Понятие о психологическом климате в коллективе
НАУКА-ШКОЛЕ
Н. П. Аникеева
Учителю о психологическом климате е коллективе
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
ББК 88.8 А67
Рецензенты: кандидат педагогических паук
Е. Г Михайловский, кандидат педагогических паук,
учитель школы № 50 г. Львова Ю. Л. Львова
От издательства
Эта книга открывает новую серию «Психологическая наука — школе». В книгах серии предполагается раскрыть педагогические аспекты психологических исследований, ведущихся в стране: психологию и психогигиену деятельности учителя, изучение школьников в учебном процессе, психологию личности школьника и социальную психологию детского коллектива и т. д. Особое внимание будет обращено на вопросы, в недостаточной степени раскрываемые при обучении будущих педагогов. Отзывы о данной и последующих книгах серии просим направлять по адресу: Москва, 129846, 3-й проезд Марьиной рощи, 41, издательство «Просвещение».
Аникеева Н. П.
А67 Учителю о психологическом климате в коллективе.—
М.: Просвещение, 1983.—96 с.— (Психол. наука — школе)
В книге раскрыты вопросы формирования положительного психологического климата в классном и педагогическом коллективах. Особое внимание обращено на средства его формирования (изменение позиции ребенка в коллективе, развитие самоуправления в классном коллективе, обучение школьников и студентов педвузов способам общения и т. д.)
Книга адресована учителям и классным руководителям.
4306000000-699 КБ_13_22_ШЗ ББК 83.8
103(03) -83 371.015
© Издательство «Просвещение», 1983 г
Глава 1
ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КЛИМАТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ
Понятие о психологическом климате.— Способы взаимодействия людей.— Социально-психологическая совместимость и взаимоотношения в группе.— Основные параметры психологического климата в коллективе
На XXVI съезде КПСС отмечалось, что завершение перестройки «всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах»1 является основной характеристикой социального развития современного советского общества.
В настоящее время, когда именно коллективные условия, коллективное творчество определяют успехи науки, техники, промышленности, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе.
Общеобразовательная школа не может стоять в стороне от решения этой задачи. Она должна формировать у учащихся соответствующие качества. Уже в школьном возрасте следует ориентировать учеников на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Научить этому детей может и должен прежде всего педагог.
Однако в подавляющем числе работ изучается прежде всего психологический климат в трудовых и научных коллективах. Значительно меньше исследователи касаются проблем психологического климата в детских и педагогических коллективах. Вместе с тем педагогу следует знать основные положения о социально-психологическом климате, являющиеся общими для , коллективов любого типа.
Поэтому цель данной главы — дать основную информацию социально-психологического характера, которую педагог может преломить по отношению как к детскому, так и взрослому педагогическому коллективу с учетом специфики того и другого.
Анализ психологического климата важен не сам по себе. Целью коммунистического воспитания является гармоническое развитие личности, которое во многом определяется тем, в какие
коллективы и как включается личность в процессе своего развития, Ясно, что коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
Психологический климат — объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего -это социально-психологическая атмосфера общества в ц е-л о м. Не случайно на съездах партии, в постановлениях ЦК КПСС не раз поднимался вопрос о моральной атмосфере общества. На XXIV съезде КПСС отмечалось: «В отчетный период ЦК партии принимал меры к тому, чтобы создать такую моральную атмосферу в нашем обществе, которая бы способствовала утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту уважительного и заботливого отношения к человеку, честности, требовательности к себе и к другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью, духа настоящего товарищества»1. Итак, атмосфера всего общества непосредственно отражается на психологическом климате отдельных коллективов.
Второй фактор — микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды (например, экипаж подводной лодки), возрастной и половой состаз и т. д.
Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом (в дальнейшем —• ПК). Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
В научной литературе употребляются различные термины, описывающие те же явления, что и ПК: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и др.
Однако большинство исследователей считает, что важнее иметь единство взглядов на сущность явления, чем спорить о его названии. Это представляется наиболее разумным.
ПК коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возник кают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.
1 Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 57.
' Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 84.
Все многочисленные ситуации взаимодействия людей осуществляются через четыре основных способа взаимовлияния: убеждение, заражение, подражание, внушение.
Убеждение — это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею.
Убеждение — это способ влияния на личность или группу, который затрагивает и рациональную и эмоциональную сферы личности. Процесс убеждения нередко представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких лиц, цель которой состоит з достижении единства понимания и переживания.
Советский психолог А. Г. Ковалев предупреждает, что убеждение нельзя смешивать, отождествлять с морализированием. При убеждении положение доказывается, при морализировании — декларируется в таких, например, формах: «И не стыдно», «И не совестно», «Каждый должен...» и т. п." Обычно все, о чем говорится при морализировании, хорошо известно тем, к кому оно обращено, и поэтому собеседники относятся к такому воздействию иронически, а то и презрительно. Психологически понятно, что сообщение, не несущее в себе новой информации, может не только не восприниматься, но и вызывать раздражение, негативную "реакцию. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении того, кто убеждает, и осознанное отношение к ней со стороны того, кто воспринимает.
Психическое заражение — воздействие совершенно иного плана. Это явление заложено очень глубоко в психике человека и по своему происхождению является очень древним. В целом, чем выше уровень развития общества и вместе с тем человека как личности, тем критичнее последний по отношению к силам, автоматически увлекающим его на путь тех или иных действий или переживаний. Иными словами, развитой в личностном плане человек нуждается в убеждении, а автоматическое заражение действует на него ослабление или совсем не действует. Однако, когда содержание заражения соответствует его убеждению, он может охотно поддерживать заражающее воздействие дамкой среды, группы, коллектива.
Психическое заражение осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окраской. Влиянию психического заражения особенно легко поддаются подростки. В многосерийном фильме «Ватага «Семь ветров» по сценарию С. Соловейчика серия «Поветрие» как раз может быть иллюстрацией этого явления. Массовое увлечение школьников «майкопартом» произошло мгновенно и стихийно. Главную трудность в преодолении подобных поветрий составляет именно автоматичность заражения.
Подражание как разновидность психического заражения1 направлено, главным образом, на воспроизведение индивидом определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Но это только один вариант подражания, и, если бы он был единственным, едва ли его логично было бы рассматривать разновидностью заражения.
Известный советский психотерапевт В. Л. Леви выделяет внешнее и внутреннее подражание. При внутреннем подражании, считает он, логика чувств и поведения другого человека ухватывается интуитивно. Внешние проявления другого человека при внутреннем подражании ему, конечно, учитываются, но они кажутся естественными. Подражание сложным психическим особенностям осуществляется сразу, целиком. Ведь в общении с любым человеком мы воспринимаем и чувствуем гораздо больше, чем можем выразить. Не только голос, жесты и манеры, но и некие обобщенные сгустки всего психического склада другого человека — все это откладывается в нас и неосознанно лепит образ.
В качестве примера В. Л. Леви приводит такое письмо.
«Стало совсем плохо после того, как двое парней на улице отпустили нелестное замечание в адрес моей внешности... После этого жизнь стала просто невыносимой: я никуда не выходила, ни с кем не общалась... Но случилось леве-у роятное. Я познакомилась с женщиной, внешне почти безобразной, но чем-то удивительно привлекательной... Она сказала мне: «Я прекрасно знаю, что собой представляю, уродливее меня поискать, ты в сравнении со мной — красавица. Но я поняла одно: на тебя смотрят так, как ты сама на себя смотришь (выделение мое.— Н. А). Стоит только почувствовать себя обаятельной, и тебя будут считать такой. Но это надо уметь». И она умеет!.. Это придало мне какую-то смелость. Терять было нечего. Я начала играть эту женщину, все время представляя ее вместо себя. Ходила легко, улыбалась, даже кокетничала... И вскоре заметила, что па меня смотрят по-другому...» (К.-, библиотекарь)2
Осознанная опора на бессознательное в процессе взаимодействия с людьми, по мнению психотерапевта.— важный момент в психологии самовоспитания, самосовершенствования,
Необычным талантом внутреннего подражания обладает Ираклий Андроников. Он утверждает, что в детстве говорил несвязно, сбивчиво. «Мешала мне больше всего патологическая застенчивость, которая странным образом уживалась с беспечностью и безудержным стремлением смешить, лицедействовать, причем, как только я скрывался за образом, скованность начисто исче- ' зала. А начну от себя рассказывать — дрожу!.. И пусть это не покажется странным, я многому научился у тех, в образы которых «внедрялся». Я до сих пор становлюсь находчивее, думая
Подражание и внушение рассматриваются как разновидности психического заражения в работе видного советского историка И психолога Б. Ф. Поршнева. См.: Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966, с. 136—143. 2 Леви В. Л. Охота за мыслью. М., 1971, с. 205.
