерево, дуб;
· самолёт, телега, человек, корабль;
· Василий, Фёдор, Семён, Иванов;
· сантиметр, метр, килограмм, километр;
· токарь, учитель, врач, книга;
· дедушка, учитель, папа, мама.
Инструкция: «Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти картинки»). Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»
Ход проведения. В первом задании нужно добиться от ребёнка правильного ответа. Оно не оценивается. В процессе тестирования ребёнку последовательно предъявляются все двенадцать карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
10-8 баллов - высокий уровень развития логического мышления;
7-5 баллов - средний уровень развития логического мышления;
4 и менее баллов - логическое мышление развито слабо. Полученные результаты приведены в таблице 3.
Таблица № 1 Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
№ | Смысловая обработка запоминаемого материала | ||||||
I Восп | Группы Слов | II восп | Группы Слов | III Восп | Группы Слов | ||
1 группа | 3 группа | 4 группа | |||||
4 группа | |||||||
2 группа | 4 группа | ||||||
2 группа | 3 группа | ||||||
1 группа | 3 группа | ||||||
2 группа | 3 группа | 4 группа | |||||
1 группа | 2 группа | 4 группа | |||||
1 группа | 4 группа | ||||||
4 группа | 5 группа | ||||||
1 группа | 3 группа | ||||||
3 группа | 5 группа | ||||||
1 группа | 3 группа | 3 группа | |||||
2 группа | 3 группа | 5 группа | |||||
1 группа | 2 группа | ||||||
4 группа | 3 группа | ||||||
1 группа | 3 группа | 5 группа | |||||
2 группа | 4 группа | 5 группа | |||||
2 группа | 4 группа | ||||||
1 группа | 1 группа | 3 группа | |||||
5 чел - по 5 групп
7 чел - по 4 группы
6 чел - по 3 группы
1 чел - по 2 группы
№ | Методика Равена | |||||||
А | В | С | Д | Е | Кол. балл. | В % | ||
4-12-67% | 6-26-100% | 3-13-42% | 3-20-50% | 1-4-10% | 48% | |||
4-12-67% | 4-17-65% | 4-19-61% | 3-20-50% | 1-7-18% | 48% | |||
18-100% | 21-81% | 17-55% | 33-83% | 57% | ||||
5-13-72% | 5-20-77% | 4-20-65% | 2-12-30% | 1-7-18% | 47% | |||
5-17-94% | 4-17-65% | 2-10-32% | 4-27-68% | 46% | ||||
6-18-100% | 5-20-77% | 2-11-36% | 4-26-65% | 48% | ||||
6-18-100% | 5-20-77% | 3-13-42% | 2-12-30% | 41% | ||||
15-83% | 14-54% | 13-42% | 27-60% | 45% | ||||
6-18-100% | 18-100% | 4-20-65% | 33-83% | 1-8-20% | 63% | |||
18-100% | 20-77% | 17-55% | 13-33% | 44% | ||||
17-94% | 21-81% | 14-46% | 26-65% | 50% | ||||
13-72% | 20-77% | 3-13-42% | 13-33% | 38% | ||||
18-100% | 18-100% | 17-55% | 33-83% | 56% | ||||
6-18-100% | 5-20-77% | 2-7-23% | 2-13-33% | 0-8% | 37% | |||
5-13-72% | 4-14-54% | 2-11-36% | 2-13-33% | 1-8-20% | 38% | |||
13-72% | 20-77% | 11-36% | 33-83% | 50% | ||||
6-18-100% | 18-10% | 19-61% | 33-83% | 1-7-18% | 61% | |||
7-39% | 23-89% | 0% | 33-83% | 41% | ||||
6-18-100% | 5-20-77% | 2-10-32% | 2-13-33% | 39% | ||||
Таблица №3. Уровень развития логического мышления младших школьников.
кол-во баллов | уровень развития мышления | ||
средний | |||
высокий | |||
высокий | |||
высокий | |||
средний | |||
средний | |||
высокий | |||
низкий | |||
низкий | |||
высокий | |||
высокий | |||
средний | |||
высокий | |||
высокий | |||
высокий | |||
высокий | |||
высокий | |||
высокий | |||
средний |