Глава 2 педагогика как наука о воспитании
ПОНЯТИЯ:педагогика, предмет педагогики, функции педагогики, воспитание как педагогическое явление, типы, виды, модели воспитания; образование, типы, виды, модели образования; обучение, формирование личности, самовоспитание, самообразование, целостный педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.
Предмет педагогики |
Педагогика— 1)наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающего поколения, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) упорядоченная совокупность знаний о воспитании и обучении и процессах развития личности под их влиянием и дающая возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.
Приведено несколько определений педагогики. Они не противоречат друг другу, а подходят к определению педагогики с разных сторон: с позиции перечисления того, что изучается этой наукой (1), определяя педагогику как значимую отрасль знаний о человеке (2), с позиции изучения взаимосвязи процессов воспитания и обучения с самовоспитанием и самообучением (3), с позиции научного знания о воспитании и развитии человека и процессах управления ими. Стоит обратить внимание на то, что не делается акцент только на воспитание детей и молодежи, как одно время трактовалась педагогика. Она рассматривается как наука о воспитании человека вне определенных возрастных рамок.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания.
Педагогика, как и любая наука, выполняет ряд функций, таких,как:
• научно-теоретическая, изучающая сущность педагогиче
ских процессов и явлений, структуру, механизмы и специфи
ку формирования личности в процессе целенаправленного
воздействия и взаимодействия, условия создания благоприят
ной среды для полного раскрытия потенциала каждой лично
сти, включенной в это взаимодействие. Результат: законы,
принципы, теории, концепции;
• конструктивно-техническая, обеспечивающая разработку
методик и технологий изучаемых явлений и процессов. Педа-
гогика — практико-ориентированная, прикладная наука. Она возникла не только для того, чтобы объяснять все, что происходит в воспитательном взаимодействии, но и для того, чтобы отвечать на вопросы о целях, задачах, методах и средствах обучения и воспитания растущей личности, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловеческий идеал; • прогностическая, изучающая перспективы развития всей науки, ее отдельных направлений, появление и развитие новых. Изучаются и прогнозируются пути развития системы народного образования в целом, отдельных ее ступеней. В связи с этим возникла новая педагогическая отрасль — педагогическая футурология.
Этапы развития педагогики |
Педагогическая мысль вначале развивалась и формировалась как народная педагогика в виде традиций, пословиц, по-
говорок, обрядов, песен, потешек, мифов, сказаний, преданий и других фольклорных форм — первый этап.
Второй этап— зарождение педагогических идей в русле философских и религиозно-философских учений: Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.
Третий этап— формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений: Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж. Ж. Руссо, Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л.Н.Толстой, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов и др.
Четвертый этап— развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Это произошло в XVII в., когда появился труд чешского педагога Яна Амоса Коменского «Великая дидактика». В дальнейшем внесли свой вклад в развитие педагогики И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.
Эти этапы не имеют четких границ. Речь идет о динамике развития педагогической мысли от народной до научной педагогики. В принципе все эти формы педагогической мысли существуют и по настоящее время.
Основные вопросы педагогики |
гания в целостном педагогическом процессе. |
1. Для чего необходимы воспитание и обучение,какие цели и задачи они решают — проблема цели и целепола-
2. Кто и ради кого осуществляет воспитание и обучение—
проблема субъектов педагогического процесса. В этом вопросе четко просматриваются две позиции:
1. Авторитарная педагогика, которую можно выразить такой формулой:
где субъект — это учитель (воспитатель, тренер, родитель и т. д.), а объекты: О — воспитанники, обучаемые и о— содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения. Односторонняя стрелка обозначает, что педагогический процесс — это процесс целенаправленного воздействия, воспитателя на воспитанника.
Гуманная педагогика может быть представлена несколько иначе:
В гуманистической, личностно ориентированной педагогике — два паритетных субъекта: воспитатель и воспитанник. Безусловно, их равенство в этом процессе определяется уровнем знаний, опыта, сложившимися представлениями. Но каждая из сторон имеет право на безусловное уважение, ошибки, собственную позицию. Весь процесс построен на осознаваемом и принимаемом обеими сторонами ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, на что указывают взаимообратные стрелки. Субъектность позиции как воспитателя, так и воспитанников диалектична. Воспитанник чаще всего выступает объектом целенаправленного воздействия (как считает и авторитарная педагогика), но в абсолютной позиции воспринимающего бывает крайне редко, так как все, что делает педагог, воспитанник принимает или не принимает, поддается этому воздействию или сопротивляется, идет на взаимодействие или создает смысловую и психологическую защиту, а значит, выступает как субъект этого процесса. Более того, и воспитатель является объектом воздействия воспитанников, так как во взаимодействии ни одна сторона не остается неизменной. В реальной жизни нередки случаи, когда учитель становится жертвой манипулирования со стороны детей.
