Структура инновационного процесса
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В.
ДИДАКТИКА
Управление инновационным процессом предполагает знание его структуры и основных законов его протекания. В педагогической науке существуют различные подходы к выделению структурных элементов инновационного процесса. М. М. Поташник отмечает, что инновационный процесс имеет сложное строение, он многообразен по своей структуре, то есть полиструктурен. Автор выделяет следующую иерархию структур: деятельностная, субъектная, уровневая, содержательная, структура жизненного цикла, управленческая структура, организационная структура.
Рассмотрим более подробно каждую структуру.
Деятельностная структура включает в себя совокупность следующих компонентов: мотивы ‒ цель ‒ задачи ‒ содержание ‒ формы-методы ‒ результаты.
Все начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (руководителя, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, конкретизации их в определенной системе задач, разработки содержания инновации. Названные компоненты деятельности реализуются в определенных условиях (временных, морально-психологических, гигиенических, материальных, финансовых).
Субъектная структура ‒ инновационная деятельность всех субъектов развития: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Субъектная структура учитывает не только функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса, но и отражает отношения участников планируемых частных-нововведений.
Уровневая структура ‒ инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях. Управление процессом развития конкретной школы требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, муниципальном (районном, городском) и региональном уровнях.
Структура жизненного цикла выражается в следующей логике: возникновение (старт) ‒ быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) ‒ зрелость ‒ освоение ‒ диффузия (проникновение, распространение) ‒ насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов) ‒ рутинизация ‒ кризис (исчерпанность возможностей применить его в новых областях) ‒ иррадиация (модернизация новшества).
Управленческая структура ‒ взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование ‒ организация ‒ руководство ‒ контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или программы развития школы, затем организуется деятельность школы по реализации этой программы и контроль ее результатов.
Организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический ‒ прогностический ‒ собственно организационный ‒ практический ‒ обобщающий ‒ внедренческий.
Все приведенные структуры органично взаимосвязаны по вертикали и по горизонтали[55].
Типология педагогических нововведений
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
ХУТОРСКОЙ А. В.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА -
РЫЧАГ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, методах, технологиях и средствах обучения, в системе диагностики, контроле и оценке результатов…
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.
5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т. п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т. п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением[56].