Взаимодействие педагога-психолога с родителями
Формирование сотрудничества отношений между педагогами – психологами и семьей длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений.
Совместное взаимодействие – это взаимосвязь педагогов, педагогов – психологов, учащихся и родителей в процессе их деятельности и общения.
Процесс взаимодействия педагогов – психологов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива.
1. Выступление – презентация.
Такое выступление непродолжительно по времени и решает задачи информационного характера. Родители узнают о деятельности педагога- психолога, графике и содержании работы, проведении фронтальной диагностики, организации тренинговых групп и т.д. Выступление должно мотивировать родителей на дальнейшее взаимодействие с психологом в виде индивидуальных консультаций и т.д., а так же формировать у них представление о том, чем , собственно, занимается психолог, поясняя его роль и расширяя возможности для взаимодействия с ним.
2. Выступление – исследование.
В этом случае задача психолога – получение какой – либо информации от родителей путем анкетирования, беседы, использования интерактивных методов.
3. Тематическое выступление.
Тематическое выступление содержит психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме. По форме это выступление не обязательно бывает монологом. Оно может включать различные интерактивные методы. Тематическое выступление является частью общего родительского собрания. Проблема организации тематических выступлений психолога должна решаться им совместно с педагогами,, причем необходимо учитывать особенности ситуации и позицию родителей.
4. Тематическое родительское собрание.
Тематическое родительское собрание предоставляет максимальные возможности для психолога. Он может целиком взять на себя организацию такого собрания, а может стать организаторов и действующих лиц вместе с педагогами и администрацией.
Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);
- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);
- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);
- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;
Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения психолого - педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу- психологу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники. Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни.
Родительские конференции.Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения .
Круглый стол. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог – психолог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога – психолога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Анкетирование родителейпроводитсяс целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся.
Давая родителям психологические рекомендации, следует соблюдать предельную тактичность и осторожность. Для того чтобы родитель внимательно отнесся к предложенным ему советам, начал им следовать, важно не осуждать его поведение, не давать ему отрицательной оценки. Для психолога наиболее продуктивна субъект – субъектная позиция, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству.