Уровни развития проектных умений у дошкольников

Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию, затем к партнерству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Проектная деятельность – личностно- ориентированное развивающее обучение. Через осмысление и принятие проблемы проекта ребенком самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно-значимая цель работы. А значит, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, продвижение по маршруту происходит в результате рефлексии на всех этапах работы над проектом. В ходе реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Коллективная работа детей в подгруппах дает возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Работа над проектом проходит несколько этапов:

§ постановка цели,

§ поиск формы реализации,

§ разработка содержания всего воспитательного процесса на основе тематики проекта,

§ организация развивающей, познавательной, предметной среды,

§ определение направлений поисковой и практической деятельности,

§ организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности,

§ работа над частями проекта, коррекция,

§ коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Этапы проекта Задачи деятельности педагога Деятельность педагога Деятельность детей
Заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность 1. Формирует проблему (цель), определяет продукт проекта 2. Вводит игровую (сюжетную ситуацию) 3. Формирует задачу 1. Вхождение в проблему 2. Вживание в игровую ситуацию 3. Принятие/постановка задач 4. Дополнение задач проекта
Стимулировать умственную активность детей 1. Помогает в решении задач 2. Помогает спланировать деятельность 3. Организует деятельность 1. Объединение детей в рабочие группы 2. Распределение амплуа
Оказать помощь в решении индивидуальных задач развития 1. Практическая помощь (по необходимости) 2. Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических знаний, умений, навыков, компетенций.
Обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка. § Подготовка к презентации § Презентация § Продукт деятельности готовят к презентации § Представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам)

Структура проекта обязательно включает:

§ насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);

§ активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);

§ ежедневные рефлексии

§ обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях)

§ презентация с показом того, что научились делать дети.

Этапы работы с семьей:

§ создание общей установки на совместное решение задач воспитания,

§ разработка общей стратегии сотрудничества,

§ реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала.

Внедрение метода проектов позволяет обеспечить насыщенное безопасное жизнепроживание, событийность, связанность взрослого и ребенка в образовательном процессе. Это становится достижимым на основе профессионально – личностного роста гуманистически ориентированного педагога. Педагог должен научиться видеть целый день и ребенка в этом дне; обрести новое педагогическое мышление: свободное и раскрепощенное, нестандартное и оригинальное. То есть развить свой творческий потенциал.

Наши рекомендации