Авторские школы в логопедии
Наряду с естественно-научной парадигмой, ориентированной на выявление общих закономерностей и проявлений нарушений речевого развития, все большее распространение получают кли-нико-психолого-педагогические, психолингвистические и нейро-лингвистические подходы к изучению индивидуально-типологических особенностей, специфических закономерностей проявления речевой недостаточности, определению не только симптоматических уровней нарушений речи, но и структуры речевого дефекта.
Накопление новых системных представлений на основе многоаспектного подхода к проведению научных исследований способствовало становлению и развитию авторских школ в логопедии, базирующихся на фундаментальных трудах отечественных ученых: Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина, М. И. Аствацатурова, М.В.Богданова-Березовского, Н.А.Власовой, Л.С.Волковой, Л.С.Выготского, С.М.Доброгаева, Н.И.Жинкина, Р.Е.Левиной, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, С.С.Ляпидевского, В.В.Оппель, В. К. Орфинской, О. В. Правдиной, Ф.А.Рау, В.И.Селиверстова, И.А.Сикорского, Н.Н.Трауготт, М. Е.Хват-цева и других — и зарубежных: К.-П.Беккера, Р.Беккер, М.Зее-ман, А. Митронович-Моджеевской, М.Совак и других ученых.
В рамках концепции общего недоразвития речи, созданной Р. Е. Левиной и основанной на идее фонематического анализа звучащей речи, автоматически, без усилия осуществляемого детьми с нормальным развитием, но вызывающего значительные трудности при различных поражения и дисфункциях ЦНС, сформировались авторские научные школы, представленные работами Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской, Т.В.Тумановой и других.
Исследования, осуществленные в аспекте совершенствования психолого-педагогических основ логопедии, способствовали ре-
шению вопросов психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речевой деятельности, оптимизации педагогических форм, средств и методов коррекционного обучения и воспитания в условиях коррекционно-образовательных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Научные взгляды Р.Е.Левиной на речевое развитие детей с системной речевой патологией (с выделением трех его уровней) получили дальнейшее развитие в трудах Т. Б. Филичевой, которая является одним из создателей нового направления в области дошкольной логопедии. В ее работах охарактеризован IV уровень речевого развития у детей, выявляемый в настоящее время у большинства дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены обширные исследовательские материалы по проблемам преодоления этого речевого расстройства.
Как продолжение идей Р.Е.Левиной о различных источниках нарушений фонематического восприятия, о влиянии на возможности овладения процессом письма общего недоразвития речи, центром симптомокомплекса которого служит неспособность к различению фонем при восприятии и продуцировании речи, в работах Г.В.Чиркиной на основе многолетнего изучения детей с ринолалией представлена проблема преодоления нарушений речи при дефектах артикуляторного аппарата. С позиций системного подхода определены механизмы и описаны разнообразные проявления связи нарушений письма с дефектами артикуляторного аппарата, установлены факторы, влияющие на степень расстройства письма.
Исследования, проведенные с позиций системного подхода к проблеме формирования словообразовательных процессов у детей с общим недоразвитием речи, способствовали становлению научной школы, автором которой является Т.В.Туманова. В ее научных трудах раскрыт патологический механизм, лежащий в основе дефицитарности словообразовательного уровня развития языка детей данной категории, создана модель формирования словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи как важнейшее средство преодоления недоразвития устной и письменной речи.
Расширение научных представлений о сложной природе речевой деятельности детей с проблемами в развитии привело к усилению педагогического содержания логопедической помощи, призванной формировать у ребенка с нарушенной речью сложнейшие психические процессы, нормализовать его психическую деятельность и обеспечивать готовность к полноценному обучению в школе. Такой подход ярко представлен в научных школах, занимающихся проблемой преодоления заикания.
В рамках этого подхода личностно-психологический аспект в изучении и устранении заикания в детском возрасте разработан в
научных исследованиях Г.А.Волковой, В.И.Селиверстова, в которых большое значение приобретает коррекционная направленность логопедического воздействия с опорой на сознательную активность самих детей, поскольку сформированные в процессе индивидуального развития личностные особенности влияют на характер речевой деятельности заикающихся и определяют структуру дефекта.
Результатом исследований научной школы Ю.Б.Некрасовой является создание уникальной методики преодоления тяжелых случаев заикания у подростков и взрослых — групповой логопси-хотерапии, строящейся на глубоком и точном понимании сути психологической специфики группы как общности с конкретными в каждом случае социально-психологическими особенностями отдельного пациента как личности и субъекта познания, общения и труда и обеспечивающей не только и не столько коррекцию нарушенного речепроизводства, сколько достижение положительных изменений в личностных и субъективных характеристиках.
