Основные проблемы и перспективы развития экскурсионно – познавательного туризма
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей международной экономики.
За последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа туристских прибытий в мире составили 5,1 процента, а темпы роста валютных поступлений от туризма 14 процентов. Прогноз Всемирной туристической организации (ВТО) показывает, что к 2020 году число международных туристских прибытий составит 1,56 млрд. человек. Также ВТО показывает, что 1,18 млрд. человек будут путешествовать в пределах своих регионов, и только 377 млн. будут совершать путешествия в другие регионы мира. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место останется за Европой - 717 млн. туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский регион 397 млн. туристов, третье Америка - 282 млн. туристов, а за ней следуют Африка, Ближний Восток и Южная Азия. Россия, по данным ВТО, относится к числу государств, в которых прогнозируются высокие темпы развития туризма, при условии государственной поддержке данной отрасли. Согласно этим прогнозам, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. человек в год), так и по выезду туристов (30,5 млн. человек).
При этом внутренний туризм в России должен превысить въездной и выездной обороты. Потенциал для развития внутреннего и международного туризма в Российской Федерации огромен, ресурсы нашей страны позволяют развивать практически все виды туризма, включая наиболее популярные среди потребителей, в том числе культурно-познавательный туризм.
Туристский комплекс нашей страны составляют более 144 тысяч памятников истории и культуры, 477 исторических городов, 108 музеев, заповедников и 142 национальных парка.
Историко-культурное наследие России является важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли. На территории Российской Федерации сложились как традиционные туристские центры со специализацией на определенном, чаще всего экскурсионно-познавательном, виде туризма (Москва, Санкт-Петербург), так и межрегиональные туристические продукты, и маршруты (Золотое Кольцо, круизы по Волге).
На сегодняшний день основными проблемами, препятствующими развитию въездного туризма, являются:
- высокая стоимость туров, которая складывается из высокой стоимости транспортного и гостиничного обслуживания; В большинстве регионов страны – малое количество средств размещения туристского класса – гостиниц 3* и 4*, современных комфортабельных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;
- инфраструктура (низкое качество автомобильных и железных дорог и уровень придорожного обслуживания);
- не развита реклама о России как туристкой дестинации и недостаточна информированность потребителя за рубежом;
- необходимость оформления туристского въезда в Российскую Федерацию для граждан большинства стран;
- неблагоприятный имидж России за рубежом, который в значительной степени формируется под влиянием западных СМИ;
- невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров.
С точки зрения соотношения цены и международных предложений. Цена стандартного недельного тура для иностранцев с посещением Москвы, Золотого кольца или Санкт-Петербурга превышает приемлемый для большинства европейских туристов рубеж в 1,5 тыс. евро.
Железнодорожное транспортное обеспечение дорогое. Объясняется это в основном ростом цен на топливо. Однако в Европе эта тенденция снижается за счет низкобюджетных авиаперевозок и скоростного железнодорожного сообщения. В России все это развивается медленно. Кроме того, дефицит гостиниц уровня трех звезд, рост эксплуатационных затрат на их содержание, коммунальные платежи и налоги ведут к ежегодному росту цен на гостиничные услуги на 15 % и более. Гостиничное строительство в последние годы несколько активизировалось, главным образом в отношении гостиниц бизнес-класса и малых отелей. Но пока этот конкурентоспособной индустрии гостеприимства в России возможно лишь при участии государства и улучшении инвестиционного климата в целом и в сфере туризма в частности.
В большинстве развитых стран основная часть туроператоров занимается внутренним и въездным туризмом. В России же их около 5 тыс. туроператоров, включенных в федеральный реестр только около 1,5 тыс. зарегистрировались как туроператоры по внутреннему туризму. А из зарегистрировавшихся в качестве международных туроператоров, менее процентов реально занимаются въездным туризмом. То есть, основная часть российского турбизнеса занимается выездным туризмом, поскольку работать в этой сфере проще, чем на внутреннем российском рынке, или заниматься приемом иностранных туристов.
Одним из главных этапов перехода к современному социально ориентированному типу экономического развития страны является обеспечение качества и доступности услуг. И как следствие повышение конкурентоспособности российской туристической отрасли. Этому способствует совершенствование и диверсификация существующего турпродукта, развитие новых перспективных видов туризма, количественного и качественного развития туристских кластеров.
