Оценка физической подготовленности

Диагностика физической и двигательной подготовленности дошкольника

План:

Содержание и организационно-методические принципы программы комплексной оценки

Оценка физической подготовленности

Диагностика двигательной подготовленности

Содержание и организационно-методические принципы программы комплексной оценки

В программу комплексного обследования детей включены следующие разделы:

o оценка физической подготовленности

o диагностика двигательной подготовленности.

o оценка двигательного творчества детей.

Часть рекомендованных методик будет входить в программу-минимум и обязательна для проведения в каждом дошкольном учреждении, часть – в программу – максимум для Центров развития ребёнка и детских садов общеобразовательного вида, которые углубленно реализуют задачи физического и психического развития и оздоровления воспитанников.

Организационно-методические принципы

В соответствии с новыми санитарными правилами для ДОУ (2003) тестирование физической и двигательной подготовленности детей должен проводить педагог по физической культуре. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации, а методист или старший воспитатель осуществляет контроль за его проведением.

Напоминаем, что нельзя проводить тестирование без разрешения врача или медицинской сестры!При определении медицинских противопоказаний нельзя ориентироваться только на группу здоровья. Например, во вторую группу здоровья входят дети с уплощением стоп, аллергическими проявлениями, часто болеющие. В то же время к ней относят детей, имеющих более серьёзные патологии (гипертензионно-гидрецефальный синдром, грыжи, пороки сердца, заболевания почек и др.). А эти дети требуют строго дифференцированного подхода к тестированию и специального набора безопасных тестов.

Сначала определим, что входит в понятие «физическая» и «двигательная» подготовленность детей. При оценке физической подготовленности определяется уровень развития психофизических качеств (силы, быстроты, ловкости, общей скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) по количественным показателям. Диагностика двигательной подготовленности нацелена на определение, прежде всего, степени «умелости» ребёнка, т.е. выявляет уровень овладения программными двигательными умениями и навыками. Поэтому уровень двигательной подготовленности оценивается, прежде всего, качественными параметрами. Нередко один и тот же тест можно использовать как для оценки двигательной подготовленности, так и физического качества (например, прыжок в длину с места). Некоторые же тесты используются исключительно для характеристики последнего (силы - динамометрия, гибкости – наклон туловища вперёд и др.).

В основу современной методики оценки психофизических качеств и двигательной подготовленностидошкольника положены идеи и принципы изучения развития его движений, разработанные в отечественной и зарубежной науке и богатый опыт работы детских садов.

При тестировании учитываются уровень здоровья ребёнка, конституционные, врождённые особенности строения тела, особенности нервной системы, природные задатки двигательных способностей, а также влияние обучения и окружающей среды.

Особое внимание следует уделить методикепроведения тестирования, сущность которой заключается в создании игровой атмосферы. Активное использование игровой (младший и средний возраст) и соревновательной (старший возраст) мотивации, включение игровых персонажей, маленьких призов-сувениров, использование предвосхищающей положительной оценки обеспечивают проявление максимальных возможностей ребёнка (особенно при оценке уровня физической подготовленности) и позволяют дать объективную оценку уровня его двигательной подготовленности.

Оценка уровня психофизических качеств и двигательной подготовленности детей проводится в начале года (исходное) и в конце (итоговое). Наиболее оптимальным для исходного тестирования считается период с 15 сентября по 15 октября. Начинать следует со старших групп, так как детям младшего возраста необходимо более длительный срок для адаптации. Тестирование проводится с детьми в возрасте не ранее 3 лет 6 месяцев. Полученные данные определяют дальнейшую программу воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми, а также используются для оценки степени эффективности работы воспитателя и педагога по физической культуре.

При организации обследования следует учесть целый ряд организационно-методических условий:

· Предварительная оценка врачом состояния здоровья обследуемых детей

· Присутствие двух- трёх взрослых (например, педагога по физической культуре, воспитателя и медицинской сестры, что позволит чётко распределить функции в работе с детьми). Один может организовывать деятельность детей, подавать команды, использовать игровые и стимулирующие приёмы во время тестирования, другой – вести активное наблюдение за техникой выполнения движений и состоянием детей, третий – фиксировать результаты в протоколе.

· Подготовка протоколов.

· Подготовка места и условий для проведения обследования. Для объективности получения данных целесообразно проводить обследование в хорошо известных ребёнку условиях (физкультурная площадка, беговая дорожка, физкультурный или музыкальный зал) в одно и тоже время. Оптимальным является время с 9–00 до 11-00 , а также с 16-00 до 17-00 , т.е. часы, в которые проявляется максимальная активность подавляющего большинства детей.

· Необходимость проведения игровой разминки, направленной на подготовку всего организма и отдельных мышечных групп ребёнка к выполнению тестовых заданий. Длительность такой разминки 3-5 минут. Способ проведения фронтальный. Содержание обычно составляют разные виды ходьбы и непродолжительного бега, подготовительные упражнения (но не подводящие ! Так как они осуществляют обучающую функцию) .

· Обязательность присутствия детей и обследующих взрослых в спортивной обуви и форме, что обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой на результат и серьёзность решаемых задач, создаёт оптимальные условия для получения максимальных показателей и обеспечивает установление ассоциативных связей между процессом обучения на занятии и обследованием.

· Подготовка спортивного и игрового оборудования, измерительных приборов, т.е. своеобразного “диагностического чемоданчика”, наполняемого соответствующим содержимым для каждого вида тестирования.

