Раздел 9. мультимедийная среда как интерактивное средство обучения и воспитания
9.1 Понятие «мультимедийная среда»
Начиная с 70-х годов прошлого века в практику обучения вместе с компьютером вошли новые информационные технологии. Совсем недавно передовые отечественные школы осваивали компьютерные технологии, основанные на использовании простейших контролирующих, обучающих и расчетно-графических программ, сегодня же они активно применяют в обучении мультимедийные технологии. Эти технологии, несущие с собой новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации, позволяют перейти к более эффективным формам организации учебной деятельности учащихся и могут сыграть большую, а может, и определяющую роль в изменении господствующих сегодня педагогических технологий.
Привычным явлением становится использование в теории и практике обучения таких понятий, как «мультимедиа», «мультимедийные технологии», «мультимедийная среда». Компьютерные системы с интерактивной поддержкой аудио- и видеозаписей и интерактивные средства, позволяющие работать с текстом, статическими и динамическими изображениями, видеофильмами, речевым и звуковым сопровождением, принесли в обучение новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации.
При этом для многих авторов, с точки зрения организации среды обучения, эти перечисленные мультимедийные понятия являются синонимами. Некоторые специалисты утверждают, что вообще нет смысла переводить эти туманные термины на нормальный язык. Автор популярной в России монографии о мультимедиа И.Вернер также не дает определения этого понятия, а лишь отмечает важность мультимедийных технологий для обработки информации и интерактивного взаимодействия человека с компьютером в информационном обществе. Зачастую происходит смешение понятий «педагогическая технология обучения с использованием мультимедиа» и «мультимедийная технология». Что же такое мультимедиа, какова его природа и отличительные особенности?
Термин «мультимедиа» происходит от латинских слов «multum» (много) и «media» (средство), то есть «многие среды». Однако это понятие имеет массу оттенков в зависимости от области применения: наука, техника, искусство, культура, образование, - так как назначение мультимедиа меняется в зависимости от того, где и для кого предполагается использовать это средство, в каких целях (опять же функциональный подход).
В универсальной энциклопедии «Кирилла и Мефодия» мультимедиа определяется как компьютерная технология, «которая обеспечивает соединение нескольких видов связанной между собой информации (текст, звук, фото, рисунок, анимация, видео и др.) в единый блок, а также носитель такой информации».
Новый энциклопедический словарь трактует это понятие в узком и широком смысле:
1. «Мультимедиа (мультимедийные средства) — программные и аппаратные средства, обеспечивающие воспроизведение на экране дисплея видеоинформации (со звуковым сопровождением), записанной на компакт-диске (CD-ROM), полученной по компьютерной сети, электронной почте, каналам телевизионного вещания.
2. Мультимедиа в широком смысле - попытка уподобить общение с ЭВМ восприятию реального мира, отраженного в потоках разнородной информации – звуковой, визуальной, тактильной и др.».
Словарь «Основные понятия и определения прикладной интернетики» вносит дополнительную характеристику понятию мультимедиа: «Мультимедиа - multimedia - взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще - анимации и видео. Характерная, если не определяющая, особенность мультимедийных вэб-узлов и компакт-дисков - гиперссылки».
Таким образом, мультимедиа представляет из себя:
1. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих создавать и воспроизводить информационный продукт (ресурс), объединяющий в себе статическую визуальную (текст, графику) и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию) информацию. Важной составляющей мультимедиа является организация интерактивной информационной среды с использованием гипертекста.
2. Источник и носитель (например, CD-ROM) этого информационного продукта (ресурса).
В связи с быстрым ростом экономического развития России и осуществлением Федерального национального проекта «Образование», использование Интернет-ресурсов в образовательных целях становится повседневной реальностью. Происходит повсеместная компьютеризация школ и вузов, где создаются необходимые технические условия для интенсивного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.
Информационно-коммуникационные технологии создают отличную от аудиторной среду, в которой происходит обучение студентов, а также осуществляется их дальнейшая профессиональная деятельность.
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении дает возможность одновременно формировать коммуникативную. Учебно-исследовательскую и информационную компетенцию.
