Тема 7. Восстановительные подходы в социально-педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних
Принципы построения профилактической работы, основанной на восстановительных подходах. Сущность восстановительных подходов в социально-педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних. Методы восстановительного правосудия в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и учреждений образования, основанное на методах восстановительного правосудия, ориентированного на восстановление прав и интересов всех потерпевших в результате данного деяния сторон; восстановлении справедливости и нарушенных прав.
Понятие и сущность программ примирения. Основные формы программ примирения: семейные конференции, общественные и школьные конференции, круги заботы. Роль социального педагога в организации круга заботы, основные функции ведущего круга заботы. Программы примирения, основанные на включении подростка в коллектив. Роль социального педагога в разработке программ примирения, восстановление регулирующей роли семьи. Примирение внутри семьи, возобновление эмоциональной привязанности между членами семьи и обязательств подростка по отношению к ней. Опыт внедрения модели профилактики преступлений несовершеннолетних, основанной на восстановительных подходах.
Традиционная система работы с подростками, склонными к совершению противоправных действий, не всегда приводит к желаемому результату. Страх перед наказанием не удерживает подростка от соблазна переступить закон. Подростки часто попадают в сложные и опасные ситуации, вступают в конфликты, которые приводят к серьёзным правонарушениям. Из таких ситуаций подростку трудно выйти самому - нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину. Им нужна помощь, которую может оказать программа примирения.
Подобные программы практикуются во всём мире уже более тридцати лет, но лишь недавно они пришли в практику работы учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.
Первые шаги сделаны в Октябрьском районе г. Минска в рамках реализации экспериментального проекта «Разработка и апробация в Октябрьском районе г. Минска модели профилактики правонарушений и безнадзорности детей на основе внедрения восстановительных подходов» (авторы: А.А. Ананенко, Е.А. Герасименко, Н.М. Немкевич), где была внедрена инновационная модель профилактики, основанная на принципах восстановительного подхода:
1. Передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.
2. Акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам.
3. Выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.
4. Восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.
Программы примирения помогают разрешить конфликтные ситуации, способствуют налаживанию диалога, поддерживают конструктивный способ решения проблем. Служба примирения работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения подростков.
Становясь частью административной системы учреждения общего среднего образования служба согласовывает вопросы своей работы и отчитывается о её результатах перед директором или его заместителем. Руководитель службы, как правило, социальный педагог, который в рамках своих функциональных обязанностей руководит профилактической работой и вопросами разрешения конфликтных ситуаций в подростковой среде (но это может быть и любой педагогический работник). В структуру программы входят не только специалисты, но наиболее авторитетные подростки, которые имеют позитивное влияние на своих сверстников. Подбор подростков осуществляется на основе утвержденных в самом учреждении общего среднего образования критериев набора.
Структурно программы примирения в учреждении общего среднего образования могут быть оформлены:
- в качестве структурного подразделения социально-педагогической службы учреждения общего среднего образования;
- в качестве «воспитательного коллектива» (организационно, это может быть реализовано в рамках клуба, либо другой формы воспитательной работы);
- организационное оформление службы примирения в рамках школьного самоуправления.
Одной из важный задач школьных программ примирения является решение до совета профилактики вопроса о том, на каком уровне рассматривать конкретное «дело»: выбрать административный или же примирительный путь.
Школьные службы примирения являются одной из форм реализации восстановительного подхода к реагированию на конфликтные ситуации.
Сферы влияния школьной службы примирения:
1. Разрешение подростковых конфликтов .
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Включение школьного самоуправления в разрешение подростковых конфликтов.
Программа примирения – добровольная встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы), организуется ведущим, для обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации и составлению примирительного договора. Такая программа может состояться, только тогда когда обе стороны согласны встретиться.
Формы работы Школьной службы примирения:
1. Медиация (программы примирения, программы по заглаживанию вреда).
2. «Круги заботы». Круги заботы проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создавать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей ребенка. «Круги» могут проводить после прохождения соответствующего обучения как подростки - участники Службы примирения, так и куратор Службы.
3. Семейные конференции- это такая форма программы примирения, в которой семья совместно с ребенком берет ответственность за выход из сложившейся конфликтной ситуации и изменение его поведения.
Важным моментом при реализации данной схемы является желание подростка участвовать в реабилитационной программе. Практика показала, что около 70% программ примирения заканчиваются успехом: подписывается Примирительный договор, между конфликтующими сторонами устанавливаются ровные отношения, виновники возмещают пострадавшим ущерб. Подростки учатся договариваться и не повторять совершённых ошибок. Это позволяет службе добиться положительных результатов – разрешать трудные ситуации, с которыми до этого не могли справиться взрослые. Таким образом, программы примирения могут стать эффективным элементом школьной системы профилактики девиантного поведения подростков.