Особенности активизации познавательной деятельности младших школьников при формировании математических понятий
1. Значимая структурно-содержательная характеристика всех видов математической деятельности — овладение учащимися математическими понятиями и особенностями их формирования.
Формирование математических понятий — сложный и продолжительный процесс, сущность которого заключается в усвоении содержания понятия (существенных признаков), его объема (совокупности объектов, охватываемых понятием), существенных связей и отношений данного понятия с другими понятиями системы (раздела, темы, курса), что составляет его содержательный аспект. Усвоение понятия предполагает также овладение умением оперировать им при решении разнообразных задач познавательного и практического характера, т. е. системы умений, непосредственно связанных с данным понятием, что составляет операциональный аспект.
Понятия не возникают как пассивно полученное отражение реальных предметов, а активно строятся в ходе мыслительной деятельности. Индивидуально-психологическим свойством, обеспечивающим успешность овладения любым понятием, является познавательная активность учащихся.
Под познавательной активностью понимается "свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мотивации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели".
Познавательная активность — сложное интегративное свойство индивидуально-психологической характеристики когнитивной сферы личности. В его структуру входят мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой компоненты.
Мотивационный компонент познавательной активности реализуется через познавательную потребность, инициативу, самоактуализацию и самореали -зацию.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах. Традиционно выделяются две большие группы мотивов: внешние (прежде всего социальные) и внутренние (удовлетворяющиеся непосредственно процессом или продуктом учебной деятельности).
Для младших школьников характерен приоритет узких социальных мотивов, которые связаны со взаимоотношениями ребенка с социальной средой, не выходящей за пределы круга его непосредственного общения. Особое место занимают позиционные мотивы, которые проявляются в стремлении младшего школьника занять определенную социальную позицию, добиться признания в ближайшем социальном окружении. Среди внутренних мотивов особое значение для младшего школьника имеют познавательные интересы, которые за период начального обучения развиваются от простейших форм (любопытство, любознательность) до проявления познавательного интереса не только к самим знаниям, но и к способам их приобретения.
Содержательный компонент познавательной активности заключается в приобретении знаний по конкретным учебным дисциплинам в виде системы понятий и представлений.
Операционный компонент проявляется в приобретении опыта применения отдельных приемов и способов мыслительной деятельности в учебном познании.
Содержательный и операционный компоненты познавательной активности тесно связаны между собой. Качество овладения системой научных понятий и представлений зависит от способа приобретения учащимися этих знаний. Однако уровень сформированности операционной стороны познавательной активности связан и с наличием у учащихся базовых знаний, на основе которых проявляются и развиваются мыслительные операции. Важнейшая особенность содержательного и операционного компонентов мыслительной активности младших школьников — наглядно-практическая основа их мыслительной деятельности, которая к 10—11 годам дополняется и частично сменяется словесно-логическим мышлением.
Эмоционально-волевой компонент познавательной активности проявляется в положительном отношении к содержанию процесса учения, нравственно-волевой мобилизованности, стремлении реализовать познавательные возможности. Волевой компонент познавательной активности предполагает умение детей проявлять настойчивость в процессе учения, внутреннюю целеустремленность, осуществлять определенные усилия в овладении понятиями и способами деятельности.
У младших школьников данный компонент развит недостаточно. В связи с этим им необходим постоянный контроль и активная помощь со стороны учителя, а также стимулирующее воздействие мнения классного коллектива.
Характер умственной активности изменчив. На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для формирования. У учащихся начальных классов наиболее ярко проявляется познавательная активность, связанная с приобре -тением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Для активизации познава -тельной деятельности в педагогической практике используются различные пути: разнообразие форм, методов, средств обучения, рациональные способы формирования понятий. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, овладение ими происходит в процессе интериоризации (перехода вовнутрь) соответствующего внешнего практического действия. Обязательны в процессе формирования внутреннего умственного действия этапы предметного (материального) действия и последующий этап материализованного действия.
В качестве основного средства формирования математических понятий я предлагаю использовать текстовую задачу. Решение текстовых задач — довольно сложное умственное умение. Чтобы овладеть им, ученик должен усвоить систему ориентиров и указаний (ориентировочная основа действий — ООД). Такую систему ориентиров могут составить действия, выполняемые прирешении любой математической задачи: анализ условия и установление взаимосвязи между величинами, построение модели (схематической, знаковой и т. п.) с целью дальнейшего изучения, решение задачи и его интерпретация в виде знаковой модели.
В соответствии с указанной теорией, обучение решению текстовых задач необходимо начинать с действий с предметами. Однако при работе с ними трудно выявить систему ориентиров, составляющую ООД, т. к. материаль -ные предметы имеют много признаков, не относящихся к решению задачи (цвет, форма, размер), Чтобы увидеть общие черты усваиваемого действия, необходимо отвлечься от ненужных в данном случае свойств предметов, "...это значит, что нужно перейти от действия с материальными предметами к действию с их заместителями-моделями, т. е. перейти на этап материализо -ванного действия. Это может быть какая-то графическая схема, образная или знаковая модель, с помощью которой ученик выполняет усваиваемое действие". Таким образом, у детей формируется общий подход к решению задачи, а работа с моделями составляет обязательный и очень важный этап овладения этим умением.
Цель методики — формировать понятие уравнения (на пропедевтическом уровне) и умение решать простейшие уравнения (вида x + a = b,a+x = b, х - а = b, а -х = Ь) учащимися 7—8 лет. В качестве основного средства выбраны текстовые задачи на взаимосвязь между компонентами и результатом действий сложения и вычитания. Кроме этого использовались различные виды учебных моделей, иллюстрирующие заданные ситуации и уравнения, лежащие в их основе (предметы-символы, графические, знаково-числовые, знаково-буквенные модели).
Методика реализована в системе учебных заданий, объединенных в три блока.
Задания I блока обеспечивали использование предметных действий в процессе работы над задачами. При применении заданий II блока осуществлялось решение задач указанного вида на основе графического моделирования (учащиеся учились изображать отношение целого и частей с помощью отрезков). Ill блок заданий связан с решением текстовых задач на основе знаково-числового моделирования.
Для оценки познавательной активности учащихся при работе формирования математических понятий был использован экспертный опрос (метод экспертных оценок). Содержание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных Экспертный метод в значительной мере обеспечивает объективность, многосторонность, комплексность и компетентность принимаемых практических решений.
Основное назначение метода — выявить наиболее существенные, сложные аспекты исследуемой проблемы, обосновать выводы и практические рекомендации благодаря использованию знаний и опыта.