Формирование культурно – гигиенических навыков
Методические рекомендации по выполнению конспекта организации режимных моментов на педагогической практике в ДОУ
Конспект организации и проведения режимных процессов в группе детского сада отражает организацию педагогического процесса по решению задач воспитания культурно – гигиенических навыков у детей базовой возрастной группы.
Режимные процессы относятся к бытовой деятельности и время их организации зависит от режима дня в группе (см. «Программу обучения и воспитания в детском саду»). Для определения содержания культурно-гигиенических навыков в своей возрастной группе необходимо составить таблицу, в которую занести данные из образовательной программы: объем навыков по уходу за одеждой и обувью, по уходу за собственным телом, поддержания чистоты в помещении, навыков по приему пищи (Табл. 1).
Изучение сформированности культурно – гигиенических навыков у детей базовой возрастной группы, определение основных «проблемных зон» в освоении умений и навыков детьми проводится с помощью наблюдения в ДОУ в режимных процессах, результаты наблюдения заносятся в протокол. Полученные протоколы анализируют по схеме (при наблюдении отмечается положительная или отрицательная оценка: да, нет, иногда):
/. Умывание
1. Ребенок правильно пользуется водой, мылом, полотенцем, не пропускает отдельные действия, соблюдает правильную их последовательность и т.д.
2. Замечает нарушение другими детьми правильной последовательности действий и как реагирует на это (обращается с жалобой к взрослому, делает замечание самостоятельно и т.д.).
3. Осознает необходимость умывания, чем мотивировано выполнение этого действия (действует по собственной инициативе или по указанию взрослого).
//. Прием пищи
1. Правильно пользуется столовыми приборами (в какой руке держит ложку, умеет ли пользоваться вилкой и т.д.).
2. Аккуратно ест (не крошит хлеб, не проливает пищу).
3. Сохраняет за столом правильную позу.
4. Как заканчивает еду (задвигает ли стул, благодарит ли взрослых и т.д.).
III. Одевание и раздевание
1. Соблюдает правильную последовательность действий.
2. Помощь взрослого не требуется, самостоятельно справляется с Необходима ли помощь взрослого и когда, обращается ли за ней ко взрослым и сверстникам.
3. Аккуратно одевается, замечает неполадки в своей одежде и одежде других детей и как их устраняет.
4. Как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т.д.).
5. У ребенка сформировано бережное отношение к предметам одежды, в чем оно проявляется.
Полученные данные соотносят с таблицей. Делают выводы о сформированности культурно-гигиенических навыков детей, которые впоследствии используются для постановки задач групповой и индивидуальной работы с детьми в ходе организации режимных моментов.
Таблица 1
Формирование культурно – гигиенических навыков
Режимные процессы | Возраст детей | ||||
2 – 3 года | 3 – 4 года | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |
Умывание | Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого моют руки, насухо вытирают полотенцем, пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем). | Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом. | Сформирована привычка быстро и правильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем. | ||
Прием пищи | Опрятно едят, тщательно жуют пищу, держат ложку в ведущей руке, пользуются салфеткой. Не выходят из-за стола, не окончив еды. Не мешают другим детям за столом. | Правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой. Не крошат хлеб, не проливают пищу, жуют пищу с закрытым ртом. | Совершенствуются навыки аккуратной еды: пищу берут понемногу, хорошо прожевывают, едят бесшумно. Правильно пользуются ложкой, вилкой, полощут рот после еды. | Правильно пользуются вилкой, ножом (намазывают масло), едят аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Выходя из-за стола, тихо задвигают стул, благодарят взрослых, дежурных. | Закрепляются навыки культурного поведения за столом: сидят прямо, не кладут локти на стол, едят аккуратно, бесшумно, правильно пользуются ножом, вилкой, салфеткой. |
Одевание и раздевание | Одеваются и раздеваются по порядку; при небольшой помощи взрослого снимают одежду, обувь (расстегивают крупные пуговицы, развязывают шнурки). В определенном порядке аккуратно складывают снятую одежду, правильно надевают одежду и обувь (застегивают большие пуговицы спереди). В процессе одевания и раздевания не мешают другим детям. Замечают неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводят себя в порядок. | Совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок – чистят, просушивают. Развивается стремление быть всегда аккуратным, опрятным, следить за своим внешним видом. | Закрепляется умение самостоятель-но одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, хаживать за ней – мыть, протирать, чистить. Замечают и самостоятельно устраняют непорядок в своем внешнем виде, вежливо говорят сверстнику о неполадках в его костюме, обуви, помогают устранить их, бережно относятся к одежде, обуви. | Быстро одеваются и раздеваются, вешают одежду в определенном порядке и месте, следят за чистотой одежды, обуви. Формируется потребность следить за своим внешним видом. |
На основании анализа задач воспитания культурно – гигиенических навыков по «Программе воспитания и обучения в детском саду», диагностических данных определяются основные задачи работы с детьми базовой группы. Уточняется длительность режимных моментов в базовой группе в первую и вторую половину дня.
