Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз — рука" и коррекцию ее недостатков
Копировщики узоров
Детям предлагается внимательно проанализировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их (рис. 90). После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.
_
1 Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала взрослый предлагает ребенку задания на копирование близко, непосредственно в поле зрения детей расположенных образцов, а затем постепенно их удаляет и располагает, например, на классной доске. В первом варианте находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.
Рис. 90
Нарисуй снежинки
Для украшения группы (класса) к новогоднему празднику всегда необходимо большое количество снежинок. Поэтому взрослый, показывая детям выполненные мелом на доске образцы снежинок, предлагает устроить соревнование: кто сможет сделать самую точную копию какой-либо снежинки? (Рис. 91.)
Выполненные детьми рисунки затем можно использовать для коллективного коллажа, украшения детского сада, школы и т.д.
Сделай, как я!
Для игры потребуется комплект счетных палочек. Дети рассаживаются за столом, и один из них — ведущий — выкладывает за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на 1—2 секунды показывает ее остальным участникам игры и снова закрывает. Дети по памяти должны выложить из своих палочек точно такую же фигуру. После того, как фигуры будут выложены всеми игроками, они сличаются с образцом. Выигрывает тот, кто наиболее правильно скопировал образец, — он становится ведущим.
Рис. 91
Звездочки
Для игры потребуется два игровых поля (рис. 92) — по одному у каждого игрока и 20 маленьких звездочек, которые поровну делятся между ними. Ребенок, начинающий игру, кладет на поле свои две звездочки, в течение 1 секунды демонстрирует сопернику их местоположение и закрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен как можно точнее на своем игровом поле продемонстрировать расположение звездочек на поле соперника. Если задание выполняется правильно, право составить и продемонстрировать образец переходит ко второму игроку.
Рис. 92
Постепенно число выставленных звездочек увеличивается до 10, но время предъявления их расположения на игровом поле остается прежним — 1 секунда.