Глава 2 педагогика как наука о воспитании

ПОНЯТИЯ:педагогика, предмет педагогики, функции педа­гогики, воспитание как педагогическое явле­ние, типы, виды, модели воспитания; образова­ние, типы, виды, модели образования; обуче­ние, формирование личности, самовоспитание, самообразование, целостный педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.


Предмет педагогики

Педагогика— 1)наука, изучающая объек­тивные законы развития конкретно-истори­ческого процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной обще­ственной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающего поколения, особенности и условия организа­ции педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникаю­щих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обуче­ния с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) упорядоченная сово­купность знаний о воспитании и обучении и процессах разви­тия личности под их влиянием и дающая возможность напра­влять их движение в соответствии с поставленными целями.

Приведено несколько определений педагогики. Они не про­тиворечат друг другу, а подходят к определению педагогики с разных сторон: с позиции перечисления того, что изучается этой наукой (1), определяя педагогику как значимую отрасль знаний о человеке (2), с позиции изучения взаимосвязи про­цессов воспитания и обучения с самовоспитанием и самообуче­нием (3), с позиции научного знания о воспитании и развитии человека и процессах управления ими. Стоит обратить вни­мание на то, что не делается акцент только на воспитание де­тей и молодежи, как одно время трактовалась педагогика. Она рассматривается как наука о воспитании человека вне опреде­ленных возрастных рамок.

Предмет педагогики — целостный педагогический про­цесс направленного развития и формирования человече­ской личности в условиях ее обучения, образования и воспи­тания.

Педагогика, как и любая наука, выполняет ряд функций, таких,как:

• научно-теоретическая, изучающая сущность педагогиче­
ских процессов и явлений, структуру, механизмы и специфи­
ку формирования личности в процессе целенаправленного
воздействия и взаимодействия, условия создания благоприят­
ной среды для полного раскрытия потенциала каждой лично­
сти, включенной в это взаимодействие. Результат: законы,
принципы, теории, концепции;

• конструктивно-техническая, обеспечивающая разработку
методик и технологий изучаемых явлений и процессов. Педа-





глава 2 педагогика как наука о воспитании - student2.ru глава 2 педагогика как наука о воспитании - student2.ru гогика — практико-ориентированная, прикладная наука. Она воз­никла не только для того, чтобы объяснять все, что происхо­дит в воспитательном взаимодействии, но и для того, чтобы отвечать на вопросы о целях, задачах, методах и средствах обучения и воспитания растущей личности, конкретно выра­жая разрабатываемый философией общечеловеческий идеал; • прогностическая, изучающая перспективы развития всей науки, ее отдельных направлений, появление и развитие но­вых. Изучаются и прогнозируются пути развития системы на­родного образования в целом, отдельных ее ступеней. В связи с этим возникла новая педагогическая отрасль — педагогиче­ская футурология.

Этапы развития педагогики

Педагогическая мысль вначале развива­лась и формировалась как народная пе­дагогика в виде традиций, пословиц, по-

говорок, обрядов, песен, потешек, мифов, сказаний, преданий и других фольклорных форм — первый этап.

Второй этап— зарождение педагогических идей в русле философских и религиозно-философских учений: Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Квинтилиан, Конфу­ций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.

Третий этап— формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений: Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж. Ж. Руссо, Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л.Н.Толстой, B.C. Соловьев, Н.А. Бердя­ев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов и др.

Четвертый этап— развитие педагогики как самостоятель­ной научной дисциплины. Это произошло в XVII в., когда по­явился труд чешского педагога Яна Амоса Коменского «Вели­кая дидактика». В дальнейшем внесли свой вклад в развитие педагогики И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, Н.К. Круп­ская, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.

Эти этапы не имеют четких границ. Речь идет о динамике развития педагогической мысли от народной до научной педа­гогики. В принципе все эти формы педагогической мысли су­ществуют и по настоящее время.

Основные вопросы педагогики
гания в целостном педагогическом процессе.

1. Для чего необходимы воспитание и обучение,какие цели и задачи они решают — проблема цели и целепола-

2. Кто и ради кого осуществляет воспитание и обучение—

проблема субъектов педагогического процесса. В этом вопросе четко просматриваются две позиции:

1. Авторитарная педагогика, которую можно выразить та­кой формулой:

глава 2 педагогика как наука о воспитании - student2.ru где субъект — это учитель (воспитатель, тренер, родитель и т. д.), а объекты: О — воспитанники, обучаемые и о— содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения. Односто­ронняя стрелка обозначает, что педагогический процесс — это процесс целенаправленного воздействия, воспитателя на вос­питанника.

