Глава 9. психотипические и индивидуально-психологические особенности личности
Исключительно большое значение в практической деятельности специалиста имеют знание и учет психотипических и индивидуально-психологических особенностей сотрудников. В этих особенностях как бы в интегрированном виде представлено своеобразие их психики. К числу таких особенностей относятся темперамент, характер, способности личности.
Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующее динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки.
Различия людей в походке, типе и ритме движений, скорости речи, глубине и быстроте смены чувств, степени их выраженности в мимике, пантомимике, интонациях и т.п. замечено давно Причины этого видели в разном. Древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что поведение человека зависит от соотношения в его организме четырех жидкостей. От названия этих жидкостей в дальнейшем и произошло название темпераментов: у сангвиника преобладает кровь (сангуиз), у флегматика — слизь (флегма); у холерика — желчь (холе), у меланхолика — черная желчь (мелайнахоле).
Развитие науки отвергло такое наивное понимание зависимости темперамента от соотношения жидкостей в организме, но подтвердило его зависимость от особенностей нервной системы человека. И. П. Павлов экспериментально доказал, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, от соотношения характеристик ее основных процессов — возбуждения и
торможения. При этом сила, подвижность и уравновешенность процессов нервной системы человека не всегда соответствуют динамическим особенностям его личности. Например, человек, нервная система которого отличается силой, может быть слабохарактерным, слабовольным, и наоборот, имеющий безудержный тип высшей нервной деятельности человек путем развития саморегуляции, воли может оказаться достаточно осмотрительным, внешне спокойным и уравновешенным, выдержанным.
В первом разделе рассмотрены основные общие типы высшей нервной деятельности (ВНД) человека как физиологической основы видов темпераментов: сильный тип ВНД выступает основой сангвинического темперамента; безудержный тип ВНД — холерического; спокойный тип ВНД — флегматического; слабый тип ВНД — основа меланхолического темперамента.
Каковы же психологические особенности этих темпераментов?
Сангвиник — это живой, подвижный и очень продуктивный, когда у него есть интересное дело, человек. Он адаптивен в быстро меняющихся обстоятельствах, работоспособен, уравновешен, сообразителен, устойчив к стрессу, стремится к смене впечатлений. Неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настроения сангвиника изменчивы, но с преобладанием чувства душевного равновесия, благополучия.
Холерик — чаще порывист, нетерпелив, быстр, психический темп переживаний быстрый. Отличается высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности. Чаще неуравновешен, склонен к резкой смене настроений, эмоциональным вспышкам, а при недостаточной воспитанности — к вспыльчивости ирезкости суждений, импульсивности действий. При высокой заинтересованности в деле способен к большой работоспособности и энергичности в действиях.
Флегматик — склонен к сдержанности и невозмутимости, спокойствию и уравновешенности, медлительности и неповоротливости. Внешне свои чувства, душевные состояния выражает лишь в исключительных случаях. Операции мыслительных действий замедленны, переключаемость психических функций невысокая, адаптивность низкая, включаемость в деятельность более длительная, чем у людей с другими темпераментами.
Меланхолик — это человек с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием, легкораним, мнителен, болезненно реагирует на малейшие обиды, неуместные шутки, подначки, замкнут, склонен к глубоким переживаниям, болезненно чувствителен. По мнению К. К. Платонова, меланхоликам противопоказана деятельность летчика. И. П. Павлов считал, что это едва ли не самый несчастный среди других людей.
Следует учесть, что с точки зрения социальной полезности «плохих» людей по темпераменту не существует. Ведь темперамент не
несет в себе социального содержания, это всегда конкретное динамическое проявление личности. Например, в зависимости от воспитания флегматик может быть предельно трудолюбивым, необидчивым и располагающим к себе человеком, а может быть и непомерно ленивым. Меланхолик — это или терпеливый, отзывчивый и чуткий человек, или капризный нытик; исключительно добросовестный и исполнительный человек или постоянно сомневающийся, нерешительный и постоянно опаздывающий в действиях неудачник. Холерик может быть активным борцом, защитником других, хорошим организатором, инициатором добрых дел, а может оказаться злобным и вздорным, агрессивным и вспыльчивым человеком, стремящимся к доминированию, главенству над людьми. Нравственно воспитанный сангвиник может оказаться общественно активным, интеллектуально развитым, бодрым и оптимистичным человеком. Другой же сангвиник, не имеющий твердых нравственных устоев, становится человеком поверхностным, легкомысленным, не способным на большие дела, человеком с комплексом неполноценности, с давящей на него завистью к другим людям.
Как видим, люди всех темпераментов могут быть социально-и личностно-полноценными. Оценку особенностей темперамента необходимо осуществлять лишь в единстве с другими особенностями личности: ее направленностью, умственным, нравственным, эстетическим развитием, воспитанностью.
В современной психологической литературе выделяют следующие основные свойства темперамента, сочетание которых и создает палитру особенностей темперамента личности, а при определенной устойчивости — выступать и соответствующими чертами характера.
Реактивность. В этом свойстве выражается степень непроизвольности реакций человека на внешние и внутренние воздействия.
Активность. Об этом свойстве можно судить по степени активности, энергичности человека при его взаимодействии со средой и преодолении препятствий при достижении целей.
Соотношение реактивности и активности. Это характеристика личности с точки зрения того, от чего в большей степени зависят ее деятельность и поведение — от случайных обстоятельств (настроения, событий и фактов жизни) или от целей, намерений, убеждений, ценностей человека.
Динамичность. Это свойство проявляется в быстроте и интенсивности реакций, легкости или трудности их возникновения, скорости движений, темпе речи, находчивости, быстроте ума.
Пластичность — ригидность. Об этих свойствах судят по тому, насколько быстро человек приспосабливается, адаптируется к среде (пластичность) или, наоборот, насколько инертно, шаблонно, стереотипно его поведение, насколько инерционны его суждения, привычки (ригидность).
Экстраверсия — интроверсия. В этих свойствах проявляется преимущественная зависимость реакций и деятельности человека от внешних непосредственных впечатлений (экстраверсия) или от мыслей, представлений и образов, связанных с прошлым или будущим (интроверсия).
Эмоциональная возбудимость. Проявляется это свойство в том, насколько малое раздражение вызывает возникновение эмоциональной реакции, как сильно она протекает, с какой скоростью нарастает.
Темперамент является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка, например характера, развития способностей и др.
Характер — система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окружающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.
В каждой черте характера выражаются отношения человека к конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а индивидуальное своеобразие совокупности черт характера личности определяет индивидуально-типические способы ее реагирования (отношений и переживаний) на соответствующие ситуации, индивидуальное своеобразие способов и качеств действий и поведения личности в этих обстоятельствах.
Характер человека — это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства. Характер — это своеобразный духовный строй жизни личности, одно из центральных психических свойств.
Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы ценностно-смысловых образований, взгляды и убеждения, в целом ее потребностно-мотивационная сфера. Физиологическую основу характера составляют динамические стереотипы, формирование которых у человека и есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование устойчивых базовых основ характера.
В характере выделяются также и инструментальные, исполнительские черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, навыки, привычки, установки.
Особенности характера личности различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений (см. схему 10):
а) к миру, окружающей действительности: характеры могут быть идейные и безыдейные. Человек с идейным характером имеет сложившуюся и устойчивую систему взглядов на окружающую его Материальную и духовную, социальную и природную среду жиз-
недеятельности. Эти взгляды могут быть монистически материалистическими или идеалистическими либо дуалистическими. Человек с идейным характером может иметь устойчивую систему научной или религиозной картины мира. У человека с безыдейным характером такой устойчивой системы воззрения нет, и поэтому он может быть легко подвержен различным внешним воздействиям. Поведение в жизни такого человека чем-то напоминает несущий ветром или течением реки сорванный с дерева лист;
б) к труду, деятельности: у людей складываются деятельный или бездеятельный характер. При этом важно учитывать, что деятельные характеры могут быть целеустремленно и нецелеустремленно деятельными. Целеустремленно деятельный человек не только ставит перед собой цели в деятельности и поведении, но и добивается их исполнения. У таких людей отчетливо проявляется достаточно развитое стремление не только включаться в деятельность, но и доводить дело до соответствующего результата. Нецелеустремленно деятельные люди, как правило, берутся за многие дела, но их энтузиазм обычно этим и ограничивается;
в) к другим людям: характеры бывают общительные и замкнутые. Замкнутость как черта характера в современных условиях коммуникативных связей — явление не совсем типичное. Что же касается общительности, то она может быть избирательной или беспринципной.
О человеке с избирательной общительностью можно судить по особенностям круга его общения, и наоборот, зная такого человека, можно прогнозировать его преимущественные отношения с другими людьми. Именно в отношении к этим людям применительно выражение: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Беспринципные в общении люди ненадежны, они чаще с теми, с кем выгодно, они — источник склок, сплетен, обсуждения личностных особенностей сотрудников и т.п.;
г) к себе: различают альтруистические и эгоистические характеры людей. Есть люди с достаточно выраженным эгоизмом, себялюбием, высоким самомнением и есть люди с достаточно выраженной альтруистической, гуманистической ориентацией. Есть люди с выраженным чувством гордости, собственного достоинства, уверенности в себе, а есть, наоборот, люди с приниженным чувством своего «Я», неуверенные в своих силах и испытывающие большие сомнения при принятии решений и их исполнении. У одних может преобладать индивидуалистическая ориентация в жизни, а у других, наоборот, — коллективистская;
д) к вещам, предметам, средствам деятельности: различают такие черты характера, как аккуратность—неряшливость, бережливость, мотовство и т.п.
Характеры различают также по силе (сильный и слабый) и устойчивости (устойчивый и неустойчивый). Степень выраженности силы
W
(слабости) и устойчивости (неустойчивости) характера у каждого человека своеобразна. В целом же целесообразно отметить, что сила характера проявляется в цельности и единстве составляющих его компонентов. Поступки и действия человека с сильным характером соответствуют его взглядам, позициям. Поведение такого человека можно более или менее точно предвидеть, в том числе и в нестандартных, экстремальных, стрессовых обстоятельствах. Человек с сильным характером может иметь и отрицательную направленность в своих действиях и поступках.
Устойчивость характера позволяет человеку проявлять целостность своей личности и соответствующим образом вести себя в условиях длительных перенапряжений и отрицательных воздействий социальной и природной среды.
Характеры различают и по чертам, качествам личности. Выделяют общие черты характера, в которых выражаются отношения человека к основным сферам его жизни и деятельности: профессиональные, нравственные, эстетические, политические и др. Например, коллективизм, дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, лень, отзывчивость, эгоизм, замкнутость и т.д. В них выражается и своеобразие направленности личности. Конкретное сочетание общих черт характера у того или иного человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров, типах личности.
Специфические черты характера обусловлены своеобразием развития основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Соответственно и говорят об интеллектуальных, эмоциональных и волевых чертах характера. Например, к интеллектуальным чертам характера относятся любознательность, заинтересованность, аналитичность ума или, наоборот, тугодумие, инерционность мышления и др.; к эмоциональным чертам — впечатлительность, горячность, экспансивность, инертность, мнительность и др.; к волевым чертам — настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность, целеустремленность и др.
В современной психологии используют различные основания для выделения психотипов личности.
Швейцарский психолог К. Юнг ввел понятия «экстраверсия» и «интроверсия» для обозначения преимущественной направленности личности.
Экстраверсия — преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п. Интроверсия — направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, интересы, переживания и т. п. А есть люди, у которых экстра- и интра-вертированность выражены в одинаковой либо с незначительной Разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип).
Схема 10
Классификация характеров
По устойчивости
К миру
Идейный Безыдейный
К делу
Деятельный:
а) целеустремленный
б) нецелеустремленный Бездеятельный
Устойчивый Неустойчивый
К вещам
Аккуратный Бережливый Неряшливый Идр.
К людям
Общительный:
а) избирательно общительный
б) беспринципный Замкнутый
К себе
Альтруист Эгоист
Общим
Нравственные
Эстетические
Политические
Этнические
Религиозные
Семейно-бытовые
Профессиональные
И др.
Специфическим
Интеллектуальные
Эмоциональные
Волевые
J
Экстравертам свойственны общительность, высокая социальная л социально-психологическая адаптивность, инициативность, гибкость поведения, импульсивность, зависимость от групповых норм, правил, конформность, повышенная внушаемость, открытость. Они испытывают дискомфорт при одиночестве, любят бывать на виду, в компании, нуждаются в повышенном внимании окружающих, в позитивной оценке своих действий, поступков.
Экстраверсия, по мнению К. Юнга, характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации: такая натура быстро образует связи и привязанности, отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью.
Интроверты склонны к замкнутости, необщительности, социальной пассивности, самоанализу, им трудно адаптироваться в социальной среде, они в большей степени ориентированы на себя, свои возможности, чем на обстоятельства и помощь других людей, проявляют большую самостоятельность в мыслях, суждениях, действиях и поступках.
По мнению К. Юнга, интроверт в норме — это колеблющаяся, рефлективная, застенчивая, стремящаяся к уединению натура, которая сохраняет себя для самой себя, склонная удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции.
Практика показала, что описание личности с помощью обобщенной характеристики по шкале экстернальности-интернально-сти является недостаточным.
В 60-х годах в США психолог Дж. Роттер предлагает понятие «локус контроля» и разрабатывает методику его оценки. Под локу-сом контроля (ЛК) понимается качество личности, характеризующее ее склонность видеть и приписывать ответственность за результаты своих действий и поведения внешним силам, обстоятельствам (экстернальный, внешний ЛК) либо собственным способностям, усилиям (интернальный, внутренний ЛК). Другими словами, склонность человека видеть источник регуляции своей жизни и деятельности либо во внешней среде, либо в самом себе.
Выявлено, что люди, обладающие внутренним ЛК, более уверены в себе, осмотрительны, обстоятельны в действиях и поступках, более последовательны и настойчивы в достижении поставленных целей, уравновешены, общительны, склонны к самоанализу, адекватной самооценке, более самостоятельны и независимы.
Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы, они менее склонны Подчиняться мнению других, болезненно реагируют на утрату
личной свободы в большей степени, чем экстерналы сопротивляются, когда понимают, что ими манипулируют. Они лучше работают в одиночестве. У них более активная позиция по отношению к своему здоровью, они больше информированы о его состоянии и проявляют большую о нем заботу.
Для людей с высоким внешним ЛК характерны неуверенность в себе, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность, агрессивность, конфликтность, отсутствие системности и настойчивости в достижении поставленных целей, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенное время.
Позже в отечественной психологии для обозначения локуса субъективного контроля стали использоваться и другие понятия. Интрапунитивный тип личности — для людей с внутренним типом ЛК, а люди с внешним ЛК были разделены на два типа: экстрапунитивный тип — те, кто связывают результаты своих действий, поступков с поведением и деятельностью других людей; импунитивный тип — считают, что определяющую роль в результатах их действий играют внешние объективные условия, обстоятельства, случай.
В дальнейшим на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева была разработана методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК), основанная на многомерной характеристике личности, компоненты которой связаны с разными типами социальных ситуаций. Было выделено семь шкал УСК:
1) общей интернальности;
2) интернальности в области достижений;
3) интернальности в области неудач;
4) интернальности в области производственных отношений;
5) интернальности в семейных отношениях;
6) интернальности в области межличностных отношений;
7) интернальности в области здоровья и болезни.
К. Юнг предложил типологию характеров, основанную не только на экстра-, интраверсии, но и с учетом своеобразия появления других психических функций человека: ощущение, интуиция, мышление и чувство. Каждая из этих функций (или типа ориентации и принятия решения) может действовать либо экст-равертным, либо интровертным способом. И поэтому К. Юнг выделил восемь типологических групп людей, своеобразие которых он обстоятельно описал в работе «Психологические типы».
Рассмотрим с некоторыми упрощениями подход К. Юнга к выделению оснований для типологизации личностей.
К. Юнг исходил из того, что люди по-разному воспринимают мир, объективную реальность, что связано с особенностями развития и выраженности таких функций, как ощущение и интуиция (назовем их внешними функциями, функциями «входа»). Есть
люди, которые в восприятии событий, фактов действительности опираются преимущественно на информацию, поступающую через первую сигнальную систему, органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др.), а функция интуиции у них развита слабо и выполняет подчинительную, вспомогательную роль — сенсорный тип личности (С). Есть люди с высокоразвитым воображением и преобладающей, играющей ведущую роль в восприятии мира интуицией — интуитивный тип личности (Ин).
К. Юнг считал, что люди по-разному осуществляют переработку, осмысление, понимание получаемой (и даже одинаковой) информации и на основе этого приходят к разным выводам и принимают разные решения, что обусловлено своеобразием развития таких функций, как мышление и чувства (внутренние функции). У одних — преобладают логика, аргументация, здравый смысл, учет конкретных фактов и обстоятельств, рационализм, прагматизм, что свойственно левополушарному психотипу, — логический тип личности (Л). Другие при анализе жизненных обстоятельств ориентируются не только на здравый смысл и объективный ход событий, но и на субъективное отношение к ним, на нормы, правила, этические эталоны, нравственные последствия и т. п., что свойственно правополушарному психотипу, — этический тип личности (Эт).
Таким образом выделяются следующие психотипы: сенсорно-логический (СЛ), сенсорно-этический (СЭт), интуитивно-логический (ИнЛ), инструктивно-этический (ИнЭт). При этом каждый из этих типов личности, реализуя принятые решения, может вступать в контакт и взаимодействовать со средой на основе экстра-вертивной или интровертивной установки (внешние функции, функции «выхода»): экстравертивный (Э) или интровертивный (И) типы личности. Как видим, выделяется восемь типов личности: сенсорно-логический экстраверт, сенсорно-логический интроверт, сенсорно-этический экстраверт, сенсорно-этический интроверт, интуитивно-логический экстраверт, интуитивно-логический интроверт, интуитивно-этический экстраверт, интуитивно-этический интроверт.
На основе этого подхода К. Юнга в современной относительно молодой отрасли знаний соционике выделяют 16 типов личностей. Сторонники этого направления не без основания считают, что есть люди, у которых особо развиты внешние функции «входа», а внутренние функции выполняют как бы вспомогательную роль.
Вместе с тем есть люди, у которых достаточно развиты внутренние функции по сравнению с внешними функциями «входа». Эти люди способны на основе ограниченной информации, воспринимаемой преимущественно на основе сенсорных каналов или Интуиции, делать достаточно глубокие обобщения и обоснованные выводы. Выделяется еще четыре типа характеров: логически-
сенсорный, логически-интуитивный, этико-сенсорный, этико-интуитивный.
Каждый из них может иметь экстра- или интровертивную установку (получается еще восемь психотипов): логико-сенсорный экстраверт, логико-сенсорный интроверт, этико-сенсорный экстраверт, этико-сенсорный интроверт, логико-интуитивный экстраверт, логико-интуитивный интроверт, этико-интуитивный экстраверт, этико-интуитивный интроверт.
Для более упрощенного обозначения каждый из этих психотипов в соционике назван именами известных людей, наиболее полно соответствующих по своим психологическим особенностям определенному типу (Македонский, Горький, Дон Кихот, Шерлок Холмс, Ватсон, Дюма и т.д.).
Отношения между этими психотипами разные: от дуальных (взаимодополняющие типы), активации, зеркальных и т.п. вплоть до конфронтационных.
Дуальных пар восемь. Две вполне определенные дуальные пары, соединенные вместе, составляют квадру (их четыре), каждая из которых имеет вполне определенные возможности. Все 16 психотипов, соединенных для совместной деятельности, составляют со-цион, способный решать самые разнообразные задачи (см. подробнее: Введение в соционику. — Киев, 1991; Основы соционики. — Киев, 1996; Букалов А. В., Бойко А. Г. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. — Киев, 1992; Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике. — Новосибирск, 1997; и т.д.).
Представляет интерес типология характеров, предложенная немецко-американским психологом, психиатром, социологом Э. Фромом. Он вводит понятие «социальный характер» (наряду с индивидуальным характером). Социальный характеропределяется способом существования данного общества и включает в себя, содержит выборку черт характера большинства членов группы, которые сложены в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы (см.: Фромм Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности: Тексты. — М., 1982).
Э. Фромм предлагает следующие основные типы характеров.
Мазохист-садист.Это тип личности, который видит причины своих успехов и неудач, социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь изменить, улучшить либо устранить эти причины, люди такого типа проявляют две основные тенденции.
Одни видят причины социальных фактов, своих успехов или неудач в окружающих людях (экстапунитивная ориентация) и поэтому направляют свою агрессию на других. Своей настойчивостью, требовательностью, притязанием, придирками они могут довести других до изнеможения, физического и психического ис-
т. Особенно опасен такой тип, когда он получает власть над другими людьми: исходя из благих пожеланий, намерений садист терроризирует других людей, проявляет нравственную глухоту, демонстрирует крайнюю форму аморальности, ригоризма. Обычно такие люди много занимаются самообразованием, своим физическим воспитанием, волевой подготовкой, стремятся возвыситься над другими.
Другие, которым свойственны интрапунитивные ориентации, проявляют мазохистские тенденции. Им присуще чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности (Э. Фромм). У них проявляется стремление принижать себя, возводить на себя немыслимые обвинения даже там, где они не виновны. Их характеризует жертвенность в мыслях, действиях, поступках.
Э. Фромм обнаружил, что у этого типа наряду с мазохистскими тенденциями обычно проявляются и садистские склонности. Они стремятся приобрести власть над другими, причинить им боль и страдание: проявляют авторитаризм по отношению к другим людям. Многие известные в истории деспоты относились к такому типу (Гитлер, Калигула).
Разрушитель. Это тип человека, который видит причины своих успехов и неудач не в людях, а в обстоятельствах, предметах, средствах и т.п. (импунитивная ориентация личности). И поэтому такие люди стремятся изменить (например, преобразовать природу), устранить, разрушить обстоятельства, объекты (общественный строй, например). У этих людей притуплено, приглушено созидательное начало (например, Ельцин, Горбачев).
По мнению Э.Фромма, разрушительность выступает средством избавления от невыносимого чувства бессилия, повышенной тревожности. Разрушительность проявляется у людей, которые испытывают ограничение возможностей в реализации их интеллектуальных и эмоциональных возможностей, физического потенциала, это люди с завышенной самооценкой и чрезмерными притязаниями. При социальных катаклизмах такие люди выступают в качестве основной, ведущей разрушительной силы.
Конформист-автомат.Это тип личности с ярко выраженной, Доминирующей конформной ориентацией, человек, не имеющий собственной позиции, мнения. Такие люди беспрекословно подчиняются любым требованиям, обстоятельствам, нормам и правилам, легко их усваивая. Для них правда там, где сила и большинство. Это «хороший» человеческий материал для разного рода политических авантюристов и провокаторов, поскольку конформист быстро меняет свои убеждения (часто не имея их вообще), не особенно задумывается над моральной стороной своих поступков, оправдывает свои действия приказом, распоряжением свыше, поведением других. У этих людей с особой силой проявляется стадность, леность, инертность мышления и даже бездумность
поведения в массе (см. подробнее: Фромм Э. Бегство от свободы. -— М., 1990)
Одной из общих основ характера выступает темперамент, который определяет своеобразие динамических проявлений свойств характера. К числу таких характерологических особенностей личности относят:
впечатлительность — степень воздействия на личность различных обстоятельств, время их сохранения в памяти и сила реакции на них;
эмоциональность — скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события, степень придания им особой значимости;
импульсивность — степень несдержанности реакций человека на внешние воздействия, спонтанность их проявления;
тревожность — частота возникновения беспокойства в связи с эмоциональными переживаниями: боязнь, страх, опасения и др.
Очевидно, что степень выраженности этих особенностей неодинакова у представителей того или иного темперамента. Так, например, высокая впечатлительность, тревожность в большей мере проявляются у меланхоликов, а эмоциональность — у холериков. У последних чаще, чем, например, у флегматиков и сангвиников, чертой характера становится импульсивность. У сангвиников и флегматиков нередко в достаточно выраженной и устойчивой форме проявляются впечатлительность, эмоциональность, тревожность.
Наряду с темпераментом, как физиологически обусловленным свойством личности, в психологии используются и другие биологически обусловленные объяснения характерологических особенностей людей.
Так, например, немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер связывал своеобразие характера с особенностями строения тела человека. Э. Кечмер выделил и описал три основных типа строения тела, конституции человека, каждому из которых присущ соответствующий тип личности со своими характерологическими особенностями: атлетический, астенический и пикнический.
Атлетический тип характеризуется достаточно развитым скелетом и хорошей мускулатурой, широкими плечами, мощной грудной клеткой. Рост — от среднего до высокого.
Астенический тип отличается недостаточной толщиной при среднем и высоком росте тела. И этот недостаток толщины присутствует во всех частях тела и во всех тканях. Обычно это худой человек хрупкого, тонкого телосложения, с узкими плечами, плоской грудной клеткой, впалым животом, тонкими и длинными руками, слаборазвитой мускулатурой и небольшими жировыми накоплениями. Женщины этого типа обычно еще и малорослы.
Щг
Пикнический типтелосложения характеризуется выраженным развитием внутренних полостей тела (голова, грудь, живот), склонностью к ожирению при относительно слабом развитии мышц и опорно-двигательного аппарата, округлой фигурой, короткой массивной шеей, толстым брюшком, выходящим из-под грудного свода и расширяющимся к нижней части тела. Обычно это люди среднего роста.
Диспластичный тип:к нему относятся люди с явно выраженными девиантными аспектами строения тела.
Есть и промежуточные, смешанные типы телосложения: атлетический с проявлениями астенических или пикнических черт, астенический или пикнический смешанный.
Э. Кречмер обнаружил связь психических заболеваний личности с типом телосложения человека. Так, например, маниакально-депрессивным психозом чаще болеют люди с явно выраженным пикническим телосложением. К шизофреническим заболеваниям более склонны атлетики и особенно астеники. Тех, кто по своим проявлениям напоминает больных с маниакально-депрессивным психозом, Э. Кречмер назвал циклотимиками, а тех, кто напоминает шизофреников, — шизотимиками. Соответственно выделены психотипы личности: циклотимный и шизотимный. Смешанный, гармоничный психотип получил название вискозного.
Циклотимики обладают веселостью, разговорчивостью, задушевностью, беспечностью, энергичностью, склонностью к юмору, настойчивостью, общительностью, тенденцией к изменчивости настроения, готовностью прийти на помощь другим, заботливостью. Они особо нуждаются в понимании со стороны окружающих.
Шизотимный тип характеризуется такими чертами характера, как деликатность, аристократичность и тонкость чувств, властность, холодность; дистантность во взаимоотношениях с людьми, сухость, педантизм, слабая выраженность эмоций.
Наиболее популярной классификацией характеров является описание акцентуаций черт характера личности. Это понятие введено немецким ученым К. Леонгардом и означает выраженность отдельных черт характера, при которой имеет место не выходящие за рамки нормы отклонения в психике и поведении человека, могущие граничить с патологией.
Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода воздействиям при достаточной устойчивости к Другим. Различные комбинации таких черт у человека создают тот или иной тип акцентуации характера. Знание этих типов, умение выявить их среди окружающих, коллег по работе может помочь специалисту в решении задач профессионального и личного плана. Например, «слабыми местами» для так называемого гипертимного
типа являются изоляция от людей, вынужденное безделье, однообразие, строгий режим. Все это для него может оказаться мощными психотравмирующими факторами. Для шизоидного типа акцентуации сильное психогенное воздействие оказывает необходимость быстро установить глубокие, неформальные, эмоциональные контакты с окружающими. Истероидный тип болезненно воспринимает удары по его эгоцентрической позиции, невозможность быть в центре внимания, вызывать всеобщий интерес к себе.
В зависимости от степени развитости акцентуации характера могут быть скрытые и явные. Акцентуации характера обладают относительной устойчивостью и могут переходить друг в друга под воздействием различных обстоятельств, внешних факторов: семья, социальное окружение, профессиональная деятельность, учеба, спорт, состояние физического здоровья и т. п.
Существуют разные подходы к классификации типов акцентуации характера (К. Леонгард, А. Е.Личко, П. Б. Ганушкин, А. В. Петровский и др.).
К. Леонгард предложил классификацию акцентуаций личности, основанную на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Он выделяет следующие типы акцентуаций характеров: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, интровертированный (см. подробнее: Леонгард К. Акцентуации характера; Немое Р. С. Психология. — М., 1994. - Кн. 1).
Акцентуации характера часто бывают у подростков и юношей (50—80 %). Такие акцентуации при взрослении часто теряют свою остроту, но с возрастом могут опять проявиться.
А. Е. Личко составил следующую классификацию акцентуаций характеров у подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный (см. подробнее: Личко А. Е. Психотип и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М, 1982; Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1).
А. В. Петровский, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификационных схем, выделяет следующие «важнейшие типы акцентуации характера»: интровертный, экстравертный, неуправляемый, неврастенический, сензитивный, демонстративный (см. подробнее: Петровский А. В., Ярошевский М. С. Психология. — М., 2000).
Все представленные типологии акцентуаций характеров имеют для этого достаточные основания и могут использоваться в практической работе.
