Основные и дополнительные источники по теме

Основные:

1. Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: программ.-метод. обеспечение: пособие для рук. и админ. Работников / И.А. Урмина. – М.: Линка – пресс, 2009. – 320 с.

Дополнительные:

Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика»2011

http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Рубежный контроль

Перечень практических работ, обязательных к сдаче:

Самостоятельная практическая работа № 1.

Анализ и сравнение вариативных программ дошкольного и специального дошкольного образования.

Самостоятельная практическая работа № 2.

Определение цели и задач, содержания, форм, методов и средств при планировании учебно-воспитательного процесса детей младшего,

среднего и старшего дошкольного возраста.

Самостоятельная практическая работа № 3.

Составление учебно-тематического плана с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников.

Практическая работа № 4.

Определение педагогических проблем методического характера

Определение эффективных способов решения проблем методического характера. (Анализ планов ДОУ, исправление ошибок)

Самостоятельная практическая работа № 5.

Проектирование предметно - развивающей среды в заданной возрастной группе дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с целя-ми и задачами дошкольного образования.

Самостоятельная практическая работа № 6.

Представление педагогического опыта в соответствии с заданной структурой (по выбору студента)

Самостоятельная практическая работа № 7.

Выбор наиболее эффективных образовательных технологий с учетом особенностей возраста и реализации конкретных задач. Сравнение эффективности применяемых методов обучения и воспитания.

Практическая работа № 8.

Разработка программы самосовершенствования педагогического мастерства.

Самостоятельная практическая работа № 9.

Подготовка и оформление конспектов по заданной теме (текстуальных, тематических, цитатных, плановых).

Практическая работа № 10.

Устное выступление и его презентация.

Самостоятельная практическая работа № 11.

Анализ ранее оформленного портфолио с точки зрения предъявляемых требований: соответствие структуре, наполнение разделов необходимыми материалами, эстетика оформления.

Практическая работа № 12.

Моделирование исследования: ранжирование компонентов исследования.

Практическая работа № 13.

Определение методологических характеристик исследования (объект, предмет исследования, цель и задачи исследования).

Практическая работа № 14.

Планирование проектной деятельности в области дошкольного образования.

Внимание! Выполнение практических работ является допуском к итоговой аттестации по дисциплине.

На основании факта сдачи практических работ Вы допускаетесь к экзамену.

Итоговый контроль по МДК

Вопросы к экзамену по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Теоретические задания

1. Охарактеризуйте требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС (принципы, структура).

2. Охарактеризуйте требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС (пояснительная записка, организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении, содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей, содержание коррекционной работы, планируемые результаты освоения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования, система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы).

3. Раскройте понятие о планировании, покажите последовательность действий планирования. Охарактеризуйте типы и виды планирования.

4. Охарактеризуйте требования к разработке методических материалов (календарно- тематический план, конспект организации деятельности).

5. Раскройте понятие предметно – развивающая среда дошкольного учреждения. Охарактеризуйте требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, обозначенные в ФГОС.

6. Охарактеризуйте основные требования к созданию предметно – развивающей среды (педагогические, гигиенические, эстетические). Предложите тематику уголков развития (возраст детей на выбор студента).

7. Охарактеризуйте принципы построения предметно – развивающей среды, обозначенные в ФГОС.

8. Охарактеризуйте источники педагогического опыта (современный педагогический опыт, деятельность других педагогов, собственная педагогическая деятельность).

9. Охарактеризуйте способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта.

10. Раскройте понятие «педагогическая технология». В чем заключаются особенности компетентностно – ориентированного подхода в практике дошкольных образовательных учреждений.

11. Раскройте особенности игровых технологий ДОУ.

12. Раскройте особенности здоровьесберегающих технологий ДОУ.

13. Раскройте особенности применения информационных технологий в ДОУ

14. Раскройте особенности технологии личностно – ориентированного взаимодействия в системе «воспитатель» - «ребенок».

15. Раскройте особенности организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.

16. Раскройте понятие о педагогическом мастерстве. Покажите необходимость овладения педагогическим мастерством, определите пути его совершенствования.

17. Охарактеризуйте структурные компоненты педагогического мастерства.

18. Раскройте понятие «самовоспитание». Докажите необходимость самовоспитания. Обоснуйте последовательность действий при организации самовоспитания.

19. Раскройте особенности способов обработки и представления информации (конспект, реферат, отчет). Охарактеризуйте требовании, предъявляемые к их оформлению.

20. Раскройте особенности устного выступления. Охарактеризуйте особенности этапов выступления.

21. Раскройте особенности портфолио педагогических достижений (виды портфолио, структура, содержание).

22. Раскройте понятие «научное исследование». Раскройте логику его построения.

23. Раскройте понятие «методология». Охарактеризуйте методологический аппарат исследования(объект, предмет исследования, актуальность, цель и задачи исследования, гипотеза).

24. Раскройте особенности экспериментальной работы (понятие, виды эксперимента, условия его организации).

25. Раскройте особенности теоретических методов исследования.

26. Раскройте особенности применения эмпирических методов исследования.

27. Покажите значение проектной деятельности в области дошкольного образования. Охарактеризуйте особенности организации проектной деятельности (виды проектов, структура проекта, содержание проекта, этапы его реализации).

Практические задания

1. Осуществите анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования по которой работает ваше ДОУ по следующей схеме:

- концептуальные основы;

- соответствие ФГОС дошкольного образования;

- структура;

- методическое обеспечение.

2. Осуществите анализ календарно – тематического плана воспитателя по следующей схеме:

- соблюдение комплексно – тематического принципа планирования;

- соблюдение принципа интеграции;

- соответствие требованиям ФГОС (наличие моделей организации образовательного процесса).

3. Разработайте содержательный и технологический компоненты модели «Взаимодействие с родителями» дидактической единицы «Труд взрослых» на примере подъединицы «Профессии взрослых» в части решения задач обозначенных в таблице (целевой компонент). Следует указать не менее 3-х тем и не менее 3-х форм и способов взаимодействия.

Модель организации воспитательно – образовательного процесса в логике ФГТ Целевой компонент Содержательный компонент Технологический (процессуальный) компонент
Взаимодействие с родителями ЗАДАЧИ 1.1. Раскрыть понятие «профессия», формировать представления о происхождении и значимости труда людей разных профессий, о взаимосвязи различных видов труда. Знакомить с трудом людей творческих профессий, с профессиями, связанными со спецификой родного города. 1.2. Развивать познавательный интерес к профессиям ТЕМЫ: ФОРМЫ И СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

4. Разработайте содержательный и технологический компоненты модели «Самостоятельная деятельность детей» дидактической единицы «Труд взрослых» на примере подъединицы «Профессии взрослых» в части решения задач обозначенных в таблице (целевой компонент). Следует указать не менее 3-х элементов актуальной среды и не менее 3-х методов (приемов) .

Модель организации воспитательно – образовательного процесса в логике ФГТ Целевой компонент Содержательный компонент Технологический (процессуальный) компонент
Самостоятельная деятельность детей ЗАДАЧИ 1.1. Раскрыть понятие «профессия», формировать представления о происхождении и значимости труда людей разных профессий, о взаимосвязи различных видов труда. Знакомить с трудом людей творческих профессий, с профессиями, связанными со спецификой родного города. 1.2. Развивать познавательный интерес к профессиям АКТУАЛЬНАЯ СРЕДА: МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ (ДЕЙСТВИЯ):

5. Разработайте содержательный и технологический (процессуальный) компоненты модели «Совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты»

дидактической единицы «Мой город» ОО «Социализация» по теме «Встречаем весну».

Компоненты моделей Модель организации воспитательно- образовательного процесса в логике ФГОС
Совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты
Целевой компонент 1. Формировать представления об истории и традициях города, культорологических и архитектурных центрах, символике, почетных гражданах родного города. 2. Способствовать развитию чувства эмоциональной привязанности к родному двору, улице, городу, принадлежности к родному городу, чувства гордости за достижения города. 3. Поддерживать желание сделать город чище, красивее. 4. Формировать умение применять знания о городе в самостоятельной деятельности(игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной) .
Содержательный компонент Утро Темы Прогулка Темы Вечер Темы
Технологический (процессуальный) компонент Методы и приемы

6. Разработайте содержание календарно – тематического плана воспитателя на один день (возраст детей, тема недели на выбор студента).

7. Спроектируйте предметно – развивающую среду групповой комнаты (возраст детей тема недели на выбор студента). Обоснуйте созданный проект с позиций требований ФГОС.

8. Разработайте эскиз оформления центра развития с учетом принципов интеграции и полифункциональности. Обоснуйте разработанный эскиз с позиций требований ФГОС.

9. Осуществите анализ педагогического опыта воспитателя по следующей схеме:

- направление работы воспитателя;

- задачи, которые ставил воспитатель;

- результативность работы воспитателя.

10. Дошкольное образовательное учреждение N работает на основе программы «От рождения до школы». В процессе реализации программы педагогический коллектив применяет игровые, здоровьесберегающие и развивающие технологии. Как вы думаете обеспечивают ли данные технологии решение образовательных задач программы? Почему? Какие технологии вы предложили бы использовать при реализации данной программы?

11. Разработайте алгоритм организации исследовательской проектной деятельности старших дошкольников (тема на выбор студента).

12. Разработайте алгоритм организации творческой проектной деятельности старших дошкольников (тема на выбор студента).

13. Разработайте алгоритм организации нормативной проектной деятельности старших дошкольников (тема на выбор студента).

14. Осуществите самоанализ готовности к овладению педагогическим мастерством.

15. Разработайте программу самосовершенствования педагогического мастерства по следующей схеме:

- задачи самосовершенствования;

- методы и приемы самовоспитания.

16. Изучите предложенную литературу, сформулируйте тему реферата, который вы могли бы написать на основе данной литературы, составьте план реферата на обозначенную тему.

17. Изучите предложенную литературу, сформулируйте тему возможного выступления воспитателя на родительском собрании, подготовьте выступление на обозначенную тему, осуществите его презентацию.

18. Составьте модель организации исследования по схеме:

Этап исследования - структурные компоненты исследования.

19. Определите методологические характеристики исследования по теме «Изобразительная деятельность как условие развития творческого воображения дошкольников».

20. Подберите методики для изучения детей (направление и тема исследования на выбор студента).

21. Разработайте содержание анкеты для родителей, цель которой: выявить условия жизни ребенка в семье, обеспечивающие удовлетворение его познавательной активности. Оформите анкету в соответствии с требованиями.

22. Осуществите анализ ранее выполненной учебно – исследовательской работы с точки зрения ее соответствия требованиям оформления.

23. Составьте алгоритм проектной деятельности воспитателя (направление работы, тема проекта на выбор студента)

ГЛОССАРИЙ

Типовое Положение — нормативный документ, который регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех типов.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Планирование - заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя.

Перспективный план - на месяц, квартал.

Календарный план - на неделю, каждый день.

Среда - внешние условия, окружение, межличностные отношения, деятельность.

Развивающая среда комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Развивающая среда –это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Предметно-развивающая среда интегрированных видов деятельности-дидактически организованное пространство, в котором ребёнок может проявить практическую и творческую активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учётом сформированного опыта, и которая обуславливает решение задач образовательных областей специфическими средствами её компонентов.

Педагогический опыт -активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности.

Передовой опыт– получение педагогом лучших результатов за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Передовой педагогический опыт -такая практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации

Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект(от лат. projectus, буквально-брошенный вперёд) - замысел, план.

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Метод (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Проектная деятельность это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Педагогическое мастерство — высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов.

Педагогическое мастерствопонимают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Способности- индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

Способности педагогические - обобщенная совокупность таких индивидуально - психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя (воспитателя), которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности

Техника педагогическая - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма (психофизического аппарата) как инструмента воздействия.

Педагогическая техника - совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения целей своей деятельности

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики достигнутую ступень в развитии личности.

Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающеюся педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.


Самовоспитание– сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая и последовательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и профессиональной квалификации.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.

Рефлексия– это анализ собственных действий и состояний.

Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной в процессе самонаблюдения и использования специальных методов диагностики.

Программа саморазвития – это программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований профессии к человеку.

Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии. Результатом самоконтроля является коррекция программы по самовоспитанию.

Реферат - самостоятельная научно- исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Творческий отчёт – квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить целостную систему деятельности аттестуемого.

Презентация (публичное выступление) – устное выступление перед аудиторией слушателей, организация восприятия устной речи, донесение смысла сообщения до аудитории.

Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период

Педагогическое портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности называется

Оценочно- диагностическое портфолио - учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности

Аттестационное портфолио - отражает достижения в межаттестационный период педагога, ДОУ

Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.

Эксперимент педагогический – научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условием воспитания и обучения и его результатом.

Тест /англ., испытание, исследование/ - задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения умственного развития, способностей, волевых качеств др. психофизиологических характеристик человека.

Тестирование- метод психологической диагностики, использующий

стандартизированные вопросы и задачи /тесты/, имеющие определенную шкалу значений.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем

Социометрия («Социальное измерение») – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанной Дж. Морено

Исследование, научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Методология- это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.

Принцип- способ достижения социально-значимых целей на основе учета объективных закономерностей.

Наши рекомендации