Объектом в такой парадигме выступают цели, содержание, методы, средства, формы обучения и воспитания, которые тоже оказывают влияние не только на обучаемых и воспитываемых, но и на самого учителя (воспитателя^кбевремейный j гуманную парадигму воспитания за
гавляе¥учителя не
пересмотреть весь арсенал используемых педагогических средств, но и коренным образом изменить отношение к воспитаннику, а иногда, поняв, что у него нет для этого необходимых личностных качеств и душевных сил, уйти из этой профессии.
Субъектами воспитания как социальной и педагогической категории являются: личность, семья, школа, общество, государство. Взаимодействие всех субъектов воспитания рассматривается не только педагогикой.
Функции гуманной педагогики:
— приобщение воспитанников и воспитателей к ценностям
гуманитарной культуры;
— социальная защита и охрана детства, жизни, здоровья
детей, их достоинства и прав человека;
— создание условий для развития ребенка как субъекта
культуры и собственного жизнетворчества;
— оказание помощи ребенку в развитии творческого
потенциала, склонностей, способностей, в жизненном
самоопределении, самореализации себя в семье, школе,
окружающей среде.
3. Чему учить и какие ценности передавать в целостном
педагогическом процессе,т. е. вопрос содержания воспита
ния и обучения.Содержанием в общем виде выступает культу
ра в самом широком своем понимании: культура отдельного
народа, нации, государства, мировая культура. Задача педаго
гики отобрать и обосновать выбор конкретного содержания
для каждой ступени образования. Отбирать надо:
— знания об окружающем мире и способы их применения;
— необходимые умения и навыки;
— опыт творческой деятельности;
— ценностно-эмоциональные отношения и опыт общения.
4. Как учить — это вопрос о методах, средствах, формах
обучения и воспитания и общих принципиальных подходах к
их разработке.Подробно эти вопросы будут изложены в соот
ветствующих главах пособия.
5. Где учить и воспитывать и какими должны быть сущест
вующие в стране педагогические системы и образовательные
модели? Всоветское время этот вопрос решался на государст
венном уровне, так как вся система образования была единой во
всем образовательном пространстве страны. В связи с началом
преобразования системы образования в стране на иных принци
пиальных основах с начала девяностых годов появились раз
личные типы и виды учебных заведений, не существовавшие
в предшествующий исторический период: гимназии, лицеи, колледжи, частные учебно-образовательные учреждения от дошкольных до высших, религиозные учебные заведения и т. п. Закон РФ «Об образовании» разрешает домашнее образование по выбору ребенка или его родителей в объеме полной средней школы, изменяется отношение к обучению детей с физическими или другими особенностями, детей-инвалидов и т. д.
6. Кому и как управлять системой образования — вопрос об управлении педагогическими системами и образовательными моделями в стране и кадрах для выполнения этих задач.Любые воспитательно-образовательные учреждения в зависимости от принятых образовательных программ, целей и задач имеют свою неповторимую специфику и особенности управления, любой педагогический коллектив представляет из себя трудовой коллектив особого типа, с чертами, которые присущи только коллективам, занимающимся образованием и воспитанием.
Анализ основных вопросов, которыми занимается педагогика, и ее функций делает понятными и практически очевидными задачи,которые она должна решать. Изучение проблем каждого из перечисленных вопросов, раскрытие их сущности и разработка методик и технологий их практического воплощения — это то, чем заняты все ученые и практические работники сферы образования.
Для научной разработки педагогических проблем в стране существует Российская академия образования, имеющая целый ряд научно-исследовательских институтов, лабораторий, экспериментальных площадок. В высших учебных заведениях страны работают ученые-педагоги. Большой вклад в решение проблем образования вносят творчески работающие учителя и школы, органы управления образованием.
Источникамипедагогической науки, таким образом, являются теоретические разработки и исследования ученых прошлого и настоящего, а также педагогическая практика, педагогический опыт. Объектом педагогической практики выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом — способы, формы и содержание этого взаимодействия.
Связь педагогики с другими науками |
со всеми науками, которые связаны с изучением человека. Философияопределяет методологические подходы в объяснении педагогических явлений и процессов и место воспитания |
Педагогика не является изолированной областью человеческого знания.Она теснейшим образом переплетена
в развитии общества, дает знание об общих законах развития природы, общества, теории познания (гносеологии). Социологияобъясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений. Информатика,изучая современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе, компьютеризация которого идет бурными темпами. Психология— наука, без которой педагогика вообще не может развиваться и выводить свои законы и правила. Педагогика занимается вопросами воспитания и обучения ребенка, а особенности психики растущего человека, процесс становления личности, сущность психологии воспитания и обучения изучает и раскрывает психология. Из медицины, анатомии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, генетикипедагогика получает знания о физиологии и генетике человека, помогающие лучше понять индивидуальные особенности психики каждого воспитанника, рекомендации о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса сохранить и укрепить здоровье детей — это естественнонаучная база педагогики. Этнологияпозволяет понимать и учитывать национальные особенности характера воспитанников, использовать традиции и практику народной педагогики в обучении и воспитании. Экология личности, экология среды— новые научные отрасли, изучающие закономерности и условия сохранения личности, создания условий для полного раскрытия ее потенциальных сил и возможностей.
Связи педагогикиг сдругими науками идут по разным направлениям: творческое освоение научных идей других дисциплин (синергетика, кибернетика и др.); применение научных методов исследования других наук (математическое моделирование, социологические опросы и др.); использование результатов исследований, полученных различными науками (психологии, антропологии, физиологии и др.); совместное решение общих проблем (обучение шестилеток, лечебная педагогика и др.).
Основные понятия и категории педагогики |
Разберемся в сущности основных педагогических понятий и их взаимосвязи.
Воспитание как педагогическое явление имеет множество определений, в которых оно определяется как целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, станов-
пению как субъекта собственной жизни, формированию его потивов и ценностей; или: целенаправленная, управляемая ' и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей; или: целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности и др. Во всех этих определениях подчеркивается главная особенность воспитания как педагогического явления — это то, что оно осуществляется в специальных педагогических системах, профессионально подготовленными или функционально поставленными (родители) в ситуацию воспитателей людьми и воздействие и взаимодействие реализуются в отношении конкретной личности или определенной группы (класс, группа, школа и т. д.), в отличие от воспитания как социального явления, рассмотренного в предыдущих параграфах, которое осуществляется через влияние макро-, ме-зо- и микросреды и направлено на всех.
Педагогическими понятиями, входящими в состав такого понимания воспитания, являются все остальные перечисленные понятия.
Воспитаниепонимается также в значении воспитательного процесса, собственно воспитания, чтобы отделить воспитательную деятельность от обучения и других воздействий.
Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике целого ряда аспектов: типы воспитания, виды и модели воспитания.
Выделяют два типа воспитания:первый основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи. Второй возник в результате общественного разделения труда и имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп. Этот тип воспитания представлен в мировой культуре специфическими вариантами: восточным и западным воспитанием. Первому свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов, ограничение инди-
видуальной свободы личности, ее самостоятельности и независимости мышления. Второй вариант имеет ценностно-рациональный характер обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.
Виды воспитанияклассифицируются по характеру целей и путей их достижения.
По институциональному признаку выделяют: воспитание семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, детских домах и др.).
По стилю отношений между воспитателем и воспитанником бывает авторитарное, демократическое, либеральное воспитание.
По философской концепции,определяющей принципы и особенности воспитания, выделяют следующие модели воспитания:
• Идеалистическая модель— воспитание как создание та
кой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и не
изменные идеи достигли бы развития полноценной личности
(Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И.Г. Песталоцци и др.).
• Прагматическая модель— обучение решению реальных
проблем и достижению успеха в жизни, передача знаний толь
ко полезных, практико-ориентированных, направленность
воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника
(М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.).
• Социетарная модельоснована на определенной системе
ценностей, присущей данной социальной группе или обществу.