Структура конспекта
На титульной стороне листа выписывается заголовок (Приложение 1):
Конспект
организации режимных моментов
в младшей группе МДОУ №10
студентки 2 «В» курса ТПК №2
Гульцевой Ксении Вячеславовны
Внизу справа указывается:
Дата проведения: 1 п.д. - 12.04.05
2 п.д. - 26.04.05
Количество детей: 23
Подпись воспитателя: _________
Конспект оформляется в виде таблицы на развороте тетрадного листа
время проведения | название | воспитательные задачи | оборудование | художественное слово | организационно-методическая работа | примечание |
Последовательно заполняются все графы таблицы.
В каждую графу таблицы входит следующее содержание:
1. Режимные моменты относятся к бытовой деятельности и время их проведения зависит от режима дня в группе (см. «Программу обучения и воспитания в детском саду»).
2. Следует запланировать:
I половина дня
- Прием (раздевание).
- Умывание.
- Подготовка к завтраку, завтрак.
- Одевание на прогулку.
- Приход с прогулки (раздевание, умывание).
- Обед.
- Раздевание и укладывание на сон.
II половина дня
- Подъем (одевание, причесывание, умывание).
- Полдник.
- Подготовка к ужину, ужин.
- Одевание на прогулку.
3. Уточняются группы задач воспитательно – образовательной работы в ходе организации режимных моментов:
· воспитательные – воспитание культурно – гигиенических навыков у детей (навыки поддержания в порядке и чистоте собственного тела, ближайшего окружения, одежды и обуви, культуры еды, пользования столовыми приборами, вежливого общения и оказания посильной взаимопомощи); обучение детей практическим умениям (умывания, чистки зубов и т.п.)
· образовательные – уточнение, расширение и углубление знаний и представлений о свойствах и качествах предметов и материалов, об окружающем (в зависимости от возрастной группы) в процессе бытовой деятельности.
Задачи воспитательно – образовательной работы на протяжении дня изменяются в кратких режимных моментах (прием пищи, умывание и т.д.); их изменение связано с новым видом пищи, новыми действиями детей, решением задач воспитания культуры поведения. Необходимо продумать изменение формулировки задач в зависимости от характера пищи, используемых столовых приборов на протяжении дня; действий, составляющих мытье рук и умывание; полоскание и чистку зубов; одевания после сна и перед прогулкой.
4. Составляется список необходимого оборудования, вспомогательной наглядности (алгоритмы одевания и умывания детей и т.п.). В ходе проведения можно использовать игрушки для усиления воспитывающего эффекта, особенно в младших группах.
5. Описываются от первого лица все действия воспитателя по организации и руководству режимными моментами с педагогическими приемами (уточню, покажу, использую пассивные действия, объясню и др.) Руководство действиями детей пишется прямой речью в соответствии с поставленными задачами. В зависимости от возраста детей и этапа освоения культурно – гигиенических навыков (ориентировки, сопряженных действий, отраженных действий, самостоятельных действий) должна быть развернута поясняющая речь воспитателя, показ способов действия, использование наглядных материалов.
6. Полностью пишутся стихотворения, поговорки, пословицы, загадки, перевертыши.
Примерный конспект организации режимных моментов во 2 младшей группе
Конспект
организации режимных моментов
в младшей группе МДОУ №10
студентки 2 «В» курса ТПК №2
Гульцевой Ксении Вячеславовны
Дата проведения: 1 п.д. - 12.04.05
2 п.д. - 26.04.05
Количество детей: 23
Подпись воспитателя: _________
Про-цесс, вре-мя | Задачи | Оборудо-вание | Методические приемы | Художествен-ное слово |
7.00 – 8.00 утрен-ний прием, раздевание | 1.Воспитывать опрятность, учить следить за внешним видом 2.Приучать самостоятельно раздеваться, убирать вещи в шкаф в определенном порядке 3.Приучать здороваться со взрослыми и сверстниками | Образные куклы | Разложу дидактические игры, красиво рассажу кукол в игровом уголке. Встречаю детей в раздевальной комнате: - Здравствуйте, Татьяна Николаевна, здравствуй, Ириша. Какая ты сегодня красивая! Куклы тебя уже заждались, раздевайся и проходи в группу. Давай покажем твоей маме, какая ты уже большая, как умеешь раздеваться и складывать вещи в шкаф: шапочку – на верхнюю полку, кофту – на крючок, штанишки аккуратно складывай. (Пока ребенок раздевается, обращаюсь к маме: - Татьяна Николаевна, как спала Ирина? Как ее самочувствие? Сегодня у них много занятий, не устанет ли она после болезни?) - Иришка, вот умничка, так выросла – сама аккуратно убрала все вещи в шкаф. А теперь пора к игрушкам. Что надо сказать маме? До свиданья, Татьяна Николаевна! В группе предлагаю девочке игры, игрушки; выхожу встречать новых детей. -Здравствуйте, Зинаида Петровна, здравствуй, Коля. А со мною ты хочешь поздороваться? Так приятно слышать вежливых детей! Присаживайтесь, Зинаида Петровна, посмотрите, как Коля сам сейчас уберет свои вещи в шкаф, ведь ваш внук уже совсем большой! Коля, не забудь поставить обувь на нижнюю полку. Попрощайся с бабушкой, в группе тебя уже ждут машинки, и Ирина уже пришла. Ты ведь не забудешь с нею поздороваться? Подобным образом встречаю остальных детей, стоя на пороге раздевальной комнаты и контролируя играющих детей. | |
8.20 – 8.35 умы-вание | 1.Продолжать учить самостоятель-но мыть руки, правильно пользоваться мылом, полотенцем, вешать его на место. 2.Приучать соблюдать элементарные правила поведения: не мешать другим детям, вести себя спокойно. 3.Закреплять представления детей о качествах ткани – мягкая, махровая, впитывает воду. | Мыльницы с мылом; полотенца (по количеству детей); кукла - Петрушка | Первыми приглашу в умывальную комнату медлительных детей: - Таня, Саша, Данила, посмотрите-ка, что за гость к нам пришел? (достаю куклу – Петрушку) - Здравствуйте, ребятки! А ну-ка покажите мне, кто здесь большой, кто опрятный, кто аккуратный? Кто воды не боится, сам умывается? Обращаюсь «от себя»: - Ребята, покажем Петрушке, как мы научились умываться. Давайте я помогу вам расстегнуть пуговицы на рукавах. Закатывайте рукава, а я открою вам воду. Покажите Петрушке, как вы складываете ладони лодочкой, набираете в них водичку; Саша, ты уже намочил руки, теперь пропусти к воде Данилу. Таня сейчас наденет мыльные перчатки: покрути мыло в ладонях, а теперь погладь ладошку ладошкой, каждый пальчик. Вот какие перчатки и у Тани, и у Саши, и у Данила! (Петрушка): - А ну, покажите мне, как вы мыло смоете, будут ли руки чистыми, а пол – сухим? - Ребятки, и правда, смывайте мыло аккуратно, пододвигайтесь, чтобы всем было удобно. Данила, девочек принять пропускать вперед, покажи Петрушке, какой ты вежливый. - Вот какие чистые руки! А теперь отожмите их «замочком» над раковиной, чтобы пол оставался сухим. Видишь, Петрушка, ни одной капли на пол не упало! (Петрушка): - А вот пусть мне ребята покажут, как они руки вытирать умеют! - Берите свои полотенца, снимайте с крючка, расправляйте, кладите на ладошку и вытирайте руки, каждый пальчик. (Петрушка): - А что у вас за полотенца, расскажите мне! - Да, полотенце мягкое, пушистое, махровое. Смотри, Петрушка, как ткань впитывает воду – ручки становятся чистые, сухие. Дети, расскажите Петрушке, какие у вас полотенца. Пока дети вытирают руки, приглашаю следующую подгруппу, помогаю им закатать рукава: - Ребята, покажем Петрушке, что и вы умеете мыть и вытирать руки. -Данила и Саша, пропустите Таню вперед. Не забудьте опустить рукава, я помогу вам застегнуть пуговицы. Предлагаю детям, помывшим руки, проходить за столы: - Дети, Светлана Игоревна уже накрыла столы к завтраку и приглашает вас садиться. Буду находиться на пороге умывальной комнаты, пока все дети не вымоют руки. (Петрушка): - Молодцы, ребята, все умеете аккуратно мыть руки! - А наши ребята еще и кушать аккуратно умеют, посмотри, Петрушка! | Водичка – водичка, Умой мое личико, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! Да здравствует мыло душистое И полотенце пушистое! |
8.35 – 8.55 завт-рак | 1.Учить правильно пользоваться ложкой, не крошить хлеб, жевать с закрытым ртом. 2.Приучать благодарить взрослого. 3.Формировать представления о свойствах пищи: сладкая, соленая; закреплять названия блюд. | Сервированные столы, салфетки в салфетни-цах, кукла – Петрушка. | - Ребятки, садитесь за столы, ноги поставьте ровной дорожкой, спинки держите прямо. Посмотри, Петрушка, какие красивые в нашей группе дети! -Приятного аппетита! Берите ложку в правую руку, набирайте кашу понемногу. Ай-ай-ай, Петрушка говорит, что у нас очень шумно. Дети, жевать надо с закрытым ртом. Прохожу между детьми, помогаю правильно взять ложку, напоминаю о позе: - Илюша, держи спину прямо, как солдат. Пусть Петрушка посмотрит на твою выправку! Надюша, возьми ложку вот так, набирай каши понемножку. Паша, а как называется эта каша? Да, это манная каша, ее варят из манной крупы для нас повара. Каша вкусная, сладкая, ешьте на здоровье! - Кто съел кашу, пейте чай с булкой. Возьмите чашку в правую руку, а булку – в левую. Ксюша, покажи Петрушке левую руку. Правильно, а теперь бери в нее булочку. Откусывайте хлеб небольшими кусочками, запивайте его чаем. -Кто знает, что намазано на булке? Правильно, Сема, это масло. Его надо есть, чтобы быть сильными и здоровыми. -Посмотри, Петрушка, как аккуратно ест Сережа – ни одной крошки на стол не уронил! Все ребятки тоже постараются сохранить столы чистыми, откусывают хлеб аккуратно. Не забывайте держать спины прямо. -Кто поел, вытирайте рот салфеткой. Задвигайте за собой стул и несите чашку на хозяйственный стол к Светлане Игоревне. Не забудьте поблагодарить ее за то, что она принесла нам такой вкусный завтрак. Послушай, Петрушка, какие вежливые в нашей группе дети. (Петрушка): - Я забыл, что же вы ели на завтрак? Мне понравилось, как красиво вы сидели, как аккуратно и тихо ели. Я еще к вам приду, а сейчас мне пора. -Ребята, попрощайтесь с Петрушкой. Что надо сказать? До свидания, Петрушка! (незаметно убираю куклу) | Когда я ем, я глух и нем. |
