Экскурсия как педагогический процесс
Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика. Экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.
В учебном процессе экскурсия, является формой обучения. Не только учебные, но и другие экскурсии по своим задачам и воздействию на участников представляют собой педагогический процесс. В экскурсии участвуют две стороны: обучающий экскурсовод и обучаемые экскурсанты. Экскурсовод сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесса. Экскурсовод во взаимоотношениях с аудиторией использует методику педагогического воздействия.
Составной частью профессионального мастерства экскурсовода является педагогическое мастерство: знания по специальности; способности к анализу, образному мышлению; понимание психологии экскурсанта; умение управлять группой; знания и умения в области педагогической техники; интуицию; уважение личности экскурсанта, а также искусное использование педагогических средств в целях воспитания.
Экскурсоводам следует больше внимания уделять воспитательному аспекту экскурсии, сочетая его с образовательнымаспектом. Экскурсионный материал должен быть подобран и использован таким образом, чтобы он развивал познавательные способности участников экскурсии, воспитывал у них высокие моральные качества — любовь к своей Родине, уважение к другим народам, коллективизм и т. д.
Каждая из групп тематических экскурсий имеет свои задачи. Природоведческиеэкскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческиеэкскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственныеэкскурсии формируют любовь и уважение к труду. Многие экскурсии воспитывают уважение к обычаям и традициям других народов, населяющих Россию
Строя педагогический процесс, экскурсовод в своем рассказе использует педагогические методысообщения знаний.
Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон — экскурсовода и экскурсантов. Важной частью педагогического процесса, который протекает в ходе экскурсии, является осмыслениеэкскурсионной информации. Другая задача экскурсии как педагогического процесса — вооружить экскурсантов практическими навыкамидля самостоятельного наблюдения объектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации экскурсантов. Организуя экскурсантов, экскурсовод выполняет обязанности педагога.
Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить.
В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы:
1) подготовку экскурсовода и группы к экскурсии;
2) проведение самой экскурсии;
3) послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
Экскурсовод осуществляет две педагогические задачи: дидактическую—- вооружение экскурсантов знаниями и воспитательную— формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Для экскурсовода, как и для педагога, характерны четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный.
Составной частью мастерства экскурсовода является владение педагогической техникой,-комплексом знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия.
Педагогическая техника — это: искусство общения с людьми; умение выбрать нужный тон и стиль общения с ними, управлять их вниманием; умение по внешним признакам определять душевное состояние человека, определять темп в педагогических действиях; владение приемами демонстрации своих чувств, своего субъективного отношения к действиям людей — участников педагогического процесса; владение культурой речи, техникой мимики и жеста.
Выводы.
Педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсий. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс. Профессиональное мастерство экскурсовода может быть признано одним из видов педагогического мастерства, а сам экскурсовод определен как педагог, деятельность которого ставит своей главной задачей обучение и воспитание людей, формирование личности, ее знаний и убеждений. Важной частью педагогического мастерства экскурсовода является педагогическая техника.