Диагностические методики, направленные на определение уровня сформированности культуры здоровья младших школьников

МЕТОДИКА № 1. Анкетирование учащихся [Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.; 109].

Цель: Определить уровень сформированности культуры здоровья младших школьников.

Анкета для учащихся

Уважаемый школьник!

Просим тебя ответить на вопросы нашей анкеты!

Анкета анонимная.

Пол ___________________

Возраст _______________

Школа, класс ___________

Дата обследования ______

Пожалуйста, допиши предложения.

Моё здоровье (какое?) …

Для чего нужно здоровье? Для того, чтобы …

Я выбираю здоровье, потому что …

Я знаю, что здоровье зависит от самого человека. Если хочешь быть здоровым, то нужно следить за своим здоровьем. А для этого человеку нужно ..

Здоровье помогает …

Детям нужно здоровье, потому что …

Я знаю правила здоровья, это …

Я думаю, если закаляться то …

Когда делаешь зарядку, она помогает тому, чтобы …

Правильный режим дня, это …

Курить очень вредно, потому что от курения …

Я знаю какие продукты полезны для здоровья. Это …

Я никогда не буду пить алкоголь, потому что …

Правильно питаться – это означает …

Даже не очень хорошее здоровье можно улучшить. Для этого нужно …

Я буду помогать своему здоровью. Для этого я буду …

Когда я стану взрослым, моё здоровье будет …

Для здоровья необязательно ходить в спортивную секцию, можно просто …

Спасибо за работу!

МЕТОДИКА № 2. Тестирование учащихся [Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.; 111].

Цель: Определить уровень сформированности культуры младших школьников.

Тестирование учащихся

Уважаемый школьник!

Просим тебя ответить на вопросы нашего теста!

Тестирование анонимное.

1.Состав вашей семьи (укажите возраст каждого её члена):

мать ____ лет бабушка ___ лет другие члены семьи ____ лет

отец ____ лет дедушка ___ лет

2.Считаете ли вы вашу семью спортивной?

1 – да 2 – нет

3.Курит ли мать?

1 – да 2 – нет

4.Курит ли отец?

1 – да 2 – нет

5.Занимаетесь ли вы физкультурой?

1 – да 2 - нет

6.Ваше отношение к закаливанию?

1 – положительное 2- отрицательное

7.Ваше отношение к режиму дня?

1 – положительное 2 - отрицательное

8.Вы ведёте режим дня?

1 – да 2 - нет

9.Употребляете ли вы витамины?

1 – да 2 - нет

10.Как вы относитесь к алкоголю?

1 – положительно 2 – отрицательно

Спасибо за работу!

Анализ полученных результатов необходим для оказания (в случае необходимости) индивидуальной помощи учащимся, педагогам, родителям. На основании полученных данных строим дальнейшую работу с учащимися.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.

Рассмотрев характеристику понятий оздоровительных мероприятий во внеучебное время, мы определили важнейшие факторы в воспитании здорового ребёнка, выделили критерии, которые должны входить в ежедневный распорядок дня, которые непосредственно влияют на здоровье подростка.

Проанализировав основные оздоровительные мероприятия во внеучебное время, мы выявили несколько подходов и уровней решения задач выбора детьми здорового образа жизни. Определили влияние летних оздоровительных лагерей на здоровье подростков, рассмотрели как семья и педагог могут повлиять на оздоровление подростка во внеучебное время.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов свидетельствуют о том, что необходима разработка педагогических технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, крайне необходим тщательный анализ влияния учебного процесса и педагогических технологий на здоровье учащихся с целью предупреждения их негативного воздействия. Но для того чтобы разрабатывать различные технологии, для начала надо выявить уровень здоровья того или иного школьника. Для это проводятся различные методики(я рассмотрела 2 методики).

Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи реализованы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. Для учителя / Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко; под ред. Л.В. Баль. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.

2. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена: учеб. пособие для студентов биол. Спец пед. ин – тов / В.И. Белецкая, З.П. Громова, Т.И. Егорова. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

3. Бережков В.Ф. Формирование здоровья школьников: Научные основы профилактики. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.

4. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. – Ростов н/Д, 2003. – 178с.

5. Дыхан Л.Б. Теория и практика общесберегающей деятельности в школе. − Ростов н/Д : Феникс,2009. – 412 c.

6. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.

7. Кожухова Н. Каков он конструктор по физической культуре // Дошкольное воспитание. – 2003. – №4. – С. 105.

8. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение : учеб. пособие Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса ; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н / Д : Феникс, 2010. – 381 с.

9. Безрухин М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Просвещение, 2004. – 204с.

10. Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1986. – 256 с.

11. Кардашенко В.Н., Стромская Е.П., Кондакова Л.П. – Варламова Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1989. – 512 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Туризм: сценарии, игры

Общеизвестно, что игра является одним из существенных слагаемых любого обучающего процесса. Игра, как правило, используется во время любого туристического путешествия как основное средство образования и воспитания детей и подростков, как форма организации досуга. Игра имеет важное значение, особенно для психического развития и здоровья. Советскими психологами установлено, что она представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности – учебной у младших школьников. Совершенно правильно А.М. Горький считал, что игра для детей – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Данные формы организации культурно – массового досуга позволяют руководителям туристских групп решать целый ряд проблем. Например:

· Использовать игру как особый метод вовлечения в творческую деятельность, как одно из серьёзных средств педагогического воздействия на личность ребёнка;

· Сплотить группу в единый коллектив, объединив всех её участников общей творческой деятельностью;

· В игровой нестандартной форме ещё раз закрепить полученные в туристском путешествии профильные знания, умения и навыки;

· Занять свободное время группы вечером;

· Развить навыки общения и поведения в незнакомой аудитории;

· Использовать в качестве декораций естественное природное окружение;

· Решить вопросы подведения итогов путешествия и награждения участников туристской походной группы – призы можно сделать на месте из природного материала.

В качестве примеров предлагаю несколько сценариев организации и проведения наиболее интересных, массовых туристских мероприятий, подвижных игр, несомненно влияющих на оздоровление ребёнка.

Игра «Ползком»

В эту игру можно играть во время летних походов. Для её организации следует выбрать площадку на краю редкого леса на ровной местности. В очерчённом квадрате на расстоянии 20 метров от крайних деревьёв становится водящий, на одном из деревьев вешается свисток. Остальным игрокам, спрятавшись, следует незаметно для водящего подкрасться к свистку и свистнуть в него. Если наблюдающий замечает кого – либо он называет его по имени, и тот выбывает из игры. Побеждает то, кому удаётся свистнуть раньше чем его заметят.

Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребёнка. Возникающие в игровых действиях положительные, да и отрицательные эмоции, могут рассматриваться как надёжный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких – либо нарушений в состоянии нервной, сердечно – сосудистой и других систем.

Приведём примеры оздоровительных упражнений, рекомендуемых Яной Бердыховой – чехословацким педагогом, для школьников. Например:

· «Птичка». Ребёнок сидит, скрестив ноги, руки сгибаются в локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребёнку держать спину прямо и протягивает локти назад близко к телу. Затем ребёнок прыгает на месте.

· «Подсвечник». Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребёнок разводит руки в стороны, затем сгибает в локтях. Взрослый следит за тем, взрослый следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

· «Кто сумеет». Из положения лёжа на спине, ребёнок при помощи взрослого садится. По мере овладения упражнением помощь родителя проявляется только в прижимании ступней ребёнка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперёд с опусканием лица на колени и потягиванием рук до носков.

· «Казачок». Ребёнок держится за руки взрослого и сгибает колени, затем поочерёдно одну ногу выбрасывает вперёд и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение, как и большинство других, хорошо выполнять под музыку.

· «Балерина». Ребёнок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы её носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Взрослый поддерживает ребёнка за вытянутую вперёд руку для сохранения равновесия.

· «Зайчик служит». Ребёнок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочерёдно выпрямляет ноги, взрослый поддерживает ребёнка за руки.

· «Кувырок через руку». Ребёнок стоит за спиной сидящего на полу взрослого, его правая рука отведена в сторону. По команде ребёнок (со страховкой взрослого!) переворачивается через правую руку. Левой рукой ребёнок обхватывается, и кувырок заканчивается в сидячем положении ребёнка на коленях взрослого. Этому упражнению предшествует разучивание простейших перекатов.

Ещё раз подчеркнём, что наилучшим регулятором эмоционального поведения ребёнка служит игра, с помощью которой, предупреждаются возможные отклонения в психическом здоровье. Использование игр с эмоционально – оздоровительными целями возможно и у младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек и таких популярных животных, как волк, заяц, медведь, ёжик, лисица и др. Родителю неплохо выступить в роли доктора – Айболита [Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. Для учителя / Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко; под ред. Л.В. Баль. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.; 140].

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка школьнику!

Уважаемый школьник! Помни:

v Быть здоровым нелегко. Ваше здоровье зависит не только от вас, но и от других людей.

v Здоровье – это о себе заботиться.

v Когда ты здоров, ты хочешь прыгать, играть и даже учиться.

v Здоровье – это работа.

v Здоровье помогает быть хорошим.

v Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют.

v Само здоровье зависит от человека, Правильное питание, доброта, физические занятия, а главное – чистота души.

v Здоровье играет главную роль после жизни.

v Не будешь здоровым – мало проживёшь, и мир будет казаться неинтересным.

v Важнее всего в жизни – здоровье. Здоровье надо беречь, а деньги ограничить. На деньги тратится здоровье.

v Здоровье – наиважнейшая вещь в жизни: важнее работы, денег и школы.

Наши рекомендации