Методика проверки профессиональных знаний и умений. Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений. Структура диагностических тестов
Одним из важнейших структурных блоков процесса обучения являются проверка и контроль результатов профессионального обучения. Проверка на каждом уроке в центре внимания преподавателя и мастера производственного обучения. Структурная схема процесса обучения показывает, что проверка и контроль завершают процесс обучения. Однако это очень важный блок:
Контроль за ходом и результатом обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений учащихся, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах методики преподавателя. Преподаватель может переоценить умственное развитие своих учеников и ставить перед ними завышенные цели, недооценить трудности отдельных тем содержания программы и выбрать методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые не способствуют достижению планируемого уровня знаний и умений.
Для учащихся профессионально-технических училищ проверка знаний и умений является источником эмоциональных переживаний. Учащийся удовлетворен, когда все задания контрольной работы или практического занятия выполнены, и искренне радуется, когда оценка преподавателя совпадает с самооценкой. И, наоборот, огорчается, а иногда теряет интерес к обучению, если проверка знаний и умений не дает ожидаемых результатов. Поэтому важное значение приобретают методические задачи, которые стоят перед преподавателем и мастером производственного обучения. Методические задачи разрабатываются на основе ряда функций.
В теории профессионального обучения (дидактике) выделены следующие функции проверки:
• контролирующая — состоит в выявлении уровня сформированных знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой;
• обучающая - заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся;
• воспитывающая- реализуется при формировании у учащихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дисциплины труда в процессе обучения.
Каждая из перечисленных выше функций конкретизируется в методических задачах, которые решает преподаватель или мастер производственного обучения (табл. 13).
В зависимости от места осуществления проверки в процессе изучения курса различают следующие виды проверки:
• текущую, сопровождающую повседневную учебно-познавательную деятельность учащихся на каждом уроке;
• тематическую, охватывающую систему уроков по определенной теме программы;
• периодическую, относящуюся к содержанию материала, изученного в определенный период обучения (полугодие, курс);
• заключительную (итоговую), охватывающую весь материал учебного предмета.
В основу такой квалификации положены два признака: деление учебного материала на темы и организационное деление учебного времени на периоды обучения.
Контролирующая. Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений Выявление знаний и умений учащихся на уроке Определение уровня сформированности знаний, умений и навыков Корректировка методики изучения темы, по которой проводился контроль знаний и умений. Уточнение, углубление знаний учащихся. Предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок учащихся
Обучение. Разработка дополнительных вопросов по выявлению способностей учащихся к логическому мышлению и умственным действиям Развитие речи учащихся в процессе проверки знаний. Обеспечение материально-технической базы для индивидуальной и коллективной работы.
Воспитывающая. Формирование ученических групп по контролю за качеством обучения. Оценка трудолюбия и аккуратности выполнения работы.
По охвату учащихся в единовременном акте проверки различают:
• индивидуальную проверку (участвуют преподаватель и учащийся);
• групповую (охватывается часть учащихся группы);
• фронтальную (участвуют все учащиеся).