Роль и значение постановлений Конституционного Суда РФ в регламентации уголовного судопроизводства
Наибольшее значение для уголовного судопроизводства имеет такое полномочие
Конституционного Суда РФ, как проверка конституционности законов и иных
нормативных правовых актов. На практике такая проверка чаще всего произво-
дится по жалобам на нарушение прав и свобод граждан или по запросам судов
(п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде
Российской Федерации»). Важно отметить, что посредством этого полномочия
Конституционный Суд может не просто толковать уже существующие законы,
а исправлять их, приводить в соответствие с Конституцией, создавая таким обра-
зом новые правомерные нормы, которые встают на место признанных неконсти-
туционными. При этом Конституционный Суд не пересматривает само дело,
а лишь принимает решение по вопросу о конституционности подлежащего при-
менению в нем закона.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утра-
чивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие
в силу международные договоры не подлежат введению в действие и примене-
нию; решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных некон-
ституционными, не должны исполняться и пересматриваются на основании ре-
шения Конституционного Суда РФ в установленном законом порядке. Прецедентные нормы создаются Конституционным Судом исходя из положений Конституции РФ, а также, как свидетельствует практика конституционного правосудия, из принципов и норм общего международного права. Значение таких полномочий Конституционного Суда можно рассматривать в нескольких аспектах. В политико-правовом плане оно состоит в том, что правовая система государства приобретает благодаря им устойчивость, гарантированность от нарушений конституционного порядка. В социально-правовом отношении последствия применения данного юридического механизма особенно примечательны — любой гражданин, даже тот, кто обвинен в совершении преступления, получает реальную возможность, опираясь на рычаг права, непосредственно влиять не только на исход своего конкретного дела, но и на сам закон, добиваясь его оперативного изменения. С технико-юридической точки зрения признание нормативного акта неконституционным обычно влечет его отмену компетентным органом и принятие другого акта, соответствующего решению Конституционного Суда.
14. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и нормативно-правовые акты министерств и ведомств: условия и пределы их действия в сфере уголовного судопроизводства.
Разъяснения Пленума ВС РФ явл-ся актами судебного толкования законов, но новых процес. норм они не создают. Тем не менее, они имеют большое значение для правильного и единообразного понимания и примене-ния закона судами и правоохранительными органами. Такое же юридическое значение имеют приказы и указания Ген-го прокурора, Министра внутр-х дел, адресованные органам дознания и предварительного следствия.
На уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Они, как правило, основываются на результатах изучения массы уголовных дел, рассмотренных судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ источником норм права не являются. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих закон.
Аналогичное юридическое значение имеют также адресованные органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры ведомственные акты: приказы и указания Генерального прокурора РФ, министра внутренних дел и руководителей других министерств и ведомств страны, правомочных возбуждать и расследовать уголовные дела. Главная их особенность состоит в том, что они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств (ведомств) в пределах предоставленных им полномочий. Эти полномочия закреплены в актах, которые определяют основы организации и деятельности конкретного министерства или ведомства.