Тема7: Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования.
Первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями открыты в 1812 г. При Берлинской королевской школе глухо-немых.
Профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) началась в 1892 г. В Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.
В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Разработано более 230 программ. В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:
· Тифлопедагогика – педагоги слепых и слабовидящих;
· Сурдопедагогика – педагоги глухих и слабослышащих;
· Олигофренопедагогика – педагоги для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития, от незначительных до самых тяжелых;
· Логопедия – с получением квалификации логопеда;
· Специально-дошкольная педагогика – педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Психологические факультеты в ВУЗах осуществляют подготовку выпускников по направлению специальной психологии.
Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:
· Профилактика
· Диагностика и констатирование
· Педагогическое просвещение
· Участие в психологической и психотерапевтической помощи
· Образовательная о социально-педагогическая деятельность
· Организация руководства образованием
· Преподавательская деятельность
· Научно-исследовательская деятельность
Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных учреждениях.
Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:
· Педагогическая направленность – собирательское свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессионального самосознания;
· Эмпатия– способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе общения, взаимодействия;
· Педагогический такт – чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбия детей;
· Педагогическая зоркость – способность фиксировать существующие изменения в развитии ребенка, предвидеть перспективную динамику в становлении личности каждого ребенка;
· Педагогический оптимизм – вера педагога в силы и возможности ребенка;
· Культура профессионального обучения – умение правильно организовать взаимодействие с детьми и их родителями, коллегами;
· Педагогическая рефлексия – самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с постоянной целью.
Определенное мастерство педагога – высший уровень творческого владения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности.
Педагогическая техника – неотъемлемая составляющая часть педагогического мастерства.
Ф.А.Рац выделяет три необходимые для педагога системы специального образования качества:
· Физическая выносливость, сопротивляемость инфекционным заболеваниям;
· Отсутствие дефектов речи и замечательного слуха и зрения;
· Психическое здоровье.
Важнейшие черты профессионального характера по Н.М.Назаровой:
· Доброта;
· Ответственность;
· Терпение;
· Способность к эмпатии;
· Энергичность;
· Увлеченность своей работой;
· Уважение и любовь к своим воспитанникам;
· Профессиональная честность и порядочность.