Сущность воспитательного процесса
Определение воспитательного процесса и его функции |
Целостный педагогический процесс прежде всего представлен двумя его взаимообусловленными частями: воспитанием и обучением. Как отдельная составляющая педагогического процесса воспитание на теоретическом уровне было выделено немецким педагогом И.Ф. Гербартом, который в начале XIX в.
выпустил в свет свой основной труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».
Воспитательный процесс — процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. Становление личности происходит тогда, когда происходит перевод внешнего по отношению к ней опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение, т. е. происходит процесс интериоризации, формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Следовательно, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации. Специфика воспитательного процесса заключается в своеобразии акцентов в процессе формирования личности. В содержании воспитания на первый план выступают задачи формирования убеждений, норм, социально-значимых отношений, ценностных установок, мотивов, способов и правил общественно одобряемого поведения, т. е преобладает ценностно-ориентационный, отно-шенческий, мотивационный, эмоциональный и поведенческий акценты. Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления и воздействует прежде всего на область чувств, эмоций и переживаний.
В воспитательном процессе огромную роль играет личность педагога: «Влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. Многое значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда переходит в характер воспитанников» (К.Д. Ушинский). Результатом воспитания должна стать воспитанность личности,которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. Функции воспитательного процесса:
— организация многообразной и разносторонней деятель
ности учащихся;
— охрана физического ипсихического здоровья воспитан
ников;
— использование общения со сверстниками и взрослыми в
целях формирования системы ценностных отношений к
окружающему миру и людям и социализации воспитан
ников;
— специальное формирование общественно ценных нрав
ственных, волевых, эстетических и физических ка
честв;
— осуществление превентивного (предупреждающего)
воздействия для коррекции и преодоления девиантного
(отклоняющегося) поведения.
Структура и логика воспитания:
• анализ — изучение личности воспитанника и социально-
педагогической ситуации ее развития;
• диагностика — выявление реального уровня развития че
ловека; установление причинно-следственных связей,
обусловливающих формирование его личности;
• прогноз — целеполагание: формулирование ожидаемого
результата и условий его достижения;
• проектирование — разработка программы и плана, вы
бор способов деятельности, направленной на достиже
ние цели;
• организация — формирование мотивации развития лично
сти, просвещение, организация деятельности и общения;
• контроль и оценка — выявление и оценка результатов воспи
тания, эффективности форм и способов организации вос
питательного взаимодействия и постановка новых целей.
Стадии (этапы) усвоения воспитанником определенных форм поведения | Этапы воспитательного взаимодействия (процесса) |
1. Уровень представления о том или ином личностном качестве или норме поведения или полное его отсутствие 2. Уровень понятия о том или ином личностном качестве 3. Уровень умений поступать в соответствии с усвоенными понятиями 4. Уровень стойких привычек поведения | 1. Положительная эмоциональная ориентация на определенную форму поведения и уточнение имеющихся представлений 2. Осмысление и формирование понятий о той или иной нравственной категории 3. Создание условий для выработки умений поступать в соответствии с рекомендуемой нормой 4. Организация опыта общественного поведения для выработки соответствующих привычек |
Есть мудрый афоризм, который в образной форме воспроизводит эти этапы: посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
Формирование поведения и общей направленности личности.Подробнее можно представить так:
1) восприятие жизненных ситуаций;
2) формирование понятий о человеческих ценностях, мора
ли, законах государства, определяющих поведение;
3) развитие чувств;
4) выработка взглядов и убеждений;
5) мотивация и принятие решения;
6) выработка умений, навыков и привычек поведения;
7) поведение как совокупность действий.
Задачи воспитания:
— выявление и развитие природных задатков и творческо
го потенциала растущего человека в разнообразных сфе
рах социально полезной и личностно значимой деятель
ности и в общении;
— философско-мировоззренческая подготовка молодежи и
оказание ей помощи в определении смысла жизни;
— формирование самосознания, чувства собственного дос
тоинства, ценностного отношения к собственной жизни,
потребности и готовности планирования и реализации
прогрессивных жизненных целей, способности к самопо
знанию, самоопределению, самореализации, саморегу
ляции и объективной самооценке;
— формирование нравственной культуры личности, опыта
общественного поведения, соответствующего гуманисти
ческим нравственным нормам;
— воспитание гражданских чувств, качеств и поведения;
— умственное воспитание, формирование опыта познава
тельной деятельности, знаний, умений и навыков,
способности к творчеству, потребности в непрерывном
образовании и самообразовании;
— развитие культуры чувств и опыта межличностного об
щения;
— экологическое воспитание и образование;
— эстетическое воспитание, приобщение личности к обще
человеческим ценностям и традициям;
— формирование готовности к семейной жизни, семейно-
бытовой, половой и сексуальной культуры;
— физическое воспитание, развитие потребности в здоровом
образе жизни;
— формирование положительного отношения к труду и го
товности к трудовой деятельности.