· Все тестовые задания (кроме теста на общую выносливость) предлагается выполнить три раза. Фиксируется лучший результат.

· При диагностике двигательной подготовленности педагог не должен показывать или подсказывать способ выполнения задания. Его словесные указания должны только нацеливать на качественное и результативное выполнение движений.

· Использование методики игровоготестирования (“Кенгурята”, “Сильные ноги”, “Не задень”, “Тир“, ”Накорми белочку”, “Спаси котёнка” и т.п.), обеспечивающей непринуждённый характер общения педагога и ребёнка и выявление максимальных показателей в усвоении навыков движений.

Оценка физической подготовленности

В современной литературе существует достаточно большое разнообразие тестов для оценки уровня психофизических качеств. Специалистами в области физической культуры и детскими спортивным тренерами могут быть использованы те или иные их группы в зависимости от направленности организуемой с детьми деятельности (художественная гимнастика, спортивные игры, плавание, лёгкая атлетика, ориентирование, туризм и пр.). Не ставя перед собой цель - систематизировать и представить весь объём тестовых заданий, мы представим лишь те из них, которыми могут воспользоваться инструктора по физической культуре и воспитатели дошкольных учреждений, осуществляющих общефизическую подготовку детей.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что, к сожалению, часто используются различные методики, не прошедшие гигиеническую экспертизу, не имеющие рекомендации органов здравоохранения. Анализ состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях показывает, что абсолютное большинство детей имеет противопоказания к тестам на скоростно-силовую, силовую выносливость (висы, подтягивания, подъём туловища в сед за 30 сек, бег на 90 м с 5 лет и 120-150 м - с 6 лет на время и др.) в связи с нарушениями со стороны органов кровообращения, костно-мышечной системы и др.

В связи с этим, мы предлагаем вам обязательную программу-минимум,котораяпрошла апробацию в дошкольных учреждениях общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего вида, а также экспертизу в НИИ гигиены и охраны детей и подростков (Березина Н.О. и Лашнёва И.П.,2003). Вы можете ограничиться только ею.

В случае необходимости она может быть расширена до программы-максимум.Описания обеих будет дано ниже. Кроме того, мы оставляем право за каждым педагогом дополнить перечень предлагаемых тестовых программ (при условии отсутствия медицинских противопоказаний!!!) в соответствии с требованиями тех парциальных и авторских программ, которые они внедряют в работу своего учреждения.

Напоминаем вам, что для оценки уровня развития психофизических качеств отдельного ребёнка имеет значение не столь его стартовые данные, которые в большей степени связаны с проявлением его индивидуальных особенностей (конституции, генетического психомоторного статуса и пр.), сколько степень прироста показателей психофизических качеств!!! Именно последний показатель является критерием успешности деятельности педагогов как с отдельно взятым ребёнком, так и со всей группой в целом.

В связи с этим, мы предлагаем вашему вниманию использовать формулу, предложенную В.И.Усаковым:

W = 100 (V2 – V1)

½ ( V1+V2)

где W – прирост показателей темпов в % ;

V1 – исходный уровень развития качества;

V2 – конечный уровень.

Шкала оценки прироста физических качеств

Темпы прироста (в%) оценка За счёт чего достигнут прирост)
До 8 Неудовлетворительно За счёт естественного прироста
  8-10   удовлетворительно За счёт естественного прироста и двигательной активности
  10-15   Хорошо За счёт естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания
  Свыше 15   отлично За счёт эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений.

Например, в начале года Максим Я. Выполнил прыжок с места в длину на расстояние 74 см, в конце года – 81см. Что это? Естественный результат его роста и развития или результат систематических занятий? Проверяем по формуле:

W = 100 (81 – 74)

½ ( 81+74)

Получаем, что прирост составил 9,03 %. Делаем вывод, что темпы прироста невысоки (удовлетворительная оценка) и произошли за счёт естественного роста, развития и двигательной активности ребёнка. Если аналогичная ситуация прослеживается у большинства детей данной группы, то мы можем сделать вывод о слабой постановке работы и необходимости принятия кардинальных мер по внедрению адекватных программ и технологий физического воспитания детей.

Программа – минимум

Тесты, собранные в эту программу, имеют минимум медицинских противопоказаний, не требуют больших временных затрат и специальных условий для их проведения. Они просты, понятны детям, нормативны, т.е. в комплексе дают представление об уровне развития психофизических качеств и психомоторного развития (8).

· Прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества, координация);

· Бросок мяча весом 1 кг вдаль (скоростно-силовые качества)

· Бег на 30 м со старта (скоростная выносливость, скорость)

· Бег на 10 м с хода (скоростные качества)

Методика проведения

Прыжок в длину с места

Содержимое диагностического чемоданчика: мел, рулетка, флажки ( 3-4).

Оценка физической подготовленности - student2.ru

Обследование проводится на спортивной площадке (со специально оборудованной прыжковой ямой) или в физкультурном зале (при условии наличия мата) в виде игры “Кенгуру”. Детям предлагается встать около черты ( на краю пропасти ) и совершить прыгнут как можно дальше через пропасть, оттолкнувшись двумя ногами. Кенгурята должны перепрыгнуть это опасное место и вернуться невредимыми к своей маме-кенгуру. В старшей и подготовительной группах можно дополнительно использовать соревновательный приём “Чей прыжок дальше”. Место приземления каждого ребёнка (по пяткам) отмечается флажком.

Наши рекомендации