Все иные ценности признаются ложными. Например: религиоз
ная, коммунистическая, националистическая модель и т. п.
• Гуманистическаямодель организуется на базе взаимо
действия, учета личностных и индивидуальных особенностей
воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания
атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, К. Яс-
перс, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).
• Технократическая модельоснована на жестком управле
нии и контроле за воспитанником, технологичной организа
ции воспитательного процесса, его воспроизводимости и полу
чении желаемого результата прежде всего в поведении в раз
личных социальных ситуациях. Воспитание понимается как
формирование поведения воспитуемого с помощью разрабо
танной системы подкреплений (Б. Скиннер и др.).
В мировую педагогику вводится и еще одно понятие воспитания — поликультурное воспитание, которое предполагает учет
культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи:
— адаптация человека к ценностям многонациональных
культур;
— обучение взаимодействию между людьми с разными тра
дициями;
— ориентация на диалог культур;
— формирование понимания равноценности культур раз
ных народов и наций.
Есть и еще более конкретное понимание воспитания как обозначение направления воспитательной работы: нравственное, физическое, умственное, экологическое и т. п.
Образование как педагогическое явление рассматривается как процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и госудаства; многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение и самореализацию личности в изменяющейся социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности, как таковой.
Образование по уровнюбывает дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, высшее. По форме получения— стихийное, получаемое в процессе как целенаправленных, так и спонтанных действий и формальное, организованное, получаемое в специальных образовательных системах. По содержанию— общее, профессиональное (учитель, врач и т. п.) и специальное (учитель начальных классов, врач-хирург и т. д.).
Выделяют следующие типы образования:
1.Образование в древних обществах — мифологическое об
разование: освоение мира в форме сказок, былин, мифов, пе
сен, эпосов и т. п.
2. Схоластическое образование, с характерной для него куль
турой текстов и словесной природой знаний о земле и небе, тре
нировкой памяти и воли, овладением грамотой и риторикой,
учением о сущности и смысле человеческого существования.
3. Просветительское образование — возникло в XVII в. в пе
риод бурного развития научного знания, становления систем
школ.
С начала XX в. в мире наблюдается разнообразие типов, моделей, видов образования.
Модели образования:
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации — система образования организуется иконтролируется государством.
2. Рационалистическая модель образования ориентируется на
бихевиористскую концепцию социальной инженерии — теории
управления поведением людей и его формирования. Передавае
мые знания носят практический характер. Ученик занимает
сравнительно пассивную роль. Учитель действует в строгом со
ответствии с установленными правилами и требованиями.
3. Неинституциональная модель образования ориентирована
на организацию образования вне социальных институтов (на
«природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых
школ», дистанционное обучение и т. п.).
Виды образования:
• По характеру усваиваемых научных знаний — биологическое,
филологическое, экономическое и т. п.
• По виду доминирующего содержания образования — теоре
тическоеи прикладное, гуманитарное и естественно-научное
и др.
• По виду человеческой деятельности — музыкальное, худо
жественное, техническое, педагогическое, медицинское и т. п.
• По типу освоения культурных ценностей — классическое, ре
лигиозноеи др.
• По масштабу освоения культурных ценностей — националь
ное,отечественное, европейское, международное, глобальное
и др.
• По типу образовательной системы — университетское, ака
демическое, гимназическое и т. д.
• По сословному признаку — элитное, массовое.
Понятие «формирование личности»имеет общесоциальное педагогическое содержание. Как социальное понятиеоно обозначает процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.
Как педагогическое понятиеоно близко по значению понятию «воспитание» — целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения.
Обучение — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека, усвоение им знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и за-
крепление навыков самообразования. Подробнее оно будет рассмотрено в главах об учебном процессе.
Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием (в его втором значении).
Самообразование — специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных лично-стно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится оно обычно пообразцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.
Педагогическое взаимодействие — личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
Педагогический процесс — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Структура педагогики |
Педагогика, как и любая наука, имеет свою структуру, состоящую из отдельных взаимосвязанных компонентов, таковыми являются педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.
Педагогические теории. Теорией называют научное единство знаний, в котором факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими. Уже из определений основных понятий видно, что
в педагогике существуют разные подходы к их объяснению, а следовательно, педагогика — это совокупность различных педагогических взглядов и идей, которые могут согласовываться друг с другом, но могут и вступать в противоречия как, например, авторитарный и гуманистический подходы к воспитанию.
Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы педагогической системы: субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения — взаимообусловлены и связаны между собой.
Под педагогическими системами понимаются и различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания. Педагогика не только изучает уже сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит для них общие закономерности, признаки и условия, что позволяет определять, является ли предлагаемая идея продуманной системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций.
Педагогические системы могут существовать в масштабах страны (общества), отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, деятельности отдельного преподавателя.
Образовательные учреждения, в основе деятельности которых лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, считать авторскими школами.Широко известны авторские педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, В.А. Сухомлинско-го, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского и др.
Педагогическая технология— понятие и направление в педагогической науке, которое интенсивно развивается с 50-х годов XX столетия. Она занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного и воспитательного процессов. Педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности
воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий. Педагогическая технология служит конкретизацией методик обучения и воспитания. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.
Система педагогических наук |
Педагогика включает в себя совокупность педагогических отраслей и дисциплин, образующих развива-
ющуюся систему педагогических наук. Основные разделы общей педагогики: основы педагогики, дидактика — теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами.
Успешно развиваются такие педагогические отрасли: музейная, театральная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, производственная педагогика. Превентивная педагогика изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи. Вопросами воспитания и перевоспитания правонарушителей занимается педагогика исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика). Свой предмет изучения имеют педагогика дополнительного и профессионально-технического образования.
Вопросами воспитания и обучения в зависимости от возраста занимаются дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы.
Проблемами обучения и воспитания детей с физическими и психическими особенностями занимается специальная педагогика, состоящая из тифлопедагогики — обучение и воспитание слабовидящих и слепых, сурдопедагогики — обучение и воспитание детей с дефектами слуха, олигофренопедагогики — работа с умственно отсталыми, логопедии— педагогика постановки речи.
Исследованием специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов занимаются частные методики (предметные дидактики).
Религиозная педагогика — педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма и др.
Народная педагогика — исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом
эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Она содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование у подрастающего поколения национального самосознания, понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.
Существуют педагогические дисциплины, развивающиеся как межпредметные, на основе межнаучной интеграции.*социальная педагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология образования.
В современной педагогике развивается целый ряд совершенно новых направлений, таких, как педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия и др.
Педагогикарассматривается как наукаи как искусство.Когда речь идет о теоретических аспектах воспитания и образования, педагогика выступает как наука. Когда мы говорим о педагогической деятельности воспитателя и педагога по воплощению этих теоретических положений на практике, педагогика трансформируется в искусство. В деятельности воспитателя огромное значение имеет его собственное творчество, вдохновение, импровизация и интуиция, своеобразное педагогическое чутье. Сама деятельность учителя по многим своим аспектам близка к деятельности актера, поэтому элементы театральной педагогики изучают в педагогических учреждениях.
Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Еазрабатываемые ею концепции воспитания и образования имеют научную и общекультурную ценность.
Вопросы и задания
1. Дайте одно из определений педагогики и обоснуйте его.
2. Как вы поняли, что является предметом педагогики?
3. Какие функции выполняет педагогика?
4. Назовите имена великих педагогов, внесших значительный вклад
в развитие педагогики.
5. На какие вопросы отвечает педагогика?
6. С какими научными дисциплинами и как связана педагогика?
7. Какие понятия и категории являются основными для педагогики?
Перечислите их и дайте определение.
8. Как взаимосвязаны между собой основные категории и понятия пе
дагогики? Попробуйте отразить это в виде таблицы или схемы.
9. Назовите компоненты, составляющие структуру педагогики, и
дайте им определение.
10. Какие педагогические отрасли и дисциплины составляют систему
педагогических наук? Перечислите их и дайте краткую характеристику.
Литература
АхматовА. Ф. Педагогика гуманизма. М., 1992.
Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М., 1994.
Бордовская Н. В., РеанА.А. Педагогика. СПб., 2000.
Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.
Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
Кнебель М. И. Поэзия педагогики. М., 1976.
Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996.
Орлов Ю. М. Предмет педагогики. М., 1998.
Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 2000.
Смирнов С. Д. Гуманистические традиции образования. М., 1996.
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д. Ушинский