Воспитательный процесс направлен не только на воспитание, но и на перевоспитание — корректировку поведения ребенка, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного (отклоняющегося) поведения. Перевоспитание начинается с определения уровня воспитанности и причин неправильного поведения и выработки на этой основе программы.
Процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании — сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко поставленных целей, идеалов, личностных смыслов, что формируется в процессе воспитания.
Сложность воспитательного процесса |
Воспитательный процесс сложен в силу того, что в нем проявляется действие множества нередко противоречивых факторов. Прежде всего это
многофакторностьи стихийностьих влияния на ребенка, которое трудно отследить и полностью учесть в каждом конкретном случае. На ребенка влияет макро-, мезо- и микросреда. Особенно сильное, воздействие оказывает семья и близкое окружение ребенка.
Если в процессе обучения можно быстро выяснить, понял или не понял, усвоил или не усвоил необходимый материал ученик, выработались ли у него необходимые умения и навыки выполнения определенных познавательных действий, то процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлен в будущее— сформируется или нет у воспитанника определенная система ценностей и отношений, станет ли она основой его убеждений и поведения, воспитатель достоверно установить в полной мере в процессе взаимодействия с воспитанником не может.
Воспитательный процесс динамичен, подвижен,нет повторяющихся ситуаций и результаты одного и того же педагогического действия вариативны. Этим объясняется, что педагогика, особенно в области воспитания, никогда не будет подобна книге рецептов и предписаний: каждая конкретная педагогическая ситуация, каждый конкретный ребенок требуют отдельного,
приемлемого для данного случая решения, но на основе общепедагогических и психологических знаний воспитателя.
Субъект-субъектный характерпедагогического взаимодействия наиболее ярко проявляется именно в воспитательном процессе, так как все в нем построено на отношениях, эмоциях, симпатиях и антипатиях участников взаимодействия, их справедливости или несправедливости, честности или лживости, ответственности или безответственности и т. п. Все это трудно направить в необходимое русло. Воспитанник именно в воспитательном взаимодействии наиболее ярко проявляет свою готовность воспринимать воспитательное воздействие или сопротивляться ему, выставлять смысловые и другие заслоны, выступать субъектом собственного развития и самоизменения.
Воспитание часто протекает с противодействием со стороны воспитанников,так как новые требования и новые установки противоречат сложившимся представлениям и опыту воспитанника. К тому же трудно изучить внутреннее состояние воспитанника.
Результатвоспитательного воздействия по отношению к различным детям вариативен и неопределен:один из общения с педагогом вынес положительные установки, другой укрепился в своих неправильных позициях.
В воспитательном процессе индивидуальный подходприобретает особую остроту. В процессе обучения индивидуальное воздействие желательно, но менее возможно в постоянной его организации. Воспитательное воздействие всегда должно ориентироваться на отдельного воспитанника с его индивидуальными особенностями.
Успех в воспитании достигается большим трудом,требует огромных усилий, терпения и последовательности в действиях воспитателя, высоких личностных качеств педагога.
Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он не может быть так же жестко регламентированным,как процесс обучения. А.С. Макаренко говорил, что воспитатель воспитывает всегда и всем: как ходит, как говорит, как молчит, как одет, как строит свои отношения с другими людьми и т. д., а это невозможно уложить ни в какие рамки.
Закономерности воспитательного процесса |
ряд специфических закономерностей. |
Воспитательный процесс, являясь частью целостного педагогического процесса, подчиняется его общим закономерностям, но, кроме того, имеет
Ведущей и основополагающей закономерностью личностно ориентированного воспитательного процесса можно считать следующую:
Чем выраженнее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, дающая воспитанникам чувство защищенности и спокойствия, уверенности в своей нужности, тем благоприятнее условия для формирующейся личности.
Я. Корчак основную трудность в педагогической деятельности как раз и видел в том, умеем ли мы любить ребенка, помогать ему, поддерживать, принимать таким, каков он есть, признавать за ним право на самобытность.
Главными факторами формирования личности, ее общественно ценных качеств, социальной активности являются деятельность и общение. В процессе специально организованной деятельности воспитанники овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общения. Разнообразная деятельность помогает ребенку приобрести жизненный опыт, необходимый ему для осуществления в дальнейшем своих личных планов в жизни, обогатить взгляды, суждения, развить творческие способности. В процессе деятельности воспитанник овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. Это дает основание выделить такую закономерность воспитательного процесса: чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.
А.С. Макаренко видел глубокий смысл воспитательной работы в отборе и формировании человеческих потребностей. Вся сумма влияний внешней среды переосмысливается школьником, принимается или же отвергается им в зависимости от жизненного опыта ребенка, от уровня сформированно-сти его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер и, конечно, от характера его потребностей. Потребности возникают на основе устойчивых связей человека с окружающей действительностью, обогащается их предметное содержание, изменяются соотношения и связи.