Мультимедийная информационная среда, объединив звуковое изображение и анимацию в единое целое, становится полифункциональным средством обучения, положительно воздействует на результативный, личностный и процессуальные аспекты мотивационной сферы обучаемых. Как пишут Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк, информационно-образовательная среда – «многоаспектная целостная социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий и программно-методических средств обучения, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности обучающегося и доступа к информационным ресурсам».
Содержание учебной информации передается преимущественно аудиовизуальными образами в сочетании с лаконичным гипертекстом в интерактивно-инсценированной эстетико-эмоциональной форме. Мультимедиа-визуализация позволяет реализовать дидактический потенциал мультимедиа-технологий, и прежде всего она обеспечивает реализацию принципа наглядности на качественно новом уровне путём обеспечения единства понятийного и чувственного, логического и эмоционального, конкретного и абстрактного в процессе обучения.
Исследуя понятие «мультимедиа», необходимо отметить, что оно носит в себе неоднозначный характер. В теории существуют многочисленные определения этого возникшего в недавние годы уникального феномена. Так, в общих чертах всем, кто употребляет этот термин достаточно понятно, что в том случае, когда используется название мультимедиа, следует понимать, что речь идет об объединении текста, графики, мультипликации, видео и звука в одно единое целое. Мультимедиа-программа, это такой программный продукт, который имеет свою оригинальную структурную особенность. Эта программа может быть представлена самым различным образом и она является многовариантной.
Исследуя этот феномен, необходимо особо подчеркнуть, что, исходя из того, каким образом многочисленные зарубежные авторы[20] рассматривают его особенности, можно заключить, что они не делают в последнее время различия между терминами «мультимедиа» и «гипермедиа», несмотря на первоначально различный смысл, который вкладывался в эти термины. Объединение этих двух терминов описывает гипермедиа фактически как «ассоциативные», нелинейные объединения мультимедиа»[21]. Так, Т. Brown в своих работах подчеркивает, что термин «мультимедиа» по своей сути является избыточным, поскольку понятие «медиа» заключает в себе множественный характер исходя из своей структуры. Помимо этого, термин «мультимедиа» в прежние времена довольно широко использовался в случаях описания всевозможной индустрии развлечений. Следовательно, применение термина «гипермедиа» вместо термина «мультимедиа» в его применении по отношению к компьютерному миру наиболее ярко подчеркивает его возможность интерактивного управления при помощи персонального компьютера[22].
С целью осуществления феноменологического исследования, проведем сравнительный анализ и сопоставим несколько определений мультимедиа, которые нами взяты из российских и зарубежных источников. Так, в своем научном труде[23] Т. Brown цитирует определения, данные различными авторами:
* для того чтобы получить название «мультимедиа», в приложение должны входить только две или более компоненты из ниже указанных:
* простая или анимированная графика, презентация или видео, аудио, или текст и числовые данные[24];
* мультимедиа, которое зачастую определяется как комбинация текста, графики, аудио, видео и анимации на компьютере[25];
* мультимедиа - компьютерное смешивание графики, звука и видео[26];
* термин «мультимедиа» описывает новую проблемно-ориентированную технологию, основанную на мультисенсорной природе человека и развивающейся исходя из возможности компьютеров передавать различные типы информации[27];
* мультимедиа - метод проектирования и интегрирования компьютерных технологий на одиночной платформе, допускающей конечного пользователя к вводу, созданию, манипулированию и выводу текста, графики, аудио и видео, используя интерфейс отдельного пользователя[28].
Изучив описание и формулировки вышеуказанных терминов в различных словарях и энциклопедиях, дополним ими приведенный нами перечень (см.: таблица № 10).
Таблица № 10
Определения понятия «мультимедиа» [29]
Источник | Определение |
Большой энциклопедический словарь. Современная энциклопедия (http://dic.academic.ru) | Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum – много и medium – средоточие; средства) – электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.) |
Encyclopedia Britannica Dictionary (Словарь Энциклопедии Британника) (http://www/britannica.com) | Multimedia: using, Involving, or encompassing several media (a multimedia approach to learning). Мультимедиа: использование, включающие в себя или комбинирование нескольких сред (мультимедийный подход к обучению) |
Американский национальный стандарт по телекоммуникациям. Глоссарий Телеком 2000) (http://www.its.bldrdoc.gov/projects/telecomglossary2000) | Multimedia: Pertaining to the processing and integrated presentation of information in more than one form, e.g., video, music, or data. Мультимедиа: Обработка и интегрированное представление информации в нескольких формах, например, видео, голос, музыка или данные. |
Специализированная энциклопедия по информационным технологиям (http://whatis.techtarget.com) | Multimedia is typically used to mean the combination of text, sound, and/or motion video. Мультимедиа: обычно используется для комбинации текста, звука и/или видео. |
Из представленных в таблице 10 определений следует, что в данном случае также выделяется технологическая трактовка термина мультимедиа как носителя информации и комбинирование нескольких видов предъявления информации.
На основе вышеизложенного, можно дать следующее определение мультимедиа как средства: мультимедиа (мультимедиа средства) представляет собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов и т.д.
С точки зрения педагогики необходимо выделить трактовку мультимедиа как технологии, которая основана на мультисенсорном восприятии информации человеком. Об этом в приведенном нами перечне Т. Браун дает свое определение. Т. Браун подчеркивает, что по своей сути, мультимедийная форма подачи информации рассчитана па активизацию мультисенсорного (многочувственного) ее восприятия и является техническим приемом, способом организации сообщения, учитывающим знания о психической деятельности человека[30].
В своей совокупности мультимедийность активно способствует удержанию внимания студентов на излагаемом материале, создает контекстовые «зацепки» для стойких ассоциаций с учебным материалом, вызывает эффект любопытства, повышает интерес и создает мотивацию к более углубленному изучению предлагаемого на аудиторных занятиях материала, инициирует желание использовать мультимедийные средства, применяемые преподавателем, в своей текущей учебной или отчетной учебной деятельности. Следовательно, использование в учебном процессе различных знаковых систем, различных каналов поступления информации может увеличить долю усвоения учебного материала до 75%. К примеру, в университетах США, где применялись мультимедийные системы, пришли к выводу, что количество студентов, сдающих с первой попытки устные экзамены, удвоилось, сдающие с первой попытки письменные работы - увеличилось в 6 раз, при этом прогулы и пропуски занятий, на которых преподаватели использовали мультимедийные средства обучения, сократились вдвое.
Мультмедийная среда обладает большим, постоянно развивающимся потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные и действенные формы и методы самореализации, что способствует реализации принципа воспитывающего обучения.
Интерактивный плакат
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что использование интерактивного плаката как мультимедийного образовательного ресурса позволяет, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, а с другой стороны, позволяет ему самому активно участвовать в этом генезисе. Сознавая, что в обозримом будущем школа и вуз по-прежнему останется классно-урочной, необходимо рассматривать перспективы повышения эффективности этой системы с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения, с совершенствованием типов уроков и их модулей. Мультимедийные технологии, как ничто другое, позволяют интегрировать эти два направления методических поисков. Образовательные учреждения разного типа интенсивно оснащаются достаточно мощной компьютерной техникой, что создает реальную перспективу увеличения интенсивности использования цифровых образовательных ресурсов. Таким образом, тема развития мультимедийных технологий еще долгое время будет оставаться актуальной.
Реальный процесс внедрения компьютера и мультимедийных технологий в традиционной массовой школе носит сегодня, скорее, спонтанный и стихийный характер. Нередко новые информационные технологии втискиваются в учебный процесс ради самого их использования. Применяемые мультимедийные продукты зачастую создаются программистами, имеющими эмпирические (зачастую индивидуально специфические) представления о закономерностях и принципах обучения. Далеко не все, даже достаточно известные в широкой образовательной среде Интернет- и мультимедиаресурсы учебного назначения, соответствуют современному состоянию педагогической и методической науки. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию: пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к использованию на уроке.
Тактически более целесообразно дать учителю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы
Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Интерактивный плакат как никакое другое средство позволяет варьировать уровень погружения в тему.
Новизна опыта использования интерактивного плаката заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении некоторой относительно замкнутой темы школьной программы.
Интерактивный плакат, выступая средством реализации прикладных методик, действительно может сыграть определяющую роль в изменении доминирующих в школе педагогических технологий, так как несет с собой не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяет перейти к более эффективным способам учебной деятельности учащихся и формам ее организации.
Таким образом, интерактивный плакат как средство мультимедийных технологий может эффективно применяться в различных образовательных системах в полном спектре учебных предметов.
В отличие от презентации, интерактивный плакат должен удовлетворять следующим педагогическим и программным критериям:
1. Тема плаката должна соответствовать календарно-тематическому планированию, а также обязательно типу урока (изучения нового материала, комбинированному, повторительно-обобщающему).
2. Основу плаката должно составлять небольшое количество слайдов. Например.
Первый слайд – для наглядности, интерактивных инструментов, управляющих кнопок и т.д. позволяющих сопровождать изучение нового материала в соответствие с принципами мультимедийности и интерактивности.
Второй и если необходимо третий слайд предназначены для размещения элементов диагностического контроля.
3. Программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами. По этому, с программно-педагогической точки зрения плакат должен реализовывать следующие возможности:
- наличие одного достаточно большого (основного) блока с которым работа проводится на протяжении всего изучения нового материала;
- наличие дополнительной наглядности которая размещается в виде гиперактивных зон и разворачивается по клику, а так же сворачивается до исходного;
- наличие интерактивных инструментов (ручки, маркеры) позволяющих выделять различными цветами объекты интерактивного плаката (подчёркивания, обведение, исправления, надписи);
- наличие областей, которые появляются и исчезают либо по команде с кнопки, либо по клику по гиперактивной зоне. Для работы с правилами, выводами, с тем чтобы ученики сравнили вывод сделанный, например, самостоятельно с правильным выводом;
- наличие элементов позволяющих автоматизировать действия.
Указанные возможности реализуются в презентации с помощью простейших команд VBA и элементарной работы с макросами.
Ведущим принципом создания интерактивного плаката является педагогические принципы, приёмы и способы, применимые в ходе обучения по конкретной теме, реализуемые с помощью программных средств Оffice.
Таким образом, можно сформулировать определение интерактивного плаката: это педагогическое программное средство представления дидактического материала с помощью интерактивных элементов.
При этом среда реализации плаката может быть различной. Это и средства Office и другие программные средства.
Так как приоритетным объектом все-таки является информация, заключенная в мультимедийном средстве, то необходимо пристальнее рассмотреть ее психологический аспект. Психологическую структуру информации можно представить в виде трехзвенной иерархии: знак - значение - смысл. Роль знака заключается в том, чтобы репрезентировать, замещать какой-либо объект, выступая «подмененной» сущностью этого объекта для сознания. В наиболее общем виде знак можно определить как средство коммуникационного взаимодействия и мышления.
Основываясь на определениях понятия «система», под знаковой системой следует понимать организованное множество знаков с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. Примеры знаковых систем: текст, таблица, чертеж и т.д. Согласно современным представлениям информация в центральной нервной системе оценивается по двум основным признакам: физическим свойствам сигналов и значимости содержащихся в них сообщений. Оба вида оценки связаны с деятельностью разных мозговых структур. Идентификация объекта восприятия – это опознание стимула как данного. Опознание объекта предполагает формирование его перцептивного образа и сличение его с ранее сформированными и хранящимися в памяти «эталонными» (в памяти хранится не один эталонный, а некоторое организованное в систему множество образов). Возможности человека при идентификации объекта довольно ограничены. Так, согласно данных ряда исследований при опознании разнообразных объектов число эталонных образов, с которыми сличается воспринимаемый, не превышает семи-восьми в случае наличия одного различительного признака. Эта величина соответствует объему оперативной памяти. Увеличение числа различных признаков увеличивает информационную емкость объекта. Поэтому при создании однотипных информационных объектов необходимо усиливать их многомерность.