Термины социальной педагогики
Социальная среда: это во-первых – широкая социальная действительность, общество, государство; во-вторых – непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.
Социальное воспитание – это процесс, помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях (подробнее о соц. воспитании поговорим на следующей лекции).
Социальная работа – профессиональна деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение.
Выделяют три ведущие функции социально-педагогической работы:
Воспитательная функция предполагает включение ребенка в окружающую среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая функция означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная – это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными (основные функции лежат на педагогике при реализации указной функции).
Социально-педагогическая деятельность – социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Зачем нужна социально-педагогическая работа? Основная причина: тревожность школьника (учебные нагрузки, двойки, несправедливый учитель, неустроенность семьи, двор, наркотики и пр.). Т. е. ребенку нужна поддержка в небольшом коллективе, поддержка противостоять злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей; поддержка в его адаптации в обществе.
Т. о. в основе социальной педагогики – воспитание личности в обществе и для общества.
Основная задача социального воспитания – формирование гражданской личности, самостоятельной, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье и за свое время.
Cоциализация - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Агенты социализации
- По отношению к детям и подросткам: родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
- В молодости: супруг, супруга, коллеги по работе.
Средства социализации
Способы вскармливания ребенка и ухода за ним. Формируемые бытовые и гигиенические умения. Окружающие человека продукты материальной культуры. Элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур).
Стиль и содержание общения.
Методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных организациях.
Приобщение человека к типам и видам отношений в общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Межпредметные связи
Педагогика может решать свои специфические задачи более или менее эффективно, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания.
Полученные из разных разделов педагогики знания позволяют в синтезе охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.
Философия социального воспитания рассматривается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. Здесь рассматриваются фундаментальные методические и мировоззренческие вопросы. В частности, дается трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определенного понимания образа человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д.
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. А в целом, знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества.
Социально-педагогическая виктимология исследует категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации; определяет направления социальной и педагогической помощи.
Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания. Исходя из положений философии социального воспитания, учитывая данные социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального воспитания, например, исследует:
- индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания и их взаимодействие;
- содержание жизнедеятельности воспитательных организаций и пути их организации и совершенствования;
- содержание и характер индивидуальной помощи человеку и т. д.
Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностях на различных возрастных этапах, выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.
Экономика и менеджмент социального воспитания исследует, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой – экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием.
В совокупности все названные разделы позволяют реализовать принцип дополнительности в социальной педагогике, сформулированный выдающимся датским физиком Нильсом Бором, как способ описания при анализе альтернативных, противоречивых ситуаций (принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методологический принцип). Подробнее этот принцип, как и другие принципы социального воспитания мы рассмотрим позднее на одном из занятий.
Такое понимание социальной педагогики как отрасли знания делает ее необходимой теоретической основой социального воспитания.