Структура образования как социального института.
Социальный институтили общественный институт — это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций, и строится эта деятельность на основе определѐнных норм, правил.
Примеры социальных институтов: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.
Социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, поэтому социальные институты рассматриваются как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определѐнной изменчивостью их функций.
Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций, в связи с этим можно выделить основные функции социальных институтов:
1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2. Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д.
Система образованияотносится к числу важнейших социальных институтов.
С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация ин- дивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению.
В современном обществе основным инструментом социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации — передача культуры и развитие личности, что выражается в функциях образования.
Функции образования носят объективный и системный характер, что связано с тем, что образование как социальный институт складывалось в течение продолжительного времени, его связи с другими социальными институтами претерпевали многочисленные изменения, пока не достигли определенной гармонии.
В настоящее время система образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда прежде, важнейшую, решающую роль в жизни общества. Если исторически приобретение образования было экономически непродуктивной, но престижной принадлежностью представителей узкого, привилегированного слоя элиты, то в настоящее время производительный потенциал общества непосредственно определяется широким распространением специализированного знания. Условием успешного функционирования современной демократической политической системы также является распространение массового образования.
Если смотреть на функции образования в современном обществе самым обобщенным образом, то можно, с известной долей условности, сказать, что они «раскладываются» по двум главным векторам.
1)Гуманитарный и экономический вектор. Гуманитарный вектор обозначает ориентированность образования на человека, его саморазвитие и совершенствование. Здесь образование рассматривается как фундамент культуры, канал трансляции и закрепления тех социальных норм, которые обеспечивают социальный порядок и интеграцию членов общества, создают и укрепляют социальные связи и сплоченность индивидов и общностей.
2)Экономический вектор связан с формированием социально-профессиональной структуры общества, обеспечением экономики необходимым числом работников с соответствующим уровнем подготовки.
Функции образования реализуются сложной, многоуровневой и разветвленной сетью формальных организаций, имеющих долговременные, устойчивые социально-исторические связи как друг с другом, так и с другими социальными институтами — семьи, науки, культуры, экономики, права.
Функции находятся под социальным и государственным контролем в той мере, в которой общество или группы вырабатывают и одобряют целостную концепцию работы образовательных организаций, обеспечивают ресурсы ее развития. Эти функции распространяются на все без исключения уровни общественной жизни (индивидуальный, групповой, социетальный).
Функции образования в экономической сфере.
1. Формирование профессионально-квалификационного состава населения. Образование не просто связано с экономикой — в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием: уровень обучения в любом обществе связан с показателями экономического развития и с благосостоянием народа.
Например, в странах с низким и средним уровнями доходов мальчики и девочки получают только те практические знания, которые нужны им для занятия сельским хозяйством.
Таким образом, состояние экономики является источником более или менее сильного развития образования в различные периоды. Однако следует обратить внимание и на то, что образование как социальный институт базируется и воспроизводит те экономические принципы функционирования общества, которые характерны для его текущего существования. Это воспроизводство социального неравенства, конкурентность, потребительские стандарты.
Образование и профессиональная подготовка имеют огромное значение для роста и развития производства. Массовые и типичные формы образования (школа, среднее и высшее профессиональное образование) выполняют функцию формирования профессионального состава населения монопольно.
Значительная роль в этом процессе принадлежит в развитых странах формам обучения на рабочем месте. Эти формы очень разнообразны, они ориентированы на рабочих, на управленцев и на высококвалифицированных специалистов.
Социальные функции образования.
2. Функция расширения знаний и познания — это особая функция образования, ее задача заключается в формировании установки на дальнейшее расширение и создание определенной системы знаний, на развитие интеллекта.
Образовательные системы, являющиеся частью общества, выполняют и функции инноваций в сфере образования и культуры. Однако здесь действует диалектическое противоречие. С одной стороны, институт образования консервативен, поскольку частые изменения в его системе могут иметь разрушительные последствия. С другой, он не может не реагировать на изменения общества, иначе он окажется невостребованным и будет заменен на иные формы.
Функция социальной стратификации. Все развитые общества с помощью образовательных систем придают индивидам определенные статусы. Выпускники школ получают соответственно аттестаты или справки о полученном ими образовании. Учебные достижения, зафиксированные в этих документах, уже являются первым дифференцирующим признаком. Особенно ярко это видно на примерах медалистов. Дальнейшие статусы достигаются молодежью путем выбора и конкуренции. Здесь уже речь идет о конкурсах в вузы и другие учебные заведения.
Современные общества постоянно производят отбор молодежи для различных профессий и должностей. Причем, помимо самих учебных заведений, подготовка в которых дает их выпускникам определенные шансы для дальнейшего продвижение, получения статусов, существуют и другие формы стратификации. Например, это стипендии различных фондов, студенческие гранты, конкурсы, стажировки, олимпиады и т. д.
Институт образования, как правило, выполняет функцию селекции, выступая посредником в отборе индивидов для определенных типов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу.
Одним из важнейших факторов социальной стратификации, бесспорно, является образование, его уровень и качество. Практически все исследователи образования признают тот факт, что получение образования связано с уровнем дохода.
Реально существующее социальное неравенство порождает неравенство в образовании, отражающееся в социальном составе обучающихся в учебных заведениях различных типов, в возможностях выбора того или иного вида образования, в степени воздействия полученного образования на последующую карьеру и т. д.
Образовательные системы, особенно школа, не воспроизводят неравенство в своих стенах целенаправленно и злонамеренно, они лишь воспроизводят те отношения, на которых строится современный мир, его общее устройство, столь несправедливое для многих.
Теме не менее, в сфере образования должен проявиться универсальный принцип: то, что дороже стоит, то и обладает лучшим качеством (и больше ценится). Такова явная социальная функция системы образования.
Латентная функция образовательной системы выразится в том, что дифференциация в уровне и качестве образования не только выразит и отразит дифференциацию граждан по уровню доходов, но и предоставит своим выпускникам лучшие стартовые условия для социальной мобильности, продвижения по социальной лестнице и занятия соответствующих социальных позиций, т. е. внесет свой вклад в социальную стратификацию общества.
Что касается России, то в настоящих условиях перед ее системой образования стоит проблема решения задач, как содержательного, так и структурно-организационного характера.
С содержательной точки зрения – это задача восстановления и развития в системе образования базовых основ гуманитарного знания, сочетающих в себе лучшие образцы общечеловеческих идеалов и принципов с национальным историко-культурным наследием.
К числу организационных проблем относится проблема сочетания государственных учебных заведений, бесплатного образования с развивающимися
образовательными учреждениями негосударственного, платного образования.
Образовательные подсистемы.Образование в структурном отношении представляет собой сложную и разветвленную систему, включающую различные подсистемы. Каждая из подсистем школа, вуз или другая совокупность организаций, обеспечивающих профессиональное образование, решает свои задачи, имеет свою внутреннюю структуру. Все подсистемы направлены на получение человеком образования и его совершенствование, на его личностное развитие, на формирование качеств гражданина определенного государства и общества.
В Российской Федерации в подсистеме высшего образования существуют следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Все эти учреждения реализуют образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений, а также осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации. Они также ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Формирование образовательных общностей. Образовательными общностями
в области образования выступают различные профессиональные коллективы: работники системы дошкольного образования, учителя, преподаватели техникумов, вузов, студенты и школьники.
Особую группу составляют руководители, управленцы разных звеньев и видов образования. Например, ректорский корпус выполняет не только свои прямые управленческие функции — в общественном сознании он ассоциируется с образовательной элитой.
К основным субъектам вузовской жизнедеятельности относятся:
· руководство вузов (ректорский корпус - ректор, проректоры и деканы) – осуществляет общее руководство, принимает важные решения и тем самым
задает основные направления деятельности вуза;
· преподаватели, студенты, общественные организации.
Преподаватели высшей школы вносят свой субъектный вклад на уровне разработки учебных курсов и программ, а также в процессе трансляции норм и традиций вуза, ориентирующих выпускников на профессиональные образцы поведения и деятельности.
Именно преподавательский состав создает определенное качество обучения,придает вузу тот статус, который фиксируется формально (процедурами аттестации) и существует неформально в виде общественной оценки и востребованности вуза. Субъектная позиция преподавателей важна для вуза и с точки зрения его научной деятельности, публикаций, выпускников магистратуры, аспирантуры и докторантуры.
Студенты в настоящее время предстают в качестве субъектов образовательного процесса в наименьшей степени по сравнению с руководством и преподавателями. Наиболее явно их субъектность проявляется в мотивации на учебу, более полном использовании возможностей, как самих вузов, так и потенциала преподавателей.
Потребности студентов в последние годы стали для вузов заметным ориентиром в формировании учебных программ, ориентации их на новые направления, области практического знания, ранее не представленные в учебных планах. Ориентиром новых потребностей студенчества является востребованность ими спецкурсов по выбору, их собственные предложения.
Воспроизводство образовательных коллективов оказывает большое влияние на развитие самих коллективов, а также на студентов. Сегодняшнее состояние вузов демонстрирует сильное старение коллективов, что ведет к определенной инертности в преподавании и научной работе. Таким образом, идет запаздывание многих вузов в их развитии.
К субъектам образовательной деятельности относятся также и неклассические субъекты образовательной деятельности, что обусловлено общественно-политическими, идеологическими изменениями в современном мире,новым сочетанием глобального, регионального, национально-культурного и личностно-индивидуального .
К числу неклассических субъектов можно отнести:
· религиозные образовательные учреждения;
· образовательные центры различных национально-культурных обществ;
· образовательные программы ТВ и радио;
· образовательные циклы материалов различных журналов и газет;
· образовательные программы региональной и глобальной сети Интернет;
· центры дистанционного обучения, использующие новые средства трансляции знаний и др.
Все эти формы образования вариативны, они активно укореняются в повседневной практике, являются востребованными.
При этом они заметно отличаются от классических форм образования значительно большей гибкостью, быстрой реакцией на спрос населения, большим размахом сроков обучения (от дней до нескольких лет), гибкой структурой содержания образования.
Образовательные подсистемы выполняют различные по объему и направленности функции социального контроля, где социальный контроль – это один из важнейших механизмов общества который позволяет регулировать поведение его членов.
Общество возлагает главные задачи на образовательные системы в том отношении, что в значительной степени именно они знакомят молодых, еще не сформировавшихся граждан с основами социального контроля и способами его воздействия.
Выражается социальный контроль в следующих типичных формах:
· элементарные санкции индивидов или групп;
· влияние общественного мнения;
· институциональное воздействие.
Скажем, в высшем и постдипломном образовании социальный контроль применяется в принятой институциональной форме - система санкций, как в вузе, так и школе, давно отработана и рутинизирована.
Крайними формами здесь выступают системы исключения или, как более мягкие, перевод (в школе) и возможность восстановления в вузе. Все эти формы социального контроля побуждают, инициируют, заставляют индивидов усваивать общие социальные и профессиональные нормы учебных заведений, следовать им в масштабе допустимых отклонений (можно отложить срок сдачи контрольной работы, перенести время экзамена, но нельзя не выполнить этой нормы).
Тем не менее, прежде всего, функцию социального контроля в образовании связывают чаще всего со школой, т. к. в ее стенах дети осваивают формально и направленно, а также неформально основные социальные нормы, позволяющие людям сосуществовать, избегать ненужных конфликтов и т. п.