Тема 5. Диагностика профессиональной направленности и девиантного поведения подростка
1. Определите готовности студентов-выпускников к социально-педагогической деятельности.
Составьте раздаточный материал ‑ таблицу с качествами и баллами. Н.:
Ф.И.О. испытуемого
Группа
Балл | 3… | ||||
Качества… 1. 2. 3…… |
Готовность студентов-выпускников к социально-педагогической деятельности может рассматриваться в трех уровнях (В.А. Сластенин): личностная (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная), которые предлагается измерить по 10-балльной шкале. Измеряемые параметры готовности составлены (на основе методики МПЦУ И.К. Шалаева) в соответствии с квалификационной характеристикой социального педагога (В.А. Сластенин, М.А. Галагузова, М.Н. Костикова, В.Г. Бочарова), а также с учетом требований, предъявляемых к осуществлению воспитывающей деятельности классным руководителем, педагогом-воспитателем (О. С. Газман, Н.Е. Щуркова и др.). При этом необходимо учитывать текущую успеваемость студента, результаты экзаменов, результаты прохождения социально-педагогической практики.
I. Параметр «Личностная готовность» – Л («хочу» и «имею для этого способности»): Л1. Гуманистическая направленность; Л2. Уровень общей культуры, эрудиция; Л3. Потребность работать с детьми, позитивная мотивация к профессии; Л4. Социальная зрелость, активность, ответственность; Л5. Креативность; Л6. Коммуникативные способности и качества; Л7. Перцептивные способности; Л8. Рефлексивно-аналитические качества; Л9. Организаторские способности и качества; Л10. Состояние психического и физического здоровья; Л11. Эстетический вкус.
Следует оценить в количественных показателях проявления личностных качеств в профессиональной деятельности: 9–10 б. (оптимальный уровень) – обладает данными качествами в большой степени; 6–8 б. (допустимый уровень) – обладает необходимыми качествами, но не в достаточной степени; 4–5 б. (критический уровень) – качества проявляются слабо, их недостаточность может создавать проблемы; 0–3 б. (недопустимый уровень) – большинством указанных качеств не обладает, не считает необходимым их развивать.
По каждому из 11 показателей личностной готовности определяется средний показатель:
II. Параметр «Теоретическая готовность» – Т («знаю»): Т1. Знание основ философии, культурологии, социологии воспитания, методологии исследования; Т2. Владение системой знаний о человеке как совокупности биологического, социального, духовно-нравственного, о факторах, влияющих на развитие и социализацию человека; Т3. Знание общей теории воспитания, современных концепций воспитания; Т4. Знание основ социальной педагогики, концепции социального воспитания; Т5. Владение системой знаний по психологии развития личности; Т6. Знание педагогической и социальной психологии; Т7. Знание основ МПЦУ (мотивационного программно-целевого управления); Т8. Знание методики организации воспитательного процесса, новых социально-педагогических технологий; Т9. Знание особенностей современных семей, методики работы с ними; Т10. Знание особенностей работы с детьми с девиантным поведением; Т11. Знание основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов; Т12. Знание закона «Об образовании» и других директивных, инструктивных материалов.
Следует оценить уровень владения теоретическими профессиональными знаниями в количественном измерении по каждому из 12 показателей: 9–10 б. (оптимальный уровень) – имеет глубокие знания, которые готов реализовать в профессиональной деятельности; 6–8 б. (допустимый уровень) – в основном владеет знаниями, которые готов реализовать в профессиональной деятельности; 4 -5 б. (критический уровень) – владеет знаниями, но затрудняется воплотить их в деятельность; 0–3 б. (недопустимый уровень) – слабо владеет знаниями, в основном на «житейском уровне». Определяется среднее количественное значение:
III. Параметр «Операционно-деятелъностная (технологическая) готовность» – Д («умею»): Д1. Владение технологиями реализации диагностической функции; Д2. Владение технологиями реализации прогностической функции; Д3. Владение технологиями реализации организаторской функции; Д4. Владение технологиями реализации коммуникативной функции; Д5. Владение технологиями реализации коррекционной функции; Д6. Владение технологиями реализации охранно-защитной функции; Д7. Умение реализовать координационную функцию; Д8. Владение технологиями реализации психотерапевтической функции; Д9. Умение реализовать социально-профилактическую функцию; Д10. Умение организовать взаимодействие с родителями школьников; Д11. Владение технологиями личностно ориентированного взаимодействия; Д12. Умение проводить исследовательскую работу; Д13. Владение технологиями МПЦУ (построение «дерева» целей, адекватных исполняющей и управляющей программам); Д14. Владение механизмами перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую; Д15. Умение влиять на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка с целью формирования потребности в образе жизни, достойном Человека.
Следует оценить в количественных показателях уровень операционно-деятельностной (технологической) готовности: 9–10 б. (оптимальный уровень) – владение технологиями на основе глубоких знаний, собственных исследований и выводов, готовность внедрять их в профессиональную деятельность; 6–8 б. (допустимый уровень) – владение социально-педагогическими технологиями на основе знания и в основном заимствованного опыта, готовность внедрять их в профессиональную деятельность; 4–5 б. (критический уровень) – владение социально-педагогическими технологиями, но в недостаточном объеме; 0–3 б. (недопустимый уровень) – слабо владеет новыми педагогическими технологиями.
Определяется среднее количественное значение:
Уровень готовности выпускника вуза к осуществлению социально-педагогической деятельности вычисляется по формуле:
где Г – интегративный показатель готовности к социально-педагогической деятельности; Л – личностной готовности; Т – теоретической готовности; Д – операционно-деятельностной, технологической готовности.
Для объективности показателя уровня готовности выпускника интегративный показатель вычисляется по указанному выше правилу отдельно по каждой группе экспертов: 1 эксперт от коллектива учреждения, где студент проходил социально-педагогическую практику (С); 1 эксперт из числа преподавателей, осуществлявших подготовку студентов к социально-педагогической деятельности (П); сам аттестуемый – самооценка (А).
После этого определяется объективизированное значение (ОЗ) готовности по формуле:
Определение уровня готовности выпускника к социально-педагогической деятельности осуществляется по шкале:
Интервалы интегративного показателя (в баллах) | Уровень готовности |
9-10 6-8 4-5 0-3 | Оптимальный Допустимый Критический Недопустимый |
Предложенную нами методику можно использовать при определении профессиональной готовности студентов-выпускников, а также практических работников – социальных педагогов.