Удовлетворение потребностей определяется мотивами. Мотивы — это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается, именно они регулируют поведение школьников. В процессе воспитания можно видеть, как часто между мотивами и действиями личности отсутствует согласованность.
Это связано с неустойчивостью мотивов, с их несформированно-стью, кроме того, в психике ребенка есть еще и другие регуляторы поведения — интеллектуальная и эмоционально-волевая активность ребенка. Отсюда вытекает следующая закономерность: формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.
Реальное воспитание, как уже неоднократно отмечалось, возможно только путем активности самого воспитанника, в меру своих возможностей преодолевающего возникающие проблемы и трудности. Это определяет закономерность: чем интенсивнее введение ребенка в культуру через его активные усилия, тем полноценнее развиваются его способности.
Не все специально организованные влияния приводят к запланированному результату воспитания. Потребности и мотивы, внутренние установки ребенка могут ускорять или тормозить правильное развитие и формирование его личности. Отсюда ясно, что если влияние воспитателей достаточно сильно и вызывает ответную активность ребенка, отвечает его потребностям, то и переход внешних влияний во внутреннюю сферу происходит значительно легче. Это определяет следующую закономерность воспитательного процесса: чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.
Ребенок развивается неравномерно: интеллектуально развитый ребенок беспомощен в спортивном зале, хорошо физически развитый ребенок слабо успевает в классе. Отсюда закономерность: чем целенаправленнее комплексное влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности.
Воспитание на современном этапе предполагает, что результатом его будет свободная, самодостаточная, открытая личность. Дети не должны постоянно ощущать себя объектом приложения чьих-то усилий. Отсюда закономерность: чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.
Диагностика результативности воспитательного процесса |
Любая деятельность осуществляется ради результата, который хотим получить. По каким результатам можно судить об эффективности воспитательного процесса?
94
Есть диагностики степени агрессивности воспитанников, толерантности (терпимости), общительности, наличия у них страхов и напряженности, социометрии и т. п. Эти методики помогают понять состояние ребенка или детского коллектива, определить программу работы с ними или степень эффективности проведенной воспитательной работы. Есть методики, содержащие критерии выявления уровней воспитанности личности, и соотнесение с ними поведения и знаний отдельных детей может позволить определить степень воспитанности ученика и наметить пути дальнейшей работы.
Но в повседневной педагогической деятельности воспитателю редко представляется возможность провести специальную диагностику результативности своей работы, оценивает ее он прежде всего путем наблюдения. За чем надо наблюдать? За поведением воспитанников — о человеке надо судить не по тому, что он говорит или думает о себе, а потому, как он поступает. Именно в поступках и действиях проявляются отношения, которые, как мы помним, и являются предметом целенаправленного формирования в воспитательном взаимодействии.
Однако не сам поступок, а причина (мотив), его породившая, дает адекватную оценку подлинного отношения человека к тому или иному предмету, явлению, другому человеку.
Показателем результативности воспитательного процесса являются знания и представления, которыми владеют воспитанники по тому или иному поводу и которые выясняются в общении с ними.
Ряд исследователей предлагают рассматривать три степени положительной/отрицательной моральной направленности личности:
— готовность к положительным/отрицательным проявле
ниям;
— устремленность к положительным/отрицательным про
явлениям;
— устойчивость, активность в совершении положитель
ных /отрицательных действий.
Первый уровень проявляется в несложных ситуациях выбора: уступить место, подать руку в трудном месте дороги и т. п. Второй уровень требует более значительных нравственных усилий: открыто отстаивать свою позицию, защитить другого в случае его несправедливого обвинения и т. п. Третий — самый высокий, когда воспитанник готов на самопожертвование ради других, альтруизм, он открыт и гуманен. Но речь идет не об импульсивных проявлениях, а о стойкой последовательности в действиях воспитанника.
Вопросы и задания
1. Что такое воспитательный процесс с педагогической и психологи
ческой точек зрения?
2. В чем своеобразие воспитательного процесса?
3. Назовите и объясните функции воспитательного процесса.
4. Какова логика воспитания с позиции последовательности органи
зации деятельности педагога?
5. Каковы этапы усвоения форм поведения воспитанников и соответ
ствующие им этапы воспитательного процесса?
6. Определите место перевоспитания и самовоспитания в воспита
тельном процессе?
7. Почему процесс воспитания гораздо сложнее тоже непростого про
цесса обучения?
8. Проиллюстрируйте на конкретных примерах условия эффективно
сти организации воспитательного процесса.
9. Подберите психологические, социологические и педагогические ме
тоды диагностики результативности воспитательного процесса и совмест
но с классным руководителем базовой школы определите уровень воспи
танности учащихся. Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
Человек не воспитывается по частям, он создается
синтетически всей суммой влияний,
которым он подвергается. Поэтому отдельное
средство всегда может быть и положительным,
и отрицательным, решающим моментом является
не его прямая логика, а логика и действие
всей системы средств, гармонически организованных.
А.С. Макаренко