Основные направления, увеличивающие доходность туристской отрасли:
- увеличение продолжительности нахождения гостей в стране;
- увеличение количества повторных посещений страны;
- равномерное распределение туристских потоков в плане географии посещений;
- снижение ярко выраженной сезонности;
- продвижение туристического предложения страны на внутренних и международных рынках.
Сегодня необходимым фактором конкурентоспособности туризма является ее широкое присутствие в сети Интернет. Международная сеть нужна уже не столько в маркетинговых целях, сколько для фактического ведения бизнеса в онлайн среде. В области продвижения российского турпродукта на международных рынках за предыдущие годы был сделан качественный скачок, однако интенсивность продвижения национального турпродукта остается низкой в сравнении с европейскими аналогами.
Перспективные направления развития экскурсионно-познавательного туризма в России:
- развитие туристско-рекреационного комплекса;
- продвижение туристического продукта на внутреннем рынке;
- сохранение культурно-исторического наследия нашей страны, а также облика исторических поселений;
- поддержка и развитие традиционных народных художественных промыслов;
- поддержка инноваций и приоритетных направлений в области туризма;
- развитие информационной и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и поселений;
- создание туристско-рекреационных комплексов в относительно неосвоенных регионах (республики Юга России, регионах Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья);
- повышение уровня инвестиционной, рекламной и социальной привлекательности культурно-исторических центров России путем присвоения статуса "Туристический центр России" малым и средним историческим городам, успешно развивающим туризм;
- формирование музейно-туристских комплексов как эффективной формы взаимодействия музеев и туризма;
- приобщение молодежи к истории и культуре с помощью организации экскурсионных поездок для учащихся в учреждениях общего образования, среднего и высшего профессионального образования;
- создание системы туристско-рекреационных кластеров;
- увеличение роли культурной составляющей в разработке туристско-информационных кластеров;
- унификация законодательства субъектов Российской Федерации в сфере туризма с учетом региональных особенностей развития туризма;
- разработка и реализация региональных программ развития туризма;
- вовлечение малых городов России в туристскую сферу;
- продвижение туристского продукта на отечественном рынке с целью увеличения внутреннего потока туристов;
- проведение информационных акций на зарубежных рынках с целью популяризации и развития въездного туризма;
- разработка стратегий развития национальных брендов;
- содействие продвижению туристических брендов городов и регионов Российской Федерации;
- совершенствование информационного обеспечения отечественных и зарубежных участников туристского рынка и потребителей туристских услуг;
- разработка единого информационного туристского продукта на базе музейных и туристских информационных систем;
- продвижение на внутреннем и зарубежных рынках исторических городов-юбиляров как международных центров культурно-познавательного туризма;
- содействие популяризации туристических возможностей России среди детей и молодежи и развитие детско-юношеского культурно-познавательного и образовательного туризма;
- создание единой системы подготовки и аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков, предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения;
- совершенствование профессиональных стандартов для работников туристской индустрии;
- осуществление постоянного мониторинга мирового и внутреннего туристского рынка, подготовка ежегодного аналитического доклада по его состоянию, проблемам и перспективам развития туризма в Российской Федерации;
- создание единой системы туристской навигации: дорожных и уличных указателей, указателей объектов туристского показа, систем ориентирования в общественном транспорте и др.;
- создание всероссийского единого событийного календаря;
- поддержка внедрения новых разработок для сферы туризма ("аудиогид", приложения для мобильных устройств, электронная "Карта гостя");
- создание новых туристских маршрутов и расширение географии туризма;
маршрутов на территории Российской Федерации;
- разработка мер по обеспечению защиты прав потребителей в сфере туризма;
- создание стимулов для расширения спектра услуг в сфере туризма, включая учреждение национальной премии в сфере туризма;
- осуществление других мероприятий.
Выводы по первой главе
Из выше сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на стремительное развитие экскурсионно-познавательного туризма, у данного вида существует ряд проблем, которые необходимо решать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. http://turvopros.com/vidyi-ekskursionnogo-turizma/
3. http://av.disus.ru/metodichka/1504132-1-diplomnaya-rabota-temu-razrabotka-rekomendaciy-razvitiyu-ekskursionno-poznavatelnogo-turizma-primere-kaluzhskoy-oblasti-specialnosti-1.php
4.