Понятие «проблемное обучение» и его особенности. Специфика организации проблемного обучения в начальной школе
Мы уже немного касались технологии проблемного обучения ранее, указывали её как один из вспомогательных элементов для развития познавательной деятельности ребенка. Теперь нам необходимо рассмотреть данную технологию подробнее, раскрыть её сущность и особенности, а так же специфику организации в начальной школе.
Вопросами проблемного обучения занимались зарубежные и отечественные педагоги, начиная с середины ХХ в. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лейнер, И.А. Ильницкая и другие [12, с.161].
Идеи великих педагогов и психологов объединялись в одну мысль: в процессе обучения должна присутствовать организованная самостоятельная деятельность обучаемого, выстроенная с учетом целеполагания и принципами проблемной деятельности.
Итак, проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащегося с усвоением ими готовых выводов науки [9, с. 135].
Технология проблемного обучения развивает многие стороны учащегося, делает из него активного, заинтересованного и замотивированного ученика, коммуникативного человека, умеющего высказать свое мнение, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных процессов [12, с.161-162].
Потенциал технологий проблемного обучения обеспечивает следующее:
· побуждает к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску;
· стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества;
· развивает интуицию и мышление;
· учит искусству решения теоретических и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач;
· обеспечивает развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений – обобщения, систематизации, анализа, синтеза, дедукции и индукции;
· вызывает познавательный интерес к содержанию и методам учебного предмета;
· приобщает к пониманию и поиску нового научного знания и способам получения;
· создает условия для творческой самореализации в учебном процессе [2, с.71-72].
При регулярном использовании проблемного обучения, ребенок не только овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и более глубокими теоретическими и практическими научными знаниями, позволяющими расширить его кругозор.
Активная деятельность человека, направленная на разрешение возникших противоречий, является основанием для его развития. Вся жизнь человека – это тернистый путь разрешения различных проблем. Исходя из этого, способность учащихся разрешать проблемы может и должно становиться важным звеном образовательного процесса.
Чтобы достичь высокого результата в обучении, проблемный урок может быть построен следующим образом:
1. Организация проблемной ситуации. У ученика необходимо вызвать интерес к проблеме, желание её решить.
2. Обсуждение проблемы совместно с учителем – выделение определенных сторон проблемы, её частных проявлений.
3. Определение формы решения проблемы. Организация работы в группах. Учитель оказывает поддержку группам в ходе их работы.
4. Подведение итогов работы [14, с.99].
В основе уроков в режиме технологии проблемного обучения лежат главные признаки:
· создание проблемных ситуаций;
· обучение учащихся в процессе решения проблем;
· сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям [13].
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические.
В начальной школе чаще создаются и решаются педагогические проблемные ситуации, поэтому рассмотрим их поподробнее.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания [12, с.162].
Она создается с целью мотивации учащегося на будущий объект познания, на активизацию познавательной деятельности.
Проблемные ситуации используются на различных этапах процесса обучения: при объяснении информации или новых знаний, при закреплении знаний, при контроле.
Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций, возникающие при:
· столкновении обучаемых с жизненными явлениями, факторами, требующими теоретического объяснения;
· организации практической работы обучаемых;
· побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;
· формулировании гипотез;
· побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
· побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;
· исследовательских заданиях [10, с.142-143].
При создании проблемных ситуаций используются следующие приемы:
· подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
· изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
· предложить классу рассмотреть вопрос с различных позиций;
· побудить обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
· ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию и т.д.);
· определить проблемные теоретические и практические задания;
· определить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками и т.д.) [12, с.163].
Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу, ставящая вопрос или вопросы: "Как разрешить это затруднение (противоречие)? Чем это объяснить?" Серия проблемных вопросов, составленная учителем и учениками, превращает проблемную задачу в модель поисков решения, где разные ученики рассматривают различные пути решения, высказывают свое мнение, находят наиболее верное.
В проблемном вопросе должны быть:
1. сложность, выступающая в форме противоречия;
2. ёмкое содержание;
3. увлекательная форма;
4. доступный для ученика уровень сложности [13].