Гуманная педагогика может быть представлена несколько иначе:

глава 2 педагогика как наука о воспитании - student2.ru глава 2 педагогика как наука о воспитании - student2.ru глава 2 педагогика как наука о воспитании - student2.ru В гуманистической, личностно ориентированной педагоги­ке — два паритетных субъекта: воспитатель и воспитанник. Без­условно, их равенство в этом процессе определяется уровнем знаний, опыта, сложившимися представлениями. Но каждая из сторон имеет право на безусловное уважение, ошибки, собст­венную позицию. Весь процесс построен на осознаваемом и при­нимаемом обеими сторонами ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, на что ука­зывают взаимообратные стрелки. Субъектность позиции как вос­питателя, так и воспитанников диалектична. Воспитанник чаще всего выступает объектом целенаправленного воздействия (как считает и авторитарная педагогика), но в абсолютной позиции воспринимающего бывает крайне редко, так как все, что делает педагог, воспитанник принимает или не принимает, поддается этому воздействию или сопротивляется, идет на взаимодейст­вие или создает смысловую и психологическую защиту, а зна­чит, выступает как субъект этого процесса. Более того, и воспи­татель является объектом воздействия воспитанников, так как во взаимодействии ни одна сторона не остается неизменной. В ре­альной жизни нередки случаи, когда учитель становится жерт­вой манипулирования со стороны детей.

Объектом в такой парадигме выступают цели, содержание, методы, средства, формы обучения и воспитания, которые тоже оказывают влияние не только на обучаемых и воспитываемых, но и на самого учителя (воспитателя^кбевремейный j гуманную парадигму воспитания за

гавляе¥учителя не



пересмотреть весь арсенал используемых педагогических средств, но и коренным образом изменить отношение к воспи­таннику, а иногда, поняв, что у него нет для этого необходимых личностных качеств и душевных сил, уйти из этой профессии.

Субъектами воспитания как социальной и педагогической категории являются: личность, семья, школа, общество, государство. Взаимодействие всех субъектов воспитания рас­сматривается не только педагогикой.

Функции гуманной педагогики:

— приобщение воспитанников и воспитателей к ценностям
гуманитарной культуры;

— социальная защита и охрана детства, жизни, здоровья
детей, их достоинства и прав человека;

— создание условий для развития ребенка как субъекта
культуры и собственного жизнетворчества;

— оказание помощи ребенку в развитии творческого
потенциала, склонностей, способностей, в жизненном
самоопределении, самореализации себя в семье, школе,
окружающей среде.

3. Чему учить и какие ценности передавать в целостном
педагогическом процессе,т. е. вопрос содержания воспита­
ния и обучения.Содержанием в общем виде выступает культу­
ра в самом широком своем понимании: культура отдельного
народа, нации, государства, мировая культура. Задача педаго­
гики отобрать и обосновать выбор конкретного содержания
для каждой ступени образования. Отбирать надо:

— знания об окружающем мире и способы их применения;

— необходимые умения и навыки;

— опыт творческой деятельности;

— ценностно-эмоциональные отношения и опыт общения.

4. Как учить — это вопрос о методах, средствах, формах
обучения и воспитания и общих принципиальных подходах к
их разработке.Подробно эти вопросы будут изложены в соот­
ветствующих главах пособия.

5. Где учить и воспитывать и какими должны быть сущест­
вующие в стране педагогические системы и образовательные
модели? Всоветское время этот вопрос решался на государст­
венном уровне, так как вся система образования была единой во
всем образовательном пространстве страны. В связи с началом
преобразования системы образования в стране на иных принци­
пиальных основах с начала девяностых годов появились раз­
личные типы и виды учебных заведений, не существовавшие

в предшествующий исторический период: гимназии, лицеи, колледжи, частные учебно-образовательные учреждения от до­школьных до высших, религиозные учебные заведения и т. п. Закон РФ «Об образовании» разрешает домашнее образование по выбору ребенка или его родителей в объеме полной средней школы, изменяется отношение к обучению детей с физически­ми или другими особенностями, детей-инвалидов и т. д.

6. Кому и как управлять системой образования — вопрос об управлении педагогическими системами и образовательными моделями в стране и кадрах для выполнения этих задач.Лю­бые воспитательно-образовательные учреждения в зависимости от принятых образовательных программ, целей и задач имеют свою неповторимую специфику и особенности управления, лю­бой педагогический коллектив представляет из себя трудовой коллектив особого типа, с чертами, которые присущи только коллективам, занимающимся образованием и воспитанием.

Анализ основных вопросов, которыми занимается педаго­гика, и ее функций делает понятными и практически очевид­ными задачи,которые она должна решать. Изучение проблем каждого из перечисленных вопросов, раскрытие их сущности и разработка методик и технологий их практического вопло­щения — это то, чем заняты все ученые и практические работ­ники сферы образования.

Для научной разработки педагогических проблем в стране существует Российская академия образования, имеющая це­лый ряд научно-исследовательских институтов, лабораторий, экспериментальных площадок. В высших учебных заведени­ях страны работают ученые-педагоги. Большой вклад в реше­ние проблем образования вносят творчески работающие учи­теля и школы, органы управления образованием.

Источникамипедагогической науки, таким образом, явля­ются теоретические разработки и исследования ученых прошло­го и настоящего, а также педагогическая практика, педагогиче­ский опыт. Объектом педагогической практики выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предме­том — способы, формы и содержание этого взаимодействия.

Связь педагогики с другими науками
со всеми науками, которые связаны с изучением человека. Философияопределяет методологические подходы в объясне­нии педагогических явлений и процессов и место воспитания

Педагогика не является изолирован­ной областью человеческого знания.Она теснейшим образом переплетена





глава 2 педагогика как наука о воспитании - student2.ru в развитии общества, дает знание об общих законах развития природы, общества, теории познания (гносеологии). Социоло­гияобъясняет влияние среды на формирование личности, за­коны развития социальных групп и социальных отношений. Информатика,изучая современные информационные техно­логии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе, компьютеризация которого идет бурными темпами. Психология— наука, без которой педагогика вообще не мо­жет развиваться и выводить свои законы и правила. Педагоги­ка занимается вопросами воспитания и обучения ребенка, а особенности психики растущего человека, процесс становле­ния личности, сущность психологии воспитания и обучения изучает и раскрывает психология. Из медицины, анатомии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельно­сти, генетикипедагогика получает знания о физиологии и ге­нетике человека, помогающие лучше понять индивидуальные особенности психики каждого воспитанника, рекомендации о том, как в процессе организации учебно-воспитательного про­цесса сохранить и укрепить здоровье детей — это естественно­научная база педагогики. Этнологияпозволяет понимать и учи­тывать национальные особенности характера воспитанников, использовать традиции и практику народной педагогики в обучении и воспитании. Экология личности, экология сре­ды— новые научные отрасли, изучающие закономерности и условия сохранения личности, создания условий для полного раскрытия ее потенциальных сил и возможностей.

Связи педагогикиг сдругими науками идут по разным направле­ниям: творческое освоение научных идей других дисциплин (си­нергетика, кибернетика и др.); применение научных методов исследования других наук (математическое моделирование, со­циологические опросы и др.); использование результатов иссле­дований, полученных различными науками (психологии, ан­тропологии, физиологии и др.); совместное решение общих про­блем (обучение шестилеток, лечебная педагогика и др.).

Основные понятия и категории педагогики

Разберемся в сущности основ­ных педагогических понятий и их взаимосвязи.

Воспитание как педагогическое явление имеет множество определений, в которых оно определяется как целенаправ­ленная профессиональная деятельность педагога, содей­ствующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, станов-

пению как субъекта собственной жизни, формированию его потивов и ценностей; или: целенаправленная, управляемая ' и открытая система воспитательного взаимодействия де­тей и взрослых, в которой воспитанник является паритет­ным участником и есть возможность вносить в нее (систе­му) изменения, способствующие оптимальному развитию детей; или: целенаправленное создание условий для осво­ения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных инсти­тутов, социальной и природной среды, с учетом его потен­циальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности и др. Во всех этих опре­делениях подчеркивается главная особенность воспитания как педагогического явления — это то, что оно осуществляется в специальных педагогических системах, профессионально подгото­вленными или функционально поставленными (родители) в ситуацию воспитателей людьми и воздействие и взаимодействие реализуются в отношении конкретной личности или определенной группы (класс, группа, школа и т. д.), в отличие от воспитания как социального явления, рассмотренного в предыдущих па­раграфах, которое осуществляется через влияние макро-, ме-зо- и микросреды и направлено на всех.

Педагогическими понятиями, входящими в состав такого понимания воспитания, являются все остальные перечислен­ные понятия.

Воспитаниепонимается также в значении воспитательно­го процесса, собственно воспитания, чтобы отделить воспи­тательную деятельность от обучения и других воздействий.

Разработка понятия воспитания привела к выделению и ха­рактеристике целого ряда аспектов: типы воспитания, виды и модели воспитания.

Выделяют два типа воспитания:первый основан на естест­венном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи. Второй возник в результате общественного разделения труда и имущественного и соци­ального неравенства, повлекших дифференциацию целей вос­питания и способов их реализации у разных социальных групп. Этот тип воспитания представлен в мировой культуре специфическими вариантами: восточным и западным воспитанием. Первому свойственны жесткие требования относительно вы­полнения традиционных норм и канонов, ограничение инди-





видуальной свободы личности, ее самостоятельности и незави­симости мышления. Второй вариант имеет ценностно-рацио­нальный характер обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.

Виды воспитанияклассифицируются по характеру целей и путей их достижения.

По институциональному признаку выделяют: воспитание семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (рели­гиозное), воспитание по месту жительства, в детских и юноше­ских организациях, в специализированных детских учрежде­ниях (школах-интернатах, детских домах и др.).

По стилю отношений между воспитателем и воспитанником бы­вает авторитарное, демократическое, либеральное воспитание.

По философской концепции,определяющей принципы и особен­ности воспитания, выделяют следующие модели воспитания:

• Идеалистическая модель— воспитание как создание та­
кой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и не­
изменные идеи достигли бы развития полноценной личности
(Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И.Г. Песталоцци и др.).

• Прагматическая модель— обучение решению реальных
проблем и достижению успеха в жизни, передача знаний толь­
ко полезных, практико-ориентированных, направленность
воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника
(М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.).

• Социетарная модельоснована на определенной системе
ценностей, присущей данной социальной группе или обществу.
Все иные ценности признаются ложными. Например: религиоз­
ная, коммунистическая, националистическая модель и т. п.

• Гуманистическаямодель организуется на базе взаимо­
действия, учета личностных и индивидуальных особенностей
воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания
атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, К. Яс-
перс, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

• Технократическая модельоснована на жестком управле­
нии и контроле за воспитанником, технологичной организа­
ции воспитательного процесса, его воспроизводимости и полу­
чении желаемого результата прежде всего в поведении в раз­
личных социальных ситуациях. Воспитание понимается как
формирование поведения воспитуемого с помощью разрабо­
танной системы подкреплений (Б. Скиннер и др.).

В мировую педагогику вводится и еще одно понятие воспита­ния — поликультурное воспитание, которое предполагает учет

культурных и воспитательных интересов разных националь­ных и этнических меньшинств и решает следующие задачи:

— адаптация человека к ценностям многонациональных
культур;

— обучение взаимодействию между людьми с разными тра­
дициями;

— ориентация на диалог культур;

— формирование понимания равноценности культур раз­
ных народов и наций.

Есть и еще более конкретное понимание воспитания как обозна­чение направления воспитательной работы: нравственное, физи­ческое, умственное, экологическое и т. п.

Образование как педагогическое явление рассматривает­ся как процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и госудаства; мно­гообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение и самореализацию лич­ности в изменяющейся социокультурной среде; становле­ние, развитие, рост самой личности, как таковой.

Образование по уровнюбывает дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, высшее. По форме полу­чения— стихийное, получаемое в процессе как целенаправлен­ных, так и спонтанных действий и формальное, организованное, получаемое в специальных образовательных системах. По со­держанию— общее, профессиональное (учитель, врач и т. п.) и специальное (учитель начальных классов, врач-хирург и т. д.).

Выделяют следующие типы образования:

1.Образование в древних обществах — мифологическое об­
разование: освоение мира в форме сказок, былин, мифов, пе­
сен, эпосов и т. п.

