Эффективность физкультурно-оздоровительной работы
Обязательными элементами здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения являются организация динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, предоставление им своевременной медицинской помощи, учет детской заболеваемости и ее профилактика. Не менее важно также поддержание физического здоровья учащихся, детям со школьными проблемами должна быть предоставлена комплексная лечебно-оздоровительная помощь. Оценить это направление возможно с помощью стандартной методики определения коэффициента заболеваемости группы учащихся (класса) за прошедший учебный год (полугодие).
Полученные численные показатели позволяют сделать следующие выводы:
· в образовательном учреждении организована эффективная система профилактики типичных заболеваний школьников;
· в образовательном учреждении существует система профилактики типичных заболеваний школьников, которая требует совершенствования;
· в образовательном учреждении отсутствует система профилактики типичных школьных заболеваний.
Используя данную методику, можно определять коэффициент заболеваемости группы учащихся по полугодиям. В этом случае применяется только часть формулы (с сентября по декабрь или с января по май). Нахождение коэффициента заболеваемости учащихся за более короткие промежутки времени считаем нецелесообразным и некорректным.
Оценкамедико-социальных причин нарушения здоровья школьников проводится по результатам анонимного анкетирования родителей учащихся с использованием анкеты, разработанной кафедрой гигиены детей и подростков Московской академии им. И.М. Сеченова и рекомендованной к использованию Госкомсанэпиднадзором РФ (письмо от 17.03.1996 № 01 – 19 / 31 – 17). По результатам обработки анкеты каждый ребенок причисляется к группе риска по медико-биологическим факторам, факторам раннего детства и факторам образа жизни.
Оценка эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы в классепроводится независимым экспертом по стандартизированной методике.
Числовой показатель может быть интерпретирован следующим образом:
· физкультурно-оздоровительная работа с учащимися класса проводится на достаточно высоком уровне и охватывает большинство школьников;
· физкультурно-оздоровительная работа в классе организована не в системе, охватывает незначительную часть школьников и требует совершенствования;
· в данном классе отсутствует физкультурно-оздоровительная работа как постоянное явление школьной жизни.
Оценка эффективностимедицинской профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья школьников проводится независимым экспертом из числа медицинских работников.
Данная методика также является типовой и стандартизированной, по результатам которой возможно сделать следующие выводы:
· медицинская профилактика и наблюдение за состоянием здоровья детей организованы эффективно;
· организация медицинской профилактики и наблюдения за состоянием здоровья детей проводится в системе с соблюдением минимально обязательных требований;
· в организации медицинской профилактики и наблюдению за состоянием здоровья школьников необходимы серьезные изменения.
Оценка эффективностиспортивно-оздоровительная активность учащихся класса проводится независимым экспертом по стандартизированной методике с целью дать количественную и качественную оценку по данному направлению работы:
· в коллективе учащихся отмечается высокий уровень спортивно-оздоровительной активности;
· в коллективе учащихся спортивно-оздоровительная активность проявляется у большинства и носит стабильный характер;
· спортивно-оздоровительная активность учащихся класса находится на минимально необходимом уровне и не является стабильной характеристикой повседневной жизни;
· в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения имются существенные недостатки, т.к. уровень спортивно-оздоровительной активности коллектива учащихся является низким.
Качественная оценка мотивации учащихся 3-го и 4-го классов к занятиям физической культуре проводится на основе анкетирования школьников. На основе этой методики может быть определен ведущий мотив к занятиям физической культурой, а также средневыраженные и малозначительные у каждого учащегося. На основании статистической обработки индивидуальных мотивов возможно определить ведущий мотив к занятиям физической культурой в группе учащихся (классе).