Уровни развития проектных умений у дошкольников
Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию, затем к партнерству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Проектная деятельность – личностно- ориентированное развивающее обучение. Через осмысление и принятие проблемы проекта ребенком самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно-значимая цель работы. А значит, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, продвижение по маршруту происходит в результате рефлексии на всех этапах работы над проектом. В ходе реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Коллективная работа детей в подгруппах дает возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Работа над проектом проходит несколько этапов:
§ постановка цели,
§ поиск формы реализации,
§ разработка содержания всего воспитательного процесса на основе тематики проекта,
§ организация развивающей, познавательной, предметной среды,
§ определение направлений поисковой и практической деятельности,
§ организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности,
§ работа над частями проекта, коррекция,
§ коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Этапы проекта | Задачи деятельности педагога | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность | 1. Формирует проблему (цель), определяет продукт проекта 2. Вводит игровую (сюжетную ситуацию) 3. Формирует задачу | 1. Вхождение в проблему 2. Вживание в игровую ситуацию 3. Принятие/постановка задач 4. Дополнение задач проекта | |
Стимулировать умственную активность детей | 1. Помогает в решении задач 2. Помогает спланировать деятельность 3. Организует деятельность | 1. Объединение детей в рабочие группы 2. Распределение амплуа | |
Оказать помощь в решении индивидуальных задач развития | 1. Практическая помощь (по необходимости) 2. Направляет и контролирует осуществление проекта | Формирование специфических знаний, умений, навыков, компетенций. | |
Обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка. | § Подготовка к презентации § Презентация | § Продукт деятельности готовят к презентации § Представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам) |
Структура проекта обязательно включает:
§ насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
§ активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
§ ежедневные рефлексии
§ обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях)
§ презентация с показом того, что научились делать дети.
Этапы работы с семьей:
§ создание общей установки на совместное решение задач воспитания,
§ разработка общей стратегии сотрудничества,
§ реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала.
Внедрение метода проектов позволяет обеспечить насыщенное безопасное жизнепроживание, событийность, связанность взрослого и ребенка в образовательном процессе. Это становится достижимым на основе профессионально – личностного роста гуманистически ориентированного педагога. Педагог должен научиться видеть целый день и ребенка в этом дне; обрести новое педагогическое мышление: свободное и раскрепощенное, нестандартное и оригинальное. То есть развить свой творческий потенциал.