в образе. И уж во всяком случае, то, что я говорю за другого, «шире» моих личных возможностей. Так я научился председательствовать на собраниях, «думая за Фадеева». Довольно толково редактирую рукописи в образе С. Я. Маршака. Вникаю в структуру стихов, поверяя их мелодику и логические акценты в образе Яхонтова. Становясь Борисом Леонидовичем Пастернаком, начинаю видеть вокруг то, чего никогда не замечал, и удивляюсь ассоциациям, которые в собственном моем сознании никогда не родились бы...» .
Понимание сущности внутреннего и внешнего подражания могут помочь молодому педагогу в работе над собой.
Психологическое воздействие одного человека на другого или группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, есть внушение.
Суть внушения, как подчеркивает Б. Ф. Поршнев, заключается в том, что если имеется полное и безоговорочное доверие слушающего к говорящему, то слова второго вызывают у первого те самые представления, образы и ощущения, какие имеет в виду говорящий, а полная ясность и безоговорочность этих вызванных представлений с той же необходимостью требует действий, как будто эти представления были получены прямым наблюдением или познанием самого слушающего, а не посредством другого лица.
Итак, главным условием внушающего воздействия является, с одной стороны, авторитетность источника информации, а с другой — доверие или во всяком случае отсутствие сопротивления воздействующему влиянию.
^ При соблюдении этого высказывания внушающего могут оказывать значительное влияние на восприятия внушаемых, их оценки и суждения по отношению к различным социальным объектам.
О том, насколько значительно воздействие внушенной человеку установки на те оценки и характеристики, которые он дает другим людям, свидетельствуют различные эксперименты, описанные в литературе.
Автор проводила один из подобных экспериментов по методике, использованной советским психологом А. А. Бодалевым. Студентам пединститута была предложена репродукция картины «Портрет пожилого мужчины» художника XVIII века. В одних группах студенты получили инструкцию: дать письменный словесный портрет полководца, в других группах — заключенного. На задание отводилось 5—7 минут (все это время репродукция была перед глазами).
В группах с установкой «полководец» портрет описывали так: «Мужчина волевой, взгляд полон достоинства», «по всей видимости, занимает какой-то важный пост», «чувствуется что-то
властное во всем его облике», «судя по одежде, принадлежит
к высшим слоям общества», «человек, знающий себе цену... до
рогой костюм подчеркивает его высокое положение в обществе.
Темный фон картины хорошо подчеркивает его благородное,
чуть надменное лицо», «гордый взгляд, хорошо ухоженная бо
рода...». <
В группах с установкой «заключенный» этот же портрет видели иначе: «Лицо исхудалое, со впавшими щеками и острыми скулами. Лицо желтое, долго не видевшее света...», «мне кажется, этот человек ведет безрадостную жизнь и вызывает жалость и сочувствие...», «человек, много думающий, что-то ищущий. И все-таки кажется, он сломлен. Чувствуется какая-то покорность судьбе», «...судя по его одежде, он терпит большие лишения», «...бледное, болезненное лицо, глубоко задумчивый взгляд, давно нестриженная борода. Его берет соответствует цвету его халата», «безразличные глаза, кепка на голове одета с арестантской небрежностью...».
Таким образом, значительная часть людей (экспериментом было охвачено 86 человек) видела то, что «хотела» видеть. Об этом свидетельствуют прямо противоположные утверждения относительно выражения глаз, одежды, бороды.
Под влиянием внушенной установки оказалось 54% опрошенных, остальные не испытали заметного влияния. Активного сопротивления установке не оказал никто. Это, конечно, объясняется тем, что в качестве экспериментатора выступал препода-. ватель, т. е. лицо значимое, что несомненно повысило внушающее воздействие.
^""Внушаемость — одно из присущих человеку свойств его психики, при этом наиболее высока внушаемость у детей. г Внушение, как один из процессов взаимовлияния людей в об-'щении, может быть произвольным и непроизвольным, прямым или косвенным. При умелом педагогическом использовании внушение может быть сильным воспитательным средством.