Проблемные ситуации могут разрешаться на уроках в различных формах, таких как: дискуссия, научный спор, проблемная лекция, задачи исследовательского характера. Так же учащиеся работают с историческими документами, текстами, материалами с проблемной направленностью.
Так же используются различные традиционные и инновационные методы: монолог учителя или ученика, рассуждение с демонстрацией процесса решения проблемы, аналог, выполнение задания по алгоритму и др. [12, с.163].
В ходе решения проблемных ситуаций и поиска нужной информации, ученик овладевает новыми теоретическими и практическими научными знаниями, обладающие межпредметными связями, навыками и умениями.
Процесс проблемного обучения создает разные уровни познавательной активности обучающихся, которая может быть высокой, либо вовсе отсутствовать.
М.И Махмутов условно выделяет четыре уровня проблемного обучения. Охарактеризуем их.
Уровень обычной активности – это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога.
Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельные доказательства [9, с.140].
Каждый из данных уровней существует и используется на предметных уроках. Но, к сожалению, не каждый из детей достигает последнего, самого высокого уровня проблемного обучения, исходя из этого, перевод учащегося с первого на высокие уровни является главным результатом эффективного использования проблемного обучения.
При организации проблемного обучения выделяют следующие этапы усвоения содержания учебного материала:
1. Мотивационный - в его основе создание и разрешение проблемной ситуации. Учитель ставит проблему перед беседой, рассказом, демонстрацией опыта, а ученик принимает её и решает один или в паре, группе под руководством учителя;
2. Ознакомительный – на данном этапе происходит знакомство с деятельностью и входящими в неё знаниями;
3. Исполнительный – учащиеся выполняют действия через систему заданий;
4. Внешнеречевой – учащиеся рассуждают вслух в парах, группах;
5. Речевой – ученики проговаривают результаты своей деятельности про себя;
6. Умственной деятельности – действия учеников доводятся до навыка [12, с.163].
При организации проблемного обучения нельзя забывать про использование различных методов обучения, благодаря которым в обучении учащиеся наиболее эффективно достигают результатов. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
Рассмотрим эти методы подробнее.
Проблемное изложение – преподаватель ставит вопрос или формулирует проблемную задачу и показывает варианты ответов или способы решения, а ученики или студенты наблюдают за поиском и определяют к этому свое отношение.
Частично-поисковый (эвристический) метод предполагает активное вовлечение субъектов в процесс обсуждения и решения проблемы, разбитой на подпроблемы, задачи и вопросы. Процесс поисковой деятельности направляется и контролируется педагогом.
Исследовательский метод предполагает включение субъектов в процесс формулировки научной проблемы, отбора предмета и методов исследования, составление его программы, отбора базы и участников эксперимента, участие в нем, обработку и анализ полученных результатов [2, с.74].
Прежде чем организовывать проблемное изучение учебного раздела или темы, нужно изучить содержание материала, дидактические цели, сложность и характер информации, требующий от детей обобщений, анализа или выводов.
Перед использованием проблемного обучения на уроке учителю необходимо учесть: уровень знаний по обучаемой теме, интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития.
Учителя начальных классов часто прибегают к использованию проблемного обучения, а именно используя на уроках проблемной ситуации. Поставленную проблему чаще всего раскрывают всему классу более сильные учащиеся, когда остальные только приступают к решению. Исходя из этого, самостоятельно знания получают лишь сильные ученики, другие же получают знания в готовом виде.
Исходя из выше перечисленного, мы можем сделать некоторые выводы: технология проблемного обучения в начальной школе может иметь высокие результаты в том случае, если педагог подготовил необходимый материал для всех детей с разной степенью и уровнем познавательной активности.
Мы узнали, что проблемное обучение учит детей самостоятельности, а именно самостоятельному творческому поиску нужной информации, развивает мышление, интеллектуальные умения, интуицию и многое другое. Так же мы рассмотрели и охарактеризовали методы организации проблемного обучения, которыми, несомненно, пользуются учителя в различных образовательных учреждениях.
В последней части курсовой работы мы рассмотрим основные приемы использования проблемного обучения при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир», направленные на формирование познавательных УУД младших школьников.
Основные приемы использования проблемного обучения при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир», направленные на формирование познавательных УУД младших школьников
В предыдущих частях нашего исследования мы выяснили, что формирование познавательных универсальных учебных действий происходит благодаря развитию высших психических функций, таких как память, внимание и воображение. Не стоит забывать о развитии других когнитивных процессов для более успешной активизации познавательной деятельности учащихся. Мы узнали, что технология проблемного обучения так же является надежным помощником для учителя в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Учителю необходимо грамотно реализовать проблемное обучение, целенаправленно уметь создавать проблемные ситуации и организовывать решение проблемных задач и вопросов. Средствами осуществления проблемного обучения, кроме задач и вопросов, становятся методы проблемного обучения.
Таких методов три: проблемное изложение, эвристическая беседа и исследовательский метод. Они являются способами управления познавательной деятельностью детей при проблемном характере обучения. Грамотное применение методов обучает детей способам решения проблемных задач и проблемных вопросов. Внутреннее различие этих методов состоит в степени познавательной самостоятельности, проявляемой школьниками [15].
Рассмотрим каждый поподробнее.
Исследовательский метод – предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер [6].
Исследовательский метод применяется на доступном учащимся материале, чаще всего он подразумевает под собой выполнение практических или теоретических работ поискового характера при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр.
Приведем пример самостоятельной групповой исследовательской деятельности. При изучении темы «Эпоха Петра Великого» учитель знакомит детей с двумя точками зрения. Первая говорит ребятам о том, что Петр I - “Царь – плотник”, “Петр, прорубивший окно в Европу”, “суровый, но справедливый и демократичный”. Другая - сообщает, что Петр был “суровым, брил бороды боярам, наказывал непокорных” и т.д.
Класс разделяется на 2 группы, противоположные по своему отношению к личности Петра. В итоге перед классом возникает проблема, которую им самостоятельно необходимо решить: Кто же был Пётр Великий? Тиран или реформатор? В чем он был прав и в чем он был виноват?
Эвристическая беседа – диалог между учителем и учащимися. Разбор и обобщение исторических фактов могут быть проведены либо целиком самим учителем, либо путем беседы. А разбор и обобщение исторического материала служат его осмыслению, дальнейшему расширению исторических знаний о действиях людей в прошлом. Беседа служит методом активного извлечения знаний учащимися в ходе рассмотрения и разбора наглядного или документального материала, а так же будучи диалогической формой, дает возможность вовлечь учащихся в умственную работу.
При изучении темы «Образование средневековых городов» ставится проблема: Что послужило возникновению средневековых городов?
Если у детей возникают затруднения, то задаются узкие вопросы, которые должны активизировать мышление учащихся: Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и образованию городов? Какие успехи в хозяйстве были в Европе в ХIV-XV веках? Почему с успехами в хозяйстве появляются люди, которые специализируются на каком-то отдельном ремесле? Почему они стали уходить из деревень? Куда они уходили? Где поселялись? Кто еще селился в этой местности?
Последовательность вопросов узкого характера, переходящая в диалог, шаг за шагом направляют учеников к решению поставленной проблемы.
Кроме исследовательской деятельности и эвристической беседы, проблемное обучение предполагает использование следующих приемов на уроках:
Приём проблемного изложения – относится к монологическому методу, предполагает следование учеников своей мыслью за мыслью и рассуждениями учителя, который осуществляет целостное решение задачи.
Рассмотрим следующее решение проблемной задачи учителем:
Известно, что в древности люди добывали огонь трением. У некоторых племен – высеканием искры путем удара камень о камень. Но по праздникам огонь и у них добывался трением. Какой способ добывания огня был более древним?
В задаче сказано, что некоторые племена добывали огонь высеканием искры круглый год и только по праздникам они добывали огонь трением. Значит, высекание было более удобным способом, а трение менее удобным, иначе они не тратили бы на неудобный способ все время. А так как мы знаем, что более удобное появляется позже менее удобного, то значит, трение было более древним способом добывания огня, а высекание более поздним [5, с.93].
Приём обнаружения противоречий – активизирует способность анализировать, выделять главное. [6].