11.15 – 11.35 подго-товка к про-гулке | 1.Приучать самостоятельно одеваться, застегивать крупные пуговицы, правильно обуваться. 2.Учить выражать просьбу словами, благодарить за оказанную помощь. 3. Продолжать знакомить с названиями разных видов ткани (плащевая, сукно, фетр) | Альбом (папка – ширма) с алгоритмом одевания | Предложу детям сходить в туалет. Первыми приглашаю в раздевальную комнату медлительных детей: - Таня, Саша, Данила, убирайте на место игрушки, пора одеваться на прогулку. Что надо надеть сначала? Посмотрите на картинку. Правильно, надевайте теплые штаны, потом свитер. Да, Таня, а ты надевай кофту. Давай я помогу застегнуть верхнюю пуговицу, а остальные ты застегнешь сама. Что ты хочешь мне сказать? Пожалуйста! Молодец, Саша, сначала нашел перед у свитера, потом надел. А что надо надеть потом? Правильно, Даня, посмотри на картинку. Возвращаюсь в группу, приглашаю в раздевальную остальных детей. Показываю альбом – алгоритм: - Паша, что ты наденешь сначала? А что потом? Хорошо. Не забудь вывернуть шорты, аккуратно положить их в шкаф. - Даша, тебе сложно застегнуть сзади молнию? Попроси Сашу тебе помочь. Что надо ему сказать? Не забудь поблагодарить за помощь. -Что ты хочешь сказать мне, Илюша? Я тебя не понимаю. Какие волшебные сова помогают понять друг друга? Конечно, теперь я поняла и помогу тебе. Пожалуйста! Обращаюсь к уже одевшимся детям: Кто знает, из чего сделаны ваши пальто? Это ткань, она называется сукно. Это ткань плотная, толстая, мягкая – пощупайте ее, проведите рукой. А у Коли и Лены куртки из плащевой ткани, она тонкая, гладкая, непромокаемая. Скажем вместе: сукно, плащевая ткань. Возвращаюсь к одевающимся детям, помогаю правильно поставить обувь: - Ребята, посмотрите, у всех ли правильно заправлены штаны, все ли у нас красивые и аккуратные? Теперь проверьте, дружат ли ваши сапоги и ботинки? Тогда можно обуваться, я помогу вам завязать шнурки. | Наша Катя маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Катя чернобровая. |
12.40 – 13.00 возвра-щение с прогу-лки, разде-вание | 1.Приучать поддерживать порядок в шкафу, раздевальной комнате. 2.Воспитывать умение бережно относиться к вещам, труду других. | Напоминаю детям, что надо разуться у входа: - Светлана Игоревна чисто убрала раздевальную комнату, давайте и мы поддержим чистоту! Разувайтесь, аккуратно ставьте обувь к батарее: от нее идет теплый воздух, н просушит намокшие сапоги. Обувайте тапочки и сандалии. - Помогайте друг другу расстегнуть пуговицы (сама расстегну тугие пуговицы, помогу развязать шарфы). Не забывайте благодарить друг друга. - повесьте пальто, куртки на крючки. Вот как красиво и аккуратно выглядят наши шкафчики! Шапки и шарфы кладите на верхнюю полку. Максим, выворачивай свитер, укладывай его на полку. Вот так, молодец. - Таня, подскажи, куда надо положить штаны? Правильно, ребятки? Посмотрите, у всех ли правильно сложены штаны? Да, и у Димы, и у Сережи, и у Ирины (назову рассеянных детей). Подзову детей к себе: - Ребятки, посмотрите, как приятно выглядит наша раздевальная комната: везде порядок и чистота. А вот рубашки не у всех заправлены. Давайте тоже будем аккуратными: заправьте рубашки в шорты, я посмотрю, правильно ли вы переоделись и обулись. Вот какие все красивые! А теперь можно заходить в группу. | ||