В «Педагогической поэме» А. С. Макаренко мы читаем: «Ку-ряжская толпабыла в течение одного дня приведена к уверенности, чтоприехавшие отряды привезли ей лучшую жизнь, чток куряжанам прибыли люди с опытом и помощью, что нужно идти дальше с этими людьми. Здесь решающими не были даже соображения выгоды, здесь происходило, конечно, коллективное внушение, здесь решали не расчеты, а.глаза, уши, голоса и смех. Все же в результате первого дня куряжане безоглядно захотели стать членами горьковского коллектива хотя бы уже потому, что это был коллектив, еще не испробованная сладость в их жизни»1.
В приведенном примере «перерождения» куряжан за один день коллективное внушение, конечно, играло главную роль. Но, читая о событиях всего дня и предшествующих дней, мы не можем не
1 Андроников И. Биография устного рассказа.— Лит. газ., 1974; 13 ноября, с.
Макаренко А, С. Педагогическая поэма.— Соч. М., 1957, т. I, с. 555.
принять зо внимание и значительную роль у б е ж д е н и я. Вооб ще в реальных человеческих взаимоотношениях обычно все спо" сабы взаимовлияния—убеждение, внушение, подражание, заражение — взаимосвязаны м переплетены, «о ведущую роль играет, конечно, убеждение.
Атмосфера взаимоотношений, которая устанавливается в конкретном коллективе, является определяющим фактором для проявления всех форм взаимодействия между людьми.
В основе всякого влияния человека на человека лежит их ■взшишйя зависимость. Давно замечено, что человек, вступая в контакт с другими людьми, не только чувствует себя по-иному, чем наедине с собой, но у него по-иному протекают психические процессы. Ряд экспериментов, проведенных в начале XX века (В. Мёде в Германий, Ф. Олпорт в США, В. М. Бехтеров в России), показал, что присутствие других может как облегчить, так и затруднить деятельность и поведение индивидуума.
Даже взаимодействие двух человек значительно изменяет f ход деятельности. Советский социальный психолог В. Б. Ольшанский выделяет возможные типы взаимного влияния на деятельность друг друга1.
. Взаимное облегчение. Присутствие данных партнеров повышает успешность деятельности каждого из них.
Взаимное затруднение. Взаимное присутствие приводит к увеличению числа ошибок в деятельности каждого.
Одностороннее облегчение. Присутствие одного партнера облегчает деятельность второго (например, взрослый и ребенок).
Одностороннее затруднение. Присутствие одного отрицательно влияет на работу другого (во взаимодействии ребенка и взрослого этот вариант может иметь место по отношению как _ к ребенку, так и ко взрослому).
Независимость. Совместное присутствие никак не отражается на деятельности каждого, что практически наблюдается очень редко.
Сам факт разнообразия типов, взаимных влияний на деятельность подаоднт к осознанию такого явления, как психологическая совместимость. Это один из важнейших внутренних факторов, v влияющих на психологический климат в коллективе.
Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц.
Если груила добивается высоких результатов в совместной
* деятельности при колоссальных затратах психической и иной
энергии, за счет нервных срывов, это уже заставляет сомневаться
в психологической совместимости ее членов, а следовательно,
и в благоприятном ПК-
Си.. Социальная психология/ Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шелковина. М, 1975, с. 227—228.
Психологическая несовместимость — это- не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия, неевнхроиноеть умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других врожденных и приобретенных свойствах личности, которые могут препятствовать совместной деятельности.
Совместимость людей не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни могут влиять на низкие и тем самым уиучшать общий климат группы. Например, сходство ценностных ориентации может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций и т. д.
Общеизвестны примеры, когда, преодолевая психологические трудности, в сложнейших условиях люд» демонстрировали сплоченность, единств© в достижения Цели. Это девятимесячный подвиг на арктической льдине четверки папаникцев, сорокадевята-двевный дрейф советских солдат на неуправляемой барже в Тихом океане, многонациональные экспедиций на папирусных лодках «Ра-I», «Ра-П» и «Тигрио.под руководством Тура Хейердала, ' многомесячные космические полеты советских космонавтов.
Не столь знаменита, но тем не менее интересна етотридцэти-семидневная экспедиция через Тихий океан на шлюпке болгарских исследователей, супругов Папазавых.
Чем жестче условия, в которых действует замкнутая группа,-.-. тем выше вероятность несовместимости ее членов. В данном слу-; ■ чае налицо высокая совместимость семейного экипажа. Показательны отзывы супругов о поведении друг друга в морских -, условиях.
Юлия Паиазова о муже: «Он очень есбрагшый, разумный человек. С ним легко быть сильным (выделение мое.— Й. Л.}. Заражаешься его энергией, оптимизмом, и у самой все получается».
Денча Павазоа о жене: «У нее есть все для экспедиционной жизни: большая выдержка, самеюбладаяие, но прежде всего — воля. Я никогда не слышал от нее жалоб. У все всегда ровное, вриветливое настроение, она не хуже меня может терпеть голод, беешникну, качку. Да, это идеальный спутник в таких путешествиях,
Нз двоих у мае было два квадратных метра годощадга — по метру каждому. Мы научились не мешать друг другу. Выгадали дни, когда мы хранили молчание, но оно никого не тяготило — так было нужно для сохранения нормальной атмосферы, или, как говорят психологи, оптимального психологического климата.
Характерно, что после длительных автономных экспедиций люди испытывают вполне объяснимое желание отдохнуть друг
И
от друга. Но наш «экипаж», видно, настолько психологическ
совместим, что такой проблемы мы не испытываем»1. "n"'i
Как видим, высокая совместимость в большой мере обеспе чивается сознательным усилием, направленным на поддержание нормальной атмосферы. Это касается как семьи, так и любой другой социальной группы.
В "экспериментальных исследованиях выявлено, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают «общность идеологических взглядов; высокая мотивация; оптимальные психофизиологические качества каждого участника; разнополярность индивидуально-психологических особенностей (возможность выделения лидера); высокая критичность к себе и терпимость к окружающим (интеллигентность); полное доверие друг к другу на основе жизненной взаимозависимости; максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью; возможная степень уединения каждого из участников; определенность стоящей задачи»2.
Эти выводы сделаны на основе экспериментальных исследований малых групп в условиях многосуточной изоляции, т. е. в условиях более жестких по сравнению с деятельностью обычных коллективов. Тем не менее учет этих выводов необходим при. организации любых коллективов.
Лучшие педагоги, организуя жизнь детей, всегда учитывали фактор психологической совместимости.
A. С. Макаренко высоко ценил в своих активистах умение
тонко разбираться в людях и подбирать первичные коллективы
с учетом психологической совместимости их членов. «Комсомоль
цами замечательно были составлены новые отряды. Гений Жорки,
Горьковского и Жевелия позволил им развести куряжан по отря
дам с аптекарской точностью, принять во внимание узы дружбы
и бездны ненависти, характеры, наклонности, стремления и укло
нения. Недаром в течение двух недель передовой сводный ходил
по спальням.
С таким же добросовестным вниманием были распределены и горьковцы: сильные и слабые, энергичные и шляпы, суровые и веселые, люди настоящие и люди приблизительные — все нашли для себя место в зависимости от разных соображений» ,— читаем мы в «Педагогической поэме».
B. А. Сухомлинский всегда подчеркивал необходимость так
организовывать деятельность школьников, чтобы было преду
смотрено и насыщенное общение и уединение. «Длительное пре
бывание в коллективе требует смены обстановки — одиночества,
полного отдыха от того напряжения, которое требует духовное
1 Всем штормам назло.— Коме, правда, 1976, 4 сентября.
2 Пушкина И. П., Зухарь В. П. К вопросу о принципах изучения психологи
ческой совместимости в малых группах.— В кн.: Материалы IV Всесоюзной
съезда общества психологов. Тбилиси, 1971, с. 199.
3 Макаренко А. С. Соч. М., 1957, т. I, с. 533.
общение... Длительный отдых от коллектива необходим после целых периодов школьной жизни. После каждой учебной четверти подросток должен побыть наедине с собою, в кругу семьи»1,— писал педагог.
В. А. Сухомлинский рекомендовал проводить собрания во второй половине дня, когда учащиеся после уроков уже побывают дома, отдохнут от умственной нагрузки. Самым оптимальным вариантом проведения собраний он считал период после физического труда на свежем воздухе. Лучшим местом проведения — или класс, или сад.