2. Схоластическое образование, с характерной для него куль­
турой текстов и словесной природой знаний о земле и небе, тре­
нировкой памяти и воли, овладением грамотой и риторикой,
учением о сущности и смысле человеческого существования.

3. Просветительское образование — возникло в XVII в. в пе­
риод бурного развития научного знания, становления систем
школ.

С начала XX в. в мире наблюдается разнообразие типов, мо­делей, видов образования.

Модели образования:

1. Модель образования как государственно-ведомственной ор­ганизации — система образования организуется иконтролиру­ется государством.

2. Рационалистическая модель образования ориентируется на
бихевиористскую концепцию социальной инженерии — теории
управления поведением людей и его формирования. Передавае­
мые знания носят практический характер. Ученик занимает
сравнительно пассивную роль. Учитель действует в строгом со­
ответствии с установленными правилами и требованиями.

3. Неинституциональная модель образования ориентирована
на организацию образования вне социальных институтов (на
«природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых
школ», дистанционное обучение и т. п.).

Виды образования:

• По характеру усваиваемых научных знаний — биологическое,
филологическое, экономическое и т. п.

• По виду доминирующего содержания образования — теоре­
тическоеи прикладное, гуманитарное и естественно-научное
и др.

• По виду человеческой деятельности — музыкальное, худо­
жественное, техническое, педагогическое, медицинское и т. п.

• По типу освоения культурных ценностей — классическое, ре­
лигиозноеи др.

• По масштабу освоения культурных ценностей — националь­
ное,отечественное, европейское, международное, глобальное
и др.

• По типу образовательной системы — университетское, ака­
демическое, гимназическое и т. д.

• По сословному признаку — элитное, массовое.

Понятие «формирование личности»имеет общесоциальное педагогическое содержание. Как социальное понятиеоно обо­значает процесс развития и становления личности под влия­нием внешних воздействий, воспитания, обучения, соци­альной среды, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

Как педагогическое понятиеоно близко по значению поня­тию «воспитание» — целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения.

Обучение — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направлен­ный на пробуждение и удовлетворение познавательной ак­тивности человека, усвоение им знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и за-

крепление навыков самообразования. Подробнее оно будет рассмотрено в главах об учебном процессе.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенство­ванию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания является нали­чие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосо­знания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смы­слов. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием (в его втором значении).

Самообразование — специально организованная, само­стоятельная, систематическая познавательная деятель­ность, направленная на достижение определенных лично-стно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, обще­культурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится оно обычно пообразцу систематизированных форм обучения, но регулиру­ется самим субъектом.

Педагогическое взаимодействие — личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднаме­ренный, частный или публичный, длительный или кратко­временный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельно­сти, отношений, установок.

Педагогический процесс — целостный учебно-воспита­тельный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способст­вующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Структура педагогики

глава 2 педагогика как наука о воспитании - student2.ru Педагогика, как и любая наука, имеет свою структуру, состоящую из отдельных взаимосвязанных компонентов, таковыми являются педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.

Педагогические теории. Теорией называют научное един­ство знаний, в котором факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняют­ся ими. Уже из определений основных понятий видно, что

в педагогике существуют разные подходы к их объяснению, а следовательно, педагогика — это совокупность различных педагогических взглядов и идей, которые могут согласовы­ваться друг с другом, но могут и вступать в противоречия как, например, авторитарный и гуманистический подходы к вос­питанию.

Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влия­ния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы педагогической системы: субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспита­ния и обучения — взаимообусловлены и связаны между собой.

Под педагогическими системами понимаются и различ­ные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых взаимодей­ствуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания. Педагогика не только изу­чает уже сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит для них общие закономерности, при­знаки и условия, что позволяет определять, является ли пред­лагаемая идея продуманной системой или просто набором сла­бо взаимосвязанных идей и рекомендаций.

Педагогические системы могут существовать в масштабах страны (общества), отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, деятельности отдельного препо­давателя.

Образовательные учреждения, в основе деятельности которых лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно от­нести к авторским педагогическим системам, считать автор­скими школами.Широко известны авторские педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, В.А. Сухомлинско-го, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского и др.

