Ситуация № 1.10. Вхождение в должность 1 страница
Предприятие получило развитие. Директор стал генеральным директором, а начальники отделов – руководителями дочерних предприятий. В одном из таких предприятий секретарь-референт бывшего директора (по особым полномочиям, т.е. функциональный заместитель без полномочий на руководство), ушедшего на повышение, осталась в подчинении нового молодого (но опытного) руководителя. Новый руководитель постепенно начал совершенствовать организацию деятельности предприятия. Прежний руководитель был либералом, но всю работу организовывал на личных отношениях и связях. Все выполняли все, без четкого разграничения обязанностей. Связующую и распределяющую роль играла секретарь-референт.
Новый руководитель начал с четкого определения для всех функциональных обязанностей. Ему удалось наладить работу предприятия по-новому и это дало определенные результаты.
Скрытые (неявные) конфликтные ситуации начали возникать во взаимоотношении с секретарем-референтом, которая хотя и выполняла всю работу лучше, чем ее коллеги на других предприятиях, но:
- она продолжала ходить напрямую к генеральному директору для решения вопросов (через голову своего руководителя);
- нередко она от вышестоящего начальства приносила своему руководителю дополнительную лишнюю работу и, хотя выполняла ее всю практически сама, но тем самым на задний план отодвигались более важные задачи, которые потом приходилось решать опять в пожарном режиме. Для коллектива это было не в диковинку, а нового руководителя это раздражало.
- бывали случаи, когда выходили наружу огрехи прежнего руководителя, которые секретарь-референт знала, как выполнить, но специально обращалась к новому директору за разъяснениями, и ему приходилось тратить много времени и сил для того, чтобы вникнуть в проблему.
- она позволяла себе на совещаниях делать замечания начальникам отделов, как и раньше. Замечания дельные, но по статусу и согласно служебной этике она этого делать не имеет право.
Новый руководитель признает ее как очень ценного работника. Он понимает, что она берет на себя даже часть его функций, что несколько облегчает его работу. Но вышеизложенные нюансы серьезно его волнуют и не позволяют организовать управление согласно правилам НОТ.
· Осуществить системно-структурный анализ ситуации.
· Определить тип конфликта, дать предложения новому руководителю по разрешению ситуацию.
Ситуация № 1.11. «Конфликт между специалистами»
За помощью к вам обратилась терапевт детского санатория.
Я работаю терапевтом в учреждении, оказываю помощь молодежи. В индивидуальной работе с детьми у меня всегда очень ясное восприятие. Но мне трудно давать указания воспитателям групп, которые работают с детьми ежедневно, потому что иногда мое восприятие говорит мне, что воспитатели поступают неправильно. Они работают с детьми без учета состояния здоровья детей, которое требует иных слов, иных действий, иных способов организации детских игр и мероприятий.
Я понимаю, что это другие люди, которые заботятся о тех же детях, что и я, но по-иному видят ситуацию развития и социализации ребенка. Это воспитатели, а я терапевт. Я не могу найти слова, чтобы выразить свое восприятие так, чтобы они могли осуществить конкретные, правильные действия, содействующие развитию детей без ущерба здоровью.
Они не понимают меня, оценивают мои слова как притязания на главенствование и управление ими, как ущемление их профессиональной чести. Идут на конфликт и поэтому, зачастую специально (возможно, неосознанно), поступают «с точностью до наоборот». В результате еще больше страдают дети. Получается так, что я сама провоцирую деструктивные действия педагогов по отношению к детям.
· Оцените ситуацию.
· Предложите и обоснуйте версии, как поступить терапевту.
Ситуация № 1.12 «Премия»
При распределении премии некоторые члены отдела посчитали, что их незаслуженно обошли, это явилось поводом их жалоб директору предприятия.
Как бы вы отреагировали на эти жалобы в качестве директора?
А. Отвечу жалобщикам примерно так: «Причитающуюся вам премию утверждает и распределяет ваш отдел, я тут не причем».
Б. «Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим непосредственным руководителем».
В. «Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме».
Г. Пообещав помочь установить истину, сразу же пойду в отдел и побеседую с его начальником и другими членами коллектива. В случае подтверждения обоснованности жалоб предложу начальнику отдела перераспределить премию в следующем месяце.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.13 «Ловушка»
В добрый весенний солнечный день Викентий Павлович, человек добрый, культурный, обходительный, работник исторического музея, собрался на дачу.
Не успел дойти до остановки, как к нему подбежала симпатичная девушка с голубыми ясными глазами и пакетом в руках. «Здравствуйте!», - закричала она, радостно смотря на Викентия Павловича, как будто именно его мечтала встретить всю свою жизнь.
