Вопрос. Принципы природосообразности, самодеятельности и культуросообразности в педагогической теории Адольфа Дистервега.
Адольф Дистервег (1790- 1866) – немецкий педагог, родился в семье чиновника- юриста. После окончания Тюбингенского университета, получил степень доктора философии. В студенческие годы познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци. Решил посвятить себя делу образования народа, и длительное время возглавлял учительские семинарии в Берлине, в которых преподавал педагогику, математику и немецкий язык.
Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Он издал «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения, а также свыше двадцати учебников и руководств по математике, немецкому языку, географии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью в Германии и других странах.
В России произведения Дистервега были хорошо известны еще при жизни автора. Так, в 1862 году была издана на русском языке его «Элементарная геометрия», нашедшая признание среди передовых педагогов.
Дистервег протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себя сильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение духовенства.
Избран председателем Всегерманского учительского союза, а затем представителем в прусскую палату депутатов. Еще при своей жизни он заслужил почетное звание «учитель немецких учителей».
Сущность воспитания, его цели и основные принципы.
Дистервег выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Несмотря на отвлеченный характер этого требования, оно было исключительно важным, когда прусское правительство отстаивало идею узкого, строго сословного воспитания, основанного на религии и монархизме. По его мнению, школа должна воспитывать «людей и граждан», «человека как человека». Он часто повторял: «Человек — мое имя, немец — мое прозвище».
Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника.
Ступени возрастного развития детей:
1. От 6-ти до 9-ти лет — физическая деятельность, сенсорное приятие, повышенная резвость, склонность к игровой деятельности, фантазии, любовь к сказкам; сущность педагогического влияния: руководство чувственным познанием, упражнение чувств.
2. От 9-ти до 14-ти лет — развитие памяти, накопление представлений; сущность педагогического влияния: приобщение ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению, приобретение учениками необходимых учебных навыков, обогащение памяти учащихся наиболее важными сведениями; развитие абстрактного мышления.
3. От 14-ти до 16-ти лет — усиление деятельности рассудка, формирование начал разума; сущность педагогического влияния: развитие сил мышления, выработка нравственных принципов, убеждений, идеалов.
В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Оп писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...».
Одной из основных целей воспитания должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Самодеятельность, связанная с активностью, должна вести к тому, чтобы учащиеся не только самостоятельно что-либо усваивали, но и научились самостоятельно думать, искать.
В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. «Истина, по словам Дистервега, находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянно, кроме перемены».
Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обученияявляется развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем.
Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.
Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы.
В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.
Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения, согласно которым учитель должен хорошо знать своего ученика, его особенности и уровень развития, круг интересов. Только в этом случае можно вести занятия «естественным путем», преодолевая трудности постепенно и последовательно.
Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность вопроса.
Успешное обучение, по утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер и отражается на образе мыслей, складе убеждений и поведении учащихся. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.
Всякое истинное обучение, по убеждению Дистервега, обладает нравственной, развивающей силой. Школа должна предъявлять к учащимся посильные и твердые требования в области воспитания и обучения. Дисциплина, по Дистервегу, есть следствие подобного обучения.
Дистервег советовал не торопиться при усвоении наук: всякое поверхностное и легкомысленное отношение к действительным основам предмета неминуемо мстят за себя.
Глубокое понимание предмета он считал обязательной предпосылкой его усвоения и решительно выступал против перегрузки учащихся: «Беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, на самом же деле надо сообщить учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». Одновременно с этим Дистервег подчеркивал большую роль своевременного повторения трудных мест в закреплении знаний, останавливаясь на вопросе заучивания, указывал, что запоминать нужно только основное. При этом прочность усвоения укрепляет память.
Особое внимание он обратил на требование наглядности обучения, при котором развитие ума начинается с чувственного наблюдения внешнего мира, далее следует переработка ощущений в представления и понятия, а затем — обобщения.
Дистервег указывал на необходимость в преподавании перехода от простого к сложному, от близкого к далекому, от неизвестно к известному. Однако предостерегал от механического применения этих правил. Так, легкое должно перемежаться с трудным; нередко удаленное от учащихся во времени и пространстве оказывается весьма интересным и вполне доступным, а близкое — трудным и сложным. Необходимо побуждать учеников работать самостоятельно, добиваясь того, чтобы работа стала их второй натурой. Стремление все внимательно продумать, усвоить материал должно стать потребностью учащихся.
Требования к учителю. Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что, в конечном счете, успех обучения определяется учителем. Учитель должен наблюдать за ясностью и логичностью мысли учеников, следить за четкостью дикции, приучать их к правильной речи. Дистервег высоко оценивал роль учителя, который не слуга настроений публики, а проводник принципиальных позиций, образец морали: будь сам воспитан в широком смысле слова, и тогда сделаешься воспитателем в истинном смысле слова.
Таким образом, Дистервег много сделал для дальнейшей разработки теории развития и стимулирования обучения. Ведущей идеей его педагогической системы является идея общечеловеческого воспитания, которая определила подходы и к содержанию образования, и к методам учебно-воспитательного процесса. В свете этой идеи он выдвинул и обосновал принципы разумно организованного воспитания: природосообразности, культуросообразности (народности), самодеятельности. Дистервег стремился преодолеть характерное для того времени противопоставление формального и материального образования, а вместе с тем классической и реальной школьных систем.