В качестве примера можно привести следующую проблему, которая уже использовалась в исследовательской деятельности: Кем являлся Пётр Великий? Тираном или реформатором?
Приём предположения – в нём в отличие от приёма логического изложения учащимся предлагается после постановки учителем проблемного вопроса, предположить на какие факты опираются, доказывая свою правоту, сторонники той или иной точки зрения [6].
Учитель ставит перед детьми следующую проблему: В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?
Наиболее актуальный прием – прием создания проблемной ситуации. В последнее время часто используется учителями, чтобы дети смогли задействовать большинство мыслительных процессов и лучше воспринять информацию.
Приём создания проблемной ситуации – предполагает проблемные вопросы, которые ставит учитель, чаще всего перед этапом целеполагания. Такие вопросы создают эффект новизны, вызывают эмоции и удивление у детей, а так же затруднения в решении. На уроках учитель формулирует с детьми проблему, продумывают варианты ее решения и знакомятся с ними, узнают новые знания, вместе находят верное решение.
Рассмотрим фрагмент урока по теме «традиции Древнего Египта», на котором учитель вместе с детьми формулирует проблему урока.
Учитель знакомит детей с историей и просит задать к ней вопросы. Учитель: Один вельможа, впавший в немилость фараону, бежал из Египта, в других странах приобрел богатство и славу. Но когда подошла старость, он униженно стал просить о том, чтобы вернуться на родину, но не потому, что соскучился по ней. Он стремился вернуться только для того, чтобы после смерти из его тела сделали мумию. Какие вопросы мы можем задать? Какую поставим проблему?
Ученики: Почему для вельможи было так важно, чтобы сделали мумию?
Формулируется проблема урока: зачем египтянам нужны мумии?
Учителем с классом рассматривают варианты решения возникшей проблемы.
Учитель: Что нам нужно для решения проблемы?
Ученики: Узнать, во что верили египтяне, каким богам поклонялись, какие представления у них были о загробной жизни.
Приём альтернативной ситуации – предполагает выбор вариантов исторического развития реально существовавших в истории. Проблемный вопрос в данной ситуации начинается со слов: Что было бы, если…[6]
Например, детям задается вопрос: Чтобы было бы, если Наполеон захватил Москву и Петербург?
Завершив последнюю часть нашего исследования, можно прийти к выводу, что приемов проблемного изучения, которые можно использовать при изучении исторического материала, существует большое количество. Благодаря различному содержанию этих приемов, учитель может воспользоваться различными способами при подготовке проблемной ситуации. Например, прием проблемного изложения демонстрирует учащимся правильное и грамотное формулирование мысли и построение высказывания на примере монолога учителя. Эвристическая беседа создает диалог на историческую тему между учителем и классом, способствующий шаг за шагом прийти к ответу на проблему урока, а исследовательская деятельность требует самостоятельной поисковой деятельности учащегося для лучшего усвоения им новых понятий или исторических фактов, что способствует развитию интеллекта.
В целом при подготовке проблемного урока учителю необходимо помнить, что развитие познавательной деятельности учащегося при изучении исторического материала успешно в том случае, когда используются различные приемы создания проблемных ситуаций, так как это лучше развивает интеллект. Лучший способ развивать мозг ребенка — это регулярно нагружать его комплексно и разнообразно, а не одним каким-то монотонным упражнением или приемом.
Заключение
Целью нашей работы было выявление педагогических условий использования приемов проблемного обучения с целью развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте.
В ходе решения первой задачи курсовой работы мы выяснили, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих развитие у него способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также умения учиться.
В классификацию универсальных учебных действий входят личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Наша тема курсовой работы связанна с познавательными универсальными учебными действиями, поэтому мы их рассмотрели, дали характеристику. Мы выяснили, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
В ходе решения второй задачи курсовой работы нам удалось выявить, что для формирования познавательных универсальных учебных действий требуется развитие высших психических функций — памяти, внимания, воображения, которые в младшем школьном возрасте из непроизвольных становятся произвольными, что позволяет ребенку самостоятельно управлять своей деятельностью, регулировать её. Различные методы обучения же стимулируют и укрепляют познавательную деятельность, развивают познавательные потребности учащегося, его интересы, расширяют кругозор. Ребенок учится делать первые обобщения и выводы, строит простые умозаключения, учится формулировать научные понятия особенно при изучении исторических тем в курсе «Окружающий мир», на которых дети размышляют и приводят доказательства, что способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.
В ходе решения третьей задачи курсовой работы уточнили сущность понятия «проблемное обучение». Мы узнали, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащегося с усвоением ими готовых выводов науки.
Кроме того выявив особенности организации в начальной школе, мы можем сделать некоторые выводы: технология проблемного обучения может иметь высокие результаты в том случае, если педагог подготовил необходимый материал для всех детей с разной степенью и уровнем познавательной активности. Использование проблемных ситуаций должно происходить на разных уроках, в том числе на традиционном уроке, чтобы из урока в урок закреплять навыки в решении проблемных вопросов.
Мы узнали, что проблемное обучение учит детей самостоятельности, а именно самостоятельному творческому поиску нужной информации, развивает мышление, интеллектуальные умения и интуицию, обеспечивает развитие критического и теоретического мышления, вызывает познавательный интерес к учебному процессу. Так же мы рассмотрели и охарактеризовали методы организации проблемного обучения, которыми, несомненно, пользуются учителя в различных образовательных учреждениях: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
В ходе решения четвертой задачи курсовой работы мы охарактеризовали основные приемы проблемного обучения и их использование при изучении исторического материала в курсе окружающего мира с целью формирования познавательных УУД младших школьников.
Завершив наше исследование можно сказать, что каждый учитель должен добивался того, чтобы учащиеся научились самостоятельно усваивать новые знания, правильно их применять, анализировать информацию, делать соответствующие выводы, иначе говоря – саморазвивались и самосовершенствовались в учебной деятельности и вне её, что является приоритетной на данный момент целью образования РФ. Формирование системы УУД, а именно познавательных УУД помогают педагогу в достижении этой цели.
На данный момент существует большое количество современных методов и технологий, которые используются в образовательных учреждениях для развития познавательных способностей учащегося. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения, которая способствует не только приобретению учащимися необходимых знаний, умений и навыков в ходе самостоятельной деятельности, но и достижению высокого уровня умственного развития и творческого мышления, формированию способности к самообучению, саморазвитию.
Кроме того использование различных приемов проблемного обучения способствует включению в урок всего классного коллектива, совместному поиску решения, обмену мнениями, гипотезами, предположениям, опираясь на факты.
История – наука трудная, насыщенная множеством событий, фактов, дат и исторических личностей. Она требует от ребенка усиленного мышления и концентрации для восприятия сложной информации. Задача учителя, используя проблемное обучение, показать, что изучать историю намного интереснее, чем могло показаться ранее, что процесс обучения – интересен, познавателен и увлекателен. Учитель так же в процессе обучения истории учит детей самостоятельности, способствует саморазвитию, внутреннему росту.
Наше исследование привело к выводу, что технология проблемного обучения благоприятно влияет на всю познавательную деятельность ребенка.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
2. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
3. Буянов Е., Привалов А. Мнемотехники https://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php#2
4. Воронина А. А., Фролова Л.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников при изучении орфографии http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9245.pdf
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: прак. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 160 с.
6. Губарева А.Н., Головнева Н.А. Технология проблемного обучения http://www.scienceforum.ru/2014/743/6577
7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия, 2012. – с. 464.
8. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — с. 91-94.
9. Кукушина В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. – 333 с.
10. Назарова М.Н. Проблемное введение нового материала // Журнал «Начальная школа». —2014, №2. — с. 24-28.
11. Татарченковая С. С. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С. С. Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
12. Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В. – М.: Издательский центр «академия», 2011. – 240 с.
13. Шапкина Ж.А. Проблемное обучение http://shapkina.26206s013.edusite.ru/p17aa1.html
14. Эрганова Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: учебник для студ. учреждений высш. образования / Эрганова Н.Е. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.
15. Учебник: проблемное обучение в начальной школе http://azbook.net/book/473-problemnoe-obuchenie-v-nachalnoj-shkole/17-glava-iv-problemnoe-izlozhenie.html