-- Уменьшение количества конфликтных ситуаций — серьезная практическая проблема, стоящая перед руководителями как детских, так и взрослых коллективов. -. Можно условно различить «вредные» и «полезные» конфликты р коллективе. «Полезные» конфликты помогают вскрыть и изменить нездоровые отношения (равнодушие, скептицизм) и взаимоотношения. В руках опытного педагога конфликт может быть эффективным средством воспитания. Блестящий опыт А. С. Макаренко — убедительное тому свидетельство. Однако рациональное использование конфликта возможно лишь в условиях сложившегося коллектива и его общественного мнения.
В то же время мы непозволительно часто встречаемся с «вред-, ными» конфликтами, которые не могут решать никаких воспитательных задач, а лишь наносят ущерб общему климату, нервной системе окружающих («дергание» людей, бестактные замечания, ущемление человеческого достоинства и др.).
Социологи утверждают, что потери времени от конфликтов и послеконфликтных переживаний составляют до 15% рабочего времени.
В. Б. Ольшанский выделяет три группы причин, вызывающих конфликтные ситуации в деятельности трудовых коллективов. . I. Недостатки, связанные с организацией производства.
2. Недостатки в области управления, вызванные неумением расставить людей в соответствии с их квалификацией и психологическими особенностями, попытки администрирования и др.
3. Недостатки, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива (противоречия между передовыми и отстающими, старыми работниками и новичками и т. д.).
Таким образом, ПК коллектива зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместимости при выполнении коллективной работы.
В качестве основных характеристик ПК коллектива взрослых психологи выделяют следующие показатели:
удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;
— преобладающее настроение;
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971, с. 107—108.
— взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных;
— степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива;
— сплоченность (вокруг целей деятельности.— Я. Л.);
— сознательная дисциплина;
— продуктивность работы1.
Это также относится к любым коллективам, в том числе и педагогическим.
Конечно, ПК детских коллективов имеет свою специфику. Неизмеримый вклад в теорию детского коллектива внес А. С. Макаренко. Именно в его работах мы находим ценную информацию о здоровой атмосфере коллектива воспитанников. Как известно, педагог не пользовался термином ПК, а использовал такие понятия, как «стиль», «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон. В качестве основных признаков мажорного тона (или нормального ПК — по современной терминологии) А. С. Макаренко выдвигал следующие:
1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
2. Единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять -ему никаких огорчений, не позорить его.
3. Защищенность всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы он ни был мал, слабосилен и т. д., не должен чувствовать своего обособления дали беззащитности,
4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
5. Умение быть .сдержанным в движениях, словах. В коллективе, (руководимом А. С. М&кареишо, дасижгааникам было запрещено (присшшяаьея ж сжяе, держаться за шермжа лвеетии, валиться «а стл, .разв&лшва-пьея аа дашан-е2,, т: t А, С. Мяжарешта относил к тону коллектива не только взаимные ©твошеяия и (внутреннее самочувствие каждого, но и внешний жид членов коллектива, что является немаловажным признаком общей атмосферы.
Самочувствие ребенка в школе определяется прежде всего взаимоотношениями в первичном коллективе. Поэтому основной акцент следующих глав будет сделан на анализе возможностей педагога в регуляции отношений ребенка в детском коллективе.
Так как основной структурной единицей школьного коллектива является, учебный класс, то примеры, использованные автором, касаются в основном класса, хотя теоретические и методические положения по руководству детским коллективом (изменение внутриколлежгивных позиций; школьников, структура внутри коллективных отношений, влияние стиля педагогического руко водства на самочувствие детей и т. д.) являются общими и для внутришкольных клубов, кружков, групп продленного дня и пр.
В последующих главах книги будет показана роль ПК детского коллектива в становлении и развитии личности ребенка, определены основные пути организации ПК в детском коллективе, рассмотрена психологическая атмосфера педагогического коллектива как важное условие руководства детским коллективом.
1 См.: Кузьмин Е. С, Волков И. П., Емельянов 10. Я. руководитель
коллектив. Л., 1974, с. 98—99.
2 См.: Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса-
Соч. М., 1958, т. V, с.82—85.
Глава 2