Гендерный подход в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников
Классный руководитель в духовно-нравственном воспитании младшего школьника должен учитывать гендерные особенности мальчиков и девочек в младших классах:
- 5-7 лет – дети достигают гендерной константности. У ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, тем же полом, что и он сам. Обозначается обусловленное желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой.
- 8-10 лет – мальчики начинают превосходить девочек в математических способностях.
Ребенок приходит в школу с уже сформированным гендером (социальным статусом, который связан с исполнением определенных социальных ролей, диктуемых биологическим полом). Однако необходимо помнить, что в начальной школе (и на последующих этапах обучения и взросления) гендер продолжает обогащаться содержанием репертуара ролей, воспроизводиться и укрепляться.
Поэтому классный руководитель в начальных классах должен:
- воспитывать и обучать, учитывая достаточно выраженный половой диморфизм;
- учитывать психофизиологические различия в развитии мальчиков и девочек.
Гендер тесным образом связан с социализацией ребенка: именно в процессе социализации пол становится личностным атрибутом, который рано фиксируется и остается неизменным и неотчуждаемым. Взаимосвязь гендера и социализации позволяет говорить о гендерной социализации.
Под гендерной социализацией подразумевается процесс приобретения и развития гендерных характеристик, а также усвоение культурных образцов гендерного поведения и взаимодействия. На формирование гендера оказывают активное влияние ряд факторов: родители; игры и игрушки; детская литература; СМИ.
Не всегда эти факторы способствуют необходимой гендерной социализации и духовно-нравственному формированию личности.
Каковы пути решения возникающих в данном случае проблем?
По мнению Н.Е. Щурковой, в современной школе существуют возможности для воспитания и развития детей с учетом их пола. Этому способствуют следующие актуальные направления и принципы:
· гуманизация воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника; уважение его прав и его свобод, уважение права человека быть самим собой; предъявление воспитаннику посильных и разумно сформированных требований, ненасильственное формирование требуемых качеств;
· переход к личностно ориентированной модели взаимодействия, где отношения взрослых и детей строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями;
· самостоятельность школы в выборе программы из комплекса вариативных программ, возможность внесения изменения в них, а также в разработке программ в соответствии с требованиями государственного стандарта;
· принцип учета новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечение допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи и общества.
Автор «Методики воспитания школьников в процессе полоролевой социализации» Л.И. Столярчук предлагает использовать следующие подходы к формированию у школьников позитивных гендерных отношений:
юмор - детям раздаются рисунки, вырезки из журналов, газет, на которых изображены юмористические сюжеты взаимоотношений полов – мальчика и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки. Затем предлагается прокомментировать сюжет рисунка и представить себя в подобной ситуации: каково было его (ее) полоролевое поведение в аналогичной ситуации, что бы он (она) сказал или ответил? После дается задание написать короткий рассказ или нарисовать свой рисунок, придумать свой сюжет на тему взаимоотношений полов.
ролевая игра - младшие школьники включаются в различные типы взаимоотношений полов, соответствующие их возрастному этапу;
эмоциональные педагогические ситуации - направлены на развитие эмоциональной сферы мальчиков и девочек.Используются такие приемы, как «имя собственное», «зеркало отношений», «золотые слова» и др. Например, «зеркало отношений». С вами здороваются два человека, один с улыбкой, другой – с хмурым, злым и безразличным лицом. К какому человеку вы испытываете большую симпатию, расположение, притяжение и т.д.?
деятельностные педагогические ситуации - направлены на реализацию девочками и мальчиками своих способностей, умений полоролевого поведения в различных видах предметно-практической деятельности и общения. Может использоваться любая созидательная конструктивная деятельность школьников в бытовых, трудовых, спортивных, художественных, организационных делах, играх, взаимоотношениях, которая способствует развитию способностей девочек и мальчиков.
педагогические ситуации саморегуляции - создаются условия для взаимоотношений мальчиков и девочек, удовлетворяющие их любознательность в том или ином вопросе, но не задерживающие на себе долго внимания, быстро переключающие интересы в разнообразную предметно-практическую деятельность. Например, для мальчиков, желающих привлечь внимание противоположного пола с помощью агрессии, нужно создавать педагогические ситуации перевода способов привлечения внимания лиц противоположного пола в более цивилизованные, гуманные формы взаимодействия.
3.3.7 Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В блок личностных универсальных учебных действий входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Обучающийся должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения обучающимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.
Как отмечают Н.А. Ткаченко и С.Н. Наталич, проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами:
Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа и т.п.
Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
В нравственном воспитании обучающихся начальных классах, по мнению И.В. Якимовой, И.А. Тихоновой, Л.М. Томашевой, весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в работе классного руководителя с детьми могут быть эффективны различные мероприятия: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления одругом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовно-нравственное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст обучающихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Ведущим способом духовно-нравственного становления личности младшего школьника в процессе планирования воспитательных мероприятий может выступать рефлексия. Выработке мотивации активности младшего школьника способствуют совместное и индивидуальное творчество, вербальное и невербальное общение, игры. Младшие школьники погружаются в проблемы духовно-нравственных ценностей, современных общественных идеалов, эффективно проведение классными руководителями бесед духовно-нравственного содержания, экскурсий, анализ жизненных ситуаций.
Механизмом духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника выступают переживания, действия, поступки, получаемые в процессе общения, результатом которого является формирование личностного смысла.
Младший школьный возраст является сензитивным к нравственной, изобразительной, преобразовательной деятельности. Этическая, экологическая, эстетическая доминанты представлены в триединой поддержке духовно-нравственного становления личности младшего школьника, важными педагогическими условиями которого являются:
– создание духовно-нравственной атмосферы, пространства духовного общения и взаимодействия субъектов, которое реализуется в смысловом насыщении педагогического процесса;
– обеспечение творческого насыщения потребностей младшего школьника в различных видах этико-эстетико-экологической деятельности;
– позиционный диалог, формирующий позитивное мышление и на его основе – нравственное поведение.
Постоянный образец добродетелей взрослых, упражнение в добродетели, метод естественных последствий, убеждение, наставление, внушение, беседа, меры предупреждения и поощрения, творение красоты, наблюдения и опыты в природе, благопожелание, благословение являются основными методами духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. К ним же относятся педагогическое стимулирование духовно-нравственного становления личности младшего школьника, применение теоретических знаний на практике, стремление разрешения теоретических задач из практики, затруднения, проблемное обучение, социально-психологические методы, индивидуальный подход, коллективная саморефлексия и идентификация, самокоррекция результатов деятельности, реализм в оценке деятельности индивида, группы.
Методы стимулирования творческого мышления и активности: реакции-отклики, оценки, снятие или сдвиг временных ограничений в наиболее интересных для младшего школьника видах активности, создание атмосферы открытости, свободы, поощрение непосредственного свободного выражения чувств и мыслей, снижение уровня тревожности, стресса и т.д.
Методы мобилизации – субъективная сторона возбудителей объективного значения, личностных отношений, действующая в интропсихологических процессах, побуждающая и направляющая процесс становления и саморазвития личности и проявляющаяся в ее личностно-ориентированной, социальнопреобразовательной и миросозидательной деятельности.
Среди широкого спектра разнообразных форм организации процесса духовно-нравственного становления личности младшего школьника особо выделяются следующие: ассоциации педагогов, младших школьников и родителей по совместной творческой созидательной деятельности; мастерские доброты; уроки тишины; этические беседы; экскурсии в природу; праздники, развлечения, посиделки; занятия по развитию сенсорных чувств; труд-игра; народные школы; детская благотворительность.
Основными средствами духовно-нравственного становления личности младшего школьника выступают: активная самодеятельность младших школьников; игры (дидактические, сюжетно-ролевые, народные); литература; устное народное творчество; природа родного края; искусство.
Основные стратегические направления духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника выражаются:
– в распознавании и использовании в любой ситуации воспитательных моментов;
– в сосредоточении внимания на достоинствах ребенка;
– в готовности содействовать ему в развитии своих способностей;
– в подготовке младшего школьника к полноценной жизни с учетом его духовно-нравственной природы;
– в установлении четких рамок и совместном духовном общении с младшим школьником.
Таким образом, деятельность педагога, организующего воспитательный процесс, направленный на духовно-нравственное становление личности младшего школьника, заключается в обращении младшего школьника и педагога к проблемам ребенка, имеющим нравственную основу.