13.00 – 13.15 умы-вание | 1.Приучать самостоятельно умываться, пользоваться мылом. 2.Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу. 3.Закреплять представления о свойствах мыла: душистое, мылится, пенится, очищает. | Мыльницы с мылом, полотенца. | Напоминаю детям, что скоро обед: - Ребята, что мы всегда делаем, приходя с улицы и перед едой? Правильно, идем мыть руки. Мы на улице играли, наши руки испачкались. Что нам поможет их отчистить? Отгадайте загадку: Кусочек розовый, душистый, Потрешь его – и будешь чистый. -Да, Оленька, это мыло. Расстегивайте пуговицы, закатывайте рукава. (Приглашаю 4-х детей в умывальную комнату) Ребятки, сначала руки надо намочить. Даша, сделай ладони лодочкой, вот так. А теперь намылим руки, наденем на них белые перчатки. Мое мыло пахнет ландышем. А у вас чем пахнет мыло? Соня, понюхай мыло, и ты, Даша. А какое мыло наощупь? Правильно, твердое, гладкое, скользкое. Будьте аккуратны. А какая наощупь пена? Легкая, воздушная. Посмотрите, какого цвета пена? Это потому, что мыло очищает руки от грязи. А теперь смывайте пену и отжимайте руки над раковиной. Приглашаю следующую подгруппу детей в умывальную комнату, снова возвращаюсь к помывшим руки детям: - Снимайте полотенца с крючков, хорошенько вытирайте руки, каждый пальчик. (Проверяю, сухие ли руки у детей) - Даша, вытирать надо и ладонь, и кисть. Не забудь повесить полотенце на крючок. - Помогайте друг другу застегнуть пуговицы на рукавах. Посмотрите, Светлана игоревна, какие чистые руки у наших деток – просто загляденье! А теперь проходите за столы. Мальчики, пропустите вперед девочек (аналогично работаю с оставшимися детьми). | Если сын чернее ночи, Грязь лежит на рожице, Знайте: это вредно очень Для ребячьей кожицы! |
13.15 – 13.45 обед | 1.Формировать навыки культурной еды: не проливать пищу, есть суп с хлебом. 2.Приучать пользоваться салфеткой по мере необходимости. 3.Расширять представления детей о приготовлении пищи. | Сервированные столы, салфетницы с салфетками. | - Дети, садитесь за столы правильно: ноги поставьте ровной дорожкой, спину прижмите к спинке стула. Давайте покажем всем игрушкам, как вы умеете красиво есть. Приятного аппетита! - Дети, на первое у нас щи. Кто знает, из чего они приготовлены? Из капусты, картофеля. Щи вкусные и полезные. Ешьте аккуратно, так, чтобы скатерть вокруг вашей тарелки оставалась чистой. Даша, возьми ложку в правую руку, а хлеб в левую, откусывай небольшие кусочки, хорошо прожевывай. Есть надо тихо, с закрытым ртом. -А на второе сегодня котлеты с макаронами. Отламывайте от котлеты кусочки ребром вилки, вот так. Да, правильно, Сережа. Соня, покажи всем игрушкам, как ты правильно держишь вилку в правой руке, вот так. Ребята, ешьте котлету всесте с макаронами. Подойду к неаккуратным детям, скажу тихо, на ушко: - Даня, твои тарелки обидятся на тебя, если ты будешь неаккуратным. Бери ложку правильно, держи ее ровно. Рома, есть с открытым ртом очень некрасиво, а другим детям, игрушкам слышать это неприятно. Будь умничкой, ешь красиво и правильно: жуй с закрытым ртом. Таня, сядь ровно, красиво, как настоящая принцесса. - Дети, пейте компот. Он приготовлен из фруктов. Кто узнает по вкусу, из каких фруктов он приготовлен? Да, Лена, из яблок. А какой он на вкус? Сладкий, вкусный. - Не забудьте вытереть рот салфеткой и отнести посуду на хозяйственный стол. Игрушки говорят мне, что им понравилась ваша аккуратность, и они хотят узнать, какие вы вежливые, не забудете ли поблагодарить Светлану Игоревну. | Хороша ложка к обеду Щи да каша – пища наша. |
