Понятие технологии воспитания и ее особенности
Технология воспитания— это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно.
Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.
1. Определение четкой конкретной цели. Цель в технологии воспитания, по существу, является гипотетической идеей всего технологического проекта. Оценку качества воспитательной технологии производят по соотнесению полученного результата и цели.
2. Разработка «пакета» теоретических оснований. Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определенные педагогические концепции.
3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности. В качестве этапов технологии воспитания выступают воспитательные ситуации. Целесообразно выделять такие виды воспитательных ситуаций: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая.
4. Анализ результатов (мониторинг — коррекция-рефлексия). Известный теоретик и автор ярких работ по технологии воспитания Н. Е. Щуркова считает, что, оценивая результаты применения технологии воспитания, нужно идти «послойно» от поверхностных признаков изменений воспитанников к глубинным личностным изменениям.
ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ
Систему технологии воспитания можно представить на трех условных уровнях организации воспитания как педагогического процесса.
1. Повседневные технологии воспитания. Они используются для решения типовых задач воспитательного процесса. К таким технологиям относятся достаточно универсальные практики повседневного педагогического общения, например технология поддержания и переключения внимания детей во время беседы с ними, технология разрешения конфликтов детей, технология включения детей в игру, технология предъявления педагогического требования.
2. Ситуативные технологии воспитания. Они разрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощренно манипулирует товарищами и даже взрослыми. Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуации анализа очередной ссоры»:
- задает участникам ссоры вопросы, которые побуждают каждого из них по-своему описать происходящее;
- дает «пострадавшей стороне» понять, что видит ситуацию так же, как она;
- выводит поссорившихся на размышление о том, почему так развивались их отношения;
- обсуждает с детьми варианты разрешения случившегося.
3. Перспективные технологии воспитания.
Такие технологии реализуют определенную модель достаточно длительной организации воспитательного процесса. Они могут быть связаны с конкретными педагогическими функциями воспитателя: своя технология воспитательной работы есть у классного руководителя, у воспитателя загородного лагеря, руководителя детского клуба по интересам, спортивного педагога. Перспективные технологии воспитания могут выстраиваться на основании специфики форм воспитания: технология мероприятия, технология игры, технология коллективного дела. Остановимся подробнее на нескольких перспективных технологиях воспитания.
Технология мероприятия
«Мероприятие» — семантика этого слова достаточно прозрачна: «принятие мер», и авторитарная направленность смысла очень открыта.
Мероприятие — это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников.
Технологический алгоритм воспитательного мероприятия
1. Определение цели.
2. Построение содержания и выбор формы мероприятия.
3. Подготовка мероприятия. Она требует организации нескольких важных моментов.
4. Проведение мероприятия.
5. Анализ итогов мероприятия.
Технология игры
Технологический алгоритм игры в процессе воспитания представлен тремя основными компонентами.
1. Создание у участников игрового состояния.
2. Организация игрового общения.
Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:
- установления личного контакта участников игры;
- добровольного принятия детьми игровой роли;
- установления игровых правил, обязательных для всех участников;
- обеспечение авторитетного судейства, контроля за выполнением правил игры;
- организации общения «от ребенка» (воспитатель должен эмоционально идентифицировать себя с играющими детьми).
Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания. Поэтому профессиональный воспитатель должен уметь играть, осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Типичные проявления игровой позиции воспитателя.
- быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игровому поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);
- проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему детскому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;
- тонко скрытое педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.
3. Организация игрового действия.
Таким образом, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.