Методы воспитания и их характеристика
Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [И.П. Подласый].
А.С. Макаренко считал их «инструментами прикосновения к личности». Методы воспитания проявляют свое содержание через:
· непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования и пр.);
· создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника поступать определенным образом;
· общественное мнение референтной группы, или авторитетного для воспитанника человека, средства массовой информации;
· совместную деятельность воспитателя и воспитанников, общение, игру;
· процессы обучения и самообразования;
· погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям.
Следует помнить, что не существует плохого или хорошего метода воспитания. Эффективность воспитательного процесса во многом определяется последовательностью и логикой применения совокупности методов. В педагогике неоднократно предпринимались попытки систематизировать методы воспитания.
Так, например, Г.И. Щукина (ХХ век)выделяет три группы методов:
1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
3) поощрение и наказание
В более современной классификации Л.И. Маленковой (XXIвек) предлагаете другая группировка методов воспитания:
1) убеждения;
2) стимулирования;
3) организации жизни и деятельности.
Эти классификации методов воспитания очень условны, т. к. в реальном воспитательном процессе используется комплекс методов и прием воспитания.
Группы методов воспитания:
a) Методы формирования сознания личности
- убеждение
- рассказ
- объяснение
- разъяснение
- лекция
- этическая беседа
- внушение
- инструктаж
- диспут
- доклад
- пример
б) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения
- упражнения
- приучение
- педагогическое требование
- общественное мнение
- поручение
- воспитательные ситуации
в) Методы стимулирования поведения деятельности
- соревнования
- поощрение
- наказание
Рассмотрим отдельные методы воспитания, уточняя их отличительные особенности.
Приучение как метод воспитания предполагает культивирование воспитанника способности к организованным действиям и разумном; поведению как условию становления основ нравственности и устойчив форм поведения. Использование данного метода предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Приучение достигается через систему упражнений. Данный метод; способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни: учение, труд, отдых, игру.
Примеркак метод воспитания заключается в убедительном образце для подражания. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспектив стремлений воспитанника быть похожим на идеальный образ или одолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то свойственных негативному образу. В процессе воспитания сила как положительных, так и отрицательных примеров одинаково действенна.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирования новых. Виды поощрений могут быть самыми разнообразным одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок. С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.
Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.
Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.
Виды наказания:
· связанно с наложение дополнительных обязанностей
· лишение или ограничением прав
· выражение моральных порицаний м осуждений
Формы наказаний:
· неодобрение
· замечание
· предупреждение
· обсуждение на собрании
· отстранение от занятий
· исключение
Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
· Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
· Содержание воспитания.
· Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
· Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
· Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
· Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
· Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
· Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
· Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
· Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Методические приемы - это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике.
Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. В конкретной ситуации взаимосвязь между методами носит диалектичный и неоднозначный характер. Например, убеждая воспитанника, воспитатель может использовать в качестве дополнительных аргументов примеры, создавать специальные ситуации воздействия на чувства, сознание, волю ребенка. В то же время убеждение может рассматриваться как прием, когда воспитатель приучает ребенка к выполнению режима работы и отдыха.
Педагогическая задача. Рассмотрите и дайте письменный анализ
Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акции, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.
Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю:
— Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох. Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:
— Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку... Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.
Воп росы и з а д а н и я
1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло.
2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект?
3.О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?