Решение комплексной проблемы речевого нарушения, осложненного другими дефектами развития (интеллектуальной, сенсорной, двигательной недостаточностью), осуществляется в рамках научных школ, базирующихся на фундаментальных исследованиях М.Е.Хватцева. Накопление новых системных представлений в этом направлении способствует развитию межпредметных связей логопедии с другими областями научных знаний, позволяет более эффективно решать проблемы дифференциальной диагностики и коррекции нарушений речи, что повышает результативность логопедического воздействия. У детей с различными проблемами в развитии выявляется сложная структура дефекта, при которой речь оказывается нарушенной как целостная система в языковом и структурно-функциональном отношении. Расстройства в формировании тех или иных компонентов речевой функциональной системы у детей с различными первичными дефектами качественно неоднородны, что позволяет охарактеризовать своеобразную структуру речевого дефекта при разнообразных отклонениях в развитии.
Изучение нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на основе психолингвистического подхода оформилось в авторскую научную школу Р. И.Лалаевой, исследовательские данные которой позволили вскрыть характер несформиро-ванности тех или иных этапов порождения речевого высказывания, выделить разные типы структуры речевого дефекта, варианты проявлений этих типов у умственно отсталых школьников.
Психолингвистический подход реализован и в исследованиях Е.Ф. Соботович — одной из основателей научной школы, разрабатывающей языковую концепцию объяснения механизма алалии, согласно которой недоразвитие речи у детей с этим видом речевой патологии связывается с несформированностью языковых
операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний и с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности, что позволяет выделить алалии с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической системы языка.
Научная школа, созданная Л. С. Волковой, внесла свой вклад в развитие теории логопедии. С учетом ограничения сферы активного взаимодействия с окружающим миром охарактеризованы уровни сформированности речи у слепых и слабовидящих детей. Теоретически и экспериментально доказано, что расстройство речи у детей данной категории представляет собой сложный дефект, в котором прослеживается определенное взаимодействие речевой и зрительной недостаточности, и собственно речевые нарушения не являются единственной причиной речевой аномалии.
В рамках научной школы, основанной Л.В.Лопатиной, с позиций междисциплинарного подхода, базирующегося на совокупности клинических, психологических, лингвистических данных, выявлена различная структура фонетико-фонематического дефекта на основе индивидуально-типологических особенностей детей с различными клиническими формами минимальных дизартриче-ских расстройств.
Установление структуры сложного речевого дефекта у детей с особыми образовательными потребностями может рассматриваться как серьезный шаг в развитии современной логопедии.
Существенную помощь в разрешении ряда неясных вопросов клиники и патогенеза речевых нарушений могут оказать инструментальные, аппаратные методы исследования. В настоящее время благодаря развитию физиологической акустики, использованию разных видов акустической аппаратуры, воспринимающей и преобразующей звуковые сигналы, значительно расширились возможности инструментальных исследований разнообразных речевых характеристик и акустических параметров голоса, позволяющих получать объективные и достоверные данные об особенностях физических свойств звуковых единиц при речевой патологии, по-новому проводить анализ механизмов ее возникновения. Подобный подход к научным исследованиям активно реализуется в рамках научной школы, созданной О.С.Орловой и разрабатывающей проблемы профилактики и преодоления голосовых расстройств.
Вопросы и задания
1.Охарактеризуйте предмет и задачи логопедии.
2. Опишите основные этапы становления логопедии как педагогической науки.
3. Какие виды речевых нарушений встречаются у детей и взрослых?
4. Каковы наиболее распространенные причины возникновения речевых нарушений?
5. Какие подходы реализуются в диагностике и классификации речевых расстройств?
6. В каких учреждениях оказывается логопедическая помощь детям?
7. В каких учреждениях оказывается логопедическая помощь взрослому населению?
8. Раскройте содержание специальных принципов логопедического воздействия.
9. Подготовьте сообщение для семинарского занятия об актуальных проблемах логопедии.
10. Используя специализированные периодические издания, напри
мер журнал «Дефектология» и другие, подготовьте реферат о нескольких
современных научных школах в логопедии.
Литература для самостоятельной работы
Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.
Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 1991.
Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1982. — Т. 2.
Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988.
Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей // Избр. труды. — М., 2005.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
Логопедия / под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской. — М., 1998.
Лопатина Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. — СПб., 2004.
ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
Некрасова Ю. Б. Психологические основы процесса социореабилита-ции заикающихся // Дети с проблемами в развитии. — 2005. — № 2.
Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2005.
Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И.Селиверстова. — М., 1977.
Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979.
Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981.
Туманова Т. В. Нарушения процесса словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). — М., 2005.
Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999.
Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. — М., 1989.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. I low отопка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с дошкольниками. — Л., 1949.
Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова: в 2 ч. - М., 1997.
Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляторного аппарата. — М.,
1969.
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997.
Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. Н. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1996.
Глава 5