Характер существенно влияет на жизнь и деятельность человека, определяя линию его поведения. Влияния характера на жизне-
деятельность человека становятся особенно резко выраженными, когда проявляются те или иные акцентуации характера.
В психологии не только описаны акцентуации характера, но и разработаны методики их выявления, диагностики.
Раскрывая и понимая своеобразие своего характера, его как лоложительные, так и отрицательные черты, человек может соответствующим образом программировать саморазвитие и профессиональное становление своей личности при обучении в вузе, осуществлении своей профессиональной деятельности. Познания в этой области могут помочь специалисту лучше ориентироваться в окружающей среде, успешнее осуществлять контактное взаимодействие с ней.
Способности— это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они — продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей.
Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность — это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле — это действительность.
Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности — это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.
Способности не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим качествам, свойствам личности: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, волевой подготовленности, эмоциональным особенностям человека. Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требованиям деятельности или формируются под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.
При изучении данной проблемы важно обратить внимание на то, что способности разных людей к одной и той же деятельности Могут иметь различную структуру из-за индивидуального своеобразия психических качеств и их сочетания. Например, в структуре
организаторских способностей у одних людей могут преобладать такие качества, как практичность ума, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность и самообладание, а у других — общий уровень психического развития, критичность, логика воздействия на сотрудников.
Нередко при осуществлении той или иной деятельности человек не имеет к ней способностей. Если он вынужден продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он будет компенсировать недостаток способностей сильными сторонами своей личности (например, волевой подготовленности), другими более развитыми способностями. Так, средний и даже низкий уровень умственных способностей может компенсироваться широтой знаний, высокой работоспособностью и др.; недостаточные организаторские способности — высоким уровнем самоорганизации и т. п. Свойство компенсации одних способностей другими, отмечает А. В. Петровский, открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.
Рассматривая конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, — общие способности. К ним относятся, например, умственные способности, тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, речь и др. Вместе тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности, — специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.
Различают несколько уровней в развитии способностей людей:
одаренность — это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;
талант — совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта — высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;
гениальность — высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
В психологии выделяют еще и так называемые творческие способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в лю-
бой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, юридической.
Биологической базой развития способностей являются задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д.
При этом важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным. Например, не каждый, кто имеет достаточно развитые музыкальные задатки, становится музыкантом, вокальные — певцом, художественные задатки — живописцем и т.п.
Исключительно большую роль в развитии соответствующих способностей играют и потребностно-мотивационная сфера личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным делом.
В целом формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами:
1) наличием соответствующих задатков, предрасположенности;
2) потребностно-мотивационными особенностями личности;
3) социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понимание темперамента как психического свойства личности.
2. Что выступает физиологической основой темперамента? Поясните.
3. Дайте характеристику основных видов темпераментов человека.
4. Сделайте сравнительный анализ особенностей и возможностей людей в зависимости от того или иного темперамента.
5. Раскройте черты характера, обусловленные особенностями темперамента человека.
6. Покажите влияние темперамента на познавательную деятельность, чувства и волю человека.
7. Раскройте понимание характера как психического свойства личности.
8. Что является физиологической основой характера?
9. Дайте анализ особенностей характера личности в зависимости от Устойчивых ее отношений.
Ю. Охарактеризуйте общие и специфические черты характера человека.
11- Покажите взаимосвязь характера и других психических феноменов Человека.
А Сластенин 129
12. Раскройте профессиональные черты характера личности специалиста.
13. Проанализируйте подходы К. Юнга к выделению основных типов личности.
14. Раскройте современные подходы (отечественные и западные) к развитию концепции К. Юнга о типах личности.
15. Дайте характеристику основных типов личности по Э. Фромму.
16. В чем состоит особенность подхода Э.Кречмера к типологии личности?
17. Что вы понимаете под акцентуациями характера?
18. Проанализируйте основные подходы к классификации акцентуаций характера.
19. Раскройте понимание способностей как психического свойства личности.
20. Что выступает физиологической основой способностей?
21. Каковы взаимосвязи способностей с познавательной и другими сферами личности?
22. Раскройте классификацию способностей.
23. Покажите особенности проявления компенсаторных возможностей психики в сфере способностей.
24. Раскройте содержание способностей личности к профессиональной деятельности.
ЧАСТЬ II. ПЕДАГОГИКА
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