«Здравствуйте!», - вежливо ответил Викентий Павлович.
Девушка продолжала: «Я Вас поздравляю. У нашей фирмы сегодня юбилей и мы Вам от чистого сердца дарим подарок». Она всунула в руки оторопевшему Викентию набор блестящих ножей.
«Спасибо, тронут», - сказал Викентий.
Девушка не унималась: «А вот Вам еще терка для морковки. Жена будет рада».
«Несомненно…»,- пробормотал Кеша.
Девушка деловито заявила: «Показать, как работает?»
«Спасибо, не надо, я знаю», - ответил Викентий Павлович, провожая взглядом ушедший автобус.
«Ничего, ерунда», - сказала девушка. Достала из кармана морковку, откусила ее и огрызком два раза царапнула по терке, которую держал Викентий Павлович.
«А вот вам еще подарок, ситечко для чая и ножницы, рыбам хвосты и плавники обрезать», - сказала девушка и все всунула в руки Викентию и добавила: «Все совершенно бесплатно. Но чтобы мне отчитаться перед менеджером, что я не себе это взяла, с Вас всего 250 гривен».
Викентий Павлович смекнул, что его пытаются «облапошить», и робко стал пытаться вернуть подарки, ссылаясь на то, что у него дома все это есть и ему это не нужно.
Не тут-то было. Девушка наседала: «Ну, только не говорите, что у такого импозантного, красивого, умного мужчины нет 250 гривен. А знаете, сколько такие ножи стоят в магазине!»
«Нет», - сказал, сбитый с толку, Викентий Павлович.
«500 гривен», - не моргнув глазом, соврала девушка и добавила: «И ножницы для рыбьих хвостов 150 грн., а ситечко 80 грн. Итого 730 гривен. Минус те 250, которые Вы сейчас отдаете мне, Вы выигрываете на экономии кроме товара 480 гривен».
Иннокентий Павлович, человек не глупый, сразу понял, что это неправда. Но девушка смотрела на него таким счастливым взглядом, что отказать прямо было трудно.
«Хорошо, хорошо», - сказал Викентий Павлович, - «сейчас домой сбегаю за деньгами, подержите пока…». Он вернул девушке товар и быстро кинулся наутек. Деньги он не отдал, т.к. уже попадался в подобные ловушки раньше. Но настроение было испорчено на весь день.
· Проанализируйте и оцените ситуацию. Является ли она конфликтной? Ответ обоснуйте.
· Предложите Ваши варианты конструктивного поведения для Викентия Павловича в подобных ситуациях.
Ситуация № 1.14 «Ветеран»
Юноша (24 года) вернулся с войны в Чечне. Ему приходилось убивать и на его глазах убивали его товарищей, под Кандагаром погиб его лучший друг. Он видел тела убитых в плену бывших сослуживцев со следами пыток и издевательств.
Юноша поступил в университет и был поселен в студенческое общежитие. За два с половиной года в общежитии с ним никто не уживался. Он, то пытался излить душу тем, кто с ним жил, то пил и устраивал дебоши. Инцидент приобрел огласку, когда он избил двух студентов второго курса, живших с ним. Третий, еще раньше ушел жить на квартиру после первых двух месяцев жизни с «духом».
В беседе с деканом, куратором и психологом вуза юноша объяснил, что никто его в общаге не может понять, что все они еще жизни не видели, а его поведение обусловлено пережитым прошлым. Декан попросил психолога проанализировать ситуацию.
· Проанализируйте ситуацию.
· Предложите в качестве психолога рекомендации декану факультета в отношении данного студента.
· Продумайте и изложите основное содержание вашей беседы с ним.
Ситуация № 1.15 «Колбаса»
Женщина 56 лет, пенсионерка, 32 года отработала учительницей физики в школе. Ее муж (62 года) бывший инженер, на пенсии. К ним в гости приехали дети с внуками. Женщина немного раздражена покупкой некачественных продуктов питания. Она пришла в продуктовый магазин, купила палку хорошей дорогой колбасы для внуков и собиралась уходить из магазина. В холле она увидела контрольные весы и решила из интереса взвесить товар. Была удивлена и огорчена, убедившись в том, что ей недовесили 65 грамм колбасы.
Она вернулась к прилавку, чтобы выяснить отношения с продавцом. Но там уже собралась очередь из 7 человек. Женщина вновь встала в очередь, чтобы решить свою проблему. Очередь «тянулась долго». Женщина нервничала, т.к. считала себя обманутой, обиженной, униженной и еще ее дома ждали за праздничным столом, а она задерживалась.
Когда подошла ее очередь, она не сдержалась, обозвала продавца воровкой и скотиной, а потом швырнула ей в лоб палку колбасы и гордо вышла из магазина.
· Оцените рациональность действий покупательницы с точки зрения их результативности. Драматизируйте ситуацию – представьте, что она потом еще пошла, покупать внукам яблоки, а ей в пакет положили товар более низкого качества, чем тот, который был выставлен на прилавке. Представьте ее состояние, версии поведения и разговор дома с мужем и детьми;
· Осуществите реверсию конструктивного развития конфликтной ситуации с того момента, как покупательница взвесила колбасу на контрольных весах. Проведите ролевой диалог с продавцом, реализуя одну из техник амортизации конфликта.
Примечание:Желательно провести ролевую игру с несколькими вариантами конструктивных трансакций между покупателем и продавцом; попробовать разные амортизационные техники. |
Ситуация № 1.16 «Амбициозный подчиненный»
Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником из-за его позиции к вам. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно, амбициозно, демонстративно.
В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику. Он в таких ситуациях становится раздражительным, настороженным, демонстративно сворачивает свою активность до исполнителя ждущего указаний по каждому самому элементарному вопросу.
Какую линию поведения вы выстроите по отношению к данному работнику?
Ситуация № 1.17 «Не в цель»
Вслед за кратким выговором за недостатки в работе вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за ним, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме.
В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора.
Что уместно предпринять в сложившейся ситуации?
Ситуация № 1.18 «Не ау»
Ваша подчиненная ценный для учреждения специалист. Но и у нее бывают просчеты в работе отчасти из-за ее самонадеянности, отчасти из-за того что предприятие находится в стадии нового витка развития и постоянно появляются некоторые нововведения, которые требуют от работников повышенного внимания.
Всякий раз, когда вы ведете с ней серьезный разговор, конструктивно критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает ли она критику или нет. Вы расстраиваетесь и злитесь, потому что не знаете, делает ли она правильные выводы из ваших с ней бесед или нет.
Что уместно предпринять, чтобы прояснить и изменить ситуацию?
Ситуация № 1.19 «Плакса»
В конце рабочей недели вы даете критический анализ деятельности ваших подчиненных. Когда вы критикуете одну из подчиненных (на общей планерке или индивидуально). Она всегда реагирует очень эмоционально (плачет, кричит и т.п.). Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась.
Как довести до нее свои соображения, чтобы она сделала конструктивные выводы?
Ситуация №1.20 «Возмутители спокойствия»
Вы старший менеджер. У вас в команде аудиторской компании есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные с позиций реализации профессиональных задач компании действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать искрометные «тусовки» прямо на рабочем месте. Работники компетентные. Возможности их заменить на работе в ближайшем будущем у вас нет. Да это и не поощряется высшим руководством компании.
Текучесть кадров карается лишением годовой премии для всего коллектива. Эти работники в целом выполняют поставленные задачи, но отвлекают других работников, вносят некоторую сумятицу. Из-за этого каждый месяц ваша команда едва укладывается в сроки отчетности. Приходится выходить на плановые показатели, как правило, за счет авралов. Это вас напрягает. Вы не знаете, какой интерес объединяет эту неформальную микрогруппу.
Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы команды?
Ситуация № 1.21 «Мистер хам»
Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости.
Какие действия целесообразно предпринять, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?
Ситуация № 1.22 «Инцидент»
Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного проекта. В присутствии членов коллектива он швырял ручки на пол, кричал, что ему не создают должных условий и обвинял Вас - руководителя в некомпетентности. Сотрудники ощущали себя несколько неловко, но с любопытством поглядывали на Вас, ожидая развязки. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет и показывает дурной пример коллегам.
Как Вы поступите?
Ситуация № 1.23 «Бесчувственный заместитель»
Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Он считает, что обиды, эмоции и чувства надо проявлять вне работы, а на производстве жесткие требования, оскорбления «за дело» надо воспринимать как должное и как информацию к размышлению для исправления ситуации.
Нужно ли воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Если нужно, то как? Что вы предпримете?
Ситуация № 1.24 «Вот так больная!»
Вы начальник отдела. Получили задание от руководителя компании и едете в командировку. В аэропорту случайно встречаете свою подчиненную – молодую сотрудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А вы видите ее не только в полном здравии, но отдохнувшей и даже, как вам показалось, похорошевшей. Она кого-то с большим нетерпением встречает в аэропорту. Во вверенном вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ.
Что вы скажете своей сотруднице? С чего начнете разговор? Каким образом завершите данную ситуацию?
Ситуация № 1.25 «В неловком положении»
Вы опытный, давно работающий, авторитетный начальник отдела. В канун праздника вы от своего отдела представили фамилии нескольких лучших сотрудников для поощрения. Среди тех, кому должны быть вручены грамота и денежная премия, Сидоров, которого вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, где ему будут вручены грамота и премия. Сидоров вместе со своей семьей явился на торжественное собрание, но грамоту и премию, по неизвестным для вас причинам, ему не вручили. На следующий день, не успев разобраться в причине недоразумения, вы случайно сталкиваетесь с Сидоровым в коридоре.
Каковы возможные варианты развития возникшей ситуации? Как бы вы повели себя в каждом из них?
Ситуация № 1.26 «Проблемное наследие»
Рабочие одного из цехов предприятия неоднократно заявляли о неудовлетворительных условиях труда, высказывали опасения за свое здоровье. В цеху не уделялось должного внимания обеспечению безопасности труда. Им уже более трех месяцев не выплачивали заработную плату. Два дня назад с одним из рабочих на производстве произошел несчастный случай. Это переполнило чашу терпения рабочих. Они отказались от работы и пригласили на собрание руководство предприятия.
Как бы вы повели себя в этой ситуации в качестве руководителя предприятия, пять дней назад назначенного на должность?
Ситуация № 1.27 «Выбор»
Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения.
A. Не оспаривая задания начальника, будете строго придерживаться должностной субординации, предложите подчиненному отложить выполнение текущей работы.
Б. Все зависит от того, насколько для вас авторитетен начальник.
B. Выразите подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупредите его, что впредь в подобных случаях вы будете отменять задания, порученные ему без согласования с вами.
Г. В интересах дела предложите подчиненному выполнить начатую работу.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.28 «Два начальника на одного»
Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного начальника и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу.
Выберите предпочтительное решение.
A. В первую очередь начнете выполнять задание того, кого больше уважаете.
Б. Сначала будете выполнять задание на ваш взгляд наиболее важное или наиболее удобное для вас.
B. Сначала выполните задание вышестоящего начальника.
Г. Будете выполнять задание своего непосредственного начальника.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.29 «Выбор конструктивного варианта»
Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы поддержали именно его позицию. Выберите свой вариант поведения в этой ситуации.
A. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешать конфликтные ситуации – это их личное дело.
Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций (профсоюза, комиссии по деловым спорам).
B. Прежде всего, лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.
Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.30 «Виновных нет?»
В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак продукции. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо.
Как бы вы поступили на месте бригадира? Выберите приемлемый для вас вариант решения.
A. Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания.
Б. Заподозренных в проступке, вызову к себе. Круто поговорю с каждым из них (с глазу на глаз), предложу назвать виновного.
B. Сообщу о случившемся тем из рабочих, которым наиболее доверяю, предложу им выяснить конкретных виновных и доложить.
Г. После смены проведу собрание бригады, публично потребую выявления виновных и их наказания.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.31 «Претенденты»
Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. На Ваш взгляд у каждого свои достоинства. Но каждый не лишен недостатков. Претенденты отличаются следующими качествами.
A. Первый стремится, прежде всего, к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.
Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.
B. Третий предпочитает работать строго по предписанным правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным, но на риск никогда не идет.
Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.
Ситуация № 1.32 «Кого выбрать?»
Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальником.
A. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнить все его задания.
Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.
B. Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями. Он хороший специалист, умелый организатор, но неуживчив, труден в контакте.
Г. Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.
Ситуация № 1.33 «Нерадивый подчиненный»
Подчиненный второй раз не выполнил вашего задания в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы поступили?
A. Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.
Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.
B. Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности подчиненного на собрание коллектива.
Г. Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение актива. В дальнейшем повысить требовательность и контроль над его работой.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.34 «На своей волне»
Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.
Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?
A. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.
Б. В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.
B. Обращусь к активу коллектива – пусть обратят внимание на его неправильное поведение и применят меры общественного воздействия.
Г. Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.35 «Группировки»
В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?
A. Прежде всего, установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других.
Б. Прежде всего, попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников перестройки, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.
B. Прежде всего, выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку администрации и общественных организаций.
Г. Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.36 «Минус один»
В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего работника должна быть выполнена в срок. Как поступить в этой ситуации?
A. Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен и распоряжусь: «Вы возьмете эту работу, а вы поможете доделать это».
Б. Предложу коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшегося положения».
B. Попрошу членов актива коллектива высказать свои предложения, предварительно обсудив их с членами коллектива, затем приму решение.
Г. Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.37 «Отношения с коллегой»
У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа.
Что бы вы предприняли в первую очередь?
A. Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений.
Б. Прежде всего, попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему.
B. Обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».
Г. Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.38 «Опоздал»
Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас. Как вы начнете беседу при встрече?