Социальная справедливость и теоретические основы социальной защиты населения
Проблема справедливости издавна волновала человечество. Еще Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. Существует два типа справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей и справедливость как результат воздаяния за личный труд и успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типами справедливости. Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидуумов по сравнению с другими является объективной. Однако он, удовлетворяя потребности личностей на единообразном уровне, снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.
Распределительная справедливость предполагает воздание индивидуумам за успех и личный труд, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к активной деятельности [4, с. 85].
Исходя из вышесказанного, под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.
Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.
Социальное равенство – это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам, как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство повышает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счет этого социальные вложения в каждого человека.
Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует ее расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).
Обеспечение социальной справедливости предполагает важность [7, c. 275]:
· совершенствования действующих схем оплаты труда, обеспечения реальной оценки специфической производительности каждого фактора производства, и в первую очередь снятие любых признаков дискриминации труда, повышение по вновь созданной стоимости удельного веса заработной платы;
· всемерного стимулирования наращивания в секторе домашних хозяйств человеческого капитала, насаждение в обществе культа знаний;
· полного сохранения воспроизводственной функции семьи как основной ячейки общества (тот, кто имеет больше детей, должен чувствовать себя богаче);
· развития подсистемы экономического самоуправления, т.е. системы институтов ассоциативной власти, социального партнерства и производственного самоуправления.
Следует подчеркнуть, что обеспечение социальной справедливости не означает ликвидации неравенства, где во все времена основными критериями принято считать доход, власть и престиж.
В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.
Социальная политика – это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу [7, с. 275].
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Объектами социальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния.
Основные функции социальной политики можно свести к следующему [2, с. 19]:
· стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
· поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
· гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;
· защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.
Социальная политика строится на основе определённых принципов. Из них можно выделить три главных [2, с. 15]:
1. принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.п.;
2. принцип социальной солидарности, понимаемый как общая, объединённая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
3. принцип социальной справедливости, имеющий исторически обусловленные особенности, но в целом означающий определённую социально–экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии, например, прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.
Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Её структуру можно представить в виде единства пяти основных составляющих:
· политика обеспечения занятости.
· политика регулирования доходов населения.
· политика социальных гарантий.
· политика социальной защиты.
· политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест. На рисунке 1. представлена структура социальной политики.
Формирование системы социальной защиты населения находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
Социальная защита населения – это система мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни [3, с. 139].
Социальная защита – это защита от социальных рисков. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.) [8, с. 194].
Следует заметить, что социальная защита должна сопровождать человека на протяжении всей его жизни – от рождения до смерти.
Социальная защита граждан разных категорий населения имеет свои особенности.
Социальная защита работников предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд. Она включает компенсацию утраты трудоспособности, обеспечение минимального дохода в случае безработицы, потери дохода из-за временной нетрудоспособности, болезни, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, инвалидности, потери кормильца, старости, обеспечение социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.
В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления их трудного положения в обществе.
Имеет свою специфику социальная защита детей. Она предполагает создание условий для их жизнеобеспечения. Особое место в социальной защите занимает поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. К таким обстоятельствам относятся бродяжничество, насилие, безнадзорность, попрошайничество, эксплуатация детского труда.
Для осуществления политики социальной защиты создаётся система социальной защиты, которую представляет совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам.
Главными принципами системы социальной защиты являются [2, с. 15]:
· гуманность;
· социальная справедливость;
· системность и комплексность;
· адресность защиты;
· превентивные меры;
· адаптивность;
· многосубъектность;
· интеграционность различных частей системы в единое целое;
· гибкость системы;
· надёжность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.
Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются [2, с. 129]:
· экономическая;
· хозяйственно-бытовая;
· психолого-педагогическая;
· социально-медицинская;
· юридическая;
· культурно-досуговая;
· организации труда и другие.
В процессе развития системы социальной защиты населения ее функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.
Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определённых обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.). А в натуральной форме социальная защита реализуется в виде, скажем, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т.п .
В зависимости от источников и форм финансирования социальная защита может реализоваться через такие её составляющие как социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание и минимальные социальные гарантии.
Социальное страхование – защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба [17, с. 123].
Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.
Система социального страхования основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных – это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка.
Основные статьи расходов социального страхования:
· выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;
· выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;
· пособия по безработице.
Пенсии представляют собой гарантированную денежную выплату для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности. Размер пенсий, как правило, соизмеряется с прошлым заработком и устанавливается в процентах к нему на общих или льготных основаниях.
Социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию. Размеры пенсий определяются по категориям получателей в процентах к минимальной пенсии по возрасту.
Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве в работе (по уходу за ребенком после его рождения, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), а также для компенсации дополнительных расходов, возникающих в определенных случаях (при рождении ребенка, в случае смерти работника или члена его семьи). Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается за счет государственных фондов занятости и негосударственных фондов страхования от безработицы. Основное назначение этого пособия — не допустить резкого падения доходов работников, оказавшихся временно незанятыми.
Существует две формы социального страхования – обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Обязательное социальное страхование — особая разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств госбюджета.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.
Социальная помощь – оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья [7, с. 263].
Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Социальная помощь носит адресный характер и для ее получения обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, адаптации в обществе.
Одними из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии охватить 10-15% населения.
Социальное обслуживание – это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, а остальным – на условиях частичной оплаты [8, с. 168].
Виды социального обслуживания можно разделить на три основные группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.
Социальный уход – деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм.
Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве.
Социальный приют — это организация проживания, воспитания (обучения), содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без опеки и попечительства, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.
В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.
Целями социального обслуживания являются:
· оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;
· прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;
· активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.
Минимальные социальные гарантии – важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий [8, с. 179].
Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.
Выполняя данную социальную функцию, государство:
· законодательно устанавливает минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальными благами;
· осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и др.);
· устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий.
На практике направления социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются программы социальной политики государства.
Основными методами социальной защиты являются:
· социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.);
· социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счёт взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;
· социальное обслуживание;
· социальные гарантии – это, прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума.
Методы социальной защиты, означающие конкретные способы её реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объёмов, форм, в которых они проявляют себя. Система социальной защиты представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Система социальной защиты населения
Примечание – Источник: [8, с. 196].
Таким образом, само слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Основными задачами социальной политики являются повышение благосостояния людей, улучшение условий труда и жизни; осуществление принципа социальной справедливости. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений.