Глава 11. Предварительное расследование
§ 1. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования
Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания, дознавателя, следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства. Их цель — быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение и привлечение в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, а также мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.
Рассмотрение уголовного дела в суде по общему правилу невозможно без установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию на стадии предварительного расследования. Суд не может активно и целенаправленно заниматься собиранием доказательств, изобличением лиц, совершивших преступления. Необходимые предпосылки для осуществления правосудия судом создаются в процессе производства предварительного расследования. По отношению к судебному разбирательству предварительное расследование носит вспомогательный (подсобный) характер и играет служебную роль. Само название этой стадии (предварительное расследование) говорит о том, что в дальнейшем предстоит еще и окончательное производство по делу в форме судебного разбирательства, для которого выводы предварительного расследования не являются обязательными. В то же время предварительное расследование играет важную самостоятельную роль в уголовном процессе. Именно на этой стадии происходит установление обстоятельств совершенных преступлений, изобличение лиц, виновных в их реализации, и определяются пределы последующего судебного разбирательства по уголовным делам.
Сказанное не означает, что производство осуществляется только для суда. В стадии предварительного расследования дело может получить и окончательное разрешение путем прекращения производства по делу.
Предварительное расследование необходимо для решения следующих задач:
1) защиты личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства;
2) быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных;
3) всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела;
4) обнаружения и закрепления доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
5) обеспечения законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых;
6) установления наличия или отсутствия вреда, причиненного преступлением, и принятия мер к обеспечению его возмещения;
7) выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятия мер по их устранению и др.
Гарантиями законности предварительного расследования служат прокурорский надзор и судебный контроль за решениями, принимаемыми органами дознания и следователем.
§ 2. Формы предварительного расследования
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы предварительного расследования преступлений: предварительное следствие и дознание. Основное различие между ними выражается в двух признаках: во-первых, предварительное следствие и дознание осуществляются различными органами (следствие — следователем, дознание — органом дознания, дознавателем), и, во-вторых, имеются особенности в объеме и сроках процессуальной деятельности по уголовному делу. Во всем остальном обе формы расследования подчиняются общим, единым требованиям уголовно-процессуального законодательства. Доказательства, полученные органом дознания в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.
К ведению следователя закон относит подавляющее большинство уголовных дел, представляющих значительную сложность в расследовании, и по преступлениям, где обвиняемому грозит строгое наказание. Предварительное следствие проводят следователи органов прокуратуры, КГБ, ОВД, ДФР. Особенности производства предварительного следствия будут рассмотрены в главе «Следственные действия».
§ 3. Дознание и его виды
Уголовно-процессуальный закон предусматривает два вида дознания — дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, опознание, освидетельствование, задержание и допрос, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертизы (ст. 186 УПК). Перечень неотложных следственных действий является исчерпывающим, т.е. кроме перечисленных орган дознания не вправе производить другие следственные действия по этой категории дел (подследственных следователю).
В целях обеспечения законности об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора. В соответствии с УПК дознание этого вида должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю. После этого орган дознания может производить по нему следственные и оперативно-розыскные действия только по поручению следователя. В случае неустановления в десятидневный срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, орган дознания продолжает расследование до его установления. Это относится к делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях.
Второй вид дознания регламентирован статьей 187 УПК. Это дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно. Оно состоит в полном расследовании дела органом дознания. Суть этого вида дознания состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК для предварительного следствия, принимает предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела и до дня передачи его прокурору для направления в суд либо вынесения постановления о прекращении производства по делу.
На орган дознания не распространяются правила, установленные частью 4 статьи 36 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.
По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Кроме того орган дознания в необходимых случаях проводит ускоренное производство, которое следовало бы называть ускоренным дознанием, что означало бы наличие трех видов дознания.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие предварительного расследования.
2. Назовите задачи и значение стадии предварительного расследования.
3. Какие существуют формы предварительного расследования?
4. По каким признакам отличается предварительное следствие от дознания?
5. Назовите виды дознания. По каким признакам они отличаются друг от друга?
Глава 12. Общие условияпредварительного расследования
§ 1. Понятие и содержание
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в УПК правила, которые выражают характерные черты предварительного расследования и определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятию решений.
К числу общих условий предварительного расследования относятся предписания уголовно-процессуального закона, определяющие: подследственность уголовных дел; полномочия следователя; привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений; сроки предварительного расследования; соединение и выделение дел; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; использование научно-технических средств при расследовании преступлений; протоколирование следственных действий; принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; обжалование действий и решений следователя и прокурора.
К общим условиям обычно относят участие переводчика, понятых и специалиста при производстве следственных действий, а также признание потерпевшим и гражданским истцом, участие защитника, взаимодействие следователя и органа дознания и др. Более подробно все эти вопросы будут рассмотрены в последующих главах учебника.
§ 2. Подследственность уголовных дел
Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.
Закон разграничивает подследственность уголовных дел следственным аппаратам прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органам дознания.
Статья 182 УПК дает основания для выделения следующих признаков подследственности:
1) предметный (родовой);
2) территориальный (местный);
3) персональный (личный).
Предметный (родовой) признак подследственности определяется по составу совершенного преступления, в зависимости от чего разграничивается компетенция следователей прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований.
Следователи прокуратуры расследуют наиболее опасные преступления против личности, а также другие опасные криминальные деяния, перечень которых изложен в части 1 статьи 182 УПК.
Часть 9 статьи 182 УПК дает право прокурору в целях обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования уголовного дела передавать его от одного органа предварительного следствия другому.
По уголовным делам, возбужденным по фактам исчезновения лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 167 УПК, предварительное расследование производится органом дознания до установления общественно опасного деяния.
Территориальный (местный) признак определяется местом (районом) совершения преступления. Согласно статье 184 УПК предварительное расследование производится в районе, где совершено преступление, или по месту его обнаружения или выявления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
Персональный признак подследственности связан с особенностями субъекта преступления (его возрастом, состоянием здоровья, служебным положением и др.). Преступления, совершенные депутатами и должностными лицами, занимающими ответственное положение, а также криминальные действия в отношении указанных лиц расследуются следователями прокуратуры. Они же расследуют преступления, совершенные адвокатами и должностными лицами органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, пограничной охраны, государственного контроля и таможенных органов. Кроме того, следователи прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными, а также гражданским персоналом Вооруженных Сил в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или учебного заведения.
В теории уголовного процесса рассматривается и альтернативный признак подследственности, в силу которого предварительное следствие по одной и той же категории преступлений производится следователями различных ведомств.
В случае необходимости производства следственных действий в другом районе следователь, орган дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить их следователю или органу дознания по территориальности. Кроме того, следователь может поручить производство оперативно-розыскных действий органу дознания по месту предварительного следствия или по месту их производства. Такие поручения даются в письменной форме и подлежат выполнению в срок не позднее десяти суток.
§ 3. Полномочия следователя
При производстве предварительного следствия все решения следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. Такое положение следователя принято называть процессуальной самостоятельностью, которая обеспечивается тем, что закон предоставляет ему право не согласиться с указаниями прокурора, касающимися существа расследования,— о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела в суд или прекращении дела. Во всех таких случаях следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением возражений. В подобном случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство по данному делу другому следователю.
В своей деятельности следователь взаимодействует с органами дознания. Он вправе давать им поручения и указания о производстве оперативно-розыскных и следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами.
Как правило, предварительное следствие производится одним следователем. По сложным или объемным делам оно может производиться несколькими следователями. В таком случае один из них принимает дело к производству и руководит действиями других. Решение о создании следственной группы вправе принять прокурор или начальник следственного подразделения. В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны все следователи следственной группы, в том числе и тот, который руководит ею.
Непосредственное руководство расследованием и контроль за работой следователей осуществляет начальник следственного подразделения, который вправе поручать производство следователю, проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать его расследование нескольким следователям и др. Указания начальника следственного подразделения по уголовному делу обязательны для исполнения следователем, но могут быть им обжалованы прокурору (ст. 35 УПК).
§ 4. Привлечение общественности к участиюв раскрытии преступлений
В процессе производства по уголовному делу следователь вправе привлекать общественность для оказания помощи в раскрытии преступлений, розыске лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. При этом общественность привлекается для оказания помощи следователю на основе принципа добровольности. Формами участия общественности в расследовании преступлений являются: предоставление доказательств по делу; дача письменного поручительства за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого к следователю и прокурору; участие в следственном действии в качестве понятого.
