Педагогический коллектив как объект управления. основные направления работы руководителя с коллективом образовательного учреждения.
Управление образовательным учреждением - это не только управление педагогическим процессом через реализацию управленческих функций педагогического анализа, целеполагания, планирования, организации, регулирования и контроля, но и управление коллективом педагогов и сотрудников. Этот аспект деятельности руководителя образовательного учреждения обозначается понятием «руководство».
Руководство - это целенаправленное влияние субъектов управления ОУ на членов педагогического коллектива, а также на органы и лидеров сообщества обучающихся, обеспечивающее эффективную совместную деятельность по решению образовательных задач.
В работе руководителя с коллективом образовательного учреждения можно выделить несколько направлений.
Первое направление - целенаправленное формирование педагогического коллектива. В основе этого вида деятельности лежит принцип оптимизации состава коллектива - его полового (прежде всего преодоление феминизации педагогического коллектива) и возрастного состава, соотношения социальных ролей.
Чем более разнообразен педагогический коллектив по своему половозрастному и ролевому составу, с точки зрения характера и темперамента работников, их профессиональных интересов и хобби, тем больше возможностей для позитивного развития образовательного учреждения и эффективного решения образовательных задач он в себе заключает. Однако разнообразие состава педагогического коллектива не означает «разнобоя» в целях его функционирования и развития.
Выработка единых ценностных и целевых установок, единой концепции школы, единого подхода в обучении и воспитании детей - важнейшая задача управления педагогическим коллективом.
Второе направление - развитие коллектива. Согласно современным социологическим, психологическим, педагогическим исследованиям, при работе по развитию коллектива руководителю необходимо соблюдать ряд условий, соблюдение которых позволит сохранить позитивную динамику в развитии коллектива:
- организация перспективных устремлений (ближних, средних и дальних) членов коллектива, постановка перед ними стратегических и тактических задач;
- осуществление руководства коллективом на основе принципа параллельного действия (А. С. Макаренко), когда воздействие осуществляется не на каждого члена коллектива, а опосредованно, через коллектив; в то же время, работая с каждым педагогом отдельно, нужно иметь в виду последствия такого взаимодействия для всего коллектива;
- сочетание работы в формальных (например, методические объединения) и функциональных группах;
- «открытость» педагогического коллектива, его связь с другими коллективами и социокультурной средой.
Благодаря соблюдению этих условий педагогический коллектив превращается в сообщество педагогов, обучающихся, родителей, активно взаимодействует с окружающей социокультурной средой, транслируя в нее свои ценности и изменяясь при этом сам, становится саморегулирующейся и саморазвивающейся системой.
Третье направление - создание благоприятного психологического климата в коллективе. Главным результатом этого направления работы руководителя ОУ является установление в педагогическом коллективе конструктивных отношений.
Деятельность руководителя по созданию благоприятного психологического климата предполагает:
- формирование у членов педагогического коллектива гуманистических установок по отношению друг к другу;
- становление ценностного отношения к педагогическому труду во всех его проявлениях и - шире - к труду вообще;
- формирование у педагогов, сотрудников умения гармонично сочетать свои интересы с интересами коллектива.
Для решения этих задач можно использовать такие средства, как закрепление в жизни коллектива норм профессионально-педагогической этики, создание и закрепление традиций, поддержание деловых отношений в форме дружеского партнерства и общих увлечений.
Четвертое направление - создание и поддержание комфортных материальных и организационных условий деятельности членов педагогического сообщества - педагогов, сотрудников, обучающихся. Результатом деятельности руководителя в этом направлении становится создание особой предметно-пространственной (внутреннее архитектурно-планировочное решение помещений, их обустройство и оформление на уровне современной культуры, санитарно-гигиеническое состояние) и информационной (наличие необходимой литературы, условий для использования новых информационных технологий, доступ к нормативным документам и пр.) среды образовательного учреждения. От характера этой среды, от степени соответствия ее современной культуре во многом зависит результативность деятельности образовательного учреждения.
Пятое направление - подготовка коллектива к введению инноваций. При введении инноваций от руководителя требуется:
- разъяснить педагогам психологические и материальные преимущества работы по-новому;
- продумать и реализовать специфические подходы к части педагогов, других работников ОУ, для которых переход к новым вариантам образования (гимназическому, лицейскому, получению статуса экспериментальной площадки) или новым технологиям не сулит каких-либо перемен к лучшему;
- выявить и учесть вероятных и явных противников нововведений (если таковые имеются), понять их мотивы и возможные последствия противодействия, разработать и заблаговременно принять меры предотвращения и разрешения возможных конфликтов;
- разработать концепцию и программу введения нового содержания образования и соответствующих ему технологий. В этой связи определить разработчиков: лиц, группы - «своих» или приглашенных со стороны, создать благоприятные условия для их работы: временные, материальные, финансовые, психологические;
- подготовить и провести обсуждение намеченных нововведений в коллективе педагогов, в среде обучающихся, родителей;
- обеспечить научно-педагогическую экспертизу проектов, создав необходимые условия для работы экспертов;
- провести необходимые процедуры согласований и утверждений в органах управления образованием, методических центрах, связанных со школой, вузами, научно-исследовательскими учреждениями.
Шестое направление - обеспечение мер социальной защиты педагогов и сотрудников. Социальная защита и ответственность организации за обеспечение безопасности жизни, здоровья, максимально комфортных условий труда и жизни работников признается в современной теории управления одним из приоритетных направлений в деятельности руководителя.
Седьмое направление - создание условий для повышения квалификации, переобучения, самообразования педагогов и сотрудников.
Таким образом, управление педагогическим коллективом образовательного учреждения в современной науке об управлении предстает как человеко- и ценностно ориентированное, основанное на принципах гуманитарности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ.
Психологическая служба является необходимым компонентом системы образования, обеспечивающим социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса; а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.
В своей деятельности психологическая служба исходит из необходимости достижения образовательных, социальных целей системы образования:
образовательная цель - это приобретение обучающимися, воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
социальная цель - это помощь обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Основные направления деятельности психологической службы
1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды - система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.
2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса -система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:
психологическое просвещение - система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
психологическая профилактика - мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей);
психологическая коррекция и развитие - активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;
профессиональная ориентация- психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
3. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса - система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы психологической службы; повышение уровня профессионализма специалистов службы через систему повышения квалификации, участие в деятельности профессиональных объединений и организаций, формирование единого информационного пространства, а также обеспечение специалистов унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.
Под психологической службой понимается многоуровневая организационная система, интегрирующая основные структурные подразделения, которые обеспечивают оказание эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса в учреждениях образования всех типов и видов. В организационную структуру психологической службы входят:
На федеральном уровне:
- Координационный совет Службы практической психологии при Министерстве образования и науки Российской Федерации ;
- отдел (специалисты) Минобрнауки России, курирующий деятельность Службы;
- Федеральные центры практической психологии образования в 7 федеральных округах Российской Федерации.
На региональном уровне:
- отделы (специалисты) в управлениях образования субъектов Российской Федерации, курирующие деятельность региональной Службы практической психологии;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);
- региональные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).
На муниципальном уровне:
- отделы (специалисты) в муниципальных органах управления образованием;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);
- учебно-методические центры, методические кабинеты и методические объединения специалистов практической психологии службы;
- муниципальные ПМПК - обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
На уровне образовательного учреждения:
- психологические службы образовательных учреждений - структурные подразделения образовательных учреждений, в состав которых входят два и более педагогов-психологов, психологов (из расчета 1 педагог-психолог, психолог на 250 обучающихся), обеспечивающих преемственность в оказании психологической помощи на всех ступенях образования по всем направлениям деятельности психологической службы. Специалисты психологических служб образовательных учреждений взаимодействуют с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами и региональными, муниципальными структурными подразделениями с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам.
При отсутствии условий для создания психологической службы в образовательном учреждении вводится должность педагога-психолога (психолога) - специалиста, который оказывает первичную психологическую помощь обучающимся, воспитанникам в соответствии со своей профессиональной подготовкой исходя из запроса администрации образовательного учреждения.
- Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений - осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении; разрабатывают рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.