13.45 – 13-55 Подго-товка ко сну | 1.Приучать складывать одежду в определенном порядке. 2.Приучать вести себя в спальне ихо, не мешать окружающим. | Стульчики, разобранные постели | Предложу детям сходить в туалет. - Дети, берите стульчики и ставьте их к шкафам, вот так. Помогу детям расстегнуть пуговицы, молнии (сзади), напомню порядок раздевания: - Сначала снимайте платье, шорты и вешайте на спинку стула. Правильно, Ксюша, Дима, вот так. Теперь снимайте рубашку, расправляйте ее на спинке стула. Молодец, Рома, ни одной складочки не оставил. Снимайте колготки, складывайте их и кладите на сиденье стула. Сережа, давай я помогу тебе вывернуть колготки. - Ребята, наши игрушки устали и спят. Обувайте тапочки и тихо-тихо, как мышки, идите в спальню, не разбудите игрушки. Ложитесь в кроватки – и Даня, и Соня, и Ксюша (подхожу к каждому, ласково обращаюсь, помогаю укрыться одеялом). Закрывайте глазки, пусть вам приснятся хорошие сны. Посижу рядом с детьми, которые плохо засыпают. Во время сна детей буду контролировать их позу. | Баю-баю-баю, Куколку качаю. Куколка устала, Целый день играла. |
15.00- 15.25 подъ-ем. Одева-ние | 1.Закреплять навыки последовательного одевания. 2.Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. 3.Закреплять обобщенное представление об одежде (белье, платье, верхняя одежда). | Стулья с одеждой, зеркало, индивидуальные расчески, дидактическая кукла. | Тихим спокойным голосом бужу детей. Если не все проснулись сразу, даю возможность детям «доспать» 5 – 10 минут.- Ребята, обувайтесь и проходите одеваться. Посмотрите, к нам в гости зашла кукла Лара. Она только что встала и забыла, в каком порядке надо одеваться. Давайте ей покажем и расскажем, как это сделать. - Саша, что будешь надевать сначала? Как кукле найти перед у колготок? Давайте все покажем кукле: у колготок впереди один шов (пройду и посмотрю, правильно ли дети держат колготки). Ну-ка спрячем ноги в колготки. И ты, Лара, прячь (одеваю куклу). - А что надо надеть теперь? Да, Сонечка, девочки натягивают платья, блузки, а мальчики – рубашки. Дима, поправь у рубашки воротник, вот так. И Лара тоже одевается. - Лена, а что надо надеть теперь? Да,юбки, шорты. Сначала определите, где у них перед. Да, Саша, у твоих шорт карманы спереди. Поднимаю «досыпавших» детей, одевшихся подвожу к зеркалу: - Кукла Лара одета аккуратно, а вы? Посмотрите в зеркало на себя. Заправляйте рубашки в шорты, блузки в юбки, подтяните колготки. Теперь вы стали намного красивее! Только вот волосы растрепались. Что нам сделать? Берите свои расчески. Мальчики, причесывайтесь сами. Оля, подойди ко мне, я помогу тебе переплести косу. Периодически буду подходить к одевающимся детям, проводить работу с ними. -Дети, Лара говорит вам спасибо: вы помогли ей одеться. Что же на ней надето? Да, колготки, блузка, юбка. Как все это назвать одним словом? Правильно, Катя, одежда. А теперь берите стульчики и ставьте их за свои столы. | Светит солнышко в окно, Нам вставать пора давно. Мама песню напевала, Одевала дочку. Одевала – надевала Белую сорочку. Белая сорочка - Тоненькая строчка. |
15.25 – 15.50 умыва-ние | 1.Закреплять навыки самостоятельного умывания. 2.Воспитывать умение класть вещи на место, уступать друг другу, благодарить за услугу. | полотенца | -Смотрю я на вас, ребята, и вижу, что глаза у вас еще сонные. Надо их разбудить – умыться. Закатывайте рукава, проходите в умывальную комнату (приглашаю первую подгруппу детей). - Илюша, покажи нам, как надо умываться. Правильно, набрать в ладошки воду, наклониться и умыть лицо: и лоб, и щеки, и глазки, и подбородок, вот так. Какие вы стали красивые, как зарумянились ваши щечки! А теперь надо отжать руки и обязательно утереться полотенцем. Соня, сними полотенце с крючка, расправь его, положи на ладони и утри лицо. Но и руки не забудьте вытереть. Каждый пальчик. Саша, а куда ты повесишь полотенце? Правильно, на свой крючок. Опускайте рукава, помогите друг другу застегнуть пуговицы. (Постепенно приглашаю на умывание всех детей) - Мальчики, пропустите вперед девочек. Таня. Ирина, а вы не забудьте их за это поблагодарить. - Умывайтесь аккуратно, над раковиной. Постарайтесь, чтобы пол в комнате остался сухим и чистым. Когда большинство детей умоется, перейду в групповую комнату. - Дети, посмотрите, как красиво накрыла столы для ужина Светлана Игоревна. Давайте сохраним эту красоту во время еды (приглашаю детей за столы). | Мойся, мойся, Воды не бойся! |
15.50 – 16.15 ужин | 1.Формировать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. 2.Воспитывать привычку вести себя тихо за столом. | Сервированные столы, салфетки в салфетницах. | - Прислонитесь спиной к спинке стула, ноги поставьте ровно. Отламывайте кусочки омлета ребром вилки, ешьте его вместе с хлебом. Приятного аппетита! Подойду к Тане: - Вилку надо держать в правой руке, а хлеб – в левой, вот так. Разверни вилку боком, ребром – так удобнее отделять омлет. Давай я тебе чуть – чуть помогу (беру руку девочки с вилкой в свою, показываю движение 2 – 3 раза). Вот так, а теперь попробуй сама. Молодец! (По необходимости подойду к другим детям) - Посмотрите, у вас на столах по – прежнему чисто? Берите пищу аккуратно, жуйте с закрытым ртом. - Паша, ты уже съел омлет? Пей чай. Какой чай на вкус? Ароматный, сладкий. Вытирай рот салфеткой, клади ее на край тарелки. Что надо сказать Светлане Игоревне? | Сорока – белобока Кашу варила, Деток кормила. |
16.40 – 17.00 одева-ние на про-гулку | 1.Приучать самостоятельно одеваться в правильной последовательности. 2.Воспитывать умение оказать помощь, благодарить за нее. | Дидактическая кукла. | - Дети, кукла Лара попросилась с нами на прогулку, а одеться сама не может. Давайте поможем ей, покажем, как надо одеваться на улицу. - Дима, что ты наденешь сначала? Правильно, теплые штаны. - Соня, что надо надевать потом? Свитер (помогаю детям продеть головы, поправляю рукава; демонстрирую одежду Лары, подсказываю последовательность одевания). - Лара вспомнила, что теперь нужно натянуть носки. Проверьте, никто не забыл про носки? Хорошо, теперь надевайте шапки. - Таня, у тебя тугая пуговица? О чем ты хочешь попросить Данила? Не забудь поблагодарить его за помощь. - Дети, посмотрите, аккуратно ли лежат вещи в шкафчиках? Поправьте их. Теперь берите куртки, шарфы, я помогу вам надеть их. Саша, попроси помочь тебе Светлану Игоревну. Что нужно ей сказать? - А теперь Ларе и вам надо обуться. Поставьте сапоги так, чтобы они дружили, а я проверю. Теперь можно обуваться. (Говорю от лица куклы): - Мне понравилось, как одевались Рома, Дима, Соня – все надели правильно, аккуратно, помогали другим ребятам. - А теперь стройтесь парами, мы вместе пойдем гулять. |
Подпись преподавателя__________________________________________