Историческое развитие организационных форм обучения
Форма обучения– внешняя организации учебной работы, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Например, по первому признаку выделяют индивидуальные, микро групповые, групповые, коллективные и массовые формы обучения; по продолжительности выделяют классический урок, спаренные занятия, спаренные укороченные занятия (70 мин), а также бывают уроки без звонков (произвольной длительности); по месту проведения выделяют стационарные формы обучения и экскурсии (выезд, выход к месту нахождения) и т.д.
Исторически эволюционировали следующие формы учебной работы в школе:
1) индивидуальное обучение;
2) индивидуально-групповая форма обучения: учитель занимался с группой учащихся (количество до 150 человек), однако учебная работы носила индивидуальный характер, поскольку учащиеся были разного возраста, разного уровня подготовки, начинали и оканчивали учение в разное время. Поэтому учитель спрашивал одного ученика, объяснял ему новый материал, давал задания для самостоятельной работы и переходил к следующему ученику, если они были приблизительно одного возраста.
3) классно-урочная форма обучения впервые появилась в XV-XVI веках в братских школах Беларуси и Украины и в дальнейшем получила своё научное обоснование в трудах Я.А. Коменского, Г. Песталоцци, И. Гербарта, К.Д. Ушинского и д.р.
Суть классно-урочной формы обучения состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста для занятий распределяются по отдельным классам; занятия с ними проводятся поурочно, по заранее составленному расписанию; все ученики класса работают над усвоением одного и того же учебного материала; каждый урок посвящается только одному предмету (манизм обучения); руководящая роль учителя в организации учебного процесса (педагогическое управление).
Достоинства классно-урочной формы обучения:
1) четкая организационная структура
2) экономичность
3) обеспечение массовости обучения
4) возможности для взаимообучения, коллективного взаимодействия
5) здоровой соревновательности
6) воспитания и развития учащихся
Недостатки:
1) ориентация на «среднего ученика»
2) отсутствие возможностей осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися с учётом их потребностей, личностных предпочтений, задатков и т.д.
4) В конце XVIII столетия большую популярность среди беднейших стран мира приобрела белл-ланкастерская форма обучения (англ. священник А.Белл, англ. учитель Дж. Ланкастер)
Учитель, имея большое количество учеников (до 150), в первую половину дня занимался со старшими, наиболее хорошо обучаемыми учениками (мониторы), давал им необходимые инструкции, с помощью которых во второй половине дня эти старшие ученики обучали своих младших товарищей.
5) В конце XIX – нач. XX в. в Европе и США как реакция на недочеты классно-урочной формы обучения появились избирательные формы обучения: маннгеймская форма обучения и батавская форма обучения.Суть маннгеймской системы состоит в том, что все учащиеся, начиная с 11 летнего возраста на основании специального тестирования, определяющего уровень их IQ, для обучения распределяются по трём классам: класс для слабых учеников, класс для средних учеников, класс для сильных учеников, где обучаются по соответствующим программам начального, среднего и продвинутого уровня.
Суть батавской системы заключается в том, что время учителя (8 часовой рабочий день) делится на 2 неравные части. Меньшая (2-3 часа) посвящается коллективной работе с детьми – изложение нового материала, раздача индивидуальных заданий, анализ проверенных индивидуальных работ. Вторая часть рабочего времени учителя отводится на оказание помощи ученикам в выполнении индивидуальных заданий, подготовке к следующему уроку, написанию тестов и т.д.
6) форма индивидуализированного обучения: далтон-план (штат Масачуссец, учительница Е. Паркхерст). Суть этого метода: вместо классов в школе создаются система лабораторий (мастерских) по каждому предмету, учащиеся занимаются в них самостоятельно (или группами 2, 3 или 4 человека) пользуясь помощью дежурного учителя, общего расписания занятий не предусмотрено, коллективная работа – 1 час в день, остальное время самостоятельное выполнение всех проектов, отчёт перед учителем.
41.Характеристика классно-урочной системы, её достоинства и недостатки.
Классно-урочная система обучения — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала.
Суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы. Особенности, которые присущи этой системе (или признаки). Важнейшие из них являются:
— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
— класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
—основной единицей занятий является урок;
—урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
—работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.
Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира.
Достоинства классно-урочной системы: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то лее время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.
Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.