Привлечение граждан к участию в производстве определенных следственных или иных процессуальных действий возможно лишь в случаях, когда они обладают определенным статусом, т.е. являются понятыми, специалистами, лицами, предъявляемыми для опознания, или осуществляют иные процессуальные функции.
Следователь прибегает к помощи общественности посредством обращения к гражданам через средства массовой информации, путем личных выступлений с информациями на собраниях общественных объединений и трудовых коллективов в целях решения стоящих перед ним задач.
§ 5. Сроки предварительного следствия
Необходимость в установлении сроков предварительного следствия определяется задачей быстрого раскрытия преступлений, а также защиты законных интересов участников уголовного процесса.
В соответствии со статьей 190 УПК предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до передачи его прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу. В срок предварительного следствия включается и время дознания, производившегося до передачи уголовного дела следователю.
В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено.
Двухмесячный срок предварительного следствия может быть продлен прокурором района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями до трех месяцев. Прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами и их заместителями срок предварительного следствия продлевается до шести месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем. Предельных сроков предварительного следствия УПК не устанавливает.
В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного расследования, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок следствия устанавливается прокурором в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству. Об этом прокурором или его заместителем выносится постановление. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. При этом учитывается и срок, ранее затраченный на производство по уголовному делу.
В случае необходимости продления срока следователь составляет об этом постановление и представляет его соответствующему прокурору не позднее трех суток до истечения срока следствия.
§ 6. Соединение и выделение уголовных дел
По каждому совершенному преступлению проводится, как правило, отдельное следствие. Вместе с тем, в интересах установления истины статья 164 УПК допускает соединение в одном производстве дел по обвинению нескольких лиц в совершении в соучастии одного или нескольких преступлений или же дел по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений, а также дел по обвинению в заранее не обещанном укрывательстве этих преступлений или в недонесении о них. Из содержания этой статьи следует, что соединение уголовных дел при наличии указанных оснований, перечень которых является исчерпывающим, не является обязательным для всех без исключения случаев. Следователь решает вопрос о соединении уголовных дел исходя из конкретных обстоятельств, определяющих целесообразность соединенного производства с точки зрения полноты, всесторонности и объективности исследования.
Срок производства по уголовному делу, в котором соединены несколько дел, исчисляется со дня возбуждения дела, которое возбуждено по времени первым.
Следует обратить внимание на то, что указанный в части 3 статьи 164 УПК порядок исчисления общего срока предварительного расследования не распространяется на случаи соединения нескольких дел, по которым не были установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых. В таких случаях общим сроком является наибольший срок производства по одному из соединенных дел.
Выделение уголовных дел допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на расследовании дела.
Согласно статье 165 УПК орган уголовного преследования вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:
1) отдельных обвиняемых по уголовным делам по обвинению нескольких лиц в случаях, указанных в пунктах 1—3 части 1 статьи 246 УПК;
2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе со взрослыми обвиняемыми.
Дело может быть выделено в отдельное производство, если в ходе расследования выясняется отсутствие связи между отдельными преступлениями либо лицами, их совершившими, материалы о которых имеются в одном производстве. Подлежит выделению в отдельное дело о ставшем известным в ходе расследования преступлении, совершенном другим лицом.
Соединение и выделение дел оформляются постановлением органа уголовного преследования. В постановлении о соединении или выделении уголовного дела должно содержаться указание на то, какие именно материалы соединяются или выделяются (в подлинниках или копиях).
Срок предварительного расследования по выделенному делу исчисляется со дня вынесения постановления о его выделении.
§ 7. Неразглашение данных предварительного расследования
Необоснованное придание гласности данных предварительного расследования может серьезно осложнить решение задач производства по уголовному делу и повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан. В отличие от судебного разбирательства гласность на стадии предварительного расследования допускается лишь в весьма ограниченных пределах. Согласно статье 198 УПК данные предварительного следствия или дознания не подлежат разглашению. Они могут быть преданы гласности лишь с разрешения органа уголовного преследования и только в том объеме, в каком им будет признано это возможным, если разглашение не противоречит интересам расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Для предупреждения разглашения данных предварительного расследования следователь, дознаватель вправе предупредить защитника, свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения имеющихся в деле сведений. От указанных лиц берется подписка с предупреждением об уголовной ответственности по статье 407 УК.
§ 8. Использование научно-технических средств при расследовании
В процессе расследований по уголовным делам часто используются научно-технические средства, с помощью которых легче обнаружить, зафиксировать и изъять доказательства. Но использование их должно быть законным, этичным и не нарушать права и законные интересы участников уголовного процесса.
Закон определяет условия и порядок применения научно-технических средств. Так, согласно статье 219 УПК, по решению следователя, дознавателя при допросе обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или потерпевшего может быть применена звуко- и видеозапись. Она может быть применена и по их просьбе. Перед началом применения звуко- и видеозаписи уведомляется допрашиваемое лицо.
Звуко- и видеозапись должна отражать весь ход допроса, а не его отдельные фрагменты. Не допускается повторять специально для записи ранее данные показания в ходе того же допроса. По окончании допроса звуко- и видеозапись полностью воспроизводится допрашиваемому. После просмотра или прослушивания у допрашиваемого выясняется, имеет ли он дополнения или уточнения к сказанному им, удостоверяет ли он правильность записи. Дополнения к звуко- и видеозаписи, сделанные допрашиваемым, также заносятся на фонограмму и видеограмму. Звуко- и видеозапись заканчивается заявлением допрашиваемого, удостоверяющим ее правильность.
Наряду с применением звуко- и видеозаписи следователем, дознавателем показания допрашиваемого лица заносятся в протокол допроса. Этот протокол должен содержать отметку о применении звуко- и видеозаписи и уведомлении об этом допрашиваемого; сведения о технических средствах, условиях их применения и факте приостановления записи, причине и длительности остановки; заявления допрашиваемого по поводу применения записи; удостоверение правильности протокола и звуко- и видеозаписи следователем, дознавателем и допрашиваемым. Фонограмма и видеограмма хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного расследования опечатываются.
Если звуко- и видеозапись показаний воспроизводится при осуществлении другого следственного действия, об этом делается соответствующая отметка в протоколе следственного действия.
При применении научно-технических средств следователь вправе воспользоваться помощью специалиста.
§ 9. Протоколирование следственных действий
Протоколирование представляет собой основной способ фиксации (процессуального закрепления) фактических данных, полученных в результате следственных действий, осуществляемых в ходе расследования уголовного дела.
Протокол — это документ, отражающий порядок, содержание и результаты того или иного действия следователя.
Составляется он при производстве действий, направленных на собирание доказательств (при осмотре, обыске, освидетельствовании и др.).
Согласно статье 193 УПК протокол следственного действия составляется в ходе производства следственного действия или непосредственно после его окончания, может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Для обеспечения полноты протокола могут быть применены стенографирование, киносъемка, звуко- и видеозапись, которые хранятся при деле. Закон определяет необходимые для протокола реквизиты: место и дату производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты, должность и фамилия лица, составившего протокол, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвующего в производстве следственного действия, а в необходимых случаях его адрес и другие сведения о личности. В протоколе излагаются процессуальные действия (в том порядке, в каком они имели место), выявленные и имеющие значение для дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших в производстве следственного действия.
Если при производстве следственного действия применялись научно-технические средства обнаружения и закрепления следов преступления (фотографирование, киносъемка, звуко- и видеозапись, изготовление слепков и оттисков следов и др.), составлялись чертежи, схемы, планы, то в протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве соответствующего следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Кроме того, в протоколе должно быть отмечено, что перед применением технических средств об этом были уведомлены лица, участвующие в производстве следственного действия.
Протокол подписывается следователем, дознавателем, допрошенным лицом, переводчиком, специалистом, понятыми и другими лицами, участвовавшими в производстве следственного действия.
К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также изъятые при этом предметы.
При наличии оснований полагать, что необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля и их близких, следователь, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель, свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь, дознаватель выносит постановление, в котором излагаются причины принятого решения о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия, указываются вымышленные данные о личности и приводится образец подписи, которые они будут использовать в протоколах следственных действий с их участием. Постановление, а также анкетные данные о личности являются служебной тайной и помещаются в отдельный опечатанный конверт, который хранится в уголовном деле. С содержанием конверта, кроме следователя, могут знакомиться надзирающий прокурор и судья, в производстве которого находится данное уголовное дело.
Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель или другое лицо отказываются подписать протокол следственного действия, об этом делается отметка в протоколе, заверяемая подписью лица, производившего следственное действие. Отказавшемуся подписать протокол предоставляется возможность дать объяснения о причинах отказа, которые заносятся в протокол. Если кто-либо из участников следственного действия в силу физических недостатков лишен возможности подписать протокол их допроса, следователь, дознаватель вправе с согласия допрашиваемых пригласить иное лицо, которое удостоверяет своей подписью правильность записи их показаний. В протоколе иного следственного действия в таких случаях делается отметка следователем, дознавателем и иными лицами, участвующими в следственном действии.
Если потерпевший или свидетель отказывается подписать протокол следственного действия в связи с тем, что его подпись может быть известна подозреваемому, обвиняемому, их представителям, то в протоколе не указываются сведения о потерпевшем или свидетеле, отказавшемся подписать протокол.
УПК предусматривает составление протоколов не только при производстве следственных действий, но и при выполнении иных процессуальных действий. К их числу можно отнести протоколы разъяснения права на предъявление гражданского иска, ознакомления обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы, ознакомления участников процесса с материалами дела и др.
В ходе предварительного расследования составляются не только протоколы, но и иные процессуальные документы: постановления, поручения, указания, подписки, представления и др.
§ 10. Меры по выявлению и устранениюнарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений
В статье 90 УПК установлено, что при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства органы уголовного преследования обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, т.е. эти обстоятельства входят в предмет доказывания по уголовному делу. Выявив их, орган уголовного преследования вправе внести в соответствующую организацию, предприятие, учреждение или должностному лицу представление о принятии мер по устранению нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты меры и о результатах сообщено инициатору (ст. 199 УПК).
Представление является процессуальным актом, в силу чего все содержащиеся в нем выводы должны быть основаны только на данных, добытых путем производства следственных действий. Поэтому такое представление выносится в тот момент производства по делу, когда собраны достаточные доказательства, на основе которых может быть сделан соответствующий вывод. Обстоятельства, указывающие на необходимость немедленного реагирования на выявленные нарушения закона, причины и условия, способствующие совершению преступлений, обязывают соответствующие органы безотлагательно внести представление, не дожидаясь окончания расследования.
§ 11. Обжалование действий и решений органов, ведущих уголовный процесс
Каждое физическое или юридическое лицо, принимающее участие в деле, вправе подать жалобу на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, если этими действиями и решениями нарушены или иным образом ущемлены его интересы.
Жалобы на действия и решения органа дознания, дознавателя и следователя подаются надзирающему прокурору как непосредственно, так и через орган дознания, дознавателя, следователя. Жалобы на действия и решения прокурора подаются вышестоящему прокурору. Они могут быть письменными и устными. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, к которому поступила жалоба на его собственные действия или решения. Должностное лицо обязано немедленно направить жалобу со своими объяснениями соответствующему прокурору.
По получении жалобы прокурор или судья в течение десяти суток обязаны рассмотреть ее и уведомить заявителя о результатах рассмотрения. Жалоба должна быть разрешена по существу, а в случаях, когда для ее проверки необходимы изучение материалов уголовного дела, истребование дополнительных материалов, решение по жалобе должно быть принято не позднее одного месяца со дня ее получения.
Лицо, подавшее жалобу, должно быть уведомлено о решении, принятом по жалобе, и о дальнейшем порядке обжалования.
Жалобы (протесты) на приговор суда подаются в соответствии с правилами УПК. Расширяя права обвиняемого, закон предоставил ему и его защитнику возможность подавать жалобу в суд на задержание, заключение под стражу (арест), домашний арест и продление срока содержания под стражей, домашним арестом. Такие жалобы подаются через органы уголовного преследования. Указанный порядок обжалования изложен в главе «Меры пресечения».
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие, система и значение общих условий производства предварительного следствия и дознания.
2. Понятие и признаки подследственности.
3. Начало, место и сроки предварительного следствия и дознания.
4. Процессуальная самостоятельность и процессуальная независимость следователя. Как должен поступить следователь, если он не согласен с указаниями прокурора?
5. Расследование уголовных дел группой следователей.
6. Привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений.
7. Соединение и выделение уголовных дел.
8. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования.
9. Использование научно-технических средств при расследовании преступлений.
10. Каков порядок протоколирования следственных действий?
11. Принятие мер по выявлению и устранению нарушений закона.
12. Какие меры принимаются для устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений?
13. Каков порядок обжалования действий и решений органов, ведущих уголовный процесс?