Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности
Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т.е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов. Так, в нашем ДОУ был проведен педсовет “Дифференцированный подход к работе с родителями” (цель – знакомство с особенностями работы с семьями разного типа). Он включал теоретический материал (доклад педагога “Современная семья глазами педагога”), аналитический материал (анализ особенностей семей воспитанников детского сада), рефлексивный тренинг для педагогов (выработка методических рекомендаций по работе с семьями разного типа).
Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность. В нашем дошкольном учреждении практически ежегодно проводятся обучающие семинары. Так, в 2009г. проходил семинар “Использование игр и игровых приемов в работе со старшими дошкольниками”, совместно со школой семинар «Как готовить ребенка к школьному обучению», в 2010г. запланирован семинар “Реализация приоритетного направления развития ДОУ через организацию дополнительного образования»”. По окончании семинаров обычно проводятся выставки игр и пособий, изготовленных педагогами по данным темам.
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» и т.д. Наряду с консультациями старшего воспитателя в нашем коллективе практикуются консультации специалистов, а также воспитателей такие как “Новый взгляд на родительские собрания”, “Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе” и др.
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий, которые в нашем ДОУ стали носить регулярный характер. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе. Может показаться, что функции старшего воспитателя сводятся лишь к организации просмотра таких занятий, но на самом деле результативность этой формы работы зависит от ее предварительной подготовки. Перед открытым просмотром занятия старший воспитатель предлагает педагогам следующую установку: о результате педагогической деятельности воспитателя судят по конечному результату – воспитанности детей, их готовности к обучению в школе, системе их межличностных отношений, психологическому комфорту в группе. Поэтому одно занятие и даже их система не могут выявить качество работы педагога. Подобная установка позволяет снять проблему психологической напряженности или дискомфорта, которые часто возникают у педагогов перед открытым занятием.
Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Изучение лучшего педагогического опыта имеет свою структуру:
- этап исследования (анкетирование, наблюдение, беседа);
- этап анализа (выборка лучшего опыта из представленного по определенным критериям);
- этап структурирования (выстраивание системы предлагаемого опыта для более качественного восприятия его содержания);
- этап визуального восприятия (непосредственное знакомство педагогов с имеющимися материалами).
Лучший опыт может быть представлен в следующих вариантах: конспекты занятий и режимных моментов; перспективные и календарно-тематические планы работы; педагогические дневники воспитателя; сценарии утренников, развлечений, выпускных балов; образцы дидактических материалов; продукты детского творчества (фотоматериалы); авторские программы; образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды). (Приложение 1). Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов. В нашем ДОУ практикуется такая форма работы повышения квалификации – это творческая группа «Вдохновение» в ней педагоги изучают литературу, накапливают материал, разрабатывают конспекты, создают картотеку по определенной тематике.
Еще одной традицией в нашем ДОУ стал “Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).
Смотр-конкурс– это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:
- «Лучшая группа»
- «Огород на окне»
- «Родительский уголок, каким он должен быть?» и т.д.
Диагностика является неотъемлемой частью работы старшего воспитателя, особенно при повышении квалификации педагогических работников. Работа с ними в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов каждого. Именно это позволит развить творчество и инициативу каждого путем включения в исследовательскую деятельность. Ныне особенно возрастает роль педагогического коллектива в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. При этом контроль со стороны администрации не исчезает полностью, но корректируется следующим образом:
- Развиваются самоконтроль и самокоррекция деятельности, как воспитателей, так и руководителя ДОУ.
- Административный контроль организуется путем введения новых форм: среза знаний, умений, навыков; диагностики, регулирования, коррекции.
- Практикуются коллективный контроль и коррекция деятельности на всех уровнях.
Основным условием демократизации управленческой деятельности является гласность, в первую очередь гласность контроля. В связи с этим появилась необходимость разработки графика наблюдения, контроля и оказания методической помощи педагогам в моей методической работе. Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов я считаю, обязательным условием является обратная связь с коллегами, т.е. получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями. Для этого педагоги заполняют анкету-заявку «Образовательные ориентиры педагога в ДОУ» (приложение 2). Диагностическая работа старшего воспитателя не ограничивается мониторингом деятельности педагогов. Она включает и педагогическую диагностику личности ребенка, что позволяет своевременно реагировать на то, как организована образовательная работа в группах, какие направления реализуются не полностью. Диагностика проводится с учетом концепции личностно ориентированного образования и не только выявляет динамику в развитии дошкольника, но и позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей. В нашем ДОУ создан свой вариант карты диагностики, которая отражает различные стороны развития личности ребенка. Критерием уровня развития является образовательный стандарт. В карте отражены следующие направления: диагностика музыкального развития и физического развития; диагностика уровня развития ребенка в изобразительной деятельности и игровой деятельности; диагностика уровня знаний детей по разделу “Ознакомление с окружающим”; диагностика уровня развития трудовой деятельности и элементарных математических представлений, обучение грамоте. Чтобы диагностика проводилась педагогически и методически грамотно, следует соблюдать ряд условий, таких как согласованность действий всех специалистов, наличие сведений о стартовом уровне развития ребенка, последовательность в проведении диагностических процедур, анализ результатов диагностики на совещаниях, своевременное сообщение родителям о результатах диагностических процедур.