Педагогическая технология— понятие и направление в пе­дагогической науке, которое интенсивно развивается с 50-х годов XX столетия. Она занимается конструированием опти­мальных обучающих систем, проектированием учебного и воспитательного процессов. Педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает ре­шение задач воспитания, обучения и развития личности

воспитанника, а сама деятельность представлена проце­дурно, т. е. как определенная система действий. Педагоги­ческая технология служит конкретизацией методик обучения и воспитания. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процес­сом, проектирования и воспроизводимости обучающего и вос­питательного циклов.

Система педагогических наук

Педагогика включает в себя сово­купность педагогических отраслей и дисциплин, образующих развива-

ющуюся систему педагогических наук. Основные разделы общей педагогики: основы педагогики, дидактика — теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами.

Успешно развиваются такие педагогические отрасли: музейная, театральная, инженерная, военная, спортивная, музы­кальная, производственная педагогика. Превентивная педагогика изучает пути и методы предупреждения социальных отклоне­ний среди подростков и молодежи. Вопросами воспитания и перевоспитания правонарушителей занимается педагогика ис­правительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика). Свой предмет изучения имеют педагогика дополнительного и профессионально-технического образования.

Вопросами воспитания и обучения в зависимости от воз­раста занимаются дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы.

Проблемами обучения и воспитания детей с физическими и психическими особенностями занимается специальная педагоги­ка, состоящая из тифлопедагогики — обучение и воспитание сла­бовидящих и слепых, сурдопедагогики — обучение и воспитание детей с дефектами слуха, олигофренопедагогики — работа с умст­венно отсталыми, логопедии— педагогика постановки речи.

Исследованием специфики применения общих закономер­ностей обучения к преподаванию отдельных учебных предме­тов занимаются частные методики (предметные дидактики).

Религиозная педагогика — педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма и др.

Народная педагогика — исторически сложившаяся сово­купность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом

эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обря­дах, традициях, детских играх и игрушках. Она содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Цен­ности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование у подраста­ющего поколения национального самосознания, понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Существуют педагогические дисциплины, развивающиеся как межпредметные, на основе межнаучной интеграции.*соци­альная педагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология образования.

В современной педагогике развивается целый ряд совер­шенно новых направлений, таких, как педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия и др.

Педагогикарассматривается как наукаи как искусство.Когда речь идет о теоретических аспектах воспитания и образова­ния, педагогика выступает как наука. Когда мы говорим о педа­гогической деятельности воспитателя и педагога по воплоще­нию этих теоретических положений на практике, педагогика трансформируется в искусство. В деятельности воспитателя ог­ромное значение имеет его собственное творчество, вдохнове­ние, импровизация и интуиция, своеобразное педагогическое чутье. Сама деятельность учителя по многим своим аспектам близка к деятельности актера, поэтому элементы театральной педагогики изучают в педагогических учреждениях.

Таким образом, педагогика является частью общей культу­ры человечества. Еазрабатываемые ею концепции воспитания и образования имеют научную и общекультурную ценность.

Вопросы и задания

1. Дайте одно из определений педагогики и обоснуйте его.

2. Как вы поняли, что является предметом педагогики?

3. Какие функции выполняет педагогика?

4. Назовите имена великих педагогов, внесших значительный вклад
в развитие педагогики.

5. На какие вопросы отвечает педагогика?

6. С какими научными дисциплинами и как связана педагогика?

7. Какие понятия и категории являются основными для педагогики?
Перечислите их и дайте определение.

8. Как взаимосвязаны между собой основные категории и понятия пе­
дагогики? Попробуйте отразить это в виде таблицы или схемы.

9. Назовите компоненты, составляющие структуру педагогики, и
дайте им определение.

10. Какие педагогические отрасли и дисциплины составляют систему
педагогических наук? Перечислите их и дайте краткую характеристику.

Литература

АхматовА. Ф. Педагогика гуманизма. М., 1992.

Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики сов­ременного образования. М., 1994.

Бордовская Н. В., РеанА.А. Педагогика. СПб., 2000.

Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ро­стов н/Д, 1996.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Кнебель М. И. Поэзия педагогики. М., 1976.

Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996.

Орлов Ю. М. Предмет педагогики. М., 1998.

Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 2000.

Смирнов С. Д. Гуманистические традиции образования. М